Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Пять ключей здоровья"
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Пять ключей здоровья"

Оценка 4.7
doc
20.07.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Пять ключей здоровья"
Пять ключе здоровья.doc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению — это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные — значит понимающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла свое начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Цели программы:

–   Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

–   Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

1.           Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

2.           Профилактика вредных привычек.

3.           Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

4.           Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

5.           Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

6.           Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

–     организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

–     организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

–     организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

–     активное использование спортивных площадок населенного пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка)  в рамках работы программы

–     проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

–     санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

–     организация питания учащихся;

–     проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

–     организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

–     организация и проведение профилактической работы с родителями;

–     организация встреч родителей с медицинскими работниками;

–     организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости.

Предполагаемые результаты реализации программы.

К концу курса обучения учащиеся научатся:

1 уровень:

– жизненным навыкам гигиены;

– выявлять симптомы простудных заболеваний;

2 уровень:

– стремлению преодолевать жизненные трудности;

– профилактике вредных привычек;

– понимать, что состоянием своего здоровья и благополучия человек способен управлять сам;

– профилактике болезней;

– организовывать свое поведение, мысли, чувства в благоприятном для себя и окружающих направлениях,

– верить в себя, в успешность своей деятельности.

3 уровень:

– оказывать первую помощь при незначительных травмах;

– осознавать цели и исходы поведения человека;

– здоровому жизненному стилю;

– справляться со стрессом без использования отклоняющих форм поведения и в дальнейшем без употребления психоактивных веществ;

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

«Пять ключей здоровья» — это часть разработанной Центром «ОПОРА» комплексной профилактической программы, другими компонентами которой являются подготовка специалистов по профилактике для социальных и семейных центров, школ и досуговых учреждений; программа для родителей и семейное консультирование, а также подготовка координаторов для межведомственного взаимодействия в сфере профилактики употребления психоактивных веществ.

Цель занятий: увеличить потенциальную способность детей жить без зависимостей, быть ответственным человеком и быть здоровым физически, психологически, социально и духовно.

Направленность занятий:

-          увеличение факторов жизнестойкости в жизни обучающихся;

-          рефлексия — способность задавать себе вопросы и давать честные ответы;

-          адекватная самооценка;

-          умение устанавливать  и соблюдать границы;

-          умение общаться с окружающими;

-          установление здоровых просоциальных связей (коммуникативные способности);

-          способность решать проблемы;

-          способность осознавать, программировать и контролировать собственное поведение;

-          гибкость в решении конфликтных ситуаций;

-          способность выражать и решать внутренние конфликты;

-          увеличение знаний о влиянии алкоголя, табака, лекарств и нелегальных психоактивных средств на личность, семью и общество;

-          увеличение знаний о влиянии алкоголя, табака, легальных (т. е. лекарственных) и нелегальных психоактивных средств на физическую, эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферы;

-          увеличение знаний о здоровых жизненных навыках и практическое их применение;

-          уменьшение факторов риска, ведущих к нездоровому образу жизни;

-          снижение употребления алкоголя, табака, легальных (т. е. лекарственных) и нелегальных психоактивных средств.

Каждое занятие учитывает психофизиологические особенности младшего школьного возраста: преобладание наглядно-образного мышления, в связи с чем правила поведения, упражнения и домашнее задание сопровождаются большим количеством рисунков, плакатов, наглядных пособий. Особенности конкретно-ситуативного восприятия материала учитываются при подборе сказок и рассказов, иллюстрирующих тему. В связи со сложностями организации внимания (из-за дефицита времени, трудности с переключением и концентрацией внимания) и повышенной утомляемостью, темы поделены на две–четыре части.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Занятия проводятся по 40 минут 1 раз в неделю. Всего 34 недели. По желанию занятия можно разделить на четыре пятнадцати минутных, проводя четыре раза в неделю.

В соответствии с основной концепцией программы (био-психо-социо-духовное единство здорового образа жизни), каждая тема преподается по четырем уровням:

-          физический уровень;

-          психологический уровень;

-          социальный уровень;

-          духовный уровень.

СТРУКТУРА ОТДЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

1.                      Принятие или повторение правил: обсуждение с детьми правил поведения на занятиях.

2.                      Повторение основных положений прошлого урока: повторение и закрепление пройденного материала (по теме предыдущего урока).

3.                      Проверка домашнего задания.

4.                      Введение в тему.

5.                      Объяснение актуальности темы, введение основных терминов-понятий. Обоснование преемственности темы.

6.                      Работа по теме: раскрытие темы на четырех уровнях: физическом, психологическом, социальном и духовном.

7.                      Заключение: рефлексия полученного опыта.

8.                      Домашнее задание: практическое применение усвоенных навыков.

Методы работы:

-        лекции (интерактивная форма);

-        беседа;

-        групповая дискуссия;

-        поведенческие тренинги  и упражнения тренингового характера;

-        мозговой штурм и арт-терапия;

-        ролевая игра;

-        работа в малых (рабочих) группах;

-        позитивная взаимозависимость (общая цель и результат, общие ресурсы, предписываемые роли);

-        взаимодействие лицом к лицу;

-        право на собственное мнение;

-        навыки межличностного взаимодействия и работы в группе (лидерство, принятие решений, взаимное доверие, общение, преодоление конфликтов);

-        сплочение группы;

-        рефлексия опыта, полученного на занятиях.

Создание и подкрепление мотивации для работы на занятиях обеспечивается:

-          соответствием интересам данного возраста;

-          демократическим стилем обучения;

-          интерактивной формой обучения (разные методы подачи информации, непосредственное включение в деятельность, смена форм деятельности, поддержание познавательного интереса).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.                      Повышение жизнестойкости у детей.

2.                      Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и отклоняющегося поведения у детей.

3.                      Овладение детьми здоровыми жизненными навыками.

Методическое обеспечение

1.        Воспитательная работа в начальной школе / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина, Воронеж: Учитель,. 2013.

2.        Волина, В. Как себя вести. — С-Пб: Дидактика плюс, 2010.

3.        Логинова, Л. 365 уроков безопасности. — М: Айрис Пресс, 2011.

4.        ФГОС  Примерные программы начального образования. — М.: Просвещение, 2012.

5.        ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. — М.: Просвещение, 2012.

6.        Сценарии праздников для детей и взрослых: подвижные игры. — М.: Мир Книги, 2013.

7.        Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения. — М.: Первое сентября, 2012.

 

 


 

№ п/п

Тема урока

Учебные действия

Дата

1 четверть

План

Факт.

1.                   

Здоровый образ жизни

Физическое здоровье: чистоплотность, полноценный отдых, физические упражнения

Принять правила общения на занятиях.

Узнать, что физически здоровый образ жизни – это забота о своем теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения, свобода от употребления химических веществ)

 

 

2.                   

Физическое здоровье: здоровая пища, безопасность

Принять правила общения на занятиях.

Узнать, что физически здоровый образ жизни – это забота о своем теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения, свобода от употребления химических веществ).

 

 

3.                   

Психологическое здоровье

Сформировать представление о психологическом здоровье

 

 

4.                   

Социальное здоровье

Запомнить, что социально-здоровый образ жизни — это желание общаться с другими людьми и умение поддерживать хорошие отношения

 

 

5.                   

Духовное здоровье

Развить чувство уникальности.

Усвоить, что духовное здоровье зависит от тех решений, которые мы принимаем.

 

 

6.                   

Общение

Физически здоровый способ общения

Сформировать представление о физическом способе общения, от которого зависит характер взаимоотношений

 

 

7.                   

Психологически здоровый способ общения

Запомнить, что психологически здоровый способ общения включает в себя умение ответственно выбирать слова, используемые для общения с другими

 

 

8.                   

Социально здоровый способ общения

Усвоить, что социально здоровый способ общения включает в себя умение быть хорошим слушателем.

 

 

9.                   

Духовно здоровый способ общения

Запомнить, что духовное общение строится на умении слушать голос собственной совести.

Усвоить, что верные решения способствуют построению здоровых отношений между людьми.

 

 

2 четверть

10.               

Чувства

Правильно понимать сигналы своего тела о собственных чувствах

Запомнить, что на физическом уровне тело может испытывать комфорт или дискомфорт от разных чувств

 

 

11.               

Уметь понимать свои чувства и относиться к ним с уважением

Понимать свои чувства и относиться к ним с уважением

 

 

12.               

Нести ответственность за то, чтобы другие могли знать о моих чувствах

Запомнить, что для того, чтобы нормально общаться, люди должны говорить о своих чувствах

 

 

13.               

Защита чувств

Психологическая защита от чувств

Увидеть свою защиту от чувств и определять, в каких случаях она бывает полезной, а в каких нет (психологический уровень защиты от чувств)

 

 

14.               

Использование защиты от чувств в общении

Использовать защиту без ущерба для себя и окружающих (социальный уровень защиты от чувств).

 

 

15.               

Управление гневом

Физические способы контроля над гневом

Знать физические способы контроля над гневом.

 

 

16.               

Психологически безопасные способы выражения гнева

Выражать свой гнев психологически безопасным и здоровым образом.

 

 

17.               

Учимся управлять гневом

Знать разные способы управления гневом и уметь ими пользоваться.

 

 

3 четверть

18.               

Информация об алкоголе, табаке и других наркотиках

Влияние употребления алкоголя, табака и других наркотиков на физическое здоровье

Сформировать представление о том, что алкоголь, табак и наркотики разрушают здоровье

 

 

19.               

Влияние употребление алкоголя, табака и других наркотиков на психологическое здоровье

Знать, что употребление алкоголь, табак и наркотики искажают мысли и чувства человека

 

 

20.               

Влияние употребление алкоголя, табака и других наркотиков на взаимоотношения с другими людьми

Знать, что употребление алкоголя, табака и наркотиков мешает нормальному общению с семьей, друзьями и другими людьми.

 

 

21.               

Химическая зависимость как болезнь

Люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, физически страдают заболеванием химическая зависимость

Понимать, что физически эта болезнь выражается в заболевании тела.

 

 

22.               

Люди, злоупотребляющие алкоголем и  наркотиками, психологически  страдают заболеванием химическая зависимость

Понимать, что заболевание химической зависимостью является психологической причиной изменений мыслей, чувств и действий людей.

 

 

23.               

Влияние химической зависимости на семью

Химическая зависимость передается по наследству

Понимать, что физически, если кто-нибудь из родителей является химически зависимым, сами дети имеют высокую степень риска стать химически зависимыми людьми

 

 

24.               

Психологически я не несу ответственность за зависимость своих близких

Понимать, что психологически, если кто-то из членов семьи является химически зависимым, они (дети) не виноваты в этом; они должны помнить, что не являются причиной этого, они не могут это контролировать, но могут заботиться о себе самих.

 

 

25.               

Здоровый выбор

Если кто-то в мой семье является химически зависимым, изменяется моя семья целиком

Понимать, что когда они делают нездоровый выбор, то в результате они, как правило, причиняют вред себе и людям вокруг них

 

 

26.               

Здоровый выбор сохраняет физическое здоровье

Понимать, что размышление над проблемами помогает решать их здоровым образом.

 

 

4 четверть

27.               

Личные границы

Мои личные физические границы помогут мне чувствовать себя безопасно

Понимать, что физически их тела принадлежат им, и они сами могут устанавливать свои собственные физические границы, если  не чувствуют себя в безопасности

 

 

28.               

Психологически здоровый образ жизни —  контролировать прикосновения ко мне других

Определять разницу между приемлемыми и неприемлемыми прикосновениями и тому, что они имеют право контролировать прикосновения к себе.

 

 

29.               

Социально здоровый образ жизни —  говорить НЕТ недопустимым для меня прикосновениям и просить о помощи

Говорить «Нет», когда к ним прикасаются недопустимым образом

 

 

30.               

Дружба

Психологически здоровый образ жизни —  выбирать надежных и заслуживающих доверия друзей

Иметь друзей, которые помогут им вести здоровый образ жизни

 

 

31.               

Социально здоровый образ жизни — быть надежным и заслуживающим доверие другом

Иметь друзей, которые помогут им вести здоровый образ жизни. Стать надежным и заслуживающим доверия другом

 

 

32.               

Собственная уникальность

Психологически, здоровый образ жизни — испытывать добрые и хорошие чувства по отношению к себе

Понимать, что физически,  каждый имеет особенные качества и таланты: нигде в целом мире нет ни одного человека, точно такого же, как он. Понимать, что психологически очень важно уважать и любить себя.

 

 

33.               

Социально здоровый образ жизни — признавать и подтверждать уникальность других

Понимать, что людям необходимо ободрение и признание их уникальности.

 

 

34.               

Обобщающий урок-игра

Уметь делиться с другими позитивными знаниями о здоровом образе жизни.

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению — это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению — это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства

Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта

Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Занятия проводятся по 40 минут 1 раз в неделю

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Занятия проводятся по 40 минут 1 раз в неделю

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1.

Тема урока Учебные действия

Тема урока Учебные действия

Понимать свои чувства и относиться к ним с уважением 1

Понимать свои чувства и относиться к ним с уважением 1

Химическая зависимость как болезнь

Химическая зависимость как болезнь

Понимать, что физически их тела принадлежат им, и они сами могут устанавливать свои собственные физические границы, если не чувствуют себя в безопасности

Понимать, что физически их тела принадлежат им, и они сами могут устанавливать свои собственные физические границы, если не чувствуют себя в безопасности

Понимать, что людям необходимо ободрение и признание их уникальности

Понимать, что людям необходимо ободрение и признание их уникальности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2020