Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО учителей начальных классов _______________________________ (Ф.И.О., подпись)
Протокол № ________________________ «____» _____________ 20____г. |
СОГЛАСОВАНО Эксперт _______________________________ (Ф.И.О., подпись)
«____» _____________ 20____г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 7 ______________ Приказ № ____________________ от «____» _____________ 20____г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование «Полезные привычки»________________________________________________________________
Класс ______1_В_____________________________________________________________________ _____________
Уровень общего образования __ начальное общее образование
Ф.И.О. учителя
Учебный год реализации программы учебный год
Количество часов по плану: всего за год 17 ; в неделю 0,5
Планирование составлено на основе: программы "Истоки" под редакцией И. А. Кузьмина.– М.: Истоки, 2010. _______
Учебник «Полезные привычки». Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом « ,2011. -112с., авт.А.В.Камкин______________________________________________________
Рабочую программу составила
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности курса «Полезные привычки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования).
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Целью данной программы является воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Данная программа предназначена для обучающихся 1-х классов и рассчитана на 0,5 часа в неделю, что составляет 16,5 часов в год.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
В ходе реализации программы «Полезные привычки» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
7. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
8. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Полезные привычки» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии |
Показатели |
Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения |
Знает основные моральные нормы и правила поведения |
Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения |
Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей |
|
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей |
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умение применять знания на практике: вводный (перед началом работы закрепление знаний предыдущих тем); текущий (опрос, рефлексия, выполнение контрольных теоретических и практических упражнений, написание рефератов и докладов на заданные или свободные темы); итоговый (выступление на научно-практической конференции).
Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;
- оформление выставки фотографий «Ежели ты вежлив»
Учебный план на 2017-2018 гг.
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
Теория |
Практика |
1. |
Школьный этикет |
3 |
3 |
|
2. |
Правила общения |
7 |
4 |
3 |
3. |
О трудолюбии |
3 |
3 |
|
4 |
Культура внешнего вида |
2 |
2 |
|
5 |
Внешкольный этикет |
2 |
12 |
|
Всего: |
17 часов |
|
|
Содержание программы (17 часа)
Школьный этикет -3ч
Беседа о правилах поведения в школе, о правилах поведения на уроке.
Просмотр мультфильма.
Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Просмотр мультфильма. Анализ поведения героев. Коллаж «перемена»
Формулирование правил поведения в гардеробной, в библиотеке.
Просмотр презентации.
Правила общения-7ч
Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово».
Просмотр фрагментов из фильмов.
Ролевая игра
Беседа о волшебных словах. Ролевые игры
Беседа о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций.
Конкурс добрых сюрпризов.
Активное освоение в речевой практике вежливых слов, их значения. Анализ отрывков прочитанных произведений
Беседа о взаимоотношениях со взрослыми. Установление добрых отношений с окружающими.
Проявление элементарного уважения к окружающим (конкретные жизненные ситуации). Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.
Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Конкурс рисунков.
О трудолюбии-3ч
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Беседа.
Беседа о прилежании и старательности в учении и труде, о своем распорядке дня. Оценка своих действий во время уроков, труда.
Беседа о бережном отношении к школьному и личному имуществу
Культура внешнего вида-2ч
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Просмотр мультфильма.
Полезные советы, как сохранить свою одежду
Внешкольный этикет-2ч
Формулирование правил поведения на улице. Разыгрывание ситуаций.
Беседа об особенностях вежливого поведения в разных жизненных ситуациях
Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
«Полезные привычки»
№ занятия |
темы занятий |
Кол-во часов |
Дата прове дения (план) |
Дата проведения (факт) |
1. |
Правила поведения в школе, на уроке |
1 |
|
|
2 |
Зачем нужны перемены? |
1 |
|
|
3. |
Мы в школьной гардеробной, библиотеке |
1 |
|
|
4 |
Зачем нужны вежливые слова? |
1 |
|
|
5. |
Доброжелательность.
|
1 |
|
|
6. |
Какие бывают поступки? |
1 |
|
|
7. |
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам |
1 |
|
|
8. |
Я и взрослые. |
1 |
|
|
9. |
Думай о других: сочувствие, как его выразить? |
1 |
|
|
10 |
Моя семья. |
1 |
|
|
11 |
Что помогает учиться лучше (старательность)?
|
1 |
|
|
12 |
Как мы трудимся в школе |
1 |
|
|
13 |
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои и школьные вещи). |
1 |
|
|
14 |
Основные правила МойДодыра |
1 |
|
|
15 |
Правила ухода за одеждой |
1 |
|
|
16 |
Правила поведения на улице. |
1 |
|
|
17 |
Правила поведения в транспорте. Правила поведения в общественных местах. |
1 |
|
|
Итого |
17 |
|
|
Планируемые образовательные результаты учащихся к концу первого года обучения
- Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Учебно - методическое сопровождение.
Для учителя:
1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
4. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
6. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
7. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
8. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
9. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
10. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
11. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для обучающихся:
1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
2. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
3. Рабочая тетрадь для 1 класса «Полезные привычки»
4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
5. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
6. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
7. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
8. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
9. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
10. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
11. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.