Программа внеурочной деятельности
для 5 – 6 классов
«Мир песни» 1 час в неделю (всего 34 часа)
|
|
|
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир песни» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа предполагает введение дополнительной деятельности подростков в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 5-х классов в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Задачи:
· формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
· формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
· развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;
· воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;
· развитие навыков музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
II. Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период предмутационного и мутационного периода формирования певческих навыков. Работа по вокальному музицированию в разных формах: групповой, ансамблевой, сольной, музыкально-пластическим интонированием и двигательными импровизациями, способствуют раскрепощению во время исполнения и облегчению вокальных трудностей, связанных с мутационными перестройками голосового аппарата в раннем подростковом возрасте (особенно у мальчиков).
Возраст детей, участвующих в реализации программы 11 – 14 лет.
Сроки реализации программы – 3 года, занятия проводятся 1 раза в неделю, 34 часа в год. Продолжительность 1 занятия 45 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии активных форм вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Формы организации вокальной деятельности:
· музыкальные занятия;
· занятия – концерт;
· репетиции;
· творческие отчеты.
Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
· вокально-хоровая работа;
· хоровое сольфеджио;
· ансамблевое музицирование;
· сольное пение;
· занятия по музыкальной грамоте;
· музыкально-ритмические упражнения;
· дыхательная гимнастика;
· музыкально-пластическое интонирование;
· движение под музыку;
· двигательные импровизации.
III. Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Школа №2» на внеурочную деятельность программы «Мир песни» - сольное, групповое, ансамблевое музицирование в 5-х классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю, 34 часа в год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
· формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
· формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
· формирование эмоциональное отношение к искусству;
· формирование духовно-нравственных оснований;
· реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
· планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
· самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
· выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
· участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
· уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
· применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
· использовать знаково-символические средства для решения задач;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
· разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;
· постижение нотной грамоты;
· знание особенностей музыкального языка;
· применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
· выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
· создание коллективных музыкально-пластических композиций;
· исполнение вокальных произведений разных жанров.
VI. Содержание учебного курса.
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
«Нотная грамота» - 3 часа.
Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
«Хоровое сольфеджио» - 3 часа.
Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.
«Исполнение, а капелла и с сопровождением» - 5 часов.
Интонирование мелодии, а капелла и с сопровождением; сольное и ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.
«Работа с фонограммой» - 5 часов.
Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.
«Работа с микрофоном» - 3 часа.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.
«Сценическое движение и культура» - 5 часов.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
«Работа над репертуаром» - 10 часов.
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
VII. Календарно-тематическое планирование (одинаковое для каждого года обучения с постепенным усложнением).
№ |
Тема |
Основные понятия |
Планируемые результаты |
Вид контроля |
Период проведения (план) |
|
предметные |
метапредметные |
|||||
1. |
Нотная грамота (3 часа) |
Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ, басовый ключ, нотные знаки, тональности до 2-х знаков |
реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции.
|
Личностные: творческая самореализация на занятии; Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли в творчестве.
|
См. работа |
сентябрь |
2. |
Хоровое сольфеджио (3 часа) |
Интервал, интонирование, координация, мелодия |
Исполнение, сочинение |
сентябрь-октябрь
|
||
3. |
Исполнение, а капелла и с сопровождением (5 часов) |
Мелодия, аккомпанемент, фраза, кульминация. |
Исполнение |
октябрь-ноябрь
|
||
4. |
Работа с фонограммой (5 часов) |
Фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор |
Исполнение |
ноябрь-декабрь |
||
5. |
Работа с микрофоном (3 часа) |
Дикция, микрофон, утрирование |
Исполнение |
декабрь-январь |
||
6. |
Сценическое движение и культура |
Сцена, культура, певец, образ |
Исполнение, импровизация |
январь-февраль |
||
7. |
Работа над репертуаром (10 часов) |
Репертуар |
Исполнение на сцене; Участие в концертах, фестивалях, конкурсах школьных, районных, городских и региональных |
март-май |
||
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
VIII. Ожидаемые результаты: подготовка тематических вокально-исполнительских программ по годам обучения (3-4 песни для каждой программы).
5 класс (1-ый год обучения):
1. Программа «Святое слово - мама…» – песни о материнской любви, нежности и ласке.
2. Программа «Рождество и Новый год» - рождественские и новогодние песни.
3. Программа «Мир и Родина» – песни с патриотической и гражданской тематикой.
4. «Школьные годы чудесные» - песни о детстве и дружбе, о школьной жизни, об учителях и школьных товарищах.
6 класс (2-ой год обучения):
1. Программа «Песни народов мира» - песни любой тематики разных народов мира.
2. Программа «А мы войны не знали…» - песни военных и послевоенных лет.
3. Программа «Не повторяется такое никогда…» - лирические песни о первой любви и дружбе.
4. Программа «Ты любовь моя Россия!» - песни о Родине.
X. Материально-техническое обеспечение курса.
Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.
1. Технические средства обучения:
· компьютер
· музыкальный центр
· микшер
· микрофоны
· флеш-карты
2. Учебно-практическое оборудование:
· аккордеон
· синтезатор
· аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
IX. Использованная литература.
1.Т. Е. Венгерова, И. В. Пигарева «Воспитание музыкой». Изд. « Просвещение» Москва 1991г.;
2.П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская «Методика музыкального воспитания». Изд. «Музыка» Москва 1990г.;
3.В.И.Краснощёков«Вопросы хороведения». Изд. «Москва» Москва 1969г.;
4.В. К. Тевлина «Методика работы над песней». Изд. « Музыка» Москва 1998г.;
5.Г. А. Струве «Школьный хор». Изд. « Музыка» Москва 1981г.;
6.Н. Тырин «Нужно петь вместе». Изд. « Музыка» Москва 1999г.;
7.Л. Михеева«Музыка детям». Изд. « Музыка» Москва 1998 год.
Список литературы для детей:
Интернет-ресурсы:
Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/
Классическая музыка – http://classic.ru
Музыка и я - http://musicandi.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.