Дополнительная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»
срок реализации образовательной программы 1 год
Составитель: Мельник С.А.
Владикавказ 2021 уч.год
|
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.
В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС
Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
· формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
· освоение эвристических приемов рассуждений;
· формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
· развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
· формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
· формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
· привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Основная цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Задачи курса:
1) Познавательные:
- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;
- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;
2) Развивающие:
- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать математическую речь;
3) Воспитательные:
- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».
Планируемые результаты освоения программы:
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
· Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
· Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
· Воспитание чувства справедливости, ответственности.
· Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
· Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
· Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
· Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
· Анализировать правила игры.
· Действовать в соответствии с заданными правилами.
· Включаться в групповую работу.
· Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
· Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
· Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
· Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
· Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
· Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
· Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
· Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
· Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
· Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
· Воспроизводить способ решения задачи.
· Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
· Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
· Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
· Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
· Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
· Конструировать несложные задачи.
· Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
· Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
· Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
· Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
· Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
· Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
· Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
· Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
· Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
· Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Педагогические средства
1. тематические занятия
2. игровые уроки
3. физкультминутки.
Формы работы. Групповая, индивидуальная коллективная.
1.конкурсы
2.викторины
3.соревнования.
Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Формы контроля:
1.Тестирование
Содержание курса
1.Исторические сведения о математике (4ч)
Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
2.Числа и выражения (6ч)
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.
3. Математические ребусы и головоломки (9ч)
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
4. Решение занимательных задач (9ч)
Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками
5.Геометрическая мозаика (6ч)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
Учебно-тематический план
Продолжительность занятия |
Периодичность в неделю |
Кол-во часов в неделю |
Общее кол-во часов в год |
1 ч |
1 раз |
1 ч |
34 ч |
Учебно-тематический план программы «Занимательная математика»
№ |
Наименование разделов и тем УКАЗАТЬ РАЗДЕЛЫ |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|
Теоретич. |
Практич. |
|||
1 |
Раздел 1. История математики. |
9 |
1 |
8 |
2 |
Раздел 2. Упражнения для развития логики. |
15 |
2 |
13 |
3 |
Раздел 3. Решаем задачи. |
10 |
0 |
10 |
|
Итого: |
34 |
3 |
31 |
Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная математика»
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее кол-во часов |
В том числе |
Дата |
||
Теоретич. |
Практич. |
По плану |
По факту |
|||
1. |
Раздел 1. История математики. |
9 |
1 |
8 |
|
|
1,1 |
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? |
1 |
1 |
|
02,09 |
|
1,2 |
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи |
1 |
|
1 |
09,09 |
|
1,3 |
Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. |
1 |
|
1 |
16,09 |
|
1,4 |
Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. |
1 |
|
1 |
23,09 |
|
1,5 |
Римские цифры. Как читать римские цифры? |
1 |
|
1 |
30,09 |
|
1,6 |
Решение задач |
1 |
|
1 |
07,10 |
|
1,7 |
Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи |
1 |
|
1 |
14,10 |
|
1,8 |
Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи |
1 |
|
1 |
21,10 |
|
1,9 |
Архимед. Упражнения, игры, задачи. |
1 |
|
1 |
28,10 |
|
2. |
Раздел 2. Упражнения для развития логики. |
15 |
2 |
13 |
|
|
2,1 |
Умножение. Упражнения, игры, задачи |
1 |
|
1 |
11,11 |
|
2,2 |
Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. |
1 |
|
1 |
18,11 |
|
2,3 |
Деление. Упражнения, игры, задачи. |
1 |
|
1 |
25,11 |
|
2,4 |
Делится или не делится. |
1 |
|
1 |
02,12 |
|
2,5 |
Решение задач |
1 |
|
1 |
09,12 |
|
2,6 |
Новогодние забавы. |
1 |
|
1 |
16,12 |
|
2,7 |
Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. |
1 |
|
1 |
23,12 |
|
2,8 |
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. |
1 |
1 |
|
13,01 |
|
2,9 |
Игра «Веришь или нет». |
1 |
|
1 |
20,01 |
|
2,10 |
Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. |
1 |
|
1 |
27,01 |
|
2,11 |
Экскурсия в компьютерный класс. |
1 |
1 |
|
03,02 |
|
2,12 |
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. |
1 |
|
1 |
10,02 |
|
2,13 |
Математические фокусы. |
1 |
|
1 |
17,02 |
|
2,14 |
Конкурс знатоков. |
1 |
|
1 |
24,02 |
|
2,15 |
Открытие нуля. Загадки-смекалки. |
1 |
|
1 |
02,03 |
|
3. |
Раздел 3. Решаем задачи. |
10 |
|
10 |
09,03 |
|
3,1 |
Решение задач |
1 |
|
1 |
16,03 |
|
3,2 |
Денежные знаки. Загадки-смекалки. |
1 |
|
1 |
30,03 |
|
3,3 |
Решение задач повышенной трудности. |
1 |
|
1 |
06,04 |
|
3,4 |
Игра «Цифры в буквах». |
1 |
|
1 |
13,04 |
|
3,5 |
КВН «Царица наук». |
1 |
|
1 |
20,04 |
|
3,6 |
Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
|
1 |
27,04 |
|
3,7 |
Игра «Смекай, решай, отгадывай». |
1 |
|
1 |
11,05 |
|
3,8 |
Игра «Поле чудес». |
1 |
|
1 |
18,05 |
|
3,9 |
Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. |
1 |
|
1 |
25,05 |
|
3,10 |
Интеллектуальный марафон. |
1 |
|
1 |
25,05 |
|
|
итого |
34 |
3 |
31 |
|
|
Материально – техническое обеспечение.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- Демонстрационный материал (таблицы, картинки, плакаты)
-Наличие карточек с играми и заданиями;
Электронно-программное обеспечение:
- Презентации.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютер;
-Демонстрационный экран;
-Магнитная доска;
Литература:
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8. Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9. Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
12. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.