Рабочая программа
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуальное направление
(на основе ФГОС)
«К истокам языка»
Составила: Колесникова С. М.
2020-2021 уч.год
2. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Предлагаемая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление (на основе ФГОС) «К истокам языка» соответствует ФГОС и способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Предназначена для использования в рамках внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «К истокам языка» имеет интеллектуально-познавательную направленность, предусматривает расширить знания учащихся по основным разделам языка, развить логическое мышление, обогатить словарный запас обучающихся, способствует развитию исследовательских умений учащихся.
Место внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления в учебном плане
Программа рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс)
Количество часов в год: 70 часов
Количество часов в неделю: 2 часа в неделю
Продолжительность занятия – 40 минут.
3. Цели и задачи, формы и методы работы
Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
Образовательные:
· усвоение учащимися важнейших компонентов языкознания, различных методов и специфических особенностей этимологии
· развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
· совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Развивающие:
· повышать уровень культуры речи;
· развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
· воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
· овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;
· формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Форма организации работы в рамках данной внеурочной деятельности – практические занятия, семинары, поисково-исследовательская деятельность и др. – позволит учащимся развить свои способности, глубже проникнуть в этимологию слова, поможет более точно познакомиться с интересным и своеобразным миром языкознания, его особенностями, закономерностями, нераскрытыми тайнами и загадками.
5.Сдержание (основные разделы)
5 класс
Введение
(2 часа)
Тайны русского языка. Знакомство с целями и задачами курса.
Графика.
Дорога в письменность
(14 часов)
Как обходились без письма. Возникновения письма. А начинали все медведи. Значение выражений «медвежий угол и медвежья услуга». Понятно без слов (символы - сигналы). Древние письмена. Виды древних писем. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. «Священные знаки». Мини-проект «Дорога в письменность»
Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Виды письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица. Меня зовут Фонема. Звуки-смыслоразличители (фонемы); фонемы и буквы; поиграем с фонемами. Для всех ли фонем есть буквы? Рождение звуков, звонкие и глухие «двойняшки», самонаблюдение, воображение, звонкие и глухие «одиночки», твердые и мягкие фонемы, буква-подсказчица (ъ), буква- помощница (ь), таинственная фонема (йот), буквы- «актеры»(е,ё,ю,я), алфавит; работа по отрывкам из стихотворений И.Бунина, Б.Заходера «Моя вообразилия», В. Левина, Р.Муха, Аксельрода «На бульваре», Р.Киплинг, М.Ломоносова, рассказу А. Чехова «Каштанка»; по пословицам о науке, знаниях, книгах и грамотности
Фонетика.
В путь за «главным» правилом.
(14 часов)
«Ошибкоопасные места». «Зеркальные» (например, грабли) и «незеркальные» слова(например, дуб), работа по отрывку из сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц», понятие «орфографическая зоркость». Тайна фонемы. Чередование звуков. Ключ к тайне фонемы (определение позиции). Кто разгадал фонему? (ученый- лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ). Опасные согласные. Звуки – «волшебники» (р,л,м,н- сонорные звуки), звуки живут по закону, «ошибкоопасные места» в словах, работа по отрывкам из произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Фефер. На сцене гласные. Роль ударений в словах. Выходим на главное правило. Главное правило – фонемное, проверочная работа по карточкам. «Фонемные» и «нефонемные» правила.
«Фонемы повелевают буквами». Когда Ь знак пишется, а когда не пишется? Мягкий знак в словах, орфографические правила, в которых «командуют» фонемы, работа по отрывкам из произведений А. Пушкина, М.Цветаевой, решение проблемных игровых ситуации. Ваши старые знакомые. Твердые и мягкие согласные, разгадывание ребусов, составление шуточных двустиший. Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»! Непроизносимые согласные в корне слова. Тренировка необходима. Работа в программе - тренажер «Отличник». «Нефонемное» правило. Написание букв ы- ,и- после ц .Тест онлайн.
Как «оседлать» правило?
(14 часов)
Волшебное средство - «самоинструкция». Самоинструкции к правилу, пользование ими на письме. Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам. Практическая работа «Составление самоинструкций к разным правилам», проверочная работа по составлению самоинструкции к правилу
Память и грамотность
(12 часов)
Виды памяти. Упражнения по развитию зрительной памяти. Поговорим о плане. Практическое занятие «Составление плана», работа по отрывку из сказки А. Милна о Вини - Пухе, анализ шуточного плана Кролика по похищению Крошки Ру, проверочная работа по составлению плана.
Словообразование. Морфемика
Из чего строятся слова?
(14 часов)
Строительная работа морфем. Роль суффиксов, приставок, окончаний в словах, игра «Приставки «смыслиночки»». Где же хранятся слова? Копилки слов - словари. Как найти слово в словаре? Приставки-труженицы. Поговорим обо всех приставках сразу. Много ли на свете приставок? Группы приставок. Законы приставок. Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа). Приставки вы- ,су-, у-, па-, пра-, об- (обо) и др.. Секреты безошибочного письма .Игры с приставками. «Ошибкоопасные» согласные в приставках первой группы (пред-, под-, над-, в- ,об-, от-, с-). Коварная приставка с-. Нарушители главного правила (приставки второй группы). Все наоборот (приставки без- (бес-),роз- (рос-),из- (ис-) и др. Алгоритм написания приставок. Не «съешьте» второе с- (слова рассказ, рассвет и др.) Игры и упражнения с приставками. Работа в программе - тренажер «Отличник». Самые трудные (приставки третьей группы). Вот они: пре- и при-. Почему трудные? Игры с приставками. Что может означать приставка пре-? Значения приставки пре-. Тренировочные упражнения. Работа в программе - тренажер «Отличник». Что может означать приставка при-? Значения приставки при-. Тренировочные упражнения. Работа в программе - тренажер «Отличник». Гласные в приставках пре- и при- (закрепление изученного).Тренировочные упражнения по написанию приставок пре- и при-. Алгоритм написания приставок пре- и при-, тест онлайн. Смотри в корень! Слова - «родственники». Правильные и неправильные корни. Секреты родственных слов. Сколько бывает родственных слов? Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные согласные. Орфограмма с девчачьим именем (суффикс ира-). Суффикс а- продолжает командовать. Командует ударение. Заря и зарница. Командуют согласные звуки. Командует смысл. Тренировочные упражнения. Приведем наши знания в порядок! Алгоритм написания корней с чередующимися гласными и согласными. Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!» Способы добычи проверочных слов. Игра «Словесный мяч». Проверить удается не все. Не все требует проверки. Откуда «вылетают» проверочные слова? Слова, «убежавшие» от первоначальных значений,проверочная работа по карточкам. «Пересаженные» корни. Старые знакомцы ( корни фон-, микро-, авто-, аква-, теле-). Когда без словаря не обойтись? «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А. Потихи. Шарады. Обобщение изученного. Тест.
6 класс
Лингвистика
(2ч)
Тайны русского языка. Знакомство с целями и задачами курса. Знать общность происхождения славянских языков; уметь находить отличительные особенности.
Лексика. Фразеология
(14 ч.)
Знать происхождение этимологии. Знать историю развития этимологии в древнем мире.
Знакомство с толковым словарём В.И. Даля. Знать типы заимствования,знать, что такое «кальки»,безошибочно писать слова с иноязычными элементами.Уметь выступать с докладом перед слушателями. Знать о происхождении имён. Знать историю своего имени
Знать о происхождении отдельных фамилий, об исторических истоках возникновения фамилий. На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы.
Фразеология в художественных произведениях. Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Графика и орфография
(14ч)
Знать историю буквы; уметь читать слова с буквой. Уметь объяснять возникновение Кириллицы; различать начертания букв Глаголицы и Кириллицы; уметь читать буквы Кириллицы
Фонетика и орфоэпия
(14ч)
Знать о звуковых изменениях, происходивших в родственных языках. Знать процесс падения редуцированных; последствия этого процесса в современном русском языке
Отличать старославянизмы и исконно-русские слова; находить слова с историческим чередованием. Знать особенности московского произношения
Морфология
(14ч)
Знать происхождение названия русских падежей, уметь находить звательный падеж.
Знать числовое значение букв Кириллицы, уметь читать тексты, используя числовое значение букв. Знать древнерусские формы глаголов, уметь находить исторические формы глаголов в современном языке
Словообразование
(4ч)
Уметь отличать современные корни слов от исторических.
Синтаксис и пунктуация
(4ч)
Знать историческое возникновение знаков препинания, уметь интонационно правильно читать текст
Развитие речи
(4ч)
Уметь пересказывать лингвистический текст, объяснять основные понятия, создавать свой текст на основе начала.
7 класс
Введение
(4 часа)
Предыстория русского языка. Древнерусский язык
(30 часов)
«Как жили и говорили наши предки». Язык и его роль в обществе. Жизнь славянских племен и образование праславянского языка. Возникновение древнерусского государства и его роль в возникновении и развитии древнерусской народности (восточные славяни).
«Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И. Бунин). Письмена славян дохристианского периода. Идеографическое письмо. Создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на Руси. Важнейшие памятники письменности, чтение отрывков из них на древнерусском языке.
«Из жизни букв». Славянский язык и его особенности. Сравнение с современным алфавитом. Изменение в кириллице. Надстрочные знаки. Судьба отдельных букв. Обозначение чисел буквами.
Исторические чередования. Особенности звукового строя праславянского языка позднего периода; действие закона открытого слога.
Праславянская, восточная лексика. Термины родства. Названия животных и растений, явлений природы. Названия частей тела. Календарные названия.
Древнейшие заимствования в древнерусском языке. Признаки заимствованных слов. Древнегреческие имена.
История отношений русского и старославянского языков. «Славяне! Давайте делиться словами…» (О. Шестинский). Основные признаки старославянизмов, их отражение в русском языке.
«Огоньки крестьянской речи» (О Шестинский). Понятиео диалектах и диалектологии.
«Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский). Исторические и диалектные словари, этимологические словари. Словари В.И. Даля, И.И. Срезневского. Умение пользоваться словарями.
История русского языка
(30 часов)
Язык русской нации. Славянские языки на карте мира. Из истории изучения русского языка. Основные разделы языкознания. Ученые-лингвисты. Объединение русских земель и формирование языка великорусской народности.
Основные тенденции развития в звуковой системе русского языка: изменения в системе гласных (падение редуцированных) и согласных за несколько столетий. Как появились беглые гласные? Судьба звука, обозначенного буквой «ь». Процесс перехода е о. Изменение качества шипящих и «ц».
Понятие норм литературного языка. Формирование эпических норм. Речь дикторов ЦТ
Развитие письма на Руси. Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись. Формирование принципов орфографии. Роль этимологического анализа в работе по орфографии.
Изменение в структуре слова, вызванные фонетическими причинами. Опрощение, переразложение и т.п.
Клуб «Почемучек». История имен существительных: почему в языке есть разносклоняемые существительные? Как изменилось распределение существительных по трем типам склонения? Почему у существительных в одном и том же падеже есть разные окончания (из лес/а/, /у/?). Как обратиться к собеседнику?(о звательной форме).
История имен прилагательных: какие прилагательные возникли раньше – полные или краткие? Как появилась превосходная степень прилагательных?
История имен числительных: как считали славяне в древности? (История категории числа, остатки двойственного числа/берег/а/ -глаз/а/).
История местоимений: как появилось «н» в местоимениях 3-го лица? Почему местоимения 3-го лица изменяются по родам? Как возник суффикс –ся-?
История глаголов: почему в русском языке существуют глаголы I и II спряжения и разноспрягаемые глаголы? Почему в II спряжении есть 11 исключений. Почему глаголы прошедшего времени изменяются по родам? Как возникли возвратные глаголы?
Какого происхождения наши современные причастия и деепричастия? История наречий. Почему так трудно правильно писать наречия? Из истории служебных частей речи: происхождение; особенности употребления, написания.
История происхождения знаков препинания. Давно ли существует пунктуация?
Основные периоды в становлении и развитии родного языка.
Зачётная работа. Проект. Трудно ли говорить по-русски?
(6 ч)
Презентация проектов (стенгазета, журнальная статья и др. по выбору учащегося) об особенностях русского языка в индивидуальном восприятии носителя языка, о языке как хранителе нравственных, эстетических и духовных ценностей людей.
8 класс
Введение
(4 ч)
Первоучители словенские. Слово учителя. Просмотр и анализ видеофильма о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия. (Анализ программы "Книжная полка". Тема: "История русского языка" / Телеканал "Просвещение")
Графика и орфография
(10 ч)
Славянская азбука. Чтение и обсуждение статьи об источниках изучения русского языка и славянской азбуке. Написание опорного конспекта.
Практикум по переводу имяслова церковнославянской азбуки, который может иметь несколько вариантов: расположив буквы в определенном порядке, «увидеть» текст в другом сочетании их названий.
Чтение и обсуждение учебной статьи о букве «ять». Практикум по чтению слов с буквой «ять» (в старой орфографии)
Фонетика
(10 ч)
Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка
Просмотр и обсуждение фрагмента лекции профессора А.А. Зализняка «Древнерусский и древнеславянский». Фонетические старославянизмы в русском языке
Чтение и обсуждение статьи о фонетических процессах, протекавших в русском языке. Написание опорного конспекта.
Решение лингвистических задач.
Практикум по написанию слов в соответствии с историческим процессом падения редуцированных.
Орфоэпия
(10 ч)
Просмотр и обсуждение фрагмента лекции профессора А.А. Зализняка «История русского ударения». Проведение исследования на тему «Как говорят в моей семье»
Презентация проектов.
Лексика
(10 ч)
Живое слово Владимира Ивановича Даля. Просмотр и обсуждение телепередачи о жизни В.И. Даля «Собиратель русских слов». Знакомство с понятиями «корневое значение слова», «ветвенное значение слова». Практикум по определению лексического значения слова в словаре В.И. Даля
Словообразование
(10 ч)
История падежных форм имени существительного. Происхождение полных имен прилагательных. Анализ текста о происхождении полных форм имени прилагательного от краткой формы. Практикум по различению кратких имён прилагательных и усеченных форм полных имен прилагательных в произведениях русской литературы.
Поиск в текстах произведений русской литературы старославянских форм имен прилагательных.
Морфология
(6 ч)
Морфология. Происхождение названий русских падежей. Чтение и обсуждение учебной статьи о происхождении названий русских падежей и возникновения вариантов падежных окончаний. Практикум по нахождению звательной формы в тексте. Практикум. Отработка навыков проверки окончаний имени существительного родительного падежа
Синтаксис. Пунктуация
(6 ч)
История современных знаков препинания. Выступления с устными сообщениями об истории возникновении современных знаков препинания. Отработка риторических навыков и умений.
Развитие речи
(4 ч)
Чтение стихов о русском языке. Анализ поэтических произведений о русском языке. Конструирование устного ответа о ценностном отношении к русскому языку
Общее число учебных часов в 8 классе - 70 часов. (2ч в неделю). Так как даты 08.03.2021, 03.05.2021, 10.05.2021 праздничные дни, программа будет выполнена за счет уплотнения Раздела Синтаксис. Пунктуация (25.01.2021, 08.02.2021, 15.02.2021), на основании календарного учебного графика за 64 часа (2 часа в неделю).
9 класс
Введение
(2 часа)
Тайны русского языка. Знакомство с целями и задачами курса
Лексика.
(12 ч)
Анализ русских пословиц и поговорок о языке и речи, их образного и притчевого смысла.Толкование первоначального значения и образного смысла русских пословиц и поговорок. Знакомство с источниками происхождения фразеологизмов.
Практикум. Определение источника происхождения фразеологизмов. Анализ текста художественного произведения с учетом значения фразеологизмов, употребленных в нем.
Изучение строения словарной статьи в словаре фразеологизмов.
Практикум по нахождению фразеологизмов в словаре по ключевому слову.
Презентация самостоятельно составленных фразеологических словариков. Роль фразеологизмов в художественном тексте. Фразеологический словарь и его особенности. Зачётная работа. Проект. Создание фразеологического словарика.
Словообразование
(12 ч)
Исторические изменения в составе слова. Лекция учителя о причинах чередований звуков и упрощения сочетания звуков в современном русском языке, сути процесса опрощения.
Практикум. Соотнесение современного значения слова с исходным (мотивировать значение). Различение исторического состава слова с его современной структурой.
Анализ учебной статьи сути процессов переразложения и сращения. Составление опорного конспекта
Практикум. Определение морфемного состава заимствованных слов (правильно разбирать их по составу).
Проверка безударной гласной слова исторически, подбор исторически родственных слов. Этимологический анализ исконно русских слов. Поиск примет словообразовательных славянизмов русском языке.Презентация своих сборников изложений с текстами о богатстве русского словообразования, процессах освоения русским языком заимствованных слов, разнообразии словообразовательных моделей в русском языке, корне слова и его тайном значении, художественной роли словообразовательных славянизмов в тексте, богатстве смысловых оттенков слова
Процесс переразложения в русском языке и его последствия. Иноязычные аффиксы. Словообразовательные славянизмы
Развитие речи.
(20 ч)
Зачётная работа. Проект. Создание сборника изложений о богатстве русского языка.
Морфология. Количество в числе
(14)
Анализ учебной статьи об истории становления категории числа в современном русском языке. Составление опорного конспекта. Практикум. Анализ текстов: поиск остаточных форм двойственного числа в языке
Анализ учебной статьи о значении букв кириллицы, характере счета в древнерусском языке и традиционной национальной символике чисел, а также истории русского календарного счета.
Составление опорного конспекта. Практикум. Работа над риторическими умениями и навыками: устные сообщения об истории происхождения имени числительного.
История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя
Коллективное составление учебной статьи об истории происхождения и изменения личных местоимений. Решение лингвистических задач о возникновении языковых фактов: возвратного суффикса -сл; супплетивизма форм личных местоимений 3-го лица; начального н в формах личных местоимений.
Практикум. Нахождение и объяснение устаревших формы местоимений в современном русском языке
Зачётная работа. Проект. Трудно ли говорить по-русски?
(10 ч)
Презентация проектов (стенгазета, журнальная статья и др. по выбору учащегося) об особенностях русского языка в индивидуальном восприятии носителя языка, о языке как хранителе нравственных, эстетических и духовных ценностей людей.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Русский язык»:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответсгвенности и долга перёд Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
8. определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
9. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
10. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
7. Тематическое планирование
Поурочное планирование для 5 класса
Дата |
№ зан-ия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма аттестации |
|
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
||||
Введение (2 часа) |
|||||
02.09 |
1. |
Введение. Тайны русского языка. |
1 |
|
Лекция |
02.09 |
2. |
Введение. Тайны русского языка |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Графика. Дорога в письменность (14 часов) |
|||||
09.09 |
3. |
Как обходились без письма. |
1 |
|
Лекция |
09.09 |
4. |
Как обходились без письма. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
16.09 |
5. |
Древние письмена. |
1 |
|
Лекция |
16.09 |
6. |
Древние письмена. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
23.09 |
7. |
Как возникла наша письменность? |
1 |
|
Лекция |
23.09 |
8. |
Как возникла наша письменность? |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
30.09 |
9. |
Алфавит |
1 |
|
Лекция |
30.09 |
10. |
Алфавит |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
07.10 |
11. |
Меня зовут Фонема. |
1 |
|
Лекция |
07.10 |
12. |
Меня зовут Фонема. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
14.10 |
13. |
Работа по отрывкам из стихотворений |
1 |
|
Лекция |
14.10 |
14. |
Работа по отрывкам из стихотворений |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
21.10 |
15. |
«Ошибкоопасные места». |
1 |
|
Лекция |
21.10 |
16. |
«Ошибкоопасные места». |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Фонетика. В путь за «главным» правилом. (14 часов) |
|||||
28.10 |
17. |
Тайна фонемы |
1 |
|
Лекция |
28.10 |
18. |
Тайна фонемы |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
11.11 |
19. |
Опасные согласные. |
1 |
|
Лекция |
11.11 |
20. |
Опасные согласные. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
18.11 |
21. |
На сцене гласные. |
1 |
|
Лекция |
18.11 |
22. |
На сцене гласные. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
25.11 |
23. |
Роль ударений в словах. |
1 |
|
Лекция |
25.11 |
24. |
Роль ударений в словах. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
02.12 |
25. |
«Фонемные» правила |
1 |
|
Лекция |
02.12 |
26. |
«Фонемные» правила |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
09.12 |
27. |
Когда Ь пишется |
1 |
|
Лекция |
09.12 |
28. |
Когда Ь пишется |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
16.12 |
29. |
Разгадывание ребусов. |
1 |
|
Лекция |
16.12 |
30. |
Разгадывание ребусов. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Как «оседлать» правило? (14 часов) |
|||||
23.12 |
31. |
Волшебное средство - «самоинструкция». |
1 |
|
Лекция |
23.12 |
32. |
Волшебное средство - «самоинструкция». |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
13.01 |
33. |
«Составление самоинструкций к правилам» |
1 |
|
Практическая работа |
13.01 |
34. |
«Составление самоинструкций к правилам» |
|
1 |
Практическая работа |
20.01 |
35. |
Составление самоинструкции |
1 |
|
Проверочная работа |
20.01 |
36. |
Составление самоинструкции |
|
1 |
Проверочная работа |
27.01 |
37. |
Виды памяти |
1 |
|
Лекция |
27.01 |
38. |
Виды памяти |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
03.02 |
39. |
Составление плана |
1 |
|
Лекция |
03.02 |
40. |
Составление плана |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
10.02 |
41. |
Строительная работа морфем |
1 |
|
Лекция |
10.02 |
42. |
Строительная работа морфем |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
17.02 |
43. |
Где же хранятся слова? |
1 |
|
Лекция |
17.02 |
44. |
Где же хранятся слова? |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Память и грамотность (12 часов) |
|||||
24.02 |
45. |
Приставки-труженицы. |
1 |
|
Лекция |
24.02 |
46. |
Приставки-труженицы. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
03.03 |
47. |
Приставки, которые пишутся всегда одинаково |
1 |
|
Лекция |
03.03 |
48. |
Приставки, которые пишутся всегда одинаково |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
10.03 |
49. |
Нарушители главного правила |
1 |
|
Лекция |
10.03 |
50. |
Нарушители главного правила |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
17.03 |
51. |
Игры с приставками |
1 |
|
Лекция |
17.03 |
52. |
Игры с приставками |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
31.03 |
53. |
Тренажер «Отличник» |
1 |
|
Упражнения и тренинги, практикум |
31.03 |
54. |
Тренажер «Отличник» |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Словообразование. Морфемика. Из чего строятся слова? (14 часов) |
|||||
07.04 |
55. |
Трудные приставки |
1 |
|
Лекция |
07.04 |
56. |
Трудные приставки |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
14.04 |
57. |
Тренажер «Отличник» |
1 |
|
Упражнения и тренинги, практикум |
14.04 |
58. |
Тренажер «Отличник» |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
21.04 |
59. |
Смотри в корень! |
1 |
|
Лекция |
21.04 |
60. |
Смотри в корень! |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
28.04 |
61. |
Тренажер «Отличник» |
1 |
|
Упражнения и тренинги, практикум |
28.04 |
62. |
Тренажер «Отличник» |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
05.05 |
63. |
Игра «Словесный мяч». |
1 |
|
Лекция |
05.05 |
64. |
Игра «Словесный мяч». |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
12.05 |
65. |
Тренажер «Отличник» |
1 |
|
Упражнения и тренинги, практикум |
12.05 |
66. |
Тренажер «Отличник» |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
19.05 |
67. |
Проект |
1 |
|
Лекция |
19.05 |
68. |
Проект |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
26.05 |
69. |
Итоговый контроль. |
1 |
|
Проверочная работа |
26.05 |
70. |
Итоговый контроль. |
|
1 |
Проверочная работа |
Итого: 70 часов
Поурочное планирование для 6 класса
Дата |
№ зан-ия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма аттестации |
|
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
||||
Введение Лингвистика (2 часа) |
|||||
03.09 |
1. |
Введение. |
1 |
|
Лекция |
03.09 |
2. |
Введение. |
|
1 |
Лекция |
Лексика. Фразеология (14 ч.) |
|||||
10.09 |
3. |
Что такое этимология? |
1 |
|
Лекция |
10.09 |
4. |
Что такое этимология? |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
17.09 |
5. |
История развития этимологических знаний |
1 |
|
Лекция |
17.09 |
6. |
История развития этимологических знаний |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
24.09 |
7. |
Славянская азбука |
1 |
|
Лекция |
24.09 |
8. |
Славянская азбука
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
01.10 |
9. |
О родстве языков
|
1 |
|
Лекция |
01.10 |
10. |
О родстве языков |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
08.10 |
11. |
Звуковые изменения и звуковые соответствия. |
1 |
|
Лекция |
08.10 |
12. |
Звуковые изменения и звуковые соответствия. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
15.10 |
13. |
История буквы |
1 |
|
Лекция |
15.10 |
14. |
История буквы
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
22.10 |
15. |
Падение редуцированных |
1 |
|
Лекция |
22.10 |
16. |
Падение редуцированных
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Графика и орфография (14ч) |
|||||
29.10 |
17. |
Старославянизмы в русском языке. |
1 |
|
Лекция |
29.10 |
18. |
Старославянизмы в русском языке. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
12.11 |
19. |
Московская школа произношения |
1 |
|
Лекция |
12.11 |
20. |
Московская школа произношения |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
19.11 |
21. |
Диалектика и этимология. |
1 |
|
Лекция |
19.11 |
22. |
Диалектика и этимология.
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
26.11 |
23. |
Проект. «Как мы говорим?» |
1 |
|
Лекция |
26.11 |
24. |
Проект. «Как мы говорим?»
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
03.12 |
25. |
Знакомство с толковым словарём |
1 |
|
Лекция |
03.12 |
26. |
Знакомство с толковым словарём |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
10.12 |
27. |
Заимствованные слова. |
1 |
|
Лекция |
10.12 |
28. |
Заимствованные слова.
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
17.12 |
29. |
«История заимствованных слов». |
1 |
|
Лекция |
17.12 |
30. |
«История заимствованных слов». |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Фонетика и орфоэпия (14ч) |
|||||
24.12 |
31. |
Ты и твоё имя. |
1 |
|
Лекция |
24.12 |
32. |
Ты и твоё имя. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
14.01 |
33. |
Когда появилась фамилия?
|
1 |
|
Лекция |
14.01 |
34. |
Когда появилась фамилия? |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
21.01 |
35. |
Этимология новых слов |
1 |
|
Лекция |
21.01 |
36. |
Этимология новых слов
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
28.01 |
37. |
Народная этимология. |
1 |
|
Лекция |
28.01 |
38. |
Народная этимология.
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
04.02 |
39. |
Этимологические мифы |
1 |
|
Лекция |
04.02 |
40. |
Этимологические мифы
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
11.02 |
41. |
Практикум по созданию проекта |
1 |
|
Лекция |
11.02 |
42. |
Практикум по созданию проекта
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
18.02 |
43. |
О падеже имени существительного. |
1 |
|
Лекция |
18.02 |
44. |
О падеже имени существительного. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Морфология (14ч) |
|||||
25.02 |
45. |
История знаков препинания.
|
1 |
|
Лекция |
25.02 |
46. |
История знаков препинания. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
04.03 |
47. |
Киноурок. |
1 |
|
Лекция |
04.03 |
48. |
Киноурок.
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
11.03 |
49. |
Писатели о русском языке. |
1 |
|
Лекция |
11.03 |
50. |
Писатели о русском языке.
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
18.03 |
51. |
Из чего строятся слова |
1 |
|
Лекция |
18.03 |
52. |
Из чего строятся слова |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
01.04 |
53. |
Происхождение фразеологизмов. |
1 |
|
Лекция |
01.04 |
54. |
Происхождение фразеологизмов.
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
08.04 |
55. |
Словарь фразеологизмов. |
1 |
|
Лекция |
08.04 |
56. |
Словарь фразеологизмов.
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
15.04 |
57. |
Сочинение на основе фразеологизма. |
1 |
|
Лекция |
15.04 |
58. |
Сочинение на основе фразеологизма.
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Словообразование (4ч) |
|||||
22.04 |
59. |
В мире «Имени числительного». |
1 |
|
Лекция |
22.04 |
60. |
В мире «Имени числительного».
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
29.04 |
61. |
Роль глагола в русском языке |
1 |
|
Лекция |
29.04 |
62. |
Роль глагола в русском языке |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Синтаксис и пунктуация (4ч) |
|||||
06.05 |
63. |
«Великий, могучий русский язык». |
1 |
|
Лекция |
06.05 |
64. |
«Великий, могучий русский язык». |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
13.05 |
65. |
Киноурок |
1 |
|
Лекция |
13.05 |
66. |
Киноурок |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Развитие речи (4ч) |
|||||
20.05 |
67. |
Кроссворд |
1 |
|
Лекция |
20.05 |
68. |
Кроссворд |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
27.05 |
69. |
Итоговый контроль |
1 |
|
Упражнения и тренинги, практикум |
27.05 |
70. |
Итоговый контроль |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Итого 70 часов
Поурочное планирование для 7 класса
Дата |
№ зан-ия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма аттестации |
|
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
||||
Введение (4 часа) |
|||||
04.09 |
1. |
Введение. |
1 |
|
Лекция |
04.09 |
2. |
Введение. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
11.09 |
3. |
Язык и его роль в обществе. |
1 |
|
Лекция |
11.09 |
4. |
Язык и его роль в обществе. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Предыстория русского языка. Древнерусский язык (30 часов) |
|||||
18.09 |
5. |
Народная этимология |
1 |
|
Лекция |
18.09 |
6. |
Народная этимология |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
25.09 |
7. |
Создание славянского алфавита |
1 |
|
Лекция |
25.09 |
8. |
Создание славянского алфавита |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
02.10 |
9. |
История письменности на Руси. |
1 |
|
Лекция |
02.10 |
10. |
История письменности на Руси. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
09.10 |
11. |
Славянский язык и его особенности. |
1 |
|
Лекция |
09.10 |
12. |
Славянский язык и его особенности. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
16.10 |
13. |
Исторические чередования. |
1 |
|
Лекция |
16.10 |
14. |
Исторические чередования. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
23.10 |
15. |
Праславянская лексика |
1 |
|
Лекция |
23.10 |
16. |
Праславянская лексика |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
30.10 |
17. |
Древнейшие заимствования |
1 |
|
Лекция |
30.10 |
18. |
Древнейшие заимствования |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
13.11 |
19. |
«Огоньки крестьянской речи» |
1 |
|
Лекция |
13.11 |
20. |
«Огоньки крестьянской речи» |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
20.11 |
21. |
Язык русской нации. |
1 |
|
Лекция |
20.11 |
22. |
Язык русской нации. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
27.11 |
23. |
Развитие в звуковой системе |
1 |
|
Лекция |
27.11 |
24. |
Развитие в звуковой системе |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
04.12 |
25. |
Понятие норм литературного языка |
1 |
|
Лекция |
04.12 |
26. |
Понятие норм литературного языка |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
11.12 |
27. |
Изменение в структуре слова |
1 |
|
Лекция |
11.12 |
28. |
Изменение в структуре слова |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
18.12 |
29. |
История имен существительных |
1 |
|
Лекция |
18.12 |
30. |
История имен существительных |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
25.12 |
31. |
История имен прилагательных |
1 |
|
Лекция |
25.12 |
32. |
История имен прилагательных |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
15.01 |
33. |
История имен числительных |
1 |
|
Лекция |
15.01 |
34. |
История имен числительных |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
История русского языка (30 часов) |
|||||
22.01 |
35. |
История местоимений |
1 |
|
Лекция |
22.01 |
36. |
История местоимений |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
29.01 |
37. |
История глаголов |
1 |
|
Лекция |
29.01 |
38. |
История глаголов |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
05.02 |
39. |
История причастий и деепричастий |
1 |
|
Лекция |
05.02 |
40. |
История причастий и деепричастий |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
12.02 |
41. |
История наречий. |
1 |
|
Лекция |
12.02 |
42. |
История наречий. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
19.02 |
43. |
Киноурок. |
1 |
|
Лекция |
19.02 |
44. |
Киноурок. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
26.02 |
45. |
История происхождения знаков препинания. |
1 |
|
Лекция |
26.02 |
46. |
История происхождения знаков препинания. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
05.03 |
47. |
Периоды становления родного языка |
1 |
|
Лекция |
05.03 |
48. |
Периоды становления родного языка |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
12.03 |
49. |
Киноурок. |
1 |
|
Лекция |
12.03 |
50. |
Киноурок. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
19.03 |
51. |
Посещение школьной библиотеки |
1 |
|
Лекция |
19.03 |
52. |
Посещение школьной библиотеки |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
02.04 |
53. |
Киноурок |
1 |
|
Лекция |
02.04 |
54. |
Киноурок |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
09.04 |
55. |
Посещение музеев |
1 |
|
Лекция |
09.04 |
56. |
Посещение музеев |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
16.04 |
57. |
Тренажер «Отличник» |
1 |
|
Лекция |
16.04 |
58. |
Тренажер «Отличник» |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
23.04 |
59. |
Когда появилась фамилия? |
1 |
|
Лекция |
23.04 |
60. |
Когда появилась фамилия? |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
30.04 |
61. |
Этимология новых слов |
1 |
|
Лекция |
30.04 |
62. |
Этимология новых слов |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
07.05 |
63. |
Видеоурок |
1 |
|
Лекция |
07.05 |
64. |
Видеоурок |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Зачётная работа. Проект. Трудно ли говорить по-русски? (6 ч) |
|||||
14.05 |
65. |
Видеоурок |
1 |
|
Лекция |
14.05 |
66. |
Видеоурок |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
21.05 |
67. |
Подготовка проектов |
1 |
|
Лекция |
21.05 |
68. |
Подготовка проектов
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
28.05 |
69. |
Защита зачётных работ, проектов. «Трудно ли говорить по-русски?» |
1 |
|
Упражнения и тренинги, практикум
|
28.05 |
70. |
Защита зачётных работ, проектов. «Трудно ли говорить по-русски?» |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
Итого: 70 часов
Поурочное планирование для 8 класса
Дата |
№ зан-ия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма аттестации |
|
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
||||
Введение (4 ч) |
|||||
07.09 |
1. |
Введение. |
1 |
|
Лекция |
07.09 |
2. |
Введение. |
|
1 |
Лекция |
14.09 |
3. |
Язык и его роль в обществе. |
1 |
|
Лекция |
14.09 |
4. |
Язык и его роль в обществе. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Графика и орфография (10 ч) |
|||||
21.09 |
5. |
Славянская азбука. |
1 |
|
Лекция |
21.09 |
6. |
Славянская азбука. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
28.09 |
7. |
Церковнославянская азбука |
1 |
|
Лекция |
28.09 |
8. |
Церковнославянская азбука |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
05.10 |
9. |
Древнерусский и древнеславянский |
1 |
|
Лекция |
05.10 |
10. |
Древнерусский и древнеславянский |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
12.10 |
11. |
Видеоурок |
1 |
|
Лекция |
12.10 |
12. |
Видеоурок |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
19.10 |
13. |
«История русского ударения». |
1 |
|
Лекция |
19.10 |
14. |
«История русского ударения». |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Фонетика (10 ч) |
|||||
26.10 |
15. |
Проект «Как говорят в моей семье» |
1 |
|
Лекция |
26.10 |
16. |
Проект «Как говорят в моей семье» |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
09.11 |
17. |
Живое слово |
1 |
|
Лекция |
09.11 |
18. |
Живое слово |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
16.11 |
19. |
Собиратель русских слов |
1 |
|
Лекция |
16.11 |
20. |
Собиратель русских слов |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
23.11 |
21. |
Корневое значение слова |
1 |
|
Лекция |
23.11 |
22. |
Корневое значение слова |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
30.11 |
23. |
Словарь В.И. Даля |
1 |
|
Лекция |
30.11 |
24. |
Словарь В.И. Даля |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Орфоэпия (10 ч) |
|||||
07.12 |
25. |
История падежных форм имени существительного. |
1 |
|
Лекция |
07.12 |
26. |
История падежных форм имени существительного. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
14.12 |
27. |
Происхождение полных имен прилагательных. |
1 |
|
Лекция |
14.12 |
28. |
Происхождение полных имен прилагательных. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
21.12 |
29. |
Практикум по различению кратких имён прилагательных. |
1 |
|
Лекция |
21.12 |
30. |
Практикум по различению кратких имён прилагательных. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
28.12 |
31. |
Поиск в текстах произведений русской литературы старославянских форм имен прилагательных. |
1 |
|
Лекция |
28.12 |
32. |
Поиск в текстах произведений русской литературы старославянских форм имен прилагательных. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
11.01 |
33. |
Происхождение названий русских падежей. |
1 |
|
Лекция |
11.01 |
34. |
Происхождение названий русских падежей. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
Лексика (10 ч) |
|||||
18.01 |
35. |
Чтение и обсуждение учебной статьи о происхождении названий русских падежей.
|
1 |
|
Лекция |
18.01 |
36. |
Чтение и обсуждение учебной статьи о происхождении названий русских падежей. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
25.01 У/Ч |
37. |
Работа с текстом. История современных знаков препинания. |
1 |
|
Лекция |
25.01 У/Ч |
38. |
Работа с текстом. История современных знаков препинания. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
01.02 |
39. |
Отработка навыков проверки окончаний |
1 |
|
Лекция |
01.02 |
40. |
Отработка навыков проверки окончаний |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
08.02 У/Ч |
41. |
История современных знаков препинания. Выступления с устными сообщениями об истории возникновении современных знаков препинания. |
1 |
|
Лекция |
08.02 У/Ч |
42. |
История современных знаков препинания. Выступления с устными сообщениями об истории возникновении современных знаков препинания. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
15.02 У/Ч |
43. |
История возникновения знаков препинания. Отработка риторических навыков и умений. |
1 |
|
Лекция |
15.02 У/Ч |
44. |
История возникновения знаков препинания. Отработка риторических навыков и умений. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
Словообразование (10 ч) |
|||||
22.02 |
45. |
Анализ поэтических произведений |
1 |
|
Лекция |
22.02 |
46. |
Анализ поэтических произведений |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
01.03 |
47. |
О ценностном отношении к русскому языку |
1 |
|
Лекция |
01.03 |
48. |
О ценностном отношении к русскому языку |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
15.03 |
49. |
Киноурок |
1 |
|
Лекция |
15.03 |
50. |
Киноурок |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
29.03 |
51. |
Посещение музеев |
1 |
|
Лекция |
29.03 |
52. |
Посещение музеев |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
05.04 |
53. |
Тренажер «Отличник» |
1 |
|
Лекция |
05.04 |
54. |
Тренажер «Отличник» |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Морфология (6 ч) |
|||||
12.04 |
55. |
Посещение школьной библиотеки |
1 |
|
Лекция |
12.04 |
56. |
Посещение школьной библиотеки |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
19.04 |
57. |
«Великий, могучий русский язык». |
1 |
|
Лекция |
19.04 |
58. |
«Великий, могучий русский язык». |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
26.04 |
59. |
Создание проектов |
1 |
|
Лекция |
26.04 |
60. |
Создание проектов |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Развитие речи (4 ч) |
|||||
07.05 |
61. |
Подготовка проектов |
1 |
|
Лекция |
07.05 |
62. |
Подготовка проектов |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
24.05 |
63. |
Защита проектов |
1 |
|
Лекция |
24.05 |
64. |
Защита проектов |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Итого: 64 часа
Поурочное планирование для 9 класса
Дата |
№ зан-ия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма аттестации |
|
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
||||
Введение (2 часа) |
|||||
01.09 |
1. |
Введение. |
1 |
|
Лекция |
01.09 |
2. |
Введение. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Лексика (12 ч) |
|||||
08.09 |
3. |
Пословицы и поговорки |
1 |
|
Лекция |
08.09 |
4. |
Пословицы и поговорки |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
15.09 |
5. |
Происхождение фразеологизмов |
1 |
|
Лекция |
15.09 |
6. |
Происхождение фразеологизмов |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
22.09 |
7. |
Источники происхождения фразеологизмов |
1 |
|
Лекция |
22.09 |
8. |
Источники происхождения фразеологизмов |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
29.09 |
9. |
Словарь фразеологизмов. |
1 |
|
Лекция |
29.09 |
10. |
Словарь фразеологизмов. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
06.10 |
11. |
Составление фразеологических словариков |
1 |
|
Лекция |
06.10 |
12. |
Составление фразеологических словариков |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
13.10 |
13. |
Исторические изменения в составе слова. |
1 |
|
Лекция |
13.10 |
14. |
Исторические изменения в составе слова. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Словообразование (12 ч)
|
|||||
20.10 |
15. |
Соотнесение современного значения слова с исходным |
1 |
|
Лекция |
20.10 |
16. |
Соотнесение современного значения слова с исходным |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
27.10 |
17. |
Анализ учебной статьи |
1 |
|
Лекция |
27.10 |
18. |
Анализ учебной статьи |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
10.11 |
19. |
Составление опорного конспекта |
1 |
|
Лекция |
10.11 |
20. |
Составление опорного конспекта |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
17.11 |
21. |
Определение морфемного состава заимствованных слов |
1 |
|
Лекция |
17.11 |
22. |
Определение морфемного состава заимствованных слов
|
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
24.11 |
23. |
Этимологический анализ исконно русских слов |
1 |
|
Лекция |
24.11 |
24. |
Этимологический анализ исконно русских слов |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
01.12 |
25. |
Процесс переразложения в русском языке |
1 |
|
Лекция |
01.12 |
26. |
Процесс переразложения в русском языке |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Развитие речи (20 ч)
|
|||||
08.12 |
27. |
Иноязычные слова |
|
1 |
Лекция |
08.12 |
28. |
Иноязычные слова |
1 |
|
Упражнения и тренинги, практикум |
15.12 |
29. |
Словообразовательные славянизмы |
|
1 |
Лекция |
15.12 |
30. |
Словообразовательные славянизмы |
1 |
|
Упражнения и тренинги, практикум |
22.12 |
31. |
О богатстве русского языка. |
|
1 |
Лекция |
22.12 |
32. |
О богатстве русского языка. |
1 |
|
Упражнения и тренинги, практикум |
29.12 |
33. |
История становления русского языка. |
|
1 |
Лекция |
29.12 |
34. |
История становления русского языка. |
1 |
|
Упражнения и тренинги, практикум |
12.01 |
35. |
Анализ текстов |
|
1 |
Лекция |
12.01 |
36. |
Анализ текстов |
|
|
Упражнения и тренинги, практикум |
19.01 |
37. |
Значение букв кириллицы |
1 |
|
Лекция |
19.01 |
38. |
Значение букв кириллицы |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
26.01 |
39. |
Счет в древнерусском языке |
1 |
|
Лекция |
26.01 |
40. |
Счет в древнерусском языке |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
02.02 |
41. |
История русского календарного счета. |
1 |
|
Лекция |
02.02 |
42. |
История русского календарного счета. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
09.02 |
43. |
История происхождения имени числительного. |
1 |
|
Лекция |
09.02 |
44. |
История происхождения имени числительного. |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
16.02 |
45. |
История изменений личных местоимений |
1 |
|
Лекция |
16.02 |
46. |
История изменений личных местоимений |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум
|
Морфология. Количество в числе (14)
|
|||||
02.03 |
47. |
Решение лингвистических задач |
1 |
|
Лекция |
02.03 |
48. |
Решение лингвистических задач |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
09.03 |
49. |
Устаревшие формы местоимений |
1 |
|
Лекция |
09.03 |
50. |
Устаревшие формы местоимений |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
16.03 |
51. |
Тренажер «Отличник» |
|
|
|
16.03 |
52. |
Тренажер «Отличник» |
|
|
|
30.03 |
53. |
Посещение школьной библиотеки |
1 |
|
Лекция |
30.03 |
54. |
Посещение школьной библиотеки |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
06.04 |
55. |
Тренажер «Отличник» |
1 |
|
Лекция |
06.04 |
56. |
Тренажер «Отличник» |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
13.04 |
57. |
Видеоурок |
1 |
|
Лекция |
13.04 |
58. |
Видеоурок |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
20.04 |
59. |
Посещение музеев |
1 |
|
Лекция |
20.04 |
60. |
Посещение музеев |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Зачётная работа. Проект. Трудно ли говорить по-русски? (10 ч) |
|||||
27.04 |
61. |
Создание проектов |
1 |
|
Лекция |
27.04 |
62. |
Создание проектов |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
04.05 |
63. |
Посещение школьной библиотеки |
1 |
|
Лекция |
04.05 |
64. |
Посещение школьной библиотеки |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
11.05 |
65. |
Подготовка проектов |
1 |
|
Лекция |
11.05 |
66. |
Подготовка проектов |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
18.05 |
67. |
Подготовка проектов |
1 |
|
Упражнения и тренинги, практикум |
18.05 |
68. |
Подготовка проектов |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
25.05 |
69. |
Защита проектов |
1 |
|
Упражнения и тренинги, практикум |
25.05 |
70. |
Защита проектов |
|
1 |
Упражнения и тренинги, практикум |
Итого: 70 часов
8. Информационно – методическое обеспечение
Цифровые образовательные ресурсы
1. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
4. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/
5. Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/
6. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
7. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
8. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org
9. Мир слова русского http://www.rusword.org
10. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru
11. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/
12. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
13. Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/
14. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
15. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru
16. Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/
17. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
18. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
19. Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/
20. Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru
21. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru
9. Список литературы.
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
2. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.
3. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.
4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
5. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
6. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.
7. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990
8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982
9. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
10. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.
11. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.
12. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.