Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр"

Оценка 4.8
pdf
23.06.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Скворцова Л.Ч. Лицей Ступени Кукольный театр.pdf

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей «Ступени»»

 

 

 

     

            

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

                                                          кружка «Кукольный театр»

Скворцовой Л.Ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        2020г

 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Кукольный театр» для 1класса составлена на основании ФГОС основного общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий. Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и пр. – только они ожили, задвигались, заговорили и стали ещё привлекательнее, интереснее. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Однако нельзя рассматривать театр кукол только как развлечение. Очень важно показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Для осуществления этого кукольный театр обладает большими возможностями. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе взятое в силу наглядно-образного мышления школьников помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Дети очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, заданные куклами, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям, быть непохожим на отрицательных.

Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти: делятся впечатлениями о спектакле, рассказывают родителям. Это способствует развитию речи и умению выражать свои чувства.

Творческие игры с игрушками развивают творческие силы и способности детей. Работая с куклой, исполнитель должен понимать содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные средства куклы, обладать музыкальностью.

Кроме того, в процессе изготовления куклы, учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа Цель: объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей. 

Задачи: 

 выявить природные способности ребят, создать условия для проявления и развития

способностей;   формировать зачатки художественного вкуса;   обогатить опыт и впечатления в области искусства (посещение театров, музеев, чтение книг);   привить навыки культуры поведения; - развить коммуникативные навыки, навыки работы в команде

Личностные результаты: 

 знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса

и соблюдать их;   правильно взаимодействовать с партнерами по команде;   выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности.

Метапредметные результаты: 

 уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;   контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - иметь представление о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноценного общения, использовать в собственной речи правильные речевые конструкции, выразительность, чёткость произношения.

 Предметные результаты: 

 знать виды кукол, способы вождения кукол разных видов, особенности сценической

речи, изготовления кукол, декораций;   уметь выступать перед зрителями;   выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные

знания.

 

Выбор и обоснование проблемы: 

Эстетическое направление подразумевает  развитие творческих способностей не только при помощи хорового пения, но и при помощи театрализованной деятельности. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Новизна:

Воспитание личностных качеств ребёнка через музыкальное искусство, развитие коллективного музицирования.  

Деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

-                   принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

-                   принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Гипотеза:

 Выступая перед  зрителями в постановках кукольного театра, ученики смогут реализовать свои актёрские способности.

 Расширить  кругозор при помощи  чтения дополнительной литературы, т.к. для создания спектаклей необходимы  различные сценарии.  

  Для  создания атрибутов  кукольного театра  овладеют  новыми трудовыми навыками,  такими как: шитьё, вязание,  изготовление декораций. При этом  разовьётся фантазия, воображение.  

Актуальность: 

Учёные утверждают, что за школьные годы дети проводят у телевизора и в гаджетах более

15 тысяч часов  и из них 13 часов они  наблюдают  на экране насилие, смерть и жестокость.  Программа «Волшебный мир театра» будет способствовать  выявлению и развитию природных способностей у детей;  учить ценить добро и ненавидеть зло, поэтому в программе выбраны сценарии,  которые учат правильным поступкам. Ученики  вместе с героями  будут учиться оценивать Добро и Зло, Красоту и Безобразие.   

Участвуя в спектаклях, дети  будут копировать, подражать, но в первую очередь они  будут учиться быть собой. Исследования показали, что ученики, увлекающиеся театром, лучше учатся в школе и в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни.

Методы обучения:                                                                                                                      

Программа предусматривает: театральную игру, ритмопластику, культуру и технику речи, основы театральной культуры, основы работы с куклами, работу над спектаклем.

Формы работы:

 Индивидуальная самостоятельная форма работы, позволяющая осуществить индивидуальный подход к ребёнку на учебных занятиях.

 Групповая форма: учебные занятия, массовые мероприятия.

 Коллективная, которая учит сотворчеству, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания, подчиняя свои интересы общей цели, помогает повысить их самооценку (совместная деятельность на учебных занятиях, массовых мероприятиях).

 Парная, предполагающая совместное творчество ученика и педагога, что способствует формированию доверительных отношений между взрослым и ребёнком.

 Приемы активизации творческой деятельности:                                                                      создание ситуации успеха в обучении,  решение проблемных ситуаций.

Содержание

1.Вводное занятие. Особенности театральной терминологии. Знакомство с театром, как видом искусства. Знакомство с  профессиями людей,  создающими театр. Проведение тренинга по вступлению в актеры   ( назвать качества, которыми должен обладать артист). Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук

куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.                                      

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.  

2.Устройство ширмы и декораций. Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.).

Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

3.  Создание волшебного театра своими руками.     Виды кукол и способы управления ими.

Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.  Практическая работа: Развитие умения кукловождения.                                                                                                                                

4.  Прыгающие игрушки. Кукольный театр на фланелеграфе. Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.  Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. 

5.  Театр  «Топотушек». Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности

психологической подготовки юного артиста-кукловода.                                                                          

6.  «Пальчиковый театр»  Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных

профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).                                     Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.

7.Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки). Знакомство с правилами поведения в театре. Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. .

Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.                              8.Речевая гимнастика. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра. Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж.

9.Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

10.Генеральная репетиция. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля

(имитация различных шумов и звуков). Разбор итогов генеральной репетиции.               Практическая работа: организация и проведение спектакля; показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; 

 

 

Учебный план (34ч)

Тема занятия

Количество часов

 

тема

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с театром, как видом искусства. Знакомство с  профессиями людей,  создающими театр. Проведение тренинга по вступлению в актеры.

2

1

1

2

Устройство ширмы и декорации. Виды кукол и способы управления ими.

4

1

3

3

Создание волшебного театра своими руками.     

4

1

3

4

Прыгающие игрушки 

4

1

3

5

Театр  «Топотушек».

4

1

3

6

Пальчиковый театр 

2

1

1

7

Посещение театра кукол Обсуждение спектакля

(зарисовки).  Речевая гимнастика

4

1

3

8

Знакомство с театром кукол. Выбор пьесы и работа над ней

7

1

6

9

Генеральная репетиция. Спектакль

3

-

3

10

Всего

34

8

 

                                                                                    

                                                                                                                                      Приложение

1

I.                   Знакомство с театром, как видом искусства. Знакомство с  профессиями людей,  создающими театр

II.                Проведение тренинга по вступлению в актеры   

 ( назвать качества, которыми должен обладать артист)

 Артист  должен иметь хорошую дикцию, т.е. говорить четко, ясно 

        (  учились  проговаривать  скороговорки)

 Должен быть эмоциональным. Проводили ролевую  гимнастику у зеркала.

 Представляли, что  съели лимон. 

 Показывали  удивление!    ( А!)

 Пробовали улыбнуться, как японец.

 Артист должен импровизатором.  Представляли танцующий  солнечный лучик.

Лучиком была ленточка жёлтого цвета. ( можно взять  тоненькую жёлтую ниточку мулине )   Желательно, чтобы лучики были  разных  оттенков желтого цвета (от очень светлого до яркооранжевого).Вначале проводили упражнения с  ленточкой ( ниткой)  без музыкального сопровождения: затем с  музыкальным  сопровождением.

 

 Держим  ленточку за один конец;   за разные концы двумя руками;   за край, проводим  ею по ладони другой руки;   делаем  те же движения с двумя ленточками.

С ленточками   выполняем  различные пробежки, взмахи руками, кружения, рисование  узоров в воздухе и т. д. по предложению детей.

II. Создание волшебного театра своими руками     

 Прыгающие игрушки (воздушные куклы из воздушных шаров)  Чтобы создать  такую  куклу, нужно  надуть небольшие шарики,  завязать нитками и привязать к карандашу. Затем необходимо куклу раскрасить фломастерами, нарисовать глазки, нос, рот. Можно сделать аппликацию, приклеить волосы (из ниток). Если  дома готовится праздник- день рождения  или Мамин праздник … можно вспомнить   про своих  друзей - кукольных актёров, подобрать подходящий  к случаю сценарий, распределить  роли между  домашними и  гостями. Тогда  праздник  станет интересным   и веселым.

 Театр  «Топотушек».  

Нужно сжать  все пальчики в кулачок, все кроме двух (указательного и среднего) Такая игрушка сможет «ходить», «бегать», «плясать на столе». (На указательный и средний пальцы можно надеть пробочки от флаконов — это ноги фигурки). Нарисовать на двух кругах мордочки  двух  человечков и прикрепить с помощью резинки на ладонь.   

 Топать и приговаривать  потешку    Большие ноги шли по дороге  то-п-то-п-то-п-то-п…. 

маленькие ножки бежали по дорожке 

топ-топ-топ……                                (Танцевать под музыку)

 Пальчиковый театр 

Мы  попадаем в волшебную страну, в которой все жители волшебные. В этой стране живут веселые пальчики. Они превращаются каждый день то в живых деревьев, то в гусениц, то в сороконожек. Иногда превращаются в веселых бабочек.  (танец с движениями  под музыку)

     III. Знакомство с театром кукол.

Началось  освоение первых навыков актёрского мастерства:

Первый этап - выбор  сказки для спектакля. Например: сказка «Лисёнок Рыжик». Обоснование: сказка напомнит о правилах  послушания и поведения на дорогах в  летнее время. (профилактика детского травматизма на дорогах)

Второй этап – распределение  ролей, тренировка в  чтении каждой роли. Работа над выразительностью речи, над жестами, над движениями героев.

Третий этап – соединение  действий куклы со словами своей роли. Репетирование за столом, затем за ширмой, вживание  в свою роль,  умение интонацией передавать настроение, чувства, характер персонажа.

Четвёртый этап - изготовление  простейших декораций.

 

 

                                                                                                                   

                                                                                                                             Приложение 2

Сказка по правилам дорожного движения  «ПРО ЛИСЕНКА РЫЖИКА»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Сорока. Лиса.

Лисенок Рыжик.

Бельчонок.

Ящерица.

Еж.

Домик Лисы. Дерево с дуплом. Большой пень. На нем — Ящерица.

 

Сорока (с дерева).

Эй, друзья мои, вставайте,

 Двери, окна раскрывайте! 

Одевайтесь, умывайтесь,  За работу принимайтесь.

(Шум леса, птичьи голоса. Появляются Лисенок Рыжик, Бельчонок.) Рыжик (любуется своим хвостом).

Что за чудо, рыжий хвост!

 Распрекрасный рыжий хвост!

 Бельчонок

Распрекрасный рыжий хвост! 

Сорока (передразнивает). Рыжий хвост, рыжий хвост!

(Выходит Л и с а в платочке, с корзинкой.) Лиса

Рыжик, сынок! Ты что распрыгался, неумытый, непричесанный. Иди, я тебе хвост причешу!

Рыжик (убегает). Не поймаешь, не поймаешь!

Лиса. Ах, какой ты озорник! Мне на охоту пора. (Достает огромный гребень, расчесывает сынку хвост.)

 Ох ты, мой рыженький, мой хвостатенький, ты такой непослушный. Каждый раз, когда я ухожу из дома, на сердце у меня неспокойно. Ты все помнишь, что я тебе говорила?

Р ы ж и к. Да помню я, мама.

Лиса. Повтори.

Рыжик (монотонно). Рядом с нашим лесом большая дорога. Она называете...

Бельчонок (подсказывает с дерева). Шоссе.

Рыжик. Да! Соше, нет — шаше. Ну, в общем, это большая дорога. По ней мчатся со страшной скоростью машины.

Л и с а. Что же дальше?

Р ы ж и к. В нашем лесу хорошо, все есть: ручейки, кустики, ягоды-грибы... И это, как это...

Бельчонок (подсказывает). Хвост,  замечательный хвост!

Рыжик. Ты чего подсказываешь, сбиваешь? Сам знаю, что мой хвостик самый замечательный!

Лиса (строго). Никогда, слышишь, никогда не выбегай на шоссе! Там тебя могут задавить машины. А если и не совсем задавят, то уж точно или лапку переедут, или хвост оторвут.

Слышишь, Рыжик? Будь умницей.

Рыжик (вертясь). Слышу, мамочка, буду, мамочка.

                       (Лиса уходит).

Рыжик. Что я, маленький? Подумаешь, дорогу перебежать: раз — и на той стороне!

(Прыгает, наталкивается на Е ж а.)

Е ж. Ах ты, безобразник! Ты чего это с утра всем покоя не даешь?

Рыжик. Ой, дяденька! Больше не буду! Только не колитесь.

Е ж. То-то, «дяденька».

Ящерица (с пенька). Доброе утро!

Еж. Доброе утро, соседушка. Ну, как твой хвост?

Ящерица. Растет помаленьку. Думаю, месяца через два снова будет вполне приличный.

Сорока. И как это ты ухитрилась потерять свой хвостик?

Ящерица. Как-как: перебегала через шоссе, тут его и отдавило мотоциклом.

Сорока. А  я слышала, что Рак — вот так же клешни своей лишился. Теперь у него новая растет!

Рыжик (зрителям). Вот оно что! Оказывается, клешни, а главное, хвосты... вы только подумайте... снова отрастают. Этого мне мама не говорила. Так и нечего дорожить своим хвостом. А то только и слышишь: «Ой, береги лапку! Ах, береги хвостик!» Бельчонок (свистит, бросает шишку). Эй, Рыжик, иди играть!

Еж. Ох уж эта молодежь! Пойду куда-нибудь подальше.

Ящерица. Пока. Я тоже, пожалуй, уйду. Уж очень здесь шумно.

Бельчонок. Эй, Рыжик. Давай перебежим через шоссе. В том лесу шишек видимо-невидимо.

Р ы ж и к. А зачем мне шишки?

Бельчонок. Зачем, зачем! Пойдешь со мной, узнаешь.

Рыжик. Ну, ладно, побежали.

Сорока

. Ой, что-то сейчас будет!

Слышится гул машин.

Рыжик. Ой, машина!

Бельчонок. А, ерунда! Мы тысячу раз успеем перебежать через дорогу, пока тот грузовик сюда поедет. А ну быстрее!

Проезжает машина. Шум. Визг. Рыжик исчезает. Потом появляется, пошатываясь.

Рыжик. Ой, что это со мной? 

Бельчонок (испуганно). Ты жив, Рыжик?

Рыжик. Ой, не знаю! 

Бельчонок. Рыжик, а где твой замечательный хвостик?

(Рыжик наклоняется, поднимает хвост).

Рыжик. Мой хвост! Мой милый рыженький хвостик!

Появляется встревоженная Лиса.

Лиса. Рыжик, ты жив? Ах, твой хвостик!

Рыжик. Мамочка, ты не волнуйся, у меня  вырастет новый хвостик. Я знаю.

Лиса. Ах, бедный ты, глупенький Лисенок! Не бывать тебе больше хвостатым. Чем же  ты зимой следы заметать будешь? Ах, какое мне горе!

Рыжик. Так ведь у Рака — клешня, у Ящерицы — хвост растут! Я знаю!

Лиса. Так ведь это у Рака, у Ящерицы. А у лисят, волчат, бельчат и у всех других зверят так не бывает...

Рыжик (плача). Где моя красота?

 

Литература:

Т.Н. Караманенко “Кукольный театр”  М. 2001;                                                                                  

Газета: “Начальная школа”, .№30, 1999 г;                                                                                        

Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г;                                                                                               

Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников

дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г.                                                                  И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010

 

 

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей «Ступени»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей «Ступени»»

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Кукольный театр» для 1класса составлена на основании

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Кукольный театр» для 1класса составлена на основании

Цель: объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей

Цель: объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей

Эстетическое направление подразумевает развитие творческих способностей не только при помощи хорового пения, но и при помощи театрализованной деятельности

Эстетическое направление подразумевает развитие творческих способностей не только при помощи хорового пения, но и при помощи театрализованной деятельности

Ученики вместе с героями будут учиться оценивать

Ученики вместе с героями будут учиться оценивать

Устройство ширмы и декораций. Знакомство с понятием «декорация»

Устройство ширмы и декораций. Знакомство с понятием «декорация»

Выбор пьесы. Чтение сценария.

Выбор пьесы. Чтение сценария.

Генеральная репетиция. Спектакль 3 - 3 10

Генеральная репетиция. Спектакль 3 - 3 10

Тогда праздник станет интересным и веселым

Тогда праздник станет интересным и веселым

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Сорока. Лиса

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Сорока. Лиса

Рыжик. Да! Соше, нет — шаше. Ну, в общем, это большая дорога

Рыжик. Да! Соше, нет — шаше. Ну, в общем, это большая дорога

Р ы ж и к . А зачем мне шишки?

Р ы ж и к . А зачем мне шишки?

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2020