Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Видимская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа для учащихся 1-4-го класса
«Библиотечный час»
Программу составила:
Педагог-библиотекарь
Драган М.А.
Актуальность
Программа кружка составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования о внеурочной деятельности школьников.
В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять образование.
Большая роль в самообразовании, в непрерывном повышении знаний принадлежит книге.
Данная программа поможет вызвать у школьников устойчивый интерес к книге, привить ребёнку первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом.
Раннее приобщение детей к работе с книгой позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации кружковых занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание программы «Библиотечный час» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны, и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Цель Программы - формирование у обучающихся стойкого читательского интереса и стремления к развитию своих творческих способностей и практических навыков поиска необходимой информации.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
-формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
-формирование основных понятий по курсу (книга, библиотека);
-формирование умений самостоятельно находить информацию в библиотечном пространстве;
Развивающие:
- расширение кругозора детей;
- пробуждение творческой активности ребёнка;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие навыков информационной и библиографической культуры;
- раскрытие индивидуальных особенностей;
- пробуждение творческой активности ребёнка;
- раскрытие индивидуальных способностей;
- формирование у детей элементов творчества;
- формирование литературного вкуса.
Воспитательные:
-формирование уважительного отношения к книге;
-формирование потребности в самообразовании;
-приобщение воспитанников к истокам библиографической культуры;
-воспитание художественного вкуса, культуры слова; воспитание трудолюбия и целеустремлённости.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 7-10 лет. Сроки реализации программы: с 1-го по 4 класс.
Место кружка в учебном плане
В 3 классе кружковые занятия проводятся один раз в неделю. Всего 34 занятия.
знать:
- элементы книги;
- ключевые понятия библиографии;
- виды справочной литературы;
- информационные источники информации;
- правила коллективной и самостоятельной деятельности;
- основные элементы создания проекта;
уметь:
-- находить нужный источник информации;
- анализировать творческую деятельность свою и товарищей;
- проявлять оригинальность мышления;
- самостоятельно составлять дневник чтения и выставку.
приобрести навыки:
- практическая работа (правильно оформлять дневник чтения и модель выставки);
- первичного анализа информации.
Раздел 1. Планируемые результаты внеурочной деятельности.
В результате освоения программы «Библиотечный час» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные результаты
Регулятивные умения:
Учащийся научится:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные:
Учащийся научится:
— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру
Коммуникативные:
Учащийся научится:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Предметные результаты:
— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Раздел 2. Тематическое планирование
№ |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Выбор книги. Я самостоятельный читатель.
|
1ч. |
2 |
Её величество книга! ( просмотр фильма «Книга и библиотека»
|
1ч. |
3 |
Творческая работа « Я люблю читать стихи»
|
1 ч. |
4 |
Творческая работа «Эмблема дружбы, доброты» |
1 ч. |
5 |
Сочинение-рассуждение «Могу ли я назвать себя добрым»
|
1 ч. |
6 |
Сочинение-рассуждение «Могу ли я назвать себя добрым» |
1ч. |
7 |
Книжная викторина по произведениям детских писателей «Книга и я-верные друзья»
|
1 ч. |
8 |
Книжная выставка « Не проходите мимо»
|
1 ч. |
9 |
Книжная викторина «Моя родина»
|
1ч. |
10 |
Тест «Какой я читатель»
|
1ч. |
11 |
Эти книги знают все. Энциклопедии и словари.
|
1ч. |
12 |
Лидия Чарская.
|
1ч. |
13 |
Викторина «В гостях у сказки» |
1ч. |
14
|
Викторина « Моя Удмуртия» |
1ч.
|
15 |
«Твои права»
|
1ч. |
16 |
Новогодняя викторина |
1ч. |
17 |
Рождественская викторина |
1ч. |
18 |
«Трудно ли быть добрым» Викторина. |
1ч. |
19 |
Учимся доверию. |
1ч. |
20 |
Поиск информации в энциклопедических словарях. |
1ч. |
21
|
Изготовление книг своими руками |
1ч. |
22 |
Фотоконкурс « Я читаю» |
1ч. |
23 |
История развития книгопечатания. |
1ч. |
24 |
Литературная викторина по рассказам В.Ю Драгунского. |
1ч. |
25 |
Конкурс чтецов, посвящённый празднику победы |
1ч. |
26 |
Неделя детской книги, посвящённая ВОВ |
1ч. |
27 |
Викторина «Мамино сердце» |
1ч. |
28 |
Книги о родной природе. |
1ч. |
29 |
Животные –герои детской литературы |
1ч. |
30 |
Книги зарубежных писателей |
1ч. |
31 |
Газеты и журналы для детей |
1ч. |
32 |
Викторина «По дорогам сказок» |
1ч. |
33
|
Викторина «Книги, книги,книги…» |
1ч. |
34 |
Книги о детях войны. |
1ч. |
|
|
|
Формы аттестации и оценочные материалы.
- Инсценирование отдельных картин- эпизодов из выбранной книги.
-Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
-Парад героев сказок.
Конкурс стихов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.