Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения
Оценка 4.8

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения

Оценка 4.8
Педсоветы +1
doc
русский язык
1 кл—4 кл
16.10.2022
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения
Данная тема актуальна
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и лит.чтения.doc

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения.

                                                            Калашникова Н.А.,

учитель начальных классов, 

1 кв. категория,

Гимназия  г.Лабытнанги

 

  Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Каковы критерии функционально грамотной личности?

1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

   Актуальность темы обусловлена противоречиями: между необходимостью целевой установки на формирование функциональной грамотности и педагогами, которые в силу своего накопленного опыта продолжают на практике обучение, направленное на формирование основных знаний, умений и навыков. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.

Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. В опытно-педагогической работе, необходимо ориентироваться на предметные результаты освоения содержательной линии начального языкового образования: позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, регулятивных и коммуникативных задач.

От того, будут ли сформированы эти умения и навыки у младшего школьника, зависит его дальнейшее обучение в школе и будущее в целом. Поэтому формирование простых навыков правописания и речи недостаточно, необходимо развивать функциональную грамотность у младших школьников.

 Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.
Основная задача педагога – обеспечить обучающимся получение качественного образования с учетом их потребностей и особенностей, обеспечить формирование функционально грамотной личности.

  На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Можно развивать функциональную грамотность учащихся в сфере письменной деятельности с опорой на онлайн-методики :подготовка проектов с помощью досок Trello и создание  дискуссий на онлайн-досках Padlet.Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить школьников функциональной грамотности.
Функциональная грамотность — что это? Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя: Математическую Финансовую Естественнонаучную Глобальные компетенции Читательскую Критическое мышление

Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова, издание «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя» «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; Способностью строить социальные отношения; Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Функциональное чтение

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

Поиск информации

Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении

Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.

Применение информации для решения своих задач.

Глобальные компетенции Как ученики воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур? Источник: https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/
Все перечисленные вопросы, ценности, а также сами навыки, получили отражение в Федеральных стандартах. Более подробно с темой  можно ознакомиться на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» — Центр оценки качества образования. http://centeroko.ru/projects.html
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/

Как развивать у обучающихся в начальной школе функциональную грамотность по русскому языку, чтобы достичь требований результатов ФГОС? Для того, чтобы у обучающихся на уроках русского языка  и литературного чтения  развивалась функциональная грамотность, необходимо, чтобы у него был, прежде всего, интерес к данному предмету. Учителям начальной школы необходимо развивать интерес обучающихся к изучению русского языка посредством самого языка, а именно: показать обучающимся богатство и систематичность языка, тщательно отбирать материал для занятий и ответственно подходить к построению каждого урока.

 

Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма

Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».

Прием «Лови ошибку» для формирования грамотного письма

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами.В третьем и четвёртом классах этот приём я часто использую в викторинах, КВНах, например, в конкурсе капитанов.

 Приём«Лови ошибку» для создания проблемной ситуации. Например, на уроке при изучении темы «Удвоенные согласные» дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:

Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» - приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Приемы «Своя опора», «Ключевые слова», которые научат ребенка работать с информацией.

Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний.

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.

«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.

Приёмы «Чтение с остановками» и «Своя опора»

Работа в группах.

Задание 1: Прочитать рассказ, составить схему к рассказу.

Задание 2: Обозначьте цифрами  правильный порядок развития событий в рассказе.

Задание 3: Какие признаки доказывают, что мы прочитали рассказ?

Задание 4: Вспомните другие поучительные рассказы. Оцените свою работу в группах

Системно-деятельностный подход в обучении. Компьютерно-цифровые технологии помогут развивать навыки письма учащихся с ориентацией на формирование функциональной грамотности. Эти онлайн-инструменты призваны сделать обучение более увлекательным, практикоориентированным, разнообразным и эргономичным.Режим доступа: https://sites.google.com/site/sisdpodhod

https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/omofony-opredelenie-i-primery-v-predlozheniyah.html 

http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7519-treningi-dlya-razvitiya-navyka-bystrogo-chteniya.html

https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov/

 

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность младших школьников, соответствующая их возрастной ступени.

Таким образом, в условиях развития общества традиционная элементарная грамотность становится недостаточной для современного человека.

Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.

Предметы «Русский язык» и «Литературное  чтение»  играют важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Их содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций, они являются основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать. Если  наше  поколение не  сделает  невозможного, нас  ожидает  немыслимое.


Скачано с www.znanio.ru

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения

От того, будут ли сформированы эти умения и навыки у младшего школьника, зависит его дальнейшее обучение в школе и будущее в целом

От того, будут ли сформированы эти умения и навыки у младшего школьника, зависит его дальнейшее обучение в школе и будущее в целом

Функциональная грамотность — что это?

Функциональная грамотность — что это?

Источник: https://rosuchebnik

Источник: https://rosuchebnik

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируется функциональная…

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируется функциональная…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2022