ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для учащихся 1-4 классов
«Занимательная грамматика»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» |
Основание разработки программы |
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2. Учебного плана МБОУ гимназии № 72 на 2019-2020 учебный год, в котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса. |
Цель программы |
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы |
Май - июнь 2020 год. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Разработчик программы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Основные положения содержания и структуры.
1. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
2. Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
ЗАДАЧИ:
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Программа рассчитана на 10 часов (2 ч в неделю) с 1-4 классы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты:
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Дистанционные образовательные технологий и электронное обучение.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
Год обучения |
Всего часов |
Теоретические занятия |
1. |
Первый год |
10 |
10 |
2. |
Второй год |
10 |
10 |
3. |
Третий год |
10 |
10 |
4. |
Четвертый год |
10 |
10 |
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Краткое содержание. |
1. |
В Страну Слов. Первые встречи |
1 |
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». |
2. |
К несметным сокровищам Страны Слов. |
1 |
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». |
3. |
К тайнам звуков и букв |
1 |
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». |
4. |
В глубь веков на Машине времени |
1 |
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. |
5. |
. В Королевстве Ошибок. |
1 |
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. |
6. |
В удивительном городе Неслове. |
1 |
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток». |
7. |
Чудеса в Стране Слов. |
1 |
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. |
8. |
К словам разнообразным, одинаковым, но разным. |
1 |
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. |
9. |
На карнавале слов |
1 |
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. |
10. |
К словам – родственникам. Почему их так назвали? |
1 |
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». |
|
всего |
10 |
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы
пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные
слова.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове,
выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Краткое содержание. |
1. |
Древние письмена. |
1 |
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. |
2. |
Как возникла наша письменность? |
1 |
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». |
3. |
Тайны фонемы |
1 |
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». |
4. |
Опасные согласные. |
1 |
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». |
5. |
Ваши старые знакомые. Практическое занятие. |
1 |
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. |
6. |
Правила о непроизносимых согласных |
1 |
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. |
7. |
Строительная работа морфем. |
1 |
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. |
8. |
Кто командует корнями? |
1 |
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. |
9. |
«Не лезьте за словом в карман!» |
1 |
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения. |
10. |
«Пересаженные» корни |
1 |
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения. |
|
всего |
10 |
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков. Состав
слова.
Признаки родственных слов. Виды
пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно
со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Краткое содержание. |
1. |
Сказочное царство слов. |
1 |
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок |
2. |
В гостях у слов родственников |
1 |
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. |
3. |
Добрые слова |
1 |
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. |
4. |
Экскурсия в прошлое |
1 |
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. |
5. |
Новые слова в русском языке |
1 |
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка». |
6. |
Крылатые слова |
1 |
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». |
7. |
В стране Сочинителей |
1 |
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. |
8. |
Праздник творчества и игры. |
1 |
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. |
9. |
Трудные слова |
1 |
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. |
10. |
Занимательное словообразование |
1 |
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. |
|
всего |
10 |
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Признаки частей речи
(имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и
предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Различать приставки и предлоги.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Краткое содержание. |
1. |
Что такое орфоэпия? |
1 |
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. |
2. |
Имена вещей. |
1 |
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся. |
3. |
О словарях энциклопедических и лингвистических. |
1 |
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. |
4. |
Фразеологические обороты. |
1 |
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». |
5. |
Мы говорим его стихами. |
1 |
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся. |
6. |
Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. |
1 |
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. |
7. |
Научная этимология. |
1 |
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, работа с этимологическим словарем. |
8. |
Слова уходящие и слова – новички. |
1 |
Изучение особенностей устаревших слов-архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. |
9. |
Откуда пришли наши имена |
1 |
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». |
10. |
Шарады и логогрифы |
1 |
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. |
|
всего |
10 |
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
отличительные признаки основных языковых единиц;
основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
слова, словосочетания, предложения, текста;
основные орфографические и пунктуационные правила;
о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
Обучающиеся должны уметь:
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.