Рабочая программа внеурочной деятельности
«Школа развития речи»
4 класс
Мусатова Наталия Александровна
ГБОУ Школа № 814
Учитель начальных классов
Москва
2019-2020 уч.г.
Пояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
· коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
· познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
· личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
· Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
· Слово
· Предложение и словосочетание
· Текст
· Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
· личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
·личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
·деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.
Контрольно-измерительные материалы, предусмотренные ………
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. В неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Программа курса «Школа развития речи». Техника и выразительность речи.
4 класс
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематический план
Содержание тематического блока |
Всего часов |
Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
«Общие понятия» (ч) |
||
Слово.
Речь. Техника и выразительность речи.
Текст.
Предложение и словосочетание.
|
9
6
18
в течение всего курса |
Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова.
Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст.
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи.
Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
|
Календарно-тематическое планирование
4 класс
Дата |
Тема занятия |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 |
2 |
4 |
6 |
4.09 |
Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры. |
Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами. |
Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах. |
11.09 |
Фразеологизмы.
|
Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами. |
Формирование представления о фразеологиз- мах. Уметь определять слова с переносным значением слова. |
18.09 |
Фразеологизмы |
Составить рассказ, используя фразеологизмы. |
Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. |
25.09 |
Диалектизмы. |
Значение диалектизмов в литературном языке. |
Формирование представления о диалектиз- мах. Диалекты в литератур- ном языке. |
2.10 |
Сравнение, эпитеты, олицетворение. |
Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. |
Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи. |
16.10 |
Метафора. |
Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. |
Роль метафоры в художествен- ном тексте.
|
23.10 |
Пословицы и поговорки. Афоризмы. |
Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. |
Умение уместного употребления пословиц в речи. |
30.10 |
Сочинение по пословице. |
Составлять текст по заданной пословице. |
Умение раскрывать смысл пословицы. |
6.11 |
Анализ сочинений по пословицам. |
Работа над орфографическими и речевыми ошибками. |
Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. |
13.11 |
Художественный стиль. Общее понятие. |
Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. |
Умение составлять текст в художественном стиле. |
27.11 |
Сочинение – пейзажная зарисовка. |
Подбор образных средств для написания сочинения. |
Умение составлять текст в художествен- ном стиле. |
4.12 |
Рифма. |
Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте. |
Умение определять стихи, определенный ритм. |
11.12 |
Диалог и монолог. |
Определение в тексте диалогов, монологов. |
Диалог и монолог как форма речи. |
18.12 |
Драматические импровизации. |
Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа. |
Уметь трансформировать рассказ в пьесу. |
25.12 |
Драматические импровизации. |
Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома». |
Уметь трансформировать рассказ в пьесу. |
15.01 |
Композиция текста. Основные элементы композиции. |
Знакомство с элементами композиции текста. |
Уметь определять все части текста. |
22.01 |
Композиция. Работа с деформирован- ным текстом. |
Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. |
Уметь определять элементы композиции текста. |
29.01 |
Творческая работа. |
Письмо сочинения на определенную тему. |
Писать сочинение на определенную тему. |
5.02 |
Сочинение – миниатюра в художественном стиле. |
Письмо сочинения в художественном стиле. |
Составлять текст в художественном стиле. |
12.02 |
Творческая работа. |
Письмо сочинения «наоборот». |
Сочинение сказки по опоре. |
26.02 |
Публицистический стиль. |
Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. |
Уметь писать сочинения в публицистическом стиле. |
5.03 |
Газетно – публицистический стиль. |
Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля. |
Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. |
12.03 |
Деловая игра «Вёрстка газеты». |
Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. |
Формирование умения выпускать стенную газету. |
19.03 |
Официально – деловой стиль. |
Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. |
Формировать умение написания деловых документов. |
26.03 |
Тезисы. Конспект. |
Составления конспекта. |
Формировать умение написания конспектов статей. |
2.04 |
Аннотация. |
Написание аннотации к любимой книге. |
Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам. |
16.04 |
Я пишу письмо. |
Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. |
Формирование умения оформления адреса на письме. |
23.04 |
Личный дневник. |
Важность ведения личного дневника. |
Умение вести записи в личном дневнике. |
30.04 |
Сочинение «Мои любимые стихи». |
Выбирать любимых поэтов, любимые стихи. |
Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии. |
7.05 |
Сочини сценарий для мультфильма. |
Придумать тему, каждому герою роль. |
Формирование навыка составления мультфильма. |
14.05 |
Конкурс на лучшее название конфет. |
Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий. |
Оформление своих исследований в виде презентации. |
21.05 28.05 |
Обобщение. Проверочная работа. |
Лингвистический турнир. |
Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации |
Литература:
Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.