Конспект занятия для 1 класса по краеведению.
Тема: Краеведение. Буква Х. Хищники: лиса.
Предмет |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||
1.Литературное чтение. |
Вступительная беседа. – У каждого из вас на столах лежат иллюстрации. Кто изображён на них? Слайд 2. – В каких произведениях вам приходилось встречаться с лисой? – Что вам уже известно о лисе, какая она? Прослушивание записи с голосом лисы. – Чей голос вы услышали? – Обратимся к словарю и узнаем кто же такая лиса? Слайд 3.
Сообщение темы урока. – Итак, сегодня на уроке мы отправляемся в гости к сказке. – Догадайтесь, кто будет главным действующим лицом в сказке? – Итак, сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой К. Д. Ушинского “ Лиса Патрикеевна ”. Слайд 4. Для этого разделимся на группы: 1группа – это аналитики, вы будете работать с проектами, составлять план к сказке; 2 группа – иллюстраторы, вы будете подбирать иллюстрации к каждой части сказки; 3 группа – испытатели, а вы постараетесь пересказать сказку. Слайд 5. Словарная работа. – При работе над сказкой вам встретятся незнакомые слова, поэтому давайте разберёмся. Зубушки – так ласково называет автор зубы; рыльце – мордочка лисы; тихохонько – тихо; пригибается – низко нагнуться; кладовые – место, где хранятся заготовки; спаленка – место для сна; травушка – ласково называет траву; выстланы – застелить полы; лиса – постница – так называют того, кто соблюдает пост; не помилует – не пожалеет. Первичное восприятие сказки. – Итак, всю подготовительную работу мы выполнили, сядьте удобно и приготовьтесь внимательно слушать сказку (рассказываю сама). Работа над содержанием. – Возьмите закладки и продолжим чтение сказки по абзацам. – Читать будем по-разному, но каждый раз передавая отношение автора к лисе. Первоначальное чтение вы уже слышали, а теперь читаем вслух (один читает, остальные следят). 1 часть. – Найдите опорные слова, рисующие лису. Прочитайте, каков наряд у лисы.
– Как можно озаглавить эту часть? Выберете из предложенных вам названий – подходящее. – Как вы понимаете выражения “ ушки на макушке”, “ хвостик на отлёте ”? – Настало время поработать иллюстраторам. – Какая из предложенных вам иллюстраций подходит к этой части? 2 часть. Читаем 2 абзац шёпотом. – Какова главная мысль этой части?
– Какое из предложенных мною названий подойдёт? – Как ходит лиса?
Фрагмент из мультфильма. – Посмотрите фрагмент мультфильма, подтверждающий слова автора. – Что является гордостью лисы? – Как она к нему относится?
– Каков взгляд у лисы? – Как улыбается? – Иллюстраторы, подберите соответствующую иллюстрацию к этой части. 3 абзац. – Какова главная мысль этой части? Как её можно озаглавить? – Почему автор называет лису умницей? – Найдите в тексте и прочитайте, как лиса устраивает своё жилище? – Какая иллюстрация подходит к этому абзацу? 4 абзац будем читать необычно: 1слово – вслух, другое – про себя. – Какова главная мысль этой части? – Как озаглавим эту часть? – Какая иллюстрация подходит к этой части? Пересказ сказки. – Настало время показать свою работу группе испытателей. – С помощью плана и иллюстраций вам нужно пересказать сказку, как вы её запомнили. Для этого прочитаем памятку “ Как пересказать сказку.” · Рассказывай медленно, плавно. · Повествуй не монотонно. Передай голосом отношение автора к героям сказки. · Сохраняй сказочные обороты; созвучные и старинные слова. Итог урока. – С какой сказкой мы сегодня работали? – Кто автор сказки?
– Что нового вы узнали о лисе? Слайд 6. |
- Лиса.
- Сказки «Лиса, заяц и петух», «Лиса журавль», «Как лиса училась летать».
- Голос лисицы. -Лиса – хищное млекопитающее животное из семейства собачьих.
- Лиса.
Делятся на группы.
Разбираются с незнакомыми словами.
Слушают сказку.
Один читает, другие следят.
- Опорные слова в сказке: зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. А наряд у лисы: шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет, а на шее белый галстучек. - Описание лисы.
- Ушки на голове, а хвостом виляет.
Выбирают иллюстрацию.
Читают шёпотом. - В этой части говорится о наряде лисицы. - Наряд лисы. - Лиса ходит тихонько, свой пушистый хвост носит бережно.
Смотрят фрагмент из мультфильма.
- Хвост. - Лиса свой пушистый хвост носит бережно. - Смотрит лиса ласково. - Улыбается, зубки белые показывает.
Подбирают иллюстрацию.
- Эту часть можно озаглавить – Действия лисы. - Роет норы глубокие.
Подбирают иллюстрацию. Читают.
-Главная мысль – лиса роет норы себе. - Озаглавить можно – Домик лисицы. Подбирают иллюстрацию.
Читают памятку и пересказывают сказку с помощью плана и иллюстраций.
- Мы работали сегодня со сказкой «Лиса Патрикеевна». - Мы узнали, что у лисы золотистая шерсть, острые белые зубки, пушистый хвост. Она роет норы, где есть кладовые и спаленки, а полы высланы мягкой травушкой.
|
|||||||
2.Русский язык.
|
- Ребята, сегодня мы будем путешествовать по сказкам. Они нам помогут узнать, как одно предложение отделяется от другого? Что содержит предложение? Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? - Давайте вспомним: какую речь вы знаете? Слайд 7.
- Из чего состоит устная и письменная речь? Слайд 8.
- Из чего состоит предложение? Слайд 9. - Отгадайте загадку: Жёлтая хозяюшка Из лесу пришла, Всех кур пересчитала И с собой унесла. Учитель вывешивает рисунок лисы. Читает текст К.Д. Ушинского. Слайд 10. – Что интересного услышали? Составьте предложения о лисе. Несколько предложений учитель записывает на доске: У лисы рыжая пушистая шерсть. Лиса хитрое животное. У лисицы острые зубы. Лиса живёт в лесу. Лиса роет норы. Слайд 11.
- Посмотрим, чем предложение отличается от простого набора слов. О чём говорится в этих предложениях? Учитель разбирает с классом несколько предложений, спрашивает, понятно ли, что хотел сказать автор. - А вот я придумала: лиса, журавль. Понятно, что я хочу сказать? Почему не понятно? Дополните эти слова так, чтобы была закончена мысль. - О чём говорится в предложении? Аналогичная работа проводится с сочетаниями: Лиса, гости. – Позвала лиса журавля в гости. Журавль к ней. – Пришёл журавль к ней. - Какой вывод вы можете сделать?
- Правильно. - Назовите, из какой сказки эти предложения? Учитель вывешивает на доску иллюстрацию к сказке «Лиса и журавель». Слайд 12. - Назовите сказки, где лиса является главным героем. По ходу ответа учитель вывешивает на доску иллюстрации к сказкам: «Лиса и тетерев», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Лиса и заяц». Слайд 13,14,15. - Послушайте начало сказки. Определите, сколько предложений в тексте? Учитель читает текст. - Как в устной речи одно предложение отделяется от другого?
Откройте учебник , прочитаёте текст упражнения . - Как на письме одно предложение отделяется от другого?
- Сколько предложений в тексте? Из чего состоит предложение? - Сколько слов в первом, втором, третьем предложениях?. О чём говорится в предложениях? Далее следует комментирование предложений учениками с записью на доске и в тетради. - Как называется знак препинания в конце написанных предложений? - Что полезного узнали на уроке? Как определяются предложения в устной и письменной речи?
- Что выражает предложение? - Как связаны слова между собой в предложении?
- По каким сказкам совершали путешествие? - Молодцы, вы очень хорошо поработали сегодня.
|
- Мы знаем устную, письменную и внутреннюю речь. - Устная и письменная речь состоит из предложений. - Предложение состоит из слов.
- Это лиса.
- Как выглядит лиса. Составляют предложения о лисе.
- В этих предложениях говорится о лисе.
- Не понятно.
. - Подружились лиса с журавлём. - Предложение должно выражать законченную мысль, слова в нём должны быть связаны между собою по смыслу.
Смотрят иллюстрации.
- «Лиса и тетерев», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Лиса и заяц».
- В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой.
- На письме одно предложение отделяется от другого поставленными знаками препинания. - Предложение состоит из слов. - В предложениях говорится о лисе и журавле. Комментируют предложения и записывают на доске и в тетради. - В конце написанных предложений стоит точка. - В устной речи паузой, на письме – знаками препинания. - Предложение выражает законченную мысль. - Слова связаны между собой по смыслу. - «Лиса и тетерев», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Лиса и заяц». |
|||||||
3.Окружающий мир |
-Скажите, как можно назвать животных, питающихся растениями? - А если они питаются мясом? -Нужно ли уметь отличать хищников от растительноядных животных? СЛАЙД 16. - А вот представьте, что мы очутились в одном зоопарке. Но он почему-то какой- то странный зоопарк. Животные грустят, мечутся по клеткам, рычат и воют. - Что случилось?
-Почему так вышло? -Как можно было определить, чем питаются эти животные?
- Давайте исправим ошибки. СЛАЙД 17,18. - Можно ли по внешнему виду и поведению узнать, чем питается животное? -Давайте откроем учебник и рассмотрим рисунок, где пасутся козы. Каких животных вы видите на поле? Можно ли по внешнему виду и по поведению догадаться, кто из них растительноядный, а кто хищник? - А сейчас я предлагаю вам работу в группах. Каждой вашей группе будет задан один вопрос и лишь несколько минут для раздумья. СЛАЙД 19. 1) Чем питается заяц-беляк? 2) Кто на него охотится?
3) Как он спасается от своих врагов? - А сейчас мы будем работать над текстом, поднимая сигнальные карточки.
V уже это знал + новое ? не понял, возник вопрос - думал иначе.
Заяц-беляк. Заяц-беляк живет в лесу. Днем спит, а ночью выходит на кормёжку. Питается он травой, зернами, зимой может обгладывать кору деревьев. Врагов у зайцев много: волки, лисы, собаки, орлы, совы, охотники. Но больше всех заяц боится лесной кошки – того и гляди, рысь с вершины, как с неба, прыгнет на спину. Зайцев спасает их способность быстро бегать, хороший слух и белая шубка под цвет снега. СЛАЙД 20. Сделаем вывод: растительноядные животные питаются растениями, ведут себя внешне спокойно, но при этом настороженно. У них развиты зрение, слух, обоняние и есть средства защиты: быстрый бег, рога, иглы, маскировка.
-Из этого текста мы узнали о врагах зайца, как их назвать одним словом? -Кого больше всего боится заяц? Как по внешнему виду различаются хищники? - А помогут нам в этом рисунки. -Рассмотрим справа изображение головы и лап волка. Что вы заметили? - Для чего они им? В учебнике найдите предложения, где говорится о способе охоты некоторых хищников. Сделаем вывод: задачи хищников – найти, поймать и съесть добычу. Этим задачам соответствует внешний вид и повадки хищников. Для этого надо иметь хорошо развитое зрение, слух, обоняние и средство охоты: зубы, когти, умение выслеживать добычу. СЛАЙД 21.
-У хищников есть разные средства охоты. Обратимся за консультацией к компьютеру. СЛАЙД 22,23,24. - Длинные липкие языки муравьедов и лягушек, мощные удерживающие щупальца осьминогов, загнутые ядовитые зубы змей, душащие объятия удавов, липкая паутина пауков, светящиеся приспособления глубоководных рыб, точный прицел водяной струи некоторых рыб и, конечно, режущие и рвущие мясо зубы, когти и клюв. - Нужны ли хищники в природе? - А теперь определите на рисунке: кто хищник и кем они питаются? Соедините их линиями. Слайд 25,26. Итак, давайте подведем итог. -Какую проблему мы перед собой поставили сегодня на уроке?
-Чем же мы занимались на уроке?
- Вам понравился наш урок? Покажите это сигнальными карточками.
|
- Растительноядные. - Хищники. - Конечно.
- Они голодные, потому что корм, который им дали они не едят. Обезьяне-мясо Орлу - листья и ветки Лосю - мясо Льву – плоды.
- По разным источникам: из книг, кинофильмов и т.д.
Рассматривают рисунки.
Делятся на группы.
- 1. Он питается травой, корой. - 2.На него охотятся лиса, волки, орлы. - 3. Заяц умеет быстро бегать.
- Хищники.
- Мощные лапы с когтями и острые зубы. - Чтобы охотиться. - Хищнику необходимо учиться умению выслеживать добычу.
- Они санитары леса.
- Можно ли по внешнему виду и поведению узнать, чем питается животное? - Мы корректировали текст, учились правильно излагать мысли, обсуждали проблему урока, развивали речь, внимание и узнали новое. - Да. |
|||||||
1. Музыка. |
- Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Кто – то спрятался в коробочке, шуршит, позвякивает, а выходить не хочет. Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке? - Совершенно верно. Чтобы вам легче было угадывать, я включу музыку, которая передаст характер спрятанного в коробочке персонажа. Внимательно прослушайте и скажите, кто там может быть. (Звучит отрывок из сказки «Бурёнка из Маслёнкино».) - Узнали вы, кто же спрятался в коробочке? Слайд 27. - Почему вы так решили?
- Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый, хитрый, злой? - Если это Лиса, то какая она, как выглядит, во что она одета? Что вам подсказывает музыка? (может быть организовано повторное слушание). Слайд 28. - А теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет? (учитель достает из коробочки Лису.) - Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам помогло в этом? - А какие еще произведения про Лису вы знаете?
Песенка из русской народной сказки «Бурёнка из Маслёнкино»: В глухомани, в лесу,
- Давайте споём её Музе, может, она ей понравится. - А можно инсценировать эту сказку. Я буду автором, а вы – артистами и зрителями . Работа над интонационной выразительностью речи, пения, движений . (При драматизации сказки). - Вы очень хорошо сыграли сказку. - Каков характер произведения? - Легко ли бы было вам узнать Лису и её характер без звучания музыки?
|
- Угадать, кто там.
- Лиса. Проходит сопоставление – анализ музыкального образа и игрушки, спрятанной в коробочке. - Хитрый. - Хитрая, обманщица, коварная.
- Музыка.
- Сказки «Кот, лиса и петух», « Лиса и журавль», «Лиса и медведь». - Эту песню мы разучивали на прошлом уроке.
Распределение ролей.
- Грустный жалкий. - Трудно было бы. |
|||||||
5.Технология. |
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказку «Лиса и журавль». Слайд 29. Открывается доска с изображением лисы. - Посмотрите, какие ещё бывают лисы. СЛАЙД 30,31,32,33,34. - Что вы знаете об этой ЛИСЕ?
- Сегодня на уроке мы будем делать Лисичку из пластилина. - Повторим правила техники безопасности при работе с пластилином. - Для работы нам понадобится пластилин, нож по пластилину, зубочистки (этапы выполнения на доске). - Сначала будем лепить из пластилина лису: 1. Катаем шарики и цилиндрики лисы. Лепим из пластилина лису. Лисонька - лисичка - лиса. Лепим с детьми лису. Слайд 35. 2. Лепим из шариков и цилиндриков лапки лисы, мордочку лисы и хвост лисы. Лепим из пластилина лису. Лисонька - лисичка -лиса. Лепим с детьми лису. Слайд 36. 3. Прежде чем собрать лису, вставляем каркас (зубочистки) в составные элементы лисы. Лепим из пластилина лису. Лисонька - лисичка -лиса. Лепим с детьми лису. Слайд 37. 4. Лиса из пластилина почти готова. Осталось привести в прядок глаза лисы. Лепим из пластилина лису. Лисонька - лисичка -лиса. Лепим с детьми лису. Слайд 38. 5.Ключевой персонаж из сказки “Лиса и Журавль”: Лиса готова. Лепим из пластилина лису. Лисонька - лисичка -лиса. Лепим с детьми лису. Вид спереди. Слайд 39. - А сейчас несколько лисичек мы «поселим» в нашем лесу (на доске). - Какого персонажа мы сегодня делали? - Каким способом делали лису? - Что особенно понравилось на уроке? - Что вызвало затруднение? Почему? Я советую вам прочитать сказку «Лиса и журавль».
|
Рассматривают изображение лисы. - Серая, рыжая лисица. - Она хитрая, отходчивая, умеет наблюдать.
Повторяют правила работы с пластилином.
Лепят лисицу по инструкции учителя.
Выставляют свои работы на доску.
- Лисичку. - С помощью пластилина. - Интересно делать по инструкции.
|
|||||||
6.Физкультура. |
Класс входит в зал. - Давайте возьмемся за руки, посмотрим в глаза друг другу. Мы уверены, что все у нас получится! - Для начала надо выполнить разминку. Измерим пульс. - А сейчас поиграем в игру «Лиса и куры". - Посередине зала перед вами стоят четыре гимнастические скамейки в виде квадрата рейками вверх, это - "насест". Выбираются один водящий - "лис" и один - "охотник". Все остальные играющие - "куры". В одном углу зала очерчивается "нора", в которой помещается "лис". В другом углу встаёт "охотник". "Куры" располагаются вокруг "насеста". СЛАЙД 40. Содержание игры. По сигналу "куры" начинают то взлетать на "насест", то слетать с него, то просто ходить около "курятника" (около скамеек, образующих "курятник"). По второму условленному сигналу "лис", подобравшись к "курятнику", ловит любую "курицу", касающуюся земли (пола) хотя бы одной ногой. "Лис" берёт осаленного за руку и ведёт в свою "нору". Если по пути ему встречается "охотник", "лис" выпускает пойманного, а сам убегает в "нору". Пойманный возвращается в "курятник", после чего все "куры" слетают с насеста. Если "охотник" поймает "лиса", выбирается новый "лис". Выигрывают игроки, не пойманные ни разу. Правила игры: 1. Забежав в "курятник", "лис" может осалить только одного игрока. 2. По сигналу руководителя "лис" должен покинуть "курятник" независимо от того, поймал он "курицу" или нет. 3. Стоящие на рейке могут оказывать друг другу помощь (поддерживать).
Оцениваю деятельность ребенка в ходе игры. - У вас была интересная игра. Молодцы! - Ребята! На полу находятся обручи. Каждый должен выбрать свой цвет обруча: · красный - очень понравился урок; · желтый - хочу еще прийти; · серый - не понравилось на уроке. - Вот и закончен урок. Спасибо за сотрудничество!
|
Класс входит в зал.
Каждый ребёнок измеряет пульс.
Слушают о том, в чём заключается игра?
Играют 4-6 раз.
Слушают правила игры.
Подходят к обручам и берут по цвету. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.