Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".

  • docx
  • 11.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала zanimatelnaya_matematika_3_.docx

 

 

 

 

 

«Согласовано»

Руководитель МО

________________

 

От «_01_____» сентября 2021 г.

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

                                                          «Занимательная математика»

 

 

 

 

 

срок реализации образовательной программы 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Составитель: Мельник С.А.

 

 

 

 

 

 

                                                        Владикавказ 2021 уч.год

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса положена программа авторов М.И. Моро,  М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой,  С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС

       Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».  Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

        Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

          Ценностными ориентирами содержания курса являются:

·         формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

·         освоение эвристических приемов рассуждений;

·         формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

·         развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

·         формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

·         формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

·         привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 

Основная цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Задачи курса:

1)      Познавательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

2)      Развивающие:

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

3)      Воспитательные:

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

Планируемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

·         Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

·         Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

·         Воспитание чувства справедливости, ответственности.

·         Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

·         Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

·         Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

·         Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

·         Анализировать правила игры.

·         Действовать в соответствии с заданными правилами.

·         Включаться в групповую работу.

·         Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

·         Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

·         Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

·         Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

·         Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

·         Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

·         Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

·         Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

·         Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

·         Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

·         Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

·         Воспроизводить способ решения задачи.

·         Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

·         Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

·         Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

·         Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

·         Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

·         Конструировать несложные задачи.

·         Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

·         Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

·         Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

·         Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

·         Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

·         Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

·         Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

·         Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

·         Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

·         Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

·         Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

·         Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

Педагогические средства

1. тематические занятия

2. игровые уроки

3. физкультминутки.

 

Формы работы. Групповая, индивидуальная коллективная.

1.конкурсы

2.викторины

3.соревнования.

Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Формы контроля:

1.Тестирование

 

 

Содержание курса

1.Исторические сведения о математике (4ч)

Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.

2.Числа и выражения (6ч)

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.

3. Математические ребусы и головоломки (9ч)

Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.

4. Решение занимательных задач (9ч)

Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками

5.Геометрическая мозаика (6ч)

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.

 

Учебно-тематический план

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Общее кол-во часов в год

1 ч

1 раз

1 ч

34 ч

 

Учебно-тематический план программы «Занимательная математика»

Наименование разделов и тем

УКАЗАТЬ РАЗДЕЛЫ

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1

Раздел 1. История математики.

9

1

8

2

Раздел 2. Упражнения для развития логики.

15

2

13

3

Раздел 3. Решаем задачи.

10

0

10

 

Итого:

34

3

31

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная математика»

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Дата

Теоретич.

Практич.

По плану

По

факту

1.

Раздел 1. История математики.

9

1

8

 

 

1,1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

1

1

 

02,09

 

1,2

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи

1

 

1

09,09

 

1,3

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

1

 

1

16,09

 

1,4

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

1

 

1

23,09

 

1,5

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

 

1

30,09

 

1,6

Решение задач

1

 

1

07,10

 

1,7

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи

1

 

1

14,10

 

1,8

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи

1

 

1

21,10

 

1,9

Архимед. Упражнения, игры, задачи.

1

 

1

28,10

 

2.

Раздел 2. Упражнения для развития логики.

15

2

13

 

 

2,1

Умножение. Упражнения, игры, задачи

1

 

1

11,11

 

2,2

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

1

 

1

18,11

 

2,3

Деление. Упражнения, игры, задачи.

1

 

1

25,11

 

2,4

Делится или не делится.

1

 

1

02,12

 

2,5

Решение задач

1

 

1

09,12

 

2,6

Новогодние забавы.

1

 

1

16,12

 

2,7

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1

 

1

23,12

 

2,8

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

1

1

 

13,01

 

2,9

Игра «Веришь или нет».

1

 

1

20,01

 

2,10

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

1

 

1

27,01

 

2,11

Экскурсия в компьютерный класс.

1

1

 

03,02

 

2,12

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

1

 

1

10,02

 

2,13

Математические фокусы.

1

 

1

17,02

 

2,14

Конкурс знатоков.

1

 

1

24,02

 

2,15

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1

 

1

02,03

 

3.

Раздел 3. Решаем задачи.

10

 

10

09,03

 

3,1

Решение задач

1

 

1

16,03

 

3,2

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

1

 

1

30,03

 

3,3

Решение задач повышенной трудности.

1

 

1

06,04

 

3,4

Игра «Цифры в буквах».

1

 

1

13,04

 

3,5

КВН «Царица наук».

1

 

1

20,04

 

3,6

Задачи с многовариантными решениями.

1

 

1

27,04

 

3,7

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1

 

1

11,05

 

3,8

Игра «Поле чудес».

1

 

1

18,05

 

3,9

Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов.

1

 

1

25,05

 

3,10

Интеллектуальный марафон.

1

 

1

25,05

 

 

итого

34

3

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально – техническое обеспечение.

Специфическое сопровождение (оборудование):

- Демонстрационный материал (таблицы, картинки, плакаты)

-Наличие карточек с играми и заданиями;

 

Электронно-программное обеспечение:

- Презентации.

 

Технические средства обучения:

- Мультимедийный проектор;

- Компьютер;

-Демонстрационный экран;

-Магнитная доска;

 

 

Литература:

1.         Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.         Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.         Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.         Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.         Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.         Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.         Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.         Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.         Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.       Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.       Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

12.       Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007