Рабочая программа по внеурочной деятельности " Психология общения" 5-9 классы
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Психология общения" 5-9 классы

Оценка 4.8
rtf
31.03.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Психология общения" 5-9 классы
рабочая программа.rtf

1. Результаты основания курса

Рабочая программа внеурочной деятельности психологического развития
подростков «Психология общения » для 5-9 классов, составлена на основе:
-
ФЗ- 273 « Об образовании в РФ»;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования;
-
Концепция модернизации дополнительного образования детей
Российской Федерации.
-
Методические рекомендации Российской академии образования ( письмо Минобрнауки от07.08.2015 г. 08-1228) и рекомендациями по организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края ( письмо Министерства образования и науки Краснодаского края от 30.09.2015 г. 47-1509/15-14)
-
Устава школы.
  
Результатом освоения курса работы заключается в важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка.
Ведущими идеями современной школы являются идеи гуманизации
образовательного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется
личности ученика как субъекту учебного процесса, равноправному партнеру
общения. Такой подход к организации образовательного процесса предполагает
умение всех участников вести диалог, выбирать необходимые формы и
средства общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать
(
сотрудничать) как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Несомненно,
ведущую роль в этом играет педагог как более опытный, знающий,
компетентный участник субъектно-субъектных отношений. Однако эта
ситуация ставит и обучающихся в позицию выбора, что делает актуальным его
способность к рефлексии и самооценке. Не менее важным становится умение
эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные
способы и средства общения. Поэтому у школьников возникает необходимость
в получении психологических знаний.
С другой стороны, с переходом из начальной школы в школу II ступени
школьник вступает в новую фазу своего психического развития: он становится
младшим подростком. Соответственно меняется ведущий вид деятельности. На
первый план выходит общение как средство познания себя и окружающего
мира. Но конструктивное общение невозможно без
осознания собственного “Я”, своих особенностей и потребностей, поэтому идет
интенсивный поиск, происходит половая и ролевая самоидентификация.
Однако общение также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его
как личности, равноправного партнера по общению, а необходимых знаний у
подростка нет. Возникают своеобразные ножницы. Подросток ищет выход из
ситуации, некомфортной для него, но путей решения данной проблемы он не
знает. Все это приводит к снижению самооценки, повышению уровня
тревожности. По результатам психологических исследований, более 60%
младших подростков показывают заниженную самооценку.
3
Анализ сложившейся педагогической ситуации позволил выявить
следующее назначение курса:
удовлетворить потребность подростков в общении как ведущим видом
деятельности путём повышения уровня развития коммуникативных умений
обучающихся;
-
удовлетворить потребность подростков быть понятыми и принятыми
другими и научить понимать и принимать других;
 -
удовлетворить потребностью обучающихся в творческой самореализации,
и сформировать у них умениями, необходимыми для творческой
деятельности.
Данную программу  предполагает  одну из возможностей
повышения компетентности учащихся в поисках жизненного пути,
самопознания, развития коммуникативных навыков, способов творческой
деятельности.

Принципы построения программы:
-
Диалогизация образовательного процесса (активное взаимодействие
педагога и учащихся в процессе общения)
-
Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей
обучающихся).
-
Персонификация обучения (получаемые учащимися знания должны
иметь личностный смысл).
-
Интеграция знаний и умений (компетентностный подход).
Цель программы: формирование личностных качеств как основы
взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе
социального становления через самопознание, общение, деятельность, а
также создание новой когнитивной модели жизнедеятельности.

Задачи:
-
формирование позитивной самооценки, самоуважения;
-
развитие позитивной оценки учащегося;
-
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями
партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и
чутко относиться к людям, сопереживать;
-
развитие, совершенствование навыков саморегуляции;
-
овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим
миром;
-
развитие эмоциональной сферы;
-
формирование умения управлять своими эмоциональными состояниями;
-
развитие общеучебных умений и навыков;
-
развитие познавательных способностей;
-
формирование умения решать творческие задачи.
Назначение программы.

Под позитивной самооценкой понимается положительное отношение к
своему «внутреннему Я», принятие себя, своих качеств, возможностей,
способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в
единстве рационального, отражающего знания человека о себе, и
эмоциональное отражение того, как он воспринимает и оценивает эти знания.
Формирование самооценки связанно с активными действиями подростка, с
самонаблюдением и контролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают
его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то
отнестись к себе оценить свои умения что-то делать, подчиняться
определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества
личности. Осознание не появиться автоматически: надо учить подростка видеть
и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других
людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями
окружающих.
Особенности восприятия своих чувств и эмоциональных состояний другого
человека связанны с общим уровнем социокультурного развития способностью
адекватно опознавать вид эмоционального состояния и степень обобщённости
эмоциональных представлений. Формирование способности восприятия и
осознание эмоциональных состояний происходит в процессе
коммуникативного общения и обусловлено личным опытом ребёнка. Обучение
пониманию эмоционального мира связано с бережным отношением к своей и
чужой жизни.
Освоение опыта сотрудничества со сверстниками повышает эффективность
учебной деятельности, способствует формированию позитивной самооценки и
уверенности в себе. Умение сотрудничать включает умение слушать, вступать
в диалог, умение задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении
проблем, отстаивать свою точку зрения, умение интегрироваться в группу,
строить продуктивное взаимодействие, учитывать позиции других людей.
Только взаимодействуя со сверстником, ребёнок может стать равным
партнёром. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка,
которая позволяет оценить ребёнку себя на уровне реальных возможностей.
Освоение способов саморазвития включает непрерывное самопознание,
развитие личностных качеств, на основе взаимодействия с другими,
формирование психологической грамотности и культуры мышления.
Описание ценностных ориентиров курса
-
Ценность истины ценность научного познания как часть культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия.
-
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию
мира, самосовершенствованию.
-
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
деятельности.
-
Ценность свободы, как свободы выбора и предъявления человеком своих
мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами и
правилами поведения в обществе.
Универсальные учебные действия, которые развиваются в процессе освоения
курса «Психология общения»:
Личностными результатами занятий являются следующие умения:
-
Оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами,
-
Знания моральных норм;
-
Развивать познавательные интересы;
-
Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными
ценностями
Средством достижения этих результатов служат: игры и задания, развивающие
психологические процессы; развитие смыслообразования, развитие
самопознания.
Метапредметными результатами занятий являются:
Регулятивные УУД:
-
Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью
учителя;
-
Проговаривать последовательность действий на занятиях;
-
Учиться высказывать свое предположение (версию);
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология
психологического саморегулирования.
Познавательные УУД:
-
Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;
-
Умение находить ответы на вопросы;
-
Делать выводы в результате совместной работы класса с учителем.
Средством формирования познавательных УУД служат логические,
проблемные задания.
Коммуникативные УУД:
-
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-
Слушать и понимать речь других;
-
Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и
следовать им;
-
Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера,
исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем,
интегрироваться в группу сверстников.


2.
Содержание курса внеурочной деятельности , формы организации и виды деятельности
Первый блок «Добро пожаловать в группу». Задания, игры, упражнения
этого блока ориентируются на широкое использование обучающего эффекта
группового взаимодействия, создание единого психологического пространства
и системы обратной связи.
Второй блок «Я+Я». Работа над этим блоком позволяет подростку
определить себя как личность, даёт ему возможность осознать свою ценность
и повысить самооценку.
Третий блок «Я и моё окружение». Человек и природа. Биологическое и
социальное в человеке. Роль социального фактора для становления личности.
Индивид. Личность. Индивидуальность. Этапы развития личности. Проявление
личности в поведении и поступках. Уникальность личности.
Четвёртый блок «Я и мои эмоции». Эмоции и чувства человека, их
сходство и различие. Роль эмоций и чувств в жизни человека. Связь эмоций и
чувств с изменениями в функциях организма. Мимика, пантомимика, жесты как
внешние проявления эмоционального состояния человека. Понятие о
настроении, его влияние на деятельность и поведение человека. Способы
практического психологического воздействия на человека. Способы
саморегуляции.

Пятый блок «Доверие. Сплочение». На наш взгляд, в ходе проведения
групповых занятий доверительность не только выступает в качестве
коллективного эксперта по отношению к каждому участнику, но и
способствует большей искренности детей, влияет на стиль взаимодействия
участников в ходе выполнения заданий. Используются упражнения и игры,
способствующие развитию доверия. Доверие способность принимать себя
или других людей в их неповторимости, такими, какие они есть. Доверие это
позитивная установка по отношению к отдельным способам поведения,
которыми обладает человек или которые от него ожидаются.
Шестой блок «Приобретаем друзей». Дружба и друзья. Что помогает и
что мешает дружбе. Одиночество. Знакомство. Помогаем сами и принимаем
помощь. Просим прощения. Я член команды.
Седьмой блок «Агрессия». Работа над этим блоком позволяет
сформировать ценностные ориентации ребёнка и научиться приемлемым
способам выражения гнева и агрессии.

Восьмой блок «Страх, тревожность». Работа над этим блоком
позволяет найти ребёнку пути реализации потребности в защищенности и
принадлежности, в актуальных знаниях и умениях, любви и признании, поиске
авторитета и смысла жизни.
Девятый блок «Уверенность». Работа над этим блоком учит техникам
противостояния манипуляциям, как при необходимости давать отпор, как быть
свободным от страхов, сомнений. Позволяет научиться понимать разницу
между уверенным и агрессивным поведением.
Десятый блок «Развитие социально-коммуникативных навыков». В
процессе работы над этим блоком происходит обучение активному общению,
что позволяет ребёнку самому формировать навыки и умения общаться
продуктивно, основываясь на собственном опыте, который как раз и
нарабатывается на групповых занятиях, где человек может лучше понять
самого себя через понимание других людей.
Форма и объем занятий
Программа включает в себя 170 занятий , 34 занятия в год, 5 лет.
Занятия проходят 1 раз в неделю, длительность занятий 45 минут.
Количество обучающихся в группе 10 - 15 человек. Участники
программы: подростки 11 -16 лет.
Программа состоит из практических занятий, каждое из которых
включает в себя информационный блок и тренинговые упражнения.
Комплектование группы проводится по принципу добровольности и
информированности с созданием атмосферы открытости и спонтанности, где
каждый участник может поделиться своими чувствами и опытом без боязни.
Возникающее чувство групповой сплоченности важная характеристика
процесса, поэтому после второго занятия группа «закрывается» и новые
участники к ней не присоединяются, даже если из первоначального состава кто-
то выбыл.

Структура занятия
1.
Ритуал приветствия является важным моментом работы с группой,
позволяющим объединять детей, создавая атмосферу группового
доверия.
2.
Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем
они занимались в последний раз, что запомнилось, зачем они это делали.
3.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние
детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на
продуктивную групповую деятельность. Позволяет активизировать
детей, поднять их настроение, или снять чрезмерное напряжение.
4.
Основная часть представляет собой совокупность психотехнических
упражнений и приёмов, направленных на решение задач развивающего
комплекса. Последовательность предполагает чередование
деятельностей, смену психофизического состояния детей.
5.
Заключительная часть предполагает ретроспективную оценку занятий в
двух аспектах: эмоциональном и смысловом. Дети дают эмоциональную
обратную связь друг другу и психологу; сами или с помощью взрослого
отвечают на вопрос как может помочь им в жизни полученный опыт
переживаний и взаимоотношений.

Методы и приемы работы:
-
когнитивно-поведенческие тренинги;
-
ролевая игра;
-
диспуты;
-
тренинги, ориентированные на формирование адекватной самооценки;
-
игровая терапия и арт-терапия;
-
музыкотерапия;
-
наблюдение за коммуникативным поведением других;
-
ароматерапия (набор ароматических масел);
-
развитие сенсорики, цвето- и светотерапия;
-
техники позитивной психотерапии;
-
групповая дискуссия;
-
психогимнастик

Критерии оценки.
На уроках психологического развития не ставятся отметки, но
оценивание осуществляется обязательно. Ученики на этих уроках избавляются
от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как
никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей
принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного
обсуждения дети приходят к правильному решению. У них постепенно

Результаты основания курса

Результаты основания курса

Анализ сложившейся педагогической ситуации позволил выявить следующее назначение курса : - удовлетворить потребность подростков в общении как ведущим видом деятельности путём повышения уровня развития коммуникативных…

Анализ сложившейся педагогической ситуации позволил выявить следующее назначение курса : - удовлетворить потребность подростков в общении как ведущим видом деятельности путём повышения уровня развития коммуникативных…

Под позитивной самооценкой понимается положительное отношение к своему «внутреннему

Под позитивной самооценкой понимается положительное отношение к своему «внутреннему

Психология общения» : Личностными результатами занятий являются следующие умения : -

Психология общения» : Личностными результатами занятий являются следующие умения : -

Второй блок «Я + Я» . Работа над этим блоком позволяет подростку определить себя как личность , даёт ему возможность осознать свою ценность и повысить…

Второй блок «Я + Я» . Работа над этим блоком позволяет подростку определить себя как личность , даёт ему возможность осознать свою ценность и повысить…

Занятия проходят 1 раз в неделю , длительность занятий 45 минут

Занятия проходят 1 раз в неделю , длительность занятий 45 минут

На уроках психологического развития не ставятся отметки , но оценивание осуществляется обязательно

На уроках психологического развития не ставятся отметки , но оценивание осуществляется обязательно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2020