Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» с.Дивное
«Утверждаю»
Зав. по УВР
приказ от__________ 2017 № ___
_____________/С.И. Морозова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Казачий фольклор»
начального общего образования 3 «Г» класса
количество часов: 36 часа
1 час в неделю
Учитель: Корнюшенко Ирина Дмитриевна
2017 – 2018 год
с. Дивное
Рабочая программа разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, с использованием хрестоматии для младших школьников «Край родной» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
1. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Казачий фольклор» к концу 1-го года обучения.
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры ), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми .
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; ), ценностного отношения к социальной реальности в целом (знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи).
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия (первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности), формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения (нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; опыт социальной и межкультурной коммуникации; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества). Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Предметные:
· общие представления о традиционной казачьей культуре: быте и укладе жизни, ратных подвигах, устном народном творчестве.
· укрепление ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким, любви к своей малой родине.
Личностные универсальные учебные действия.
Будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально–положительного отношения к казачеству, чувства гордости за принадлежность к нему, готовности продолжать его традиции;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач.
· воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.
· развитие нравственных качеств, эстетической и экологической воспитанности, творческих способностей;
· формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности;
· воспитание патриотизма, формирование семейных и общечеловеческих ценностей; формирование межличностных отношений.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
· достаточный объем усвоенных навыков для свободного выражения мыслей и чувств в процессе творчества; способность к самооценке на основе наблюдения за собой;
· совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родному краю, уважительного отношения к культуре Донского казачества.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Будут сформированы:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом;
· мотивация на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи;
· обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности; обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;
-ответственность за свои дела и поступки.
Познавательные универсальные учебные действия:
Будут сформированы:
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· получение знаний о красоте живой природы, культуре, культурных ценностях;
· формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину;
· совершенствование умения искать, анализировать и обобщать информацию;
· знакомство с произведениями устного народного творчества.
· строить рассуждения в форме связи простых суждений о поступках героев сказок и их личностных качествах, формулировать выводы.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
-творческих способностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Будут сформированы:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
· совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам;
· обогащение словарного запаса;
· обучение невербальному общению, умению распределять роли, чувствовать как весь коллектив, так и каждого его члена в отдельности,
· учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
· отработка умения слушать и вступать в диалог, выступать на сцене;
· участие в коллективных творческих делах.
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
o способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
o способность заниматься исследовательской и проектной деятельностью;
o умение выступать перед аудиторией сверстников; давать устную и письменную оценку своего выступления и выступления одноклассников.
2.Содержание учебного курса
Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины.
Тематика малых жанров: о Родине, казачья дружба, казак и конь, о житейской мудрости, о явлениях природы, о животных, о природе.
Сказки.
Казачьи народные сказки. Волшебные сказки.
Казачьи песни.
Походные песни. Семейные песни. Народные песни. Бытовые песни. Обрядовые песни. Былины. Исторические песни. Баллады. Духовные стихи.
Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов. Элементы костюма в игровом, песенном фольклоре, особенности и разновидности обрядного костюма.
Казачьи игры и забавы.
Праздники. Покровская ярмарка, Рождество Христово, Рождественский вертеп, Святки, Масленица, Казачьи посиделки, Пасха.
Курс «Казачий фольклор» содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Формы организации учебных занятий:
Посиделки, праздники, театральные постановки, игры – драматизации, викторины, сюжетно-ролевые, театрализованно-дидактические игры, беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, концерты для родителей, выступления, конкурсы, викторины.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:
Слушание музыки, песен, былин. Знакомство обучающихся с лучшими образцами фольклорного жанра, музыки, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры
Пение. Разучиванием песен. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Музыкально-пластическое движение. Индивидуально-личностное выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
|
«Кубанское казачество и его культура» 4 часа |
|||||
1-2 |
I группа
II группа |
18.09
25.09 |
Понятие кубанского казачества, его многостороння сущность. Традиционные, постоянные и временные типы жилища кубанских казаков степной и предгорной полосы. |
2 часа |
Музыкально-пластические движения. Танцевальные импровизации. |
3-4 |
I группа
II группа |
2.10
9.10 |
Суть понятия ФОЛЬКЛОР, формы его выражения (обряды, песни, сказки, пословицы, поговорки и др) |
2 часа |
Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. |
«Дети в традиционной культуре казаков» 2 часа |
|||||
5-6 |
I группа
II группа |
16.10.
23.10 |
Первые этапы жизни ребёнка в казачьей семье. Отношение к рождению девочки и мальчика. |
2 часа |
Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация |
«Казачьи песни» 6 часов
|
|||||
7-8 |
I группа
II группа |
30.10
06.11 |
Колыбельные песни – первые фольклорные тексты в жизни человека. Традиционная народная культура и особенности фольклора народов. |
2 часа |
Музыкально-пластические движения. Танцевальные импровизации. Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. |
9-10 |
I группа
II группа |
13.11
20.11 |
Образы колыбельных песен. Потешки: образный строй. Роль потешек в процессе взросления и воспитания ребёнка.
|
2 часа |
Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация |
11-12 |
I группа
II группа |
27.11
04.12 |
Практическая работа. Изготовление куклы по народным образцам, зарисовкам, фото. |
2 часа |
Танцевальные импровизации. |
«Дети и фольклор» 8 часов |
|||||
13 - 14 |
I группа
II группа |
11.12
18.12 |
Песня и припевка как часть игры. Некоторые культурные особенности народов мира. |
2 часа |
Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Сочинение своих сказок. |
15 - 16 |
I группа
II группа
|
25.12
08.01 |
Знакомство с некоторыми игровыми песнями. Особенности и разновидности обрядного костюма. |
2 часа |
Элементы костюма в игровом, песенном фольклоре.
|
17- 18 |
I группа
II группа |
15.01
22.01 |
Предназначение малых жанров фольклора в традиционной культуре. |
2 часа |
Особенности и разновидности обрядного костюма. |
19 - 20 |
I группа
II группа |
29.01
05.02 |
Знакомство с некоторыми хороводными песнями. Изготовление отдельных элементов обрядного костюма. |
2 часа |
Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация |
21-22 |
I группа
II группа |
12.02
19.02 |
Практическая работа. Игровая викторина по малым жанрам фольклора. |
2 часа |
Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация |
«Казачьи народные сказки. Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами» 6 часов
|
|||||
23-24 |
I группа
II группа |
16.02
05.03 |
Сущность жанра сказки. Казачьи пословицы и поговорки. |
2 часа |
Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Сочинение своих сказок. |
25-26 |
I группа
II группа |
12.03
19.03 |
Знакомство с некоторыми казачьими сказками. |
2 часа |
Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Сочинение своих сказок. |
27-28 |
I группа
II группа |
26.03
02.04 |
Практическая работа. Чтение сказок кубанских казаков. |
2 часа |
Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Сочинение своих сказок. |
«Календарный праздник глазами ребёнка» 6 часов |
|||||
29-30 |
I группа
II группа |
09.04
16.04 |
Гуляния, увеселения связанные с зимними Святками. Разучивание рождественских колядок.
|
2 часа |
Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация |
31-32 |
I группа
II группа |
23.04
30.04 |
Игра на музыкальных инструментах. |
2 часа |
Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация |
33-34 |
I группа
II группа |
07.05
14.05 |
Практическая работа. Разучивание фольклорных текстов |
2 часа |
Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация |
«Итоговое занятие» 2 часа
|
|||||
35-36 |
I группа
II группа |
21.05
28.05 |
Роль фольклорных жанров в жизни кубанского казака. Казачьи праздники, их фольклорная и игровая составляющие. |
2 часа |
Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.