Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".

Оценка 4.7
docx
11.12.2021
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".
zanimatelnaya_matematika_3_.docx

 

 

 

 

 

«Согласовано»

Руководитель МО

________________

 

От «_01_____» сентября 2021 г.

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

                                                          «Занимательная математика»

 

 

 

 

 

срок реализации образовательной программы 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Составитель: Мельник С.А.

 

 

 

 

 

 

                                                        Владикавказ 2021 уч.год

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса положена программа авторов М.И. Моро,  М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой,  С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС

       Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».  Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

        Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

          Ценностными ориентирами содержания курса являются:

·         формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

·         освоение эвристических приемов рассуждений;

·         формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

·         развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

·         формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

·         формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

·         привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 

Основная цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Задачи курса:

1)      Познавательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

2)      Развивающие:

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

3)      Воспитательные:

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

Планируемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

·         Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

·         Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

·         Воспитание чувства справедливости, ответственности.

·         Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

·         Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

·         Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

·         Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

·         Анализировать правила игры.

·         Действовать в соответствии с заданными правилами.

·         Включаться в групповую работу.

·         Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

·         Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

·         Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

·         Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

·         Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

·         Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

·         Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

·         Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

·         Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

·         Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

·         Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

·         Воспроизводить способ решения задачи.

·         Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

·         Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

·         Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

·         Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

·         Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

·         Конструировать несложные задачи.

·         Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

·         Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

·         Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

·         Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

·         Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

·         Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

·         Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

·         Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

·         Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

·         Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

·         Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

·         Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

Педагогические средства

1. тематические занятия

2. игровые уроки

3. физкультминутки.

 

Формы работы. Групповая, индивидуальная коллективная.

1.конкурсы

2.викторины

3.соревнования.

Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Формы контроля:

1.Тестирование

 

 

Содержание курса

1.Исторические сведения о математике (4ч)

Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.

2.Числа и выражения (6ч)

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.

3. Математические ребусы и головоломки (9ч)

Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.

4. Решение занимательных задач (9ч)

Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками

5.Геометрическая мозаика (6ч)

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.

 

Учебно-тематический план

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Общее кол-во часов в год

1 ч

1 раз

1 ч

34 ч

 

Учебно-тематический план программы «Занимательная математика»

Наименование разделов и тем

УКАЗАТЬ РАЗДЕЛЫ

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1

Раздел 1. История математики.

9

1

8

2

Раздел 2. Упражнения для развития логики.

15

2

13

3

Раздел 3. Решаем задачи.

10

0

10

 

Итого:

34

3

31

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная математика»

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Дата

Теоретич.

Практич.

По плану

По

факту

1.

Раздел 1. История математики.

9

1

8

 

 

1,1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

1

1

 

02,09

 

1,2

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи

1

 

1

09,09

 

1,3

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

1

 

1

16,09

 

1,4

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

1

 

1

23,09

 

1,5

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

 

1

30,09

 

1,6

Решение задач

1

 

1

07,10

 

1,7

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи

1

 

1

14,10

 

1,8

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи

1

 

1

21,10

 

1,9

Архимед. Упражнения, игры, задачи.

1

 

1

28,10

 

2.

Раздел 2. Упражнения для развития логики.

15

2

13

 

 

2,1

Умножение. Упражнения, игры, задачи

1

 

1

11,11

 

2,2

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

1

 

1

18,11

 

2,3

Деление. Упражнения, игры, задачи.

1

 

1

25,11

 

2,4

Делится или не делится.

1

 

1

02,12

 

2,5

Решение задач

1

 

1

09,12

 

2,6

Новогодние забавы.

1

 

1

16,12

 

2,7

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1

 

1

23,12

 

2,8

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

1

1

 

13,01

 

2,9

Игра «Веришь или нет».

1

 

1

20,01

 

2,10

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

1

 

1

27,01

 

2,11

Экскурсия в компьютерный класс.

1

1

 

03,02

 

2,12

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

1

 

1

10,02

 

2,13

Математические фокусы.

1

 

1

17,02

 

2,14

Конкурс знатоков.

1

 

1

24,02

 

2,15

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1

 

1

02,03

 

3.

Раздел 3. Решаем задачи.

10

 

10

09,03

 

3,1

Решение задач

1

 

1

16,03

 

3,2

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

1

 

1

30,03

 

3,3

Решение задач повышенной трудности.

1

 

1

06,04

 

3,4

Игра «Цифры в буквах».

1

 

1

13,04

 

3,5

КВН «Царица наук».

1

 

1

20,04

 

3,6

Задачи с многовариантными решениями.

1

 

1

27,04

 

3,7

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1

 

1

11,05

 

3,8

Игра «Поле чудес».

1

 

1

18,05

 

3,9

Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов.

1

 

1

25,05

 

3,10

Интеллектуальный марафон.

1

 

1

25,05

 

 

итого

34

3

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально – техническое обеспечение.

Специфическое сопровождение (оборудование):

- Демонстрационный материал (таблицы, картинки, плакаты)

-Наличие карточек с играми и заданиями;

 

Электронно-программное обеспечение:

- Презентации.

 

Технические средства обучения:

- Мультимедийный проектор;

- Компьютер;

-Демонстрационный экран;

-Магнитная доска;

 

 

Литература:

1.         Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.         Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.         Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.         Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.         Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.         Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.         Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.         Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.         Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.       Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.       Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

12.       Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Согласовано» Руководитель МО ________________

Согласовано» Руководитель МО ________________

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями

Воспитательные: - воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика»

Воспитательные: - воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика»

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб

Римские цифры. Как читать римские цифры? 1 1 30,09 1,6

Римские цифры. Как читать римские цифры? 1 1 30,09 1,6

Раздел 3. Решаем задачи. 10 10 09,03 3,1

Раздел 3. Решаем задачи. 10 10 09,03 3,1

Литература: 1. Агаркова

Литература: 1. Агаркова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2021