Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО учителей начальных классов _______________________________ (Ф.И.О., подпись)
Протокол № ________________________ «____» _____________ 20____г. |
СОГЛАСОВАНО Эксперт _______________________________ (Ф.И.О., подпись)
«____» _____________ 20____г. |
УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ СОШ № 7______________ Приказ № ____________________ от «____» _____________ 20____г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование ____Полезные привычки
Класс ____2 В
Уровень общего образования ______начальное общее образование_________________________________________
Ф.И.О. учителя
Учебный год реализации программы______________2018-2019 учебный год_____________________________
Количество часов по плану: всего за год _____17__________; в 2 недел ___________1ч_________________________
Планирование составлено на основе: профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной Л. И.Ивановой (издательство Москва "Просвещение 2012г)
Рабочую программу составила
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пpогpамма внеурочной деятельности «Полезные привычки» является компилятивной и разработана на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной Л. И.Ивановой (издательство Москва "Просвещение 2012г) соответствует требованиям ФГОС и реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни».
Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрасом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока.
Целью данной программы является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.
2. Учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
3. Учить детей эффективно общаться.
4. Помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Данная программа предназначена для обучающихся 2-х классов и рассчитана на 1 час в 2 недели, что составляет 17 часов в год.
Основными формами работы по программе являются: информирование (расширение кругозора по вопросам, связанным с табакокурением и опасными для здоровья привычками) ; игры – энергизаторы; ролевое проигрывание (моделирование); групповое обсуждение; работа по алгоритму формирования навыка.
Программа состоит из 5 содержательных разделов:
1. Вкусы и увлечения
2. Интересные занятия
3. Учусь понимать людей
4. Опасные и безопасные ситуации
5. Учусь принимать решения
В первом разделе у учащихся формируются первичные общие представления о разнообразии вкусов и увлечений.
Второй раздел предмета дает возможность узнать, что у одноклассников можно многому научиться.
Третий раздел предмета познакомит с вербальными и выразительными движениями как невербальными средствами общения. Покажет, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения.
Четвертый раздел посвящен обсуждению опасных и безопасных ситуаций.
Цель пятого раздела способствовать рациональному принятию решений в опасных ситуациях.
По окончанию учебного года учащиеся должны знать:
- комплексы расслабляющей гимнастики;
- правила поведения в малых группах;
- приемы вербального и невербального общения;
- негативное значение алкоголя и табака на организм;
- значение положительных эмоций на здоровье человека;
- причины возникновения конфликтов;
- способы избегания трудных ситуаций.
должны уметь:
- соблюдать правила поведения в обществе;
- применять приемы общения;
- противостоять вредным привычкам;
- иметь опрятный внешний вид;
- уметь говорить нет;
- уметь отстаивать свое мнение.
В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умение применять знания на практике: вводный (перед началом работы закрепление знаний предыдущих тем); текущий (опрос, рефлексия, выполнение контрольных теоретических и практических упражнений, написание рефератов и докладов на заданные или свободные темы); итоговый (выступление на научно-практической конференции).
В результате освоения программы обучающиеся овладевают знаниями:
- что у одноклассников можно многому научиться. Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом.
- что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения способы эффективного общения
- что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения способы эффективного общения
- отличие опасных и безопасных ситуаций.
- научатся рациональному принятию решений
Полученные знания позволят детям ориентироваться в жизненных ситуациях, оценивать свой поступки.
Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют достижению личностных и метапредметных результатов. В курсе «Полезные привычки» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры: анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий
Учебный план на 2018-2019 гг.
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
1. |
I. Вкусы и увлечения |
3 |
2. |
II. Интересные занятия |
2 |
3. |
III. Учусь понимать людей |
3 |
4. |
IV. Опасные и безопасные ситуации |
4 |
5. |
V. Учусь принимать решения |
5 |
Всего: |
17 часа |
Содержание программы (17 часов)
1.Вкусы и увлечения (3 ч.)
Установка: полезные увлечения укрепляют здоровье
Мир чувств. Счастье. Любовь. Толерантность.
Цель: показать разнообразие вкусов и увлечений
Задачи:
1. дать возможность рассказать о собственных увлечениях и вкусах
2. перечислить здоровые увлечения
Понятия: вкусы, увлечения, последствия увлечений
2. Интересные занятия (2 ч.)
Установка: следует выбирать друзей со здоровыми увлечениями
Я и моя жизнь. Семья, род, культура.
Цель: показать, что у одноклассников можно многому научиться
Задачи:
1.дать возможность узнать что-то новое об одноклассниках
2. помочь найти друзей по интересам
Понятия: интересы, увлечения
3. Учусь понимать людей (3 ч.)
Установка: следует быть внимательным к людям
Общение и дружба. Ты не один. Формирование навыков общения. Самооценка и отношение к другому. Принятие себя.
Цель: познакомить с вербальными и выразительными движениями как невербальными средствами общения. Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения
Задачи:
1. привлечь внимание к совпадению/несовпадению вербальны и невербальных компонетов сообщения
2. показать важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания сообщения Понятия: компоненты общения, понимать человека
4. Опасные и безопасные ситуации (4 ч.)
Установка: следует соблюдать осторожность в опасных ситуациях
Здоровье. Зависимость от психоактивных веществ. Умение противостоять групповому давлению.
Цель: обсудить опасные и безопасные ситуации
Задачи:
1.обсудить безопасные ситуации
2. обсудить опасные ситуации
Понятия: опасная и безопасная ситуация, принятие решения в опасной ситуации
5. Учусь принимать решения (5 ч.)
Установка: принимать решения в опасной ситуации необходимо рационально
Преодоление проблем. Кризис и выход из него. Цели и смысл. Свобода. Выбор.
Цель: способствовать рациональному принятию решений
Задачи:
1. обсудить разные варианты решения проблемных ситуаций и их последствий
2. обсудить опасные для здоровья ситуации
3. обсудить опасные ситуации, связанные с табаком
Понятия: альтернативные решения, последствия поступков для здоровья
Календарно – тематическое планирование.
№ занятия |
Разделы программы и темы занятий |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Дата коррекции |
1. |
Вводное занятие |
1 |
20.01 |
|
2. |
Я и моя жизнь |
1 |
27.01 |
|
3. |
Мир чувств. Общение и дружба |
1 |
03.02 |
|
4. |
Любовь. Семья |
1 |
10.02 |
|
5. |
Род, культура |
1 |
17.02 |
|
6 |
Здоровье. Толерантность. Жизнь с болезнью |
1 |
24.02 |
|
7. |
Зависимость от психоактивных веществ |
1 |
03.03 |
|
8. |
Преодоление проблем. Кризис и выход |
1 |
10.03 |
|
9. |
Добро и зло. Ценности |
1 |
17.03 |
|
10 |
Цели и смысл |
1 |
07.04 |
|
11 |
Свобода. Выбор |
1 |
14.04 |
|
12 |
Свобода. Выбор |
1 |
21.04 |
|
13 |
Формирование навыков общения и эмпатии |
1 |
28.04 |
|
14 |
Понятие группового давления, принятие собственного решения. Умение противостоять групповому давлению |
1 |
05.05 |
|
15 |
Навыки выражения и отстаивания собственного мнения |
1 |
12.05 |
|
16 |
Эмоции. Эмоциональные состояния и способы эмоционального удовлетворения |
1 |
19.05 |
|
17 |
Трудные жизненные ситуации |
1 |
26.05 |
|
Планируемые образовательные результаты учащихся к концу первого года обучения
Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
планировать собственную деятельность, анализировать и объективно оценивать свои поступки и слова, управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
познавательные – ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно определять, какая информация нужна для решения жизненных задач, отбирать источники информации среди предложенных, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний;
Познавательные УУД:
строить сообщения в устной и письменной форме;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно определять, какая информация нужна для решения жизненных задач.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
после завершения курса обучающиеся смогут объяснить в доступной для них форме вред курения, смогут отказаться от вредной привычки сами и повлиять на выбор сверстников. Используя компьютер, смогут подготовить презентацию или небольшой доклад о вреде курения, о пользе здорового образа жизни, о приоритетном значении спорта в жизни каждого человека.
Учебно- методическое сопровождение.
Для эффективного освоения данной программы необходимы:
1. Учебно-методические пособия и литература для детей:
Рабочая тетрадь/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
2. Для учителя:
. «Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя». Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова
Москва,2001год
2. « Уроки общения в начальной школе». Пособие для учителя. Е.А. Сорокоумова. АО « Мэрил» 2005год.
3. « Профессия-школьник» . Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. БитяноваМ.Р.,
Азарова Т.В. Земских Т.В. Генезис. Москва 2001г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.