Предмет: Русский язык УМК «Перспектива»
Класс: 4 класс
Тема: Имя числительное – часть речи
Урок открытия новых знаний
Технология: проблемное обучение
Технологическая карта урока
Тип урока |
Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода) |
Дидактическая цель |
Создать условия для открытия нового знания учащимися; Сформировать у учащихся знания об имени числительном как о самостоятельной части речи |
Планируемые результаты |
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Метапредметные: - Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. - Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Предметные: - умение узнавать имя числительное в ряду слов; - Уметь различать порядковые и количественные числительные. -Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка. |
Основные понятия |
Имя числительное, порядковые и количественные числительные. |
Ресурсы: - основные
-дополнительные |
- тетрадь -учебник Л.Ф.Климанова , Т.В.Бабушкина «Русский язык», 4 класс, 2 часть; раздаточный материал для работы в группах, приложение, компьютер, проектор. конверт А4 с маленькими конвертами внутри (надписи на маленьких конвертах: имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, местоимение и чистый конверт без надписи) и карточками со словами. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах. |
Межпредметные связи |
Математика, окружающий мир. |
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний
|
У. Проверьте, пожалуйста – все ли готово к уроку. У нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь. Прозвенел звонок, Начинается урок… Садитесь, пожалуйста. -Откройте тетради, запишите число, «классная работа». У. Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Работа в группах Сейчас мы будем работать в группах. Вспомните правила работы в группе. Итак. Давайте вспомним ранее изученное. У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами. Ваша задача – разложить эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача –не скорость, а качество выполнения. На выполнение задания 4 мин. Прочитайте надписи на конвертах. Если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи. Проверим, что у нас получилось. Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя существительное» Д. карандаш, урок, прыжок, сон. У. Докажите, что эти слова являются существительными. Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить? Дайте характеристику имени существительному, как части речи. Д. Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?» Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя прилагательное» Д. высокий, грустный, умный, быстрый У. Спасибо. Согласны? Дайте характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто ответит? Д.: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением. Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Глагол» Д. сплю, выучи, считать, вычитать. У. Спасибо. Все ли согласны? Кто даст характеристику глаголу? Д.: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?») Группа № 4 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «»Местоимения» Д: нас, они, ты,мой У.Спасибо. Все ли согласны? Дайте, пожалуйста, характеристику местоимению. Д. Местоимение – это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его. |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
|
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания |
У. Какие же слова остались? Почему? Д. один, второй, сорок, шестой, Они не относятся к изученным частям речи. У. Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи, значит, они чем-то существенно отличаются. Сформулируйте цель нашего урока. Д: определить часть речи, узнать, как она называется, на какие вопросы отвечает, что обозначает Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи. -На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи? -На какие вопросы отвечает, что обозначает. -Задайте вопросы к словам, запишите в тетрадь. -Один (сколько?), сорок (сколько?), второй (какой?), шестой (какой) записать -А что обозначают (называют) эти слова? -Количество предметов, порядок предметов при счете. Как мы можем назвать такую часть речи? А может кто-то из вас знает как называются эти слова? Д. числовик, численник, числительное. - Определите тему урока. У. Верно! В русском языке эта часть речи называется имя числительное. Кто попробует сформулировать новое знание об этой части речи? У. Правильно ли я тебя поняла? Ты хотел сказать, то имя числительное – это часть речи, которая обозначает порядок при счете или количество предметов? Где мы можем проверить наше предположение У. Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник. Приложение – профессор Самоваров. Итак. Мы поставили перед собой задачу - определить часть речи и мы её определили. -Обратите внимание на записанные числительные. Можно ли их поделить на группы? -Да. -По какому признаку будете делить? -По вопросам. -Какие числительные будут в первой группе? - один, сорок. -Во второй группе? - второй, шестой. -Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько? - Количество предметов. - Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой? - Порядок предметов при счете. -Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие порядковыми? -Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные. -Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые. -Сравним наше открытие с выводом в учебнике на с.111 (Читает правило ученик) Физкультминутка. |
|
4. Применение нового знания
6.Закрепление знаний (Самостоятельная работа)
Итог. Рефлексия.
Домашнее задание
|
Игра с мячом «Волшебники» -Превратите количественные числительные в порядковые числительные. (Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.) Закрепление знаний (Самостоятельная работа) Пришло время закрепить новые знания. Для этого выполним упражнения. Учебник с.110 упр.184. Проверка выполнения самостоятельной работы. - С какой новой частью речи познакомились на уроке? - С именем числительным. - Чему учились на уроке? - Находить количественные и порядковые числительные. «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой». Сегодня на уроке …(слайд) Я узнал….. я вспомнил … я повторил … мне понравилось … мне было трудно … Наш урок подошел к концу. с.110 правило учить, с.111 упр.187 |
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в группе
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.