Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Шахматы"
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Шахматы"

Оценка 4.8
docx
07.01.2023
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Шахматы"
шахматы.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«»

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением   учителей начальных классов Протокол №___от «___» ______20 _г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР /____________ /

«___»___________20 __г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

/________./

«___»___________20 __г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Шахматы»

3 класс

(Общеинтеллектуальное)

 

 

 

Педагог:

Квалификационная категория:

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа была составлена на основе программы:- И.Г. Сухин. Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.)

в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом Учебного плана МБОУ «ТСШ №2»  и утверждена приказом  директора МБОУ «ТСШ №2»

Актуальность в условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.

Цели программы:

  • способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей,
  • реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Задачи курса:

  • совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;
  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности;
  • умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к само­реализации

Особенности возрастной группы детей. Программа разработана для детей8-10 лет.Набор детей осуществляется по заявлению родителей.

Программа курса реализуется в спортивном направлении. Программа курса рассчитана в 3 классе на 35 часов в учебном году. Периодичность занятий – 1 час в неделю по 30 минут.Форма подведения итога: Викторина «В стране шахмат»

 

Планируемые результаты

Личностные:

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

Тематический  план

№ п/п

Наименование раздела

Содержание

Кол-во часов

всего

теория

практика

1 .

ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

2

1

1

2.

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

 

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».

2

1

1

3.

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

1

 

1

4.

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

 

16

6

10

5.

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

 

 

9

3

6

6.

ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

 

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из

5

1

4

 

 

Итого

35

12

23


Календарно-тематическое планирование 3 а

урока

Тема

Дата

Примечание

план

факт

1.

Знакомство с шахматной доской

03.09

 

2.

Шахматная доска

10.09

 

3.

Знакомство с шахматными фигурами

17.09

 

4

Знакомство с шахматными фигурами

24.09

 

5.

Начальное положение

01.10

 

6.

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

08.10

 

7.

Ладья в игре.

15.10

 

8.

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

22.10

 

9.

Слон в игре.

29.10

 

10.

Ладья против слона.

12.11

 

11.

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

19.11

 

12.

Ферзь в игре.

26.11

 

13.

Ферзь против ладьи и слона.

03.12

 

14.

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

10.12

 

15.

Конь в игре.

17.12

 

16.

Конь против ферзя, ладьи слона.

24.12

 

17.

Знакомство с пешкой.

14.01

 

18.

Пешка в игре.

21.01

 

19.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

28.01

 

20.

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

04.02

 

21.

Король против других фигур.

11.02

 

22.

Шах.

18.02

 

23

Шах.

25.02

 

24.

Мат.

04.03

 

25

Мат

11.03

 

26.

Ставим мат.

18.03

 

27

Ставим мат.

25.03

 

28.

Ничья, пат.

08.04

 

29.

Рокировка.

15.04

 

30

Рокировка.

22.04

 

31.

Шахматная партия.

29.04

 

32.

Шахматная партия.

06.05

 

33-34

Шахматная партия

13.05
20.05

 

35.

Викторина «В стране шахмат»

27.05

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «»

Пояснительная записка Рабочая программа была составлена на основе программы :-

Пояснительная записка Рабочая программа была составлена на основе программы :-

Планируемые результаты Личностные:

Планируемые результаты Личностные:

Тематический план № п/п

Тематический план № п/п

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две…

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две…

Календарно-тематическое планирование 3 а № урока

Календарно-тематическое планирование 3 а № урока

Пешка в игре. 21.01 19

Пешка в игре. 21.01 19
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2023