Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
Рекомендовано методическим объединением учителей филологов Руководитель МО ________Аскерова Р.К «___» _______ 2019г.
|
Согласовано Заместитель директора по УВР
_________Аскеров Ш.А. «___» _______ 2019г.
|
Утверждаю Директор МКОУ «Красновосходская СОШ»
_______Завзанов С.З. «___» _______ 2019г.
|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
«От слова – к предложению, от предложения – к тексту».
В неделю 1 час, в году –34 часа
Составила:
учитель русского языка и литературы
Аскерова Роза Кулиевна
Красный Восход 2019
Пояснительная записка
1. Актуальность программы.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что предлагаемые занятия помогают обобщить и закрепить полученные в ходе обучения знания, сформировать умения применять их на практике. Учащиеся углубят и расширят свои знания, сформируют умения грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учѐтом задач общения, что позволит подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в 9 классе.
Предлагаемый курс помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также к написанию связных текстов в виде сжатого изложения и сочинения-рассуждения разных видов. Кроме того, курс включает выразительное чтение текстов разных типов и работу с ними.
2. Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой письменной речи, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного освоения материала, развитии навыков работы с тестовыми заданиями, сжатия текста, составления своих высказываний в жанре рассуждения.
3. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал на каждом закрепляется практической деятельностью (тест, изложение, сочинение). Программа построена таким образом, что на каждом занятии обращается внимание как на повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, так и на развитие устной и письменной речи, умение строить высказывания на предложенную тему.
4. Цели и задачи курса:
· Освоение знаний о языке и речи: орфографических, пунктуационных, грамматических и литературных нормах, стилистических ресурсах русского языка.
· Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления.
· Совершенствование коммуникативных умений.
· Овладение умением адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение и подбирать убедительные доказательства своей точки зрения.
· Формирование и развитие умений логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели, совершенствовать и редактировать текст.
· Воспитание стремлений к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
· Воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
5. Принципы, на которых базируется программа:
· учѐт индивидуальных требований и возможностей учащихся;
· комплексный подход при разработке занятий;
· научность, связь теории и практики;
· преемственность;
· наглядность;
· систематичность и последовательность;
· прочность полученных знаний;
· активность и сознательность обучения;
· уважение к результатам деятельности учащихся в сочетании с разумной требовательностью.
2
6. Роль программы заключается в том, что в процессе занятий обучающийся
· углубляет и систематизирует знания;
· приобретает навыки работы с тестом;
· овладевает компетенцией сжатия исходного текста, используя для этого различные приѐмы;
· вырабатывает умения аргументировано доказать свою точку зрения,
· формирует компетенции составлять текст по предложенной теме.
Планируемые результаты прохождения курса
Знать:
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; -требования к изложению, сочинению-рассуждению и сочинению на лингвистическую тему по русскому языку (критерии оценивания);
-основные понятия: микротема; лингвистические явления и их функции, аргументация; -грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок); -наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения по русскому языку.
Уметь:
· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
· объяснять лексическое значение слов;
· производить различные приѐмы компрессии текста (сокращение, упрощение, обобщение);
· писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями;
выбирать из исходного текста необходимую для аргументации информацию; -критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Основные цели и задачи курса. Вводный контроль. (2 часа)
Знакомство с формой и порядком проведения ГИА в 9 классе. Основные требования, предъявляемые к работе, и система оценок.
Способы изучения темы: лекция; тестирование с целью выявления уровня знаний.
Тема 2. Работа по основным разделам языка и речи. 17 часов (15 часов на изучение темы,
2 часа контрольная работа) (Фонетика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, грамматика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография). Гласные и согласные звуки. Соотношение буквы и звука. Лексическое значение. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.
3
Общеупотребительные слова и лексика ограниченного употребления. Самостоятельные и служебные части речи. Орфограммы в значимых частях слова. Основные принципы слитного, дефисного, раздельного написания слов. Строение и способы связи слов в словосочетании. Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений. Обособленные члены предложения. Виды сложных предложений. Способы передачи чужой речи.
Способы изучения темы: лекция; практические работы; контрольная работа.
Тема 3. Речь. Языковые нормы. Средства художественной выразительности. 3 часа. Строение текста. Средства и способы связи предложении в тексте. Функционально-смысловые типы речи, их признаки. Стили речи. Использование переносного значения слова в поэтических тропах (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы). Лексические, морфологические и синтаксические нормы. Виды грамматических и речевых ошибок.
Способы изучения темы: лекция; практическая работа; лабораторная работа.
Тема 4. Работа над изложением и устной речью. 5 часов.
Основные требования к изложению. Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. Составление плана. Способы сжатия текста. Предупреждение и преодоление грамматических и речевых ошибок. Редактирование изложения.
Способы изучения темы: лекция; групповая и индивидуальная работа (работа с текстом:
выделение микротем, составление плана); написание изложения.
Тема 5. Сочинение-рассуждение. 5 часов.
Общие принципы и технология написания сочинения рассуждения. Основные языковые средства оформления рассуждения. Виды сочинения-рассуждения. Композиция сочинения. Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. Способы аргументации. Цитирование.
Способы изучения темы: лекция; групповая работа (отработка заданий по теме на практическом уровне); написание сочинения.
Тема 6. Проверка готовности к ОГЭ. 2 часа
Календарно-тематический план (34 часа)
№ |
Тема |
Кол-во |
Содержание |
Формы |
Дата |
|
|||
п\п |
|
занятий |
контроля |
|
|
||||
|
|
|
|
||||||
1 |
Введение в курс. |
1 |
Знакомство с формой и |
|
|
|
|||
|
|
|
порядком проведения ГИА в 9 |
|
|
|
|||
|
|
|
классе. Требования к работе и |
|
|
|
|||
|
|
|
система оценок. |
|
|
|
|||
2 |
Вводный контроль |
1 |
|
Диагностичес |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
кое |
|
|
|||
|
|
|
|
тестирование |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
Фонетика |
1 |
Гласные и согласные звуки. |
Фонетически |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Соотношение буквы и звука. |
й анализ |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
Лексика и |
1 |
Лексическое значение. |
|
|
|
|
||
|
фразеология. |
|
Синонимы. Антонимы. |
Речеведчески |
|
|
|
||
|
|
|
Омонимы. Фразеологические |
|
|
|
|||
|
|
|
й анализ |
|
|
|
|||
|
|
|
обороты. |
|
|
|
|||
|
|
|
текста. |
|
|
|
|||
|
|
|
Общеупотребительные слова |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
и лексика ограниченного |
|
|
|
|
||
|
|
|
употребления. |
|
|
|
|
||
5 |
Морфемика и |
1 |
Значимые части слова. |
Морфемный и |
|
|
|
||
|
словообразование. |
|
словообразова |
|
|
|
|||
|
|
Основные способы |
|
|
|
||||
|
|
|
тельный |
|
|
|
|||
|
|
|
образования слов. |
|
|
|
|||
|
|
|
анализ |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
6 |
Грамматика. |
1 |
Самостоятельные и |
Морфологиче |
|
|
|
||
|
Морфология. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
служебные части речи. |
ский анализ. |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
7- 12 |
Правописание. |
6 |
Правописание корней. |
|
|
|
|
||
|
Орфография. |
|
Правописание приставок |
Орфографиче |
|
|
|
||
|
|
|
Правописание суффиксов. |
|
|
|
|||
|
|
|
ский анализ. |
|
|
|
|||
|
|
|
Правописание окончаний. |
|
|
|
|||
|
|
|
Тестовые |
|
|
|
|||
|
|
|
Правописание Ъ и Ь. |
|
|
|
|||
|
|
|
задания. |
|
|
|
|||
|
|
|
Слитные, дефисные и |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
раздельные написания. |
|
|
|
|
||
13 |
Промежуточная |
1 |
Проверка усвоения знаний по |
Выполнение |
|
|
|
||
|
контрольная |
|
|
|
|
||||
|
|
морфемике, морфологии, |
работы в |
|
|
|
|||
|
работа. |
|
|
|
|
||||
|
|
орфографии |
формате ГИА |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
14-19 |
Грамматика. |
6 |
Словосочетание. Способы |
Синтаксическ |
|
|
|
||
|
Синтаксис. |
|
связи слов в словосочетании |
|
|
|
|
||
|
|
|
(согласование, управление, |
ий анализ |
|
|
|
||
|
|
|
примыкание) |
|
|
|
|
||
|
|
|
Предложение. |
предложений. |
|
|
|
||
|
|
|
Грамматическая основа. |
Анализ |
|
|
|
||
|
|
|
Способы выражения главных |
|
|
|
|||
|
|
|
текстов. Тест. |
|
|
|
|||
|
|
|
и второстепенных членов. |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Односоставные и |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
двусоставные предложения. |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Простое осложнѐнное |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
предложение. Обособленные |
|
|
|
|
||
|
|
|
члены предложения. |
|
|
|
|
||
|
|
|
Виды сложных предложений. |
|
|
|
|
||
|
|
|
Способы передачи чужой |
|
|
|
|
||
|
|
|
речи. |
|
|
|
|
||
20 |
Текст. Типы и |
1 |
Основные особенности стилей |
Анализ и |
|
|
|
||
|
стили речи. |
|
речи. Средства и способы |
создание |
|
|
|
||
|
|
|
связи предложении в тексте. |
текстов |
|
|
|
||
|
|
|
Функционально-смысловые |
различных |
|
|
|
||
|
|
|
типы речи, их признаки. |
стилей. |
|
|
|
||
21 |
Языковые нормы |
1 |
Лексические нормы. |
Редактирован |
|
|
|
|
|
ие текста. |
|
|
|
|
|
|
Морфологические и |
|
|
|
|
|
|
Тестовые |
|
|
|
|
|
|
синтаксические нормы. |
|
|
|
|
|
|
задания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
Средства |
1 |
Использование переносного |
Практическая |
|
|
|
выразительности |
|
значения слова в поэтических |
|
|
|
|
|
работа. |
|
|
||
|
речи |
|
тропах (эпитеты, метафоры, |
|
|
|
|
|
Стилистическ |
|
|
||
|
|
|
сравнения, олицетворения, |
|
|
|
|
|
|
ий анализ |
|
|
|
|
|
|
гиперболы). |
|
|
|
|
|
|
тектса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23-27 |
Работа над |
5 |
|
Работа с |
|
|
|
изложением |
|
Основные этапы написания |
текстом. |
|
|
|
|
|
изложения. Микротема. |
Выделение |
|
|
|
|
|
Составление плана. Основные |
микротем. |
|
|
|
|
|
приѐмы сжатия текста. |
Составление |
|
|
|
|
|
Редактирование изложения. |
плана. |
|
|
|
|
|
|
изложения. |
|
|
28-32 |
Сочинение- |
5 |
Особенности строения |
Творческая |
|
|
|
рассуждение. |
|
сочинения-рассуждения. |
работа. |
|
|
|
|
|
Формулировка тезиса. |
Анализ |
|
|
|
|
|
Подбор аргументов. |
готовых |
|
|
|
|
|
Основные особенности |
сочинений. |
|
|
|
|
|
сочинений 15.1,15.2,15.3. |
|
|
|
|
|
|
Умение находить примеры в |
Сочинения на |
|
|
|
|
|
тексте и из жизненного опыта |
лингвистичес |
|
|
|
|
|
для подтверждения своих |
кую тему. |
|
|
|
|
|
суждений. |
|
|
|
33-34 |
Итоговый контроль |
2 |
|
Работа в |
|
|
|
|
|
Проверка готовности к ОГЭ |
|
|
|
|
|
|
формате ОГЭ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Используемая литература
1. Н.В.Егорова «Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку». М-2015. Изд-во «Вако».
2. Л.А. Кобзарѐва «Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения». Волгоград-2016. Изд-во «Учитель».
3. Н.В.Лазарева «Русский язык. Система подготовки к экзаменам». С-Пб-2017 Изд-во «Паритет».
4. «Подготовка выпускников 9 классов к ОГЭ. Рабочая тетрадь.» М-2017. Изд-во «Генжер».
5. Т.Ю.Угроватова «Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации». М-2016. Изд-во «Просвещение».
6
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.