Приложение
к Основной образовательной программе начального общего образования (принята на педагогическом совете МОУ Софьинская СОШ, Протокол № 1 от 31.08.2015г.)
МОУ Софьинская средняя общеобразовательная школа
Раменского муниципального района
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___________ Н.Н. Корунская
Приказ №90-ОД от 28.08.2019г
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Шахматная азбука»
( общеинтелектуальное направление)
1 класс
Составитель: Рустамова Марина Дмитриевна
учитель начальных классов
без категории
2019 года
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Шахматная Азбука» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373, с изменениями от 29.12.2014г. №1643, от 18.05.2015г. №507), сборника рабочих программ 1 классов под редакцией … составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина. В соответствии с образовательной программой начального общего образования МОУ Софьинская СОШ (Приказ №68 от 01.09.2015г.) и учебным планом МОУ Софьинская СОШ на 2019-2020 уч.год.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
Метапредметных результатов :
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметных результатов:
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Шахматная доска и фигуры (3 ч). Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия
фигур (13 ч). Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.
Ударность и подвижность
фигур в зависимости от положения на доске. Угроза,
нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах.
Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч). Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов (2 ч). Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (5 ч). Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. Занятия проводятся в виде: практическая игра; Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов; Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактически игрушки; Участие в турнирах и соревнованиях.
4. Календарно-тематическое планирование
Количество часов в неделю: 1
Всего: 33
№ занятия |
Тема занятия |
Форма проведения |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
Шахматная доска и фигуры (3 ч) |
||||
1 |
Введение в образовательную программу |
Беседа |
02.09.2019- 06.09.2019г |
|
2 |
Легенды и сказания о возникновение шахмат |
Беседа |
09.09.2019-13.09.2019г |
|
3 |
Шахматная доска |
Практическое занятие |
16.09.2019- 20.09.2019г |
|
Ходы и взятия фигур (13 ч) |
||||
4 |
Шахматная доска |
Практическое занятие |
23.09.2019- 27.09.2019г |
|
5 |
Шахматная доска |
Практическое занятие |
30.09.2019- 04.10.2019г |
|
6 |
Шахматные фигуры |
Практическое занятие |
07.10.2019- 11.10.2019г |
|
7 |
Шахматные фигуры |
Практическое занятие |
14.10.2019- 18.10.2019г |
|
8 |
Шахматные фигуры |
Практическое занятие |
21.10.2019- 25.10.2019г |
|
9 |
Шахматные фигуры |
Практическое занятие |
05.11.2019- 08.11.2019г |
|
10 |
Начальная расстановка фигур |
Практическое занятие |
11.11.2019- 15.11.2019г |
|
11 |
Начальная расстановка фигур |
Практическое занятие |
18.11.2019- 22.11.2019г |
|
12 |
Начальная расстановка фигур |
Практическое занятие |
25.11.2019- 29.11.2019г |
|
13 |
Ходы и взятие фигур |
Практическое занятие |
02.12.2019- 06.12.2019г |
|
14 |
Ходы и взятие фигур |
Практическое занятие |
09.12.2019- 13.12.2019г |
|
15 |
Ходы и взятие фигур |
Практическое занятие |
16.12.2019- 20.12.2019г |
|
16 |
Ходы и взятие фигур |
Практическое занятие |
23.12.2019- 27.12.2019г |
|
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч) |
||||
17 |
Ходы и взятие фигур |
Практическое занятие |
13.01.2020- 17.01.2020г |
|
18 |
Ходы и взятие фигур |
Практическое занятие |
20.01.2020- 24.01.2020г |
|
19 |
Ходы и взятие фигур |
Практическое занятие |
27.01.2020- 31.01.2020г |
|
20 |
Ходы и взятие фигур |
Практическое занятие |
03.02.2020- 07.02.2020г |
|
21 |
Цель шахматной партии |
Практическое занятие |
10.02.2020- 14.02.2020г |
|
22 |
Цель шахматной партии |
Практическое занятие |
24.02.2020- 28.02.2020г |
|
23 |
Цель шахматной партии |
Практическое занятие |
02.03.2020- 06.03.2020г |
|
24 |
Цель шахматной партии |
Практическое занятие |
10.03.2020- 13.03.2020г |
|
25 |
Цель шахматной партии |
Практическое занятие |
16.03.2020- 20.03.2020г |
|
26 |
Цель шахматной партии |
Практическое занятие |
30.03.2020- 03.04.2020г |
|
Запись шахматных ходов (2 ч) |
||||
27 |
Игра всеми фигурами из начального положения |
Практическое занятие |
06.04.2020- 10.04.2020г |
|
28 |
Игра всеми фигурами из начального положения |
Практическое занятие |
13.04.2020- 17.04.2020г |
|
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (5 ч) |
||||
29 |
Игра всеми фигурами из начального положения |
Практическое занятие |
20.04.2020- 24.04.2020г |
|
30 |
Игра всеми фигурами из начального положения |
Практическое занятие |
27.04.2020– 30.04.2020г |
|
31 |
Игра всеми фигурами из начального положения |
Практическое занятие |
04.05.2020- 08.05.2020г |
|
32 |
Игра всеми фигурами из начального положения |
Практическое занятие |
11.05.2020- 15.05.2020г |
|
33 |
Итоговое занятие |
Практическое занятие |
18.05.2020- 22.05.2020г |
|
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
_______________________________________
от «____»___________ 2019 года №________
__________________/Крылова С.Е../
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________/Савина Л.И./
«___»_____________2019 года
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.