Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 31» города Смоленска
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
в 1 В классе
«Школа здоровья и безопасности»
(спортивно-оздоровительное направление)
на 2019-2020 учебный год
Составила:
учитель начальных классов
Киселева О.И.
2019 г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
· Закон Российской Федерации «Об образовании»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
· СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
· Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
· О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
· Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Рабочая программа кружка «Школа здоровья» составлена в соответствии с ФГОС, на основе авторской программы «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой , Н. А. Лемяскиной для 1-4 классов. В соответствии с учебным планом школы на 2023 -2024 в 1 классе.
Цель курса: раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).
Задачи
Образовательные:
· обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
· обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
· привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).
Воспитательные:
· желание быть здоровым душой и телом;
· стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
· приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
Развивающие:
· самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
· обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
· формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Роль учебного курса в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Обоснование выбора содержания части программы, формируемой участниками учебного процесса. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза,
число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Общая характеристика курса
Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.
В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Описание места учебного курса в учебном плане
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1 класса от 7 до 8лет.
Сроки реализации программы — 1 год..
1 класс(1 ч/нед., 33 ч/год)
№ п/п |
Содержание темы |
Количество часов |
||
Всего |
Аудито-рные |
Внеауди-торные |
||
1 |
Дружи с водой |
2 |
1 |
1 |
2 |
Забота о глазах |
1 |
|
1 |
3 |
Уход за ушами |
1 |
|
1 |
4 |
Уход за зубами |
3 |
1 |
2 |
5 |
Уход за руками и ногами |
1 |
|
1 |
6 |
Забота о коже |
3 |
1 |
2 |
7 |
Как следует питаться |
2 |
1 |
1 |
8 |
Как сделать сон полезным? |
1 |
1 |
|
9 |
Настроение в школе |
1 |
|
1 |
10 |
Настроение после школы |
1 |
|
1 |
11 |
Поведение в школе |
2 |
|
2 |
12 |
Вредные привычки |
2 |
1 |
1 |
13 |
Мышцы, кости и суставы |
2 |
1 |
1 |
14 |
Как закаляться. Обтирание и обливание |
1 |
1 |
|
15 |
Как правильно вести себя на воде |
1 |
1 |
|
16 |
Чтобы душа была здорова |
5 |
2 |
3 |
17 |
Народные игры |
1 |
|
1 |
18 |
Подвижные игры |
1 |
|
1 |
19 |
Доктора природы (обобщающие) |
2 |
1 |
1 |
Итого |
33 |
12 |
11 |
Результаты освоения курса «Школа здоровья»
Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:
· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
· оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы :
· характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
· находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
· общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
· обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
· организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
· планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
· анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
· технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы:
· планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
· представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
· организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
· бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
· организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
· характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
· взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
· выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
· выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
· выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
· расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Содержание учебного курса
Самопознание. Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы; предназначение. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.
Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.
Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.
Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.
Гигиена тела. Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
Профилактика инфекционных заболеваний. Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.- Представление об активной защите - иммунитете.
Бытовой и уличный травматизм. Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах(ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.
Календарно – тематическое планирование
1 класс
|
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Количество часов |
Оборудование |
Основные виды учебной деятельности |
||||||||||
|
План. |
Факт. |
||||||||||||||
|
Дружи с водой |
|||||||||||||||
|
1 |
|
|
Советы доктора Воды |
1 |
Советы доктора Воды «Сказка о микробах» Плакат «Стадии мытья и вытирания рук» |
Словесные: рассказ, беседа по теме, заучивание слов «От простой воды и мыла у микробов тают силы», анализ сказки Наглядные: демонстрация, «Сказка о микробах» Практические: анализ игровой ситуации, стадии мытья и вытирания рук, оздоровительная минутка |
|||||||||
|
2 |
|
|
Друзья Вода и Мыло |
1 |
|||||||||||
|
Забота о глазах |
|||||||||||||||
|
3 |
|
|
Глаза - главные помощники человека |
1 |
Правила бережного отношения к зрению Правила «Если вы носите очки»
|
Словесные: беседа по теме, заучивание слов «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» Наглядные: наблюдение опыта Практические: игра «Полезно-вредно», оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз» |
|||||||||
|
Уход за ушами |
|||||||||||||||
|
4 |
|
|
Чтобы уши слышали |
1 |
Памятка «Как сберечь органы слуха»
|
Словесные: беседа по теме, рассказ Наглядные: наблюдение опыта, наблюдение самомассажа ушей Практические: проведение опыта, оздоровительная минутка «Самомассаж ушей» |
|||||||||
|
Уход за зубами |
|||||||||||||||
|
5 |
|
|
Почему болят зубы |
1 |
Стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы…» Стихотворение «Как поел, почистил зубки…» Это полезно запомнить Этикетки от продуктов Плакат «Чистка зубов»
|
Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, разучивание стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы…», стихотворение «Как поел, почистил зубки…» Практические: рисование, практикум «Чистка зубов», упражнения, оздоровительная минутка «Держи осанку», «Сотвори солнце в себе» |
|||||||||
|
6 |
|
|
Чтобы зубы были здоровыми |
1 |
|||||||||||
|
7 |
|
|
Как сохранить улыбку здоровой |
1 |
|||||||||||
|
Уход за руками и ногами |
|||||||||||||||
|
8 |
|
|
«Рабочие инструменты» человека |
1 |
Пословицы и поговорки о пользе рук и ног Правило «Уход за ногтями» |
Словесные: беседа по теме Наглядные: наблюдение Практические: упражнения, игра-соревнование, оздоровительная минутка |
|||||||||
|
Забота о коже |
|||||||||||||||
|
9 |
|
|
Зачем человеку кожа |
1 |
Правило «Уход за кожей» Схема «Значение кожи» Плакат «Строение кожи» |
Словесные: беседа по теме, рассказ Наглядные: наблюдение, плакат «Кожа» практические: проведение опыта, игра, упражнения, этюд, оздоровительная минутка |
|||||||||
|
10 |
|
|
Надежная защита организма |
1 |
|||||||||||
|
11 |
|
|
Если кожа повреждена |
1 |
|||||||||||
|
Как следует питаться |
|||||||||||||||
|
12 |
|
|
Питание - необходимое условие для жизни человека |
1 |
Стихотворение «Рано утром просыпайся…» Сказка Стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» Советы доктора Здоровая Пища Золотые правила питания |
Словесные: заучивание слов «Рано утром просыпайся…», беседа по теме, продолжение сказки Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», наблюдение Практические: упражнения, игра, опыт, оздоровительная минутка |
|||||||||
|
13 |
|
|
Здоровая пища для всей семьи |
1 |
|||||||||||
|
Как сделать сон полезным? |
|||||||||||||||
|
14 |
|
|
Сон - лучшее лекарство |
1 |
Стихотворение С. Михалкова «Не спать» Плакат «Режим дня школьника |
Словесные: беседа, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Не спать», плакат «Режим дня школьника» Практические: игра, оздоровительная минутка |
|||||||||
|
Настроение в школе |
|||||||||||||||
|
15 |
|
|
Как настроение? |
1 |
Анкета «В школе» Анкета «Моё отношение к учёбе |
Словесные: беседа по теме Наглядные: наблюдение Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка |
|||||||||
|
Настроение после школы |
|||||||||||||||
|
16 |
|
|
Я пришел из школы |
1 |
Анкета «Любишь - не любишь» Пословицы о людской красоте
|
Словесные: беседа по теме, анализ ситуации, Наглядные: демонстрация и наблюдение сценки Практические: выполнение заданий, игра, тест, рисование, анкетирование, оздоровительная минутка |
|||||||||
|
Поведение в школе |
|||||||||||||||
|
17 |
|
|
Я – ученик |
1 |
Правила ученика Стихотворение Б. Заходера «Перемена» Рассказ «Федя на перемене» Рассказ М. Куниной «В гардеробе» Рассказ «В столовой» |
Словесные: беседа, анализ ситуации Наглядные: стихотворение Б. Заходера «Перемена», рассказ «Федя на перемене», рассказ М. Куниной «В гардеробе» Практические: оздоровительная минутка, игра |
|||||||||
|
18 |
|
|
Я - ученик |
1 |
|||||||||||
|
Вредные привычки |
|||||||||||||||
|
19 |
|
|
Вредные привычки |
1 |
Это нужно запомнить (о вреде курения)
|
Словесные: беседа по теме, анализ ситуации, рассказ, заучивание слов Наглядные: демонстрация и наблюдение сценки Практические: решение задач, оздоровительная минутка, разыгрывание ситуации |
|||||||||
|
20 |
|
|
Вредные привычки |
1 |
|||||||||||
|
Мышцы, кости и суставы |
|||||||||||||||
|
21 |
|
|
Скелет - наша опора |
1 |
Плакаты «Скелет, мышцы человека» Правила для поддержания правильной осанки
|
Словесные: беседа по теме, анализ ситуации Наглядные: плакат «Скелет человека», Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка |
|||||||||
|
22 |
|
|
Осанка - стройная спина! |
1 |
|||||||||||
|
Как закаляться. Обтирание и обливание |
|||||||||||||||
|
23 |
|
|
Если хочешь быть здоров |
1 |
Правила закаливания
|
Словесные: беседа по теме, объяснение Наглядные: выставка рисунков Практические: рисунки по теме, выполнение заданий, оздоровительная минутка |
|||||||||
|
Как правильно вести себя на воде |
|||||||||||||||
|
24 |
|
|
Правила безопасности на воде |
1 |
Правила поведения на воде Плакаты «Правила поведения на воде |
Словесные: беседа по теме Наглядные: плакаты по теме Практические: выполнение заданий, оздоровительная минутка |
|||||||||
|
Чтобы душа была здорова |
|||||||||||||||
|
25 |
|
|
Делать добро спеши |
1 |
Карточки «Эмоции» |
Словесные: объяснение, беседа по теме Наглядные: карточки «Эмоции» Практические: тренинг, упражнения, этюды |
|||||||||
|
26 |
|
|
Доброму всё здорово |
1 |
|||||||||||
|
27 |
|
|
Чем сердиться, лучше помириться |
1 |
|||||||||||
|
28 |
|
|
Какой Я, какие другие |
1 |
|||||||||||
|
29 |
|
|
Какой Я, какие другие |
1 |
|||||||||||
|
Народные игры |
|||||||||||||||
|
30 |
|
|
Русская игра «Городки» |
1 |
Атрибуты к игре «Городки» |
Словесные: беседа по теме Наглядные: разучивание игры «Городки» Практические: игра «Городки» |
|||||||||
|
Подвижные игры |
|||||||||||||||
|
31 |
|
|
Подвижные игры в помещении |
1 |
Атрибуты к подвижным играм |
Словесные: беседа по теме Наглядные: разучивание подвижных игр Практические: подвижные гры |
|||||||||
Доктора природы (обобщающие) |
||||||||||||||||
|
32 |
|
|
Доктора природы |
1 |
Рисунки любимых детских персонажей Правила здоровья Атрибуты к подвижным играм Стихотворение «Ты должен знать своё тело...» |
Словесные: беседа по теме, анализ ситуаций, работа с пословицами, заучивание слов Наглядные: рисунки любимых детских персонажей Практические: дидактические игры, подвижные игры |
|||||||||
|
33 |
|
|
Обобщающий |
1 |
|||||||||||
Технического обеспечения образовательного процесса.
№ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необходимое количество |
Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* |
|||
1. |
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения). |
П |
|
2, |
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.). |
П |
|
3. |
Стандарт начального образования и документы по его реализации |
Д |
|
4. |
Методические пособия для учителя |
Д |
Рекомендации к организации учебного процесса по "Окружающему миру". |
Технические средства обучения |
|||
1. |
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету |
Ф |
|
2. |
Телевизор |
Д |
|
Экранно-звуковые пособия |
|||
1. |
Видеофильмы по предмету |
Д |
|
2. |
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения |
Д |
Могут, например, быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др. |
Игры и игрушки |
|||
1. |
Футбол |
П |
|
2. |
Шахматы (с доской) |
П |
|
3. |
Шашки (с доской) |
П |
|
4. |
Контейнер с комплектом игрового инвентаря |
П |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
· Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
· К – полный комплект (на каждого ученика класса);
· Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
· П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
Планируемые результаты изучения учебного курса «Школа здоровья»
Уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Основные результаты спортивно-оздоровительного направления учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика
Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.