Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Киваевская средняя общеобразовательная школа Клинцовского района Брянской области
Проверено Зам.директора по ВР _______ И.А. Прудникова Протокол №__ от ___________ |
Утверждаю Директор школы _______ Н.В. Ахремцева Пр. №___ от _______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по кружковой работе
«Школа добрых дел»
Социальное направление
Возраст учащихся (7-11 лет)
Срок реализации – 1 год
Составитель учитель начальных классов
Ковалева Маргарита Михайловна
Киваи, 2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом принципов и методических установок, содержащихся в пособии для учителя "Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор"/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М: Просвещение, 2010г.
Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума.
Новизна программы в следующих особенностях:
во-первых, дети получают системное представление о главных ценностях жизни и научатся выбирать жизненно-важное;
- во-вторых, в программе продумана преемственность социального развития.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
1. Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
2. Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
3. Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Возрастная группа обучающихся от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Режим работы кружка: Понедельник 1215 - 1255
В рамках программы «Школа добрых дел» могут использоваться следующие формы организации внеурочной деятельности:
- беседы;
- встречи с людьми различных профессий;
- просмотр и обсуждение видеоматериала;
- экскурсии, поездки;
- конкурсы;
- выставки детских работ;
- коллективные творческие дела;
- праздники;
- викторины;
- творческие проекты, презентации;
- мастерские подарков;
- аукционы добрых дел;
- трудовые десанты;
- общественно полезные практики;
- социально-значимые акции,
- социальные проекты и т.п.
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения курса является:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
· приобретение школьником социальных знаний,
· понимание социальной реальности и повседневной жизни;
· приобретение навыков групповой работы;
· получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
· поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
· способность регулировать собственную деятельность;
· освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
· приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
· совершенствование в умениях слышать себя и других;
· приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Способы проверки знаний:
-самоанализ достижений: чему новому научились;
-Проекты на выявление теоретических знаний по программе;
-ведение журнала успехов каждого учащегося – ведѐт педагог;
-контрольные занятия.
Характер итоговых мероприятий: Защита проектов, выставка работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел |
Кол-во часов |
Тема занятия |
«Добрые дела для классной комнаты» 6 ч. |
1 |
Акция «Чистый класс» |
1 |
Мой вклад в работу класса |
|
1 |
Что значит быть бережливым? |
|
1 |
Рейд «Береги учебник!» |
|
1 |
Проект «Учительница первая моя» |
|
1 |
Операция «Чистый двор – чистая улица» |
|
«Наши руки не знают скуки» 12 ч. |
1 |
Проект «Мои домашние животные» |
1 |
Испокон века книга растит человека |
|
1 |
Акция «Тихая перемена» |
|
1 |
Операция «Чистокласс» |
|
1 |
Проект «Милым мамочкам» |
|
1 |
Наши руки не знают скуки |
|
1 |
Проект «День любимых бабушек и дедушек» |
|
1 |
Проект «Снежные фигуры» |
|
1 |
Мастерская Деда Мороза |
|
1 |
Мастерская Деда Мороза |
|
1 |
Акция «Покормите птиц зимой» |
|
1 |
Проект «Наши руки не знают скуки» |
|
«Твори добро» 12 ч. |
1 |
Проект «Наши руки не знают скуки» |
1 |
Уход за комнатными растениями класса и школы |
|
1 |
Подарок учителям |
|
1 |
Подарок для папы |
|
1 |
Акция «Берегите воду!» |
|
1 |
Как трудится моя семья |
|
1 |
Подарок для мамы |
|
1 |
Акция «Домик для птиц» |
|
1 |
Акция «Домик для птиц» |
|
1 |
Рейд «Как живешь, учебник?» |
|
1 |
Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь! |
|
1 |
Трудовой десант |
|
«Добро украшает человека» 4 ч. |
1 |
Акция «Милосердие» |
1 |
Открытка ветерану |
|
1 |
Проект «Ура! Каникулы!» |
|
1 |
Копилка добрых дел |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Раздел программы |
Кол-во часов |
1 |
Добрые дела для классной комнаты |
6 ч. |
2 |
Наши руки не знают скуки |
12 ч. |
3 |
Твори добро |
12 ч. |
4 |
Добро украшает человека |
4 ч. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Описание содержания занятий |
|
По плану |
По факту |
||||
Добрые дела для классной комнаты 6ч. |
|||||
1 |
Акция «Чистый класс» |
1 |
|
|
Уборка и оформление классной комнаты |
2 |
Мой вклад в работу класса |
1 |
|
|
Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей цветоводов, библиотекарей. |
3 |
Что значит быть бережливым? |
1 |
|
|
Беседа о бережном отношении к школьному имуществу. Создание листовок. |
4 |
Рейд «Береги учебник!» |
1 |
|
|
Ремонт книг в библиотеке. |
5 |
Проект «Учительница первая моя» |
1 |
|
|
Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концертных номеров. |
6 |
Операция «Чистый двор – чистая улица» |
1 |
|
|
Уборка школьного двора. |
Наши руки не знают скуки 12ч. |
|||||
7 |
Проект «Мои домашние животные» |
1 |
|
|
Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё». Составление сочинений на тему «Мои домашние любимцы» Презентация проектов |
8 |
Испокон века книга растит человека |
1 |
|
|
Экскурсия в сельскую библиотеку. Знакомство с книгами. |
9 |
Акция «Тихая перемена» |
1 |
|
|
Подготовка и организация игр для учащихся начальных классов на переменах. |
10 |
Операция «Чистокласс» |
1 |
|
|
Генеральная уборка класса. |
11 |
Проект «Милым мамочкам» |
1 |
|
|
Изготовление поздравительных открыток и поздравлений ко дню Матери. |
12 |
Наши руки не знают скуки |
1 |
|
|
Оформление классной комнаты. Изготовление поделок. |
13 |
Проект «День любимых бабушек и дедушек» |
1 |
|
|
Беседа о пожилых людях. Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек. |
14 |
Проект «Снежные фигуры» |
1 |
|
|
Изготовление фигур из снега. |
15 |
Мастерская Деда Мороза |
1 |
|
|
Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. |
16 |
Мастерская Деда Мороза |
1 |
|
|
|
17 |
Акция «Покормите птиц зимой» |
1 |
|
|
Беседа о зимующих птицах.Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период |
18 |
Проект «Наши руки не знают скуки» |
1 |
|
|
Изготовление поделок для классной комнаты |
Твори добро 12 ч. |
|||||
19 |
Проект «Наши руки не знают скуки» |
1 |
|
|
Изготовление наглядного пособия для учителей |
20 |
Уход за комнатными растениями класса и школы |
1 |
|
|
Знакомство с видами комнатных растений. Полив и опрыскивание растений. |
21 |
Подарок учителям |
1 |
|
|
Изготовление оригами. |
22 |
Подарок для папы |
1 |
|
|
Подготовка к мероприятию 23 февраля. Изготовление поздравительных открыток. |
23 |
Акция «Берегите воду!» |
1 |
|
|
Беседа о бережном отношении к воде. Создание листовок. Просветительская работа среди учащихся школы. |
24 |
Как трудится моя семья |
1 |
|
|
Беседа о профессиях. Создание альбома "Профессии моих родителей» |
25 |
Подарок для мамы |
1 |
|
|
Изготовление поздравительной газеты, открыток ко Дню 8 марта. |
26 |
Акция «Домик для птиц» |
1 |
|
|
Изготовление и развешивание скворечников. Наблюдение за птицами. |
27 |
Акция «Домик для птиц» |
1 |
|
|
|
28 |
Рейд «Как живёшь, учебник?» |
1 |
|
|
Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей. Презентация памяток среди участников. |
29 |
Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» |
1 |
|
|
Экскурсия в школьный парк. Агитационная работа по охране природы. |
30 |
Трудовой десант |
1 |
|
|
Уборка школьной территории |
Добро украшает человека 4ч. |
|||||
31 |
Акция «Милосердие» |
1 |
|
|
Изготовление информационного стенда о событиях ВОВ, открыток ветеранам. |
32 |
Открытка ветерану |
1 |
|
|
Беседа о людях, прошедших ВОВ. Подготовка концерта ко дню Победы.
|
33 |
Проект «Ура! Каникулы!» |
1 |
|
|
Составление проекта, защита, анализ. |
34 |
Копилка добрых дел |
1 |
|
|
Самоанализ деятельности данного направления. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Компьютер
Сканер
Принтер
Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по предмету.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2002
3. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 2010
4.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2007
6.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нач.образование. – 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.