РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Казачий фольклор»
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Казачий фольклор»

Оценка 4.9
doc
20.04.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Казачий фольклор»
Программа 2017-2018 учебный год.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное    учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» с.Дивное

 

                                                                                                            «Утверждаю»

                                                                                                           Зав. по УВР

                                                                                  приказ от__________  2017   № ___

                                                                                    _____________/С.И. Морозова/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Казачий фольклор»

начального общего образования 3 «Г» класса

количество часов: 36 часа

1 час в неделю

 

Учитель: Корнюшенко Ирина Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 – 2018 год

с. Дивное

Рабочая программа разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, с использованием  хрестоматии  для младших школьников «Край родной» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

 

1. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Казачий фольклор» к концу 1-го года обучения.

 

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

 

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры ), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми .

 

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и   позитивного отношения к базовым ценностям общества (осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; ), ценностного отношения к социальной реальности в целом (знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи).

 

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

 

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия (первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности), формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения (нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; опыт социальной и межкультурной коммуникации; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества). Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

 

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

 

Ожидаемые результаты освоения программы.

Предметные:

·       общие представления о традиционной казачьей культуре: быте и укладе жизни, ратных подвигах, устном народном творчестве.

·       укрепление  ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким, любви к своей малой родине.

Личностные универсальные учебные действия.

 

Будут сформированы:

·       внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально–положительного отношения к казачеству, чувства гордости за принадлежность к нему, готовности продолжать его традиции;

·       широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·       учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач.

·       воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

·       развитие нравственных качеств, эстетической и экологической воспитанности, творческих способностей;

·       формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности;

·       воспитание патриотизма, формирование семейных и общечеловеческих ценностей; формирование межличностных отношений.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

·       достаточный объем усвоенных навыков для свободного выражения мыслей и чувств в процессе творчества; способность к само­оценке на основе наблюдения за собой;

·       совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родному краю, уважительного отношения к культуре Донского казачества.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

Будут сформированы:

·       принимать и сохранять учебную задачу;

·       учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·       пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом;

·       мотивация на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи;

·       обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности; обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

·       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·       оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

-позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;

-ответственность за свои дела и поступки.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

Будут сформированы:

·       проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·       получение знаний о красоте живой природы, культуре, культурных ценностях;

·       формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину;

·       совершенствование умения искать, анализировать и обобщать информацию;

·       знакомство с произведениями устного народного творчества.

·       строить рассуждения в форме связи простых суждений о поступках героев сказок и их личностных качествах, формулировать выводы.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

-творческих способностей.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Будут сформированы:

·       адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

·       совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам;

·       обогащение словарного запаса;

·       обучение невербальному общению, умению распределять роли, чувствовать как весь коллектив, так и каждого его члена в отдельности,

·       учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

·       отработка умения слушать и вступать в диалог, выступать на сцене;

·       участие в коллективных творческих делах.

·       допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. 

Обучающиеся получат возможность для формирования:

o   способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

o   способность заниматься исследовательской и проектной деятельностью;

o   умение выступать перед аудиторией сверстников; давать устную и письменную оценку своего выступления и выступления одноклассников.

 

2.Содержание учебного курса   

 

Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины.

Тематика малых жанров: о Родине, казачья дружба, казак и конь, о житейской мудрости, о явлениях природы, о животных, о природе.

Сказки.

Казачьи народные сказки. Волшебные сказки.

Казачьи песни.

Походные песни.  Семейные песни. Народные песни. Бытовые песни. Обрядовые песни. Былины. Истори­ческие песни. Баллады. Духовные стихи.

Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов. Элементы костюма в игровом, песенном фольклоре, особенности и разновидности обрядного костюма.

 

Казачьи игры и забавы.

Праздники. Покровская ярмарка, Рождество Христово, Рождественский вертеп, Святки, Масленица, Казачьи посиделки, Пасха.

       

Курс «Казачий фольклор» содержательно интегрируется с курсами «Ок­ружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естествен­нонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

     

Формы организации учебных занятий:

Посиделки, праздники, театральные постановки, игры – драматизации, викторины, сюжетно-ролевые, театрализованно-дидактические  игры, беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, концерты для родителей, выступления, конкурсы, викторины.

 

Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:

Слушание музыки, песен, былин. Знакомство обучающихся с лучшими образцами фольклорного жанра, музыки, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры

Пение. Разучиванием песен. Воплощение музыкальных образов при разучивании иисполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений инавыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Музыкально-пластическое движение. Индивидуально-личностное выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений спомощью средств выразительности различных искусств.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Дата

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

 

«Кубанское казачество и его культура» 4 часа

1-2

I группа

 

II группа

18.09

 

25.09

Понятие кубанского казачества, его многостороння сущность.

Традиционные, постоянные и временные типы жилища кубанских казаков степной и предгорной полосы.

 

2 часа

Музыкально-пластические движения. Танцевальные импровизации.

3-4

I группа

 

II группа

2.10

 

9.10

Суть понятия ФОЛЬКЛОР, формы его выражения (обряды, песни, сказки, пословицы, поговорки и др)

 

2 часа

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами.

«Дети в традиционной культуре казаков» 2 часа

5-6

I группа

 

II группа

16.10.

 

23.10

Первые этапы жизни ребёнка в казачьей семье.

Отношение к рождению девочки и мальчика.

2 часа

Музыкально-пластические движения,  исполнение песен, драматизация

 

«Казачьи песни»  6 часов

 

7-8

I группа

 

II группа

30.10

 

06.11

Колыбельные песни – первые фольклорные тексты в жизни человека.

Традиционная народная культура и особенности фольклора народов.

2 часа

Музыкально-пластические движения. Танцевальные импровизации. Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами.

9-10

I группа

 

II группа

13.11

 

20.11

Образы колыбельных песен.

Потешки: образный строй. Роль потешек в  процессе взросления и воспитания ребёнка.

 

2 часа

Музыкально-пластические движения,  исполнение песен, драматизация

11-12

I группа

 

II группа

27.11

 

04.12

Практическая работа.

Изготовление куклы по народным образцам, зарисовкам, фото.

2 часа

Танцевальные импровизации.

 

«Дети и фольклор»  8 часов

13 - 14

I группа

 

II группа

11.12

 

18.12

Песня и припевка как часть игры.

Некоторые культурные особенности народов мира.

2 часа

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Сочинение своих сказок.

15 - 16

I группа

 

II группа

 

25.12

 

08.01

Знакомство с некоторыми игровыми песнями.

Особенности и разновидности обрядного костюма.

2 часа

Элементы костюма в игровом, песенном фольклоре.

 

17- 18

I группа

 

II группа

15.01

 

22.01

Предназначение малых жанров фольклора в традиционной культуре.

2 часа

Особенности и разновидности обрядного костюма.

19 - 20

I группа

 

II группа

29.01

 

05.02

Знакомство с некоторыми хороводными песнями.

Изготовление отдельных элементов обрядного костюма.

2 часа

Музыкально-пластические движения,  исполнение песен, драматизация

21-22

I группа

 

II группа

12.02

 

19.02

Практическая работа.

Игровая викторина по малым жанрам фольклора.

2 часа

Музыкально-пластические движения,  исполнение песен, драматизация

 

«Казачьи народные сказки. Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами» 6 часов

 

23-24

I группа

 

II группа

16.02

 

05.03

Сущность жанра сказки.

Казачьи пословицы и поговорки.

2 часа

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Сочинение своих сказок.

25-26

I группа

 

II группа

12.03

 

19.03

Знакомство с некоторыми казачьими сказками.

2 часа

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Сочинение своих сказок.

27-28

I группа

 

II группа

26.03

 

02.04

Практическая работа.

Чтение сказок кубанских казаков.

2 часа

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Сочинение своих сказок.

 

«Календарный праздник глазами ребёнка» 6 часов

29-30

I группа

 

II группа

09.04

 

16.04

Гуляния, увеселения связанные с зимними Святками.

Разучивание рождественских колядок.

 

2 часа

Музыкально-пластические движения,  исполнение песен, драматизация

31-32

I группа

 

II группа

23.04

 

30.04

Игра на музыкальных инструментах.

2 часа

Музыкально-пластические движения,  исполнение песен, драматизация

33-34

I группа

 

II группа

07.05

 

14.05

Практическая работа.

Разучивание фольклорных текстов

2 часа

Музыкально-пластические движения,  исполнение песен, драматизация

 

 «Итоговое занятие» 2 часа

 

35-36

I группа

 

II группа

21.05

 

28.05

Роль фольклорных жанров в жизни кубанского казака.

Казачьи праздники, их фольклорная и игровая составляющие.

2 часа

Музыкально-пластические движения,  исполнение песен, драматизация


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» с

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» с

Рабочая программа разработана на основе

Рабочая программа разработана на основе

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия (первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; мотивация к…

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия (первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; мотивация к…

Обучающиеся получат возможность для формирования : · достаточный объем усвоенных навыков для свободного выражения мыслей и чувств в процессе творчества; способность к само­оценке на основе…

Обучающиеся получат возможность для формирования : · достаточный объем усвоенных навыков для свободного выражения мыслей и чувств в процессе творчества; способность к само­оценке на основе…

Обучающиеся получат возможность для формирования : умение применять теоретические знания в исполнительской практике

Обучающиеся получат возможность для формирования : умение применять теоретические знания в исполнительской практике

Казачьи игры и забавы. Праздники

Казачьи игры и забавы. Праздники

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

I группа II группа 27

I группа II группа 27

I группа II группа 12

I группа II группа 12

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Казачий фольклор»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Казачий фольклор»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020