Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса

  • docx
  • 04.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе.DOCX

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Кизлярского района Республики Дагестан

 

 

 

 

 

 

Рекомендовано

 методическим

объединением

учителей филологов

Руководитель МО

________Аскерова Р.К

 «___» _______ 2019г.

 

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

 

 

_________Аскеров Ш.А.

 «___» _______ 2019г.

 

Утверждаю

Директор МКОУ

«Красновосходская СОШ»

 

 

  _______Завзанов С.З.

 «___» _______ 2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

«От слова – к предложению, от предложения – к тексту».

 

 

 

В неделю 1 час, в году –34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

Составила:

учитель русского  языка и литературы

Аскерова Роза Кулиевна

 

 

 

 

 

 

 

Красный Восход 2019

Пояснительная записка

 

1.      Актуальность программы.

 

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что предлагаемые занятия помогают обобщить и закрепить полученные в ходе обучения знания, сформировать умения применять их на практике. Учащиеся углубят и расширят свои знания, сформируют умения грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учѐтом задач общения, что позволит подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в 9 классе.

 

Предлагаемый курс помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также к написанию связных текстов в виде сжатого изложения и сочинения-рассуждения разных видов. Кроме того, курс включает выразительное чтение текстов разных типов и работу с ними.

 

2.     Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой письменной речи, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного освоения материала, развитии навыков работы с тестовыми заданиями, сжатия текста, составления своих высказываний в жанре рассуждения.

 

3.       Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал на каждом закрепляется практической деятельностью (тест, изложение, сочинение). Программа построена таким образом, что на каждом занятии обращается внимание как на повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, так и на развитие устной и письменной речи, умение строить высказывания на предложенную тему.

 

4.  Цели и задачи курса:

 

·         Освоение знаний о языке и речи: орфографических, пунктуационных, грамматических и литературных нормах, стилистических ресурсах русского языка.

 

·         Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления.

 

·         Совершенствование коммуникативных умений.

 

·         Овладение умением адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение и подбирать убедительные доказательства своей точки зрения.

 

·         Формирование и развитие умений логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели, совершенствовать и редактировать текст.

 

·         Воспитание стремлений к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

 

·         Воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

 

5.  Принципы, на которых базируется программа:

·         учѐт индивидуальных требований и возможностей учащихся;

 

·         комплексный подход при разработке занятий;

·         научность, связь теории и практики;

·         преемственность;

·         наглядность;

·         систематичность и последовательность;

·         прочность полученных знаний;

·         активность и сознательность обучения;

·         уважение к результатам деятельности учащихся в сочетании с разумной требовательностью.

 

2


 

6.  Роль программы заключается в том, что в процессе занятий обучающийся

 

·         углубляет и систематизирует знания;

 

·         приобретает навыки работы с тестом;

·         овладевает компетенцией сжатия исходного текста, используя для этого различные приѐмы;

·         вырабатывает умения аргументировано доказать свою точку зрения,

·         формирует компетенции составлять текст по предложенной теме.

 

 

Планируемые результаты прохождения курса

 

Знать:

-   основные единицы языка, их признаки;

 

-           основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

 

-        признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

 

-   особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; -требования к изложению, сочинению-рассуждению и сочинению на лингвистическую тему по русскому языку (критерии оценивания);

 

-основные понятия: микротема; лингвистические явления и их функции, аргументация; -грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок); -наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения по русскому языку.

 

 

Уметь:

 

·                определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

 

·                опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

·                объяснять лексическое значение слов;

 

·                производить различные приѐмы компрессии текста (сокращение, упрощение, обобщение);

·                писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями;

 

выбирать из исходного текста необходимую для аргументации информацию; -критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение.

 

 

Содержание тем учебного курса

 

Тема 1. Основные цели и задачи курса. Вводный контроль. (2 часа)

 

Знакомство с формой и порядком проведения ГИА в 9 классе. Основные требования, предъявляемые к работе, и система оценок.

 

Способы изучения темы: лекция; тестирование с целью выявления уровня знаний.

 

Тема 2. Работа по основным разделам языка и речи. 17 часов (15 часов на изучение темы,

 

2 часа контрольная работа) (Фонетика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, грамматика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография). Гласные и согласные звуки. Соотношение буквы и звука. Лексическое значение. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.

 

3


Общеупотребительные слова и лексика ограниченного употребления. Самостоятельные и служебные части речи. Орфограммы в значимых частях слова. Основные принципы слитного, дефисного, раздельного написания слов. Строение и способы связи слов в словосочетании. Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений. Обособленные члены предложения. Виды сложных предложений. Способы передачи чужой речи.

 

Способы изучения темы: лекция; практические работы; контрольная работа.

 

Тема 3. Речь. Языковые нормы. Средства художественной выразительности. 3 часа. Строение текста. Средства и способы связи предложении в тексте. Функционально-смысловые типы речи, их признаки. Стили речи. Использование переносного значения слова в поэтических тропах (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы). Лексические, морфологические и синтаксические нормы. Виды грамматических и речевых ошибок.

 

Способы изучения темы: лекция; практическая работа; лабораторная работа.

 

Тема 4. Работа над изложением и устной речью. 5 часов.

 

Основные требования к изложению. Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. Составление плана. Способы сжатия текста. Предупреждение и преодоление грамматических и речевых ошибок. Редактирование изложения.

 

Способы изучения темы: лекция; групповая и индивидуальная работа (работа с текстом:

выделение микротем, составление плана); написание изложения.

 

Тема 5. Сочинение-рассуждение. 5 часов.

 

Общие принципы и технология написания сочинения рассуждения. Основные языковые средства оформления рассуждения. Виды сочинения-рассуждения. Композиция сочинения. Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. Способы аргументации. Цитирование.

 

Способы изучения темы: лекция; групповая работа (отработка заданий по теме на практическом уровне); написание сочинения.

 

Тема 6.  Проверка готовности к ОГЭ. 2 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план (34 часа)

 

Тема

Кол-во

Содержание

Формы

Дата

 

п\п

 

занятий

контроля

 

 

 

 

 

 

1

Введение в курс.

1

Знакомство с формой и

 

 

 

 

 

 

порядком проведения ГИА в 9

 

 

 

 

 

 

классе. Требования к работе и

 

 

 

 

 

 

система оценок.

 

 

 

2

Вводный контроль

1

 

Диагностичес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кое

 

 

 

 

 

 

тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Фонетика

1

Гласные и согласные звуки.

Фонетически

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотношение буквы и звука.

й анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Лексика и

1

Лексическое значение.

 

 

 

 

 

фразеология.

 

Синонимы. Антонимы.

Речеведчески

 

 

 

 

 

 

Омонимы. Фразеологические

 

 

 

 

 

 

й анализ

 

 

 

 

 

 

обороты.

 

 

 

 

 

 

текста.

 

 

 

 

 

 

Общеупотребительные слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и лексика ограниченного

 

 

 

 

 

 

 

употребления.

 

 

 

 

5

Морфемика и

1

Значимые части слова.

Морфемный и

 

 

 

 

словообразование.

 

словообразова

 

 

 

 

 

Основные способы

 

 

 

 

 

 

тельный

 

 

 

 

 

 

образования слов.

 

 

 

 

 

 

анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Грамматика.

1

Самостоятельные и

Морфологиче

 

 

 

 

Морфология.

 

 

 

 

 

 

 

служебные части речи.

ский анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7- 12

Правописание.

6

Правописание корней.

 

 

 

 

 

Орфография.

 

Правописание приставок

Орфографиче

 

 

 

 

 

 

Правописание суффиксов.

 

 

 

 

 

 

ский анализ.

 

 

 

 

 

 

Правописание окончаний.

 

 

 

 

 

 

Тестовые

 

 

 

 

 

 

Правописание Ъ и Ь.

 

 

 

 

 

 

задания.

 

 

 

 

 

 

Слитные, дефисные и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

раздельные написания.

 

 

 

 

13

Промежуточная

1

Проверка усвоения знаний по

Выполнение

 

 

 

 

контрольная

 

 

 

 

 

 

морфемике, морфологии,

работы в

 

 

 

 

работа.

 

 

 

 

 

 

орфографии

формате ГИА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14-19

Грамматика.

6

Словосочетание. Способы

Синтаксическ

 

 

 

 

Синтаксис.

 

связи слов в словосочетании

 

 

 

 

 

 

 

(согласование, управление,

ий анализ

 

 

 

 

 

 

примыкание)

 

 

 

 

 

 

 

Предложение.

предложений.

 

 

 

 

 

 

Грамматическая основа.

 

Анализ

 

 

 

 

 

 

Способы выражения главных

 

 

 

 

 

 

 

текстов. Тест.

 

 

 

 

 

 

и второстепенных членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Односоставные и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

двусоставные предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Простое осложнѐнное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предложение. Обособленные

 

 

 

 

 

 

 

члены предложения.

 

 

 

 

 

 

 

Виды сложных предложений.

 

 

 

 

 

 

 

Способы передачи чужой

 

 

 

 

 

 

 

речи.

 

 

 

 

   20

Текст. Типы и

1

Основные особенности стилей

Анализ и

 

 

 

 

стили речи.

 

речи. Средства и способы

создание

 

 

 

 

 

 

связи предложении в тексте.

текстов

 

 

 

 

 

 

Функционально-смысловые

различных

 

 

 

 

 

 

типы речи, их признаки.

стилей.

 

 

 

21

Языковые нормы

1

Лексические нормы.

Редактирован

 

 

 

 

 

ие текста.

 

 

 

 

 

Морфологические и

 

 

 

 

 

Тестовые

 

 

 

 

 

синтаксические нормы.

 

 

 

 

 

задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Средства

1

Использование переносного

Практическая

 

 

 

выразительности

 

значения слова в поэтических

 

 

 

 

работа.

 

 

 

речи

 

тропах (эпитеты, метафоры,

 

 

 

 

Стилистическ

 

 

 

 

 

сравнения, олицетворения,

 

 

 

 

 

ий анализ

 

 

 

 

 

гиперболы).

 

 

 

 

 

тектса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23-27

Работа над

5

 

Работа с

 

 

 

изложением

 

Основные этапы написания

текстом.

 

 

 

 

 

изложения. Микротема.

Выделение

 

 

 

 

 

Составление плана. Основные

микротем.

 

 

 

 

 

приѐмы сжатия текста.

Составление

 

 

 

 

 

Редактирование изложения.

плана.

 

 

 

 

 

 

изложения.

 

 

28-32

Сочинение-

5

Особенности строения

Творческая

 

 

 

рассуждение.

 

сочинения-рассуждения.

работа.

 

 

 

 

 

Формулировка тезиса.

Анализ

 

 

 

 

 

Подбор аргументов.

готовых

 

 

 

 

 

Основные особенности

сочинений.

 

 

 

 

 

сочинений 15.1,15.2,15.3.

 

 

 

 

 

 

Умение находить примеры в

Сочинения на

 

 

 

 

 

тексте и из жизненного опыта

лингвистичес

 

 

 

 

 

для подтверждения своих

кую тему.

 

 

 

 

 

суждений.

 

 

 

33-34

Итоговый контроль

2

 

Работа в

 

 

 

 

 

Проверка готовности к ОГЭ

 

 

 

 

 

формате ОГЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Используемая литература

 

1.      Н.В.Егорова «Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку». М-2015. Изд-во «Вако».

 

2.      Л.А. Кобзарѐва «Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения». Волгоград-2016. Изд-во «Учитель».

 

3.      Н.В.Лазарева «Русский язык. Система подготовки к экзаменам». С-Пб-2017 Изд-во «Паритет».

 

4.      «Подготовка выпускников 9 классов к ОГЭ. Рабочая тетрадь.» М-2017. Изд-во «Генжер».

 

5.      Т.Ю.Угроватова «Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации». М-2016. Изд-во «Просвещение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6