Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс

Оценка 4.8
docx
30.01.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс
РП ВУД шахматы.docx

                                                                                                             Приложение

к Основной образовательной программе начального общего образования (принята на педагогическом совете МОУ Софьинская СОШ, Протокол № 1 от 31.08.2015г.)

 

МОУ Софьинская средняя общеобразовательная школа

Раменского муниципального района

Московской области

 

                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                 Директор школы 

                                        

                      ___________ Н.Н. Корунская

        

                                                  Приказ №90-ОД от 28.08.2019г

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Шахматная азбука»

             ( общеинтелектуальное  направление)

1 класс

 

 

Составитель: Рустамова Марина Дмитриевна

учитель начальных классов

                                                                без категории

 

 

 

 

 

2019 года
1. Пояснительная записка

 

           Рабочая программа «Шахматная Азбука»  для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373, с изменениями от 29.12.2014г. №1643, от 18.05.2015г. №507),  сборника рабочих программ 1 классов под редакцией … составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина. В соответствии с образовательной программой начального общего образования МОУ Софьинская СОШ (Приказ №68 от 01.09.2015г.) и учебным планом МОУ Софьинская СОШ на 2019-2020 уч.год.

            Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

            Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

            Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

            Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

            Задачи:

  • Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  • Научить ориентироваться на шахматной доске.
  • Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  • Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  • Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  • Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
  • Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  • Сформировать умение записывать шахматную партию.
  • Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  • Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

 

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

            В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:

            Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

           

            Метапредметных результатов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

           

            Предметных результатов:

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • уметь проводить элементарные комбинации;
  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
  • своих фигур;
  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
  • определять последовательность событий;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

 

3. Содержание курса внеурочной деятельности

            Шахматная доска и фигуры (3 ч). Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

            Ходы и взятия фигур (13 ч). Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, 
нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.
Шах.

Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

            Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч). Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

            Запись шахматных ходов (2 ч). Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

            Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (5 ч). Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. Занятия проводятся в виде: практическая игра; Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов; Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактически игрушки; Участие в турнирах и соревнованиях.


4. Календарно-тематическое планирование

 

Количество часов в неделю: 1

Всего: 33

№ занятия

Тема занятия

Форма проведения

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Шахматная доска и фигуры (3 ч)

1

Введение в образовательную программу

Беседа

02.09.2019-  06.09.2019г

 

2

Легенды и сказания о возникновение шахмат

Беседа

09.09.2019-13.09.2019г

 

3

Шахматная доска

Практическое занятие

16.09.2019- 20.09.2019г

 

Ходы и взятия фигур (13 ч)

4

Шахматная доска

Практическое занятие

23.09.2019-  27.09.2019г

 

5

Шахматная доска

Практическое занятие

30.09.2019- 04.10.2019г

 

6

Шахматные фигуры

Практическое занятие

07.10.2019-  11.10.2019г

 

7

Шахматные фигуры

Практическое занятие

14.10.2019- 18.10.2019г

 

8

Шахматные фигуры

Практическое занятие

21.10.2019- 25.10.2019г

 

9

Шахматные фигуры

Практическое занятие

05.11.2019-

08.11.2019г

 

10

Начальная расстановка фигур

Практическое занятие

11.11.2019-

15.11.2019г

 

11

Начальная расстановка фигур

Практическое занятие

18.11.2019-

22.11.2019г

 

12

Начальная расстановка фигур

Практическое занятие

25.11.2019-

29.11.2019г

 

13

Ходы и взятие фигур

Практическое занятие

02.12.2019-

06.12.2019г

 

14

Ходы и взятие фигур

Практическое занятие

09.12.2019-

13.12.2019г

 

15

Ходы и взятие фигур

Практическое занятие

16.12.2019-

20.12.2019г

 

16

Ходы и взятие фигур

Практическое занятие

23.12.2019-

27.12.2019г

 

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)

17

Ходы и взятие фигур

Практическое занятие

13.01.2020-

17.01.2020г

 

18

Ходы и взятие фигур

Практическое занятие

20.01.2020-

24.01.2020г

 

19

Ходы и взятие фигур

Практическое занятие

27.01.2020-

31.01.2020г

 

20

Ходы и взятие фигур

Практическое занятие

03.02.2020-

07.02.2020г

 

21

Цель шахматной партии

Практическое занятие

10.02.2020-

14.02.2020г

 

22

Цель шахматной партии

Практическое занятие

24.02.2020-

28.02.2020г

 

23

Цель шахматной партии

Практическое занятие

02.03.2020-

06.03.2020г

 

24

Цель шахматной партии

Практическое занятие

10.03.2020-

13.03.2020г

 

25

Цель шахматной партии

Практическое занятие

16.03.2020-

20.03.2020г

 

26

Цель шахматной партии

Практическое занятие

30.03.2020-

03.04.2020г

 

Запись шахматных ходов (2 ч)

27

Игра всеми фигурами из начального положения

Практическое занятие

06.04.2020-

10.04.2020г

 

28

Игра всеми фигурами из начального положения

Практическое занятие

13.04.2020-

17.04.2020г

 

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (5 ч)

29

Игра всеми фигурами из начального положения

Практическое занятие

 

20.04.2020-

24.04.2020г

 

30

Игра всеми фигурами из начального положения

Практическое занятие

 

27.04.2020–

30.04.2020г

 

31

Игра всеми фигурами из начального положения

Практическое занятие

04.05.2020-

08.05.2020г

 

32

Игра всеми фигурами из начального положения

Практическое занятие

11.05.2020-

15.05.2020г

 

33

Итоговое занятие

Практическое занятие

18.05.2020-

22.05.2020г

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей

_______________________________________

от  «____»___________ 2019 года №________

__________________/Крылова С.Е../

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________/Савина Л.И./

«___»_____________2019 года


 

Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования (принята на педагогическом совете

Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования (принята на педагогическом совете

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Календарно-т ематическое планирование

Календарно-т ематическое планирование

Ходы и взятие фигур Практическое занятие 03

Ходы и взятие фигур Практическое занятие 03

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей _______________________________________ от «____»___________ 2019 года №________ __________________/Крылова

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей _______________________________________ от «____»___________ 2019 года №________ __________________/Крылова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020