Рабочая программа по внеурочной деятельности "Полезные привычки " 1 класс

  • docx
  • 06.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Титенко_Полезные привычки 1.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 7

 

                                                                                                     

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО учителей начальных классов

_______________________________

                  (Ф.И.О., подпись)

 

Протокол № ________________________

«____» _____________ 20____г.

СОГЛАСОВАНО

Эксперт

_______________________________

                         (Ф.И.О., подпись)

 

«____» _____________ 20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 7

  ______________

Приказ № ____________________

от «____» _____________ 20____г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Наименование   «Полезные привычки»________________________________________________________________

Класс ______1_В_____________________________________________________________________ _____________

Уровень общего образования __ начальное общее образование

Ф.И.О. учителя 

Учебный год реализации программы         учебный год

Количество часов по плану: всего за год   17   ; в неделю         0,5

Планирование составлено на основе: программы "Истоки" под редакцией И. А. Кузьмина.– М.: Истоки, 2010. _______

Учебник «Полезные привычки». Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский  дом « ,2011. -112с., авт.А.В.Камкин______________________________________________________

Рабочую программу составила       


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      Программа внеурочной деятельности  курса «Полезные привычки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования).

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

         Целью данной программы является воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

Задачи:

1.     Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2.     Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.

3.     Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4.     Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Данная программа предназначена для обучающихся 1-х классов и рассчитана на  0,5 часа в неделю, что составляет 16,5 часов в год.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

В ходе реализации программы «Полезные привычки»  будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

В результате прохождения программного материала  обучающиеся  должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

7. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

8. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Полезные привычки» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». 

 

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

 по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умение применять знания на практике: вводный (перед началом работы закрепление знаний предыдущих тем); текущий (опрос, рефлексия, выполнение контрольных теоретических и практических упражнений, написание рефератов и докладов на заданные или свободные темы); итоговый (выступление на научно-практической конференции).

         Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:

- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;

 - оформление выставки фотографий «Ежели ты вежлив»

Учебный план на 2017-2018 гг.

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Теория

Практика

1.

Школьный этикет

3

3

 

2.

Правила общения

7

4

3

3.

О трудолюбии

3

3

 

4

Культура внешнего вида

2

2

 

5

Внешкольный этикет

2

12

 

Всего:

17 часов

 

 

Содержание  программы (17 часа)

Школьный этикет -3ч

Беседа о правилах поведения в школе, о правилах поведения на уроке.

Просмотр мультфильма.

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Просмотр мультфильма. Анализ поведения героев. Коллаж «перемена»

Формулирование правил поведения в гардеробной, в библиотеке.

Просмотр презентации.

Правила общения-7ч

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово».

Просмотр фрагментов из фильмов.

Ролевая игра

Беседа о волшебных словах. Ролевые игры

Беседа о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций.

Конкурс добрых сюрпризов.     

Активное освоение в речевой практике вежливых слов, их значения. Анализ отрывков прочитанных произведений

Беседа о взаимоотношениях со взрослыми. Установление добрых отношений с окружающими.

Проявление элементарного уважения к окружающим (конкретные жизненные ситуации). Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Конкурс рисунков. 

О трудолюбии-3ч

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Беседа.

Беседа о прилежании и старательности в учении и труде, о своем распорядке дня. Оценка своих действий во время уроков, труда.

Беседа о бережном отношении к школьному и личному имуществу

Культура внешнего вида-2ч

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Просмотр мультфильма.

Полезные советы, как сохранить свою одежду

Внешкольный этикет-2ч

Формулирование правил поведения на улице. Разыгрывание ситуаций.

Беседа об особенностях вежливого поведения в разных жизненных ситуациях

Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год

 «Полезные привычки»

№ занятия

темы занятий

Кол-во часов

Дата

прове

дения

(план)

Дата

проведения (факт)

1.

Правила поведения в школе, на уроке

1

 

 

2

Зачем нужны перемены?

1

 

 

3.

Мы  в школьной гардеробной, библиотеке

1

 

 

4

Зачем нужны вежливые слова?

1

 

 

5.

Доброжелательность.

 

1

 

 

6.

Какие  бывают поступки?

1

 

 

7.

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам

1

 

 

8.

Я и взрослые.

1

 

 

9.

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

1

 

 

10

Моя семья.

1

 

 

11

Что помогает учиться лучше (старательность)?

 

1

 

 

12

Как мы трудимся в школе

1

 

 

13

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои и  школьные вещи).

1

 

 

14

Основные правила МойДодыра

1

 

 

15

Правила ухода за одеждой

1

 

 

16

Правила поведения на улице.

1

 

 

17

Правила поведения  в транспорте. Правила поведения в общественных местах.

1

 

 

Итого

17

 

 

Планируемые образовательные результаты учащихся к концу первого года обучения

-       Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

-       Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся  научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

-       Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся  научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

                                         Учебно - методическое сопровождение.

Для учителя:

1.     Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

2.     Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

3.     Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

4.     Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

5.     Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

6.     Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

7.     Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

8.     Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

9.     Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.

10. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

11. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Для обучающихся:

1.     Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

2.     Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.

3.     Рабочая тетрадь для 1 класса «Полезные привычки»

4.     Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

5.     Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

6.     Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

7.     Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

8.     Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

9.     Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

10. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

11. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.