Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

  • docx
  • 16.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"
Иконка файла материала город мастеров программа.docx

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального

государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения,  в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.

При разработке программы был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного

образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной

деятельности учащихся.

 Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

 

·     Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

·     Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

·     Системность организации учебно-воспитательного процесса;

       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

        На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

        Объединение «Город мастеров» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

       Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

 

Цели:

1. Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

 

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

·     развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

·     освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

·     овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

·     воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Так как работа требует предельного внимания и кропотливости, то занятия проводятся в группах по 10 -12. Срок реализации программы 1 год. Работа в кружке рассчитана на 68 часов.

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой, подручным материалом, бросовым и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.

Технологии обучения:

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие  технологии;

- проектная технология;

- технология  разноуровнего обучения;

- информационные технологии.

 

Содержание программы «Город мастеров»

        Правила техники безопасности. Знакомство с основными направлениями

работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

Пластилинография. Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его

свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Плоскостное изображение. Знакомство с понятием натюрморт. Прием «вливания одного цвета в другой». Знакомство со средствами выразительности. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание). Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Плоскостное изображение. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения. Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Соединение 9 частей изделия, путем сглаживания мест скрепления. Рельефное изображение. Создание сюжета в полуобъеме. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Знакомство с симметрией. Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа. Формирование композиционных навыков. Формирование композиционных навыков. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки. Трафаретные технологии пластилиновой живописи. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии.

Бумагопластика. История возникновения  и развития бумагопластики, 

сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги.  Способы декоративного оформления готовых работ. Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги. Комбинирование различных приемов работы с бумагой (квиллинг). Использование различных видов мозаики при выполнении работ. Введение в работу таких приемов работы с бумагой, как гармошка, бахрома.

 

 

 

Планируемы результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

· широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

· адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

 

Обучающийся получит возможность для формирования:

· внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; 

· устойчивого интереса к новым способам познания;

· адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

· планировать свои действия;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

· адекватно воспринимать оценку учителя;

· различать способ и результат действия;

· вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

· проявлять познавательную инициативу;

· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

· преобразовывать практическую задачу в познавательную;

· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

· учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться, приходить к общему решению;

· соблюдать корректность в высказываниях;

· задавать вопросы по существу;

· использовать речь для регуляции своего действия;

· контролировать действия партнера;

 

Обучающийся получит возможность научиться:

· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

· с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

· владеть монологической и диалогической формой речи.

· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

· использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; 

· анализировать объекты, выделять главное;

· осуществлять синтез (целое из частей);

· обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

· устанавливать аналогии.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

· использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

 

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

· Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

· Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

· Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

· Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

· Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

· Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

· Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

· Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

· Достичь оптимального для каждого уровня развития;

· Сформировать систему универсальных учебных действий;

· Сформировать навыки работы с информацией.

 

Предметными результатами работы в творческом объединении  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

 

Итоги реализации программы могут быть представлены

· через презентации проектов;

· через выставки детских работ;

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование  содержания программы по темам и объему

 

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводная

беседа

1

1

 

 

2

Комбинирование приемов работы с бумагой (аппликация и квиллинг)

3

1

2

 

3.

Комбинирование приемов работы с бумагой (аппликация и квиллинг). Пудель

4

 

4

 

4.

Объемная аппликация. Мамонтенок.

2

1

1

 

5.

Поделки из бумажной бахромы. Одуванчики

3

1

2

 

6.

Поделки из бумажной бахромы. Гортензии

2

 

2

 

7

 Поделки из бумажной бахромы. Цыпленок

4

 

4

 

8

Поделки из бумажной бахромы. Деревья

2

 

2

 

9

Гармошка из бумаги

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Гармошка из бумаги. Собачка

2

 

2

 

11

Гармошка из бумаги. Кот

2

 

2

 

12

Гармошка из бумаги. Забор

2

 

2

 

13

Композиция  из бумажной гармошки «Веселый двор»

3

 

3

 

14

Мозаика. Виды мозаики

1

1

 

 

15

Обрывная мозаика. Собачка

3

 

3

 

16

Обрывная мозаика. Сова

3

 

3

 

 

 

 

 

 

 

17

Обрывная мозаика. Пейзаж деревни

4

 

4

 

18

Обрывная мозаика. Кораблик

3

 

3

 

19

Обрывная мозаика. Открытка к 8 марта

2

 

2

 

20

Обрывная мозаика. Весна

3

 

3

 

 

 

 

 

 

 

21

Пластилинография. История возникновения

1

 

1

 

22

Правила работы с пластилином

1

 

1

 

23

Раскрашиванием пластилином. Яблоко

3

1

2

 

24

Раскрашиванием пластилином. Пейзаж

3

 

3

 

 

 

 

 

 

 

25

Раскрашиванием пластилином. Деревня

5

 

5

 

26

Итоговые занятия. Подведения итогов. Выставка работ за год

3

3

 

 

Итого:68 часов

 

Программа внеурочной деятельности «Город мастеров» (68 ч)

Этот год обучения определяет содержа­ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна­нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк­ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен­тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле­жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия учащиеся под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа  (1 час).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

Комбинирование приемов работы с бумагой (аппликация и квиллинг) (3 часа) (7 часов)

·        Вводная беседа.

·        Понятие «комбинирование приемов»

·        Выполнение практического задания

Объемная аппликация. Мамонтенок. (2 часа)

·        Вводная беседа.

·        Понятие «объемная аппликация»

·        Выполнение практического задания

Поделки из бумажной бахромы. (11 часов)

·        Вводная беседа.

·        Понятие «бумажная бахрома»

·        Выполнение практического задания

Гармошка из бумаги (10 часов)

·        Вводная беседа.

·        Понятие «бумажная гармошка»

·        Выполнение практического задания

Обрывная мозаика (19 часов)

·        Вводная беседа.

·        Понятие «обрывная мозаика»

·        Выполнение практического задания

Пластилинография (13 часов)

·        Вводная беседа.

·        Понятие «пластилинография»

·        Выполнение практического задания

 

Подведение итогов (3 часа).

Выставка работ учащихся.

·        Подведение итогов работы, обзор курса.

·        Рефлексия.

·        Отзывы и пожелания.

К концу  года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, подрамник;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу года обучения учащиеся должны уметь:

·           правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

·           соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

·           анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

·                      экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

 

 

Методические рекомендации по проведению занятия

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступи­тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос­тоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов­кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия. 

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для учителя:

·               А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки” (программа 1 канала «Пока все дома»)

          Проснякова Т.Н.Творческая мастерская.// Изд. Учебная литература. 2004.

·               Проснякова  Т. Н  Программа «Художественное творчество» 

·               Проснякова  Т. Н  Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)

·                Проснякова  Т. Н  Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА

·                Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ- Пресс Книга., 2009.

·                Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие – 2-е.    издание, исправленное. Детство-Пресс., 2008.

·                Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.

·                Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Аким»,  1996.

·                Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами./Сост. А.М. Гукасова. –  М.: Просвещение, 1981.

·                Оригами. Сборник.(13 подборок). Издательство: Дом МСП,2004

·                Морская лепилка. Лыкова И.А. Издательство: Карапуз.,2001

·                Hobby extra №1 2007. Издательство: польское. 2007

·                Лоскуток. Книга для кукодельниц. Молина Н.В.  Орлова И.Н. 1992г.,

 

 

 

Список литературы для учащихся:

  • Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки» технология 1 кл. Учебник. Изд.Дом Фёдорова, г.Самара,2010
  • Цирулик Н.А., Т.Н. Проснякова «Уроки творчества» технология 2 кл. Учебник. Изд.Дом Фёдорова, г.Самара,2010
  • Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства» технология 3 кл. Учебник. Изд. Дом Фёдорова, г.Самара,2010
  • Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская» технология 4 кл. Учебник. Изд.Дом Фёдорова, г.Самара,2010
  • Проснякова Т.Н. «Цветы». Энциклопедия технологий прикладного творчества.Изд. «Фёдоров» г.Самара, 2007
  • Проснякова Т.Н. «Деревья». Энциклопедия технологий прикладного творчества. Изд. «Фёдоров» г.Самара, 2007
  • Проснякова Т.Н. «Бабочки». Энциклопедия технологий прикладного творчества.Изд. «Фёдоров» г.Самара, 2007

 

 

 

Интернет ресурсы.

·         http://www.nachalka.ru/

·         http://www.encyclopedia.ru/

  • http://stranamasterov.ru

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru