Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

  • doc
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Умники и умницы.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 7

 

                                                                                                     

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО учителей начальных классов

_______________________________

                  (Ф.И.О., подпись)

 

Протокол № ________________________

«____» _____________ 20____г.

СОГЛАСОВАНО

Эксперт

_______________________________

                         (Ф.И.О., подпись)

 

«____» _____________ 20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 7

  ______________

Приказ № ____________________

от «____» _____________ 20____г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Наименование «Умники и умницы»

Класс 2 «В»

Уровень общего образования

Ф.И.О. учителя

Учебный год реализации программы______________2018-2019 учебный год_____________________________

Количество часов по плану: всего за год 34; в неделю 1час

Планирование составлено на основе:  Программы «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.

Учебник____________________________________________________________________________________

Рабочую программу составила      


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» (2 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011; Программы «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2011

У второклассников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.

          Программа имеет общеинтеллектуальную  направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Основные принципы содержания программы:

  принцип единства сознания и деятельности;

  принцип наглядности;

  принцип личностной ориентации;

  принцип системности и целостности;

  принцип экологического гуманизма;

  принцип краеведческий;

  принцип практической направленности.

           В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

           В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.

       Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта  деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

 

        Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

Цель данной программы: формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

        Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

·                                 структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

·                                 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;

·                                 воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

 

 Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

 Обучающие:

·               развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·               пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·               развитие мотивации к изучению русского языка;

·               развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·               совершенствование общего языкового развития учащихся;

·               развитие представлений о различных техниках чтения.

Воспитывающие:

·   воспитание культуры обращения;

·    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

·   Воспитание патриотизма, любви к Родине, Отечеству;

·   Знание и соблюдение традиций своей семьи.

Развивающие:

·   развивать  смекалку и сообразительность;

·   приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·   развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·   учить организации личной и коллективной деятельности в работе;

·   развитие интереса к родному языку.

          Данная программа предназначена для обучающихся 2-х классов и рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

  Основной формой работы по программе является занятие.

В процессе занятий у обучающихся развивается ряд важных интеллектуальных качеств: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление  

          В результате освоения программы

Обучающиеся должны знать:

Как составлять рассказы на заданную тему;

Оформлять записи в тетрадях для творческих работ;

Работать в коллективе, задавать вопросы, давать объяснения словам и понятиям;

Научатся составлять словосочетания и смысловые пары.

Выделять опорные слова и моделировать их; 

Обучающиеся должны уметь:

·    Составлять текст по вопросам учителя.                                                        

·    Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

 · Составлять ребусы и находить слово в другом слове;

Учебный план на 2018-2019 гг.

 

Тема

Количество часов

 

 

 

1.

Вводное занятие

1

2.

Лексикология.

О самых дорогих словах.

6

3.

Лексикология

Сколько слов вы знаете?

5

4.

Лексикология.

Чудесные превращения слов.

3

5.

Фонетика и орфоэпия.

Звуки в слове.

7

6.

Морфология.

Тематические группы слов.

6

7.

Морфология

Трудные слова.

6

 

                                                 Итого:

34 ч.

 

 

 

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)

Особенности проведения занятий. В чём богатство и красота русского языка.

Тема 2. О самых дорогих словах. (6 ч.)

Какие бывают слова? Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вежливые слова. Родные, дорогие слова. Самое важное, самое дорогое слово – Родина. Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?».

Тема 3. Сколько слов вы знаете? (5 ч.)

Разнообразие и обилие слов русского языка. Значение слов. Знакомство со словарём. Алфавит. Зачем надо знать много слов.

Тема 4. Чудесные превращения слов. (3 ч.)

«Метаморфозы», происходящие со словами, если а) в них заменять буквы; б) добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки.

Тема 5. Звуки в слове. (7ч.)

Гласные звуки. Согласные звуки. Мягкие и твёрдые звуки. Звонкие и глухие согласные. Изменение согласных звуков. Скороговорки. Праздник «В гостях у фонетики».

Тема 6. Тематические группы слов. (6ч.)

Слова – названия. Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п. Закрытые группы слов и незакрытые. Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие значение цвета. Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т. д. КВН «Знатоки русского языка».

Тема 7. Трудные слова. (6 ч.)

Знакомство с «Орфографическим словарём». Алфавит. Работа со словарными словами. Происхождение некоторых слов. Приём ассоциации. Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов».

 

Календарно – тематическое планирование.

№ п\п

                 Тема занятия

Количество

часов

Дата

Дата коррекции

 

 

 

Вводное занятие

1.

 

Вводное занятие

В чём богатство и красота русского языка.

 

1

05.09

   

 

О самых дорогих словах.

2.

 

О самых дорогих словах

Какие бывают слова?

 

1

12.09

 

 

3

Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие.

1

19.09

 

4

Вежливые слова.

1

26.09

 

5

Родные, дорогие слова

1

03.10

 

6

Самое важное, самое дорогое слово – Родина.

1

10.10

 

7

Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?».

1

17.10

 

Сколько слов вы знаете?

8

Сколько слов вы знаете?

Разнообразие и обилие слов русского языка.

 

1

24.10

    

 

9

Значение слов.

1

31.10

 

10

Знакомство со словарём.

1

14.11

 

11

Алфавит

1

21.11

 

12

Зачем надо знать много слов

1

28.11

 

Чудесные превращения слов.

13

Чудесные превращения слов

«Метаморфозы», происходящие со словами, если  в них заменять буквы;

 

1

05.12

 

 

14

«Метаморфозы», происходящие со словами, если  добавлять к слову букву или отнимать её от слова

1

12.12

 

15

Словесные шутки.

1

19.12

 

Звуки в слове.

16

Звуки в слове

Гласные звуки.

1

26.12

 

17

Согласные звуки

1

16.01

 

18

Мягкие и твёрдые звуки.

1

23.01

 

19

Звонкие и глухие согласные.

1

30.01

 

20

Изменение согласных звуков

1

06.02

 

21

Скороговорки.

1

13.02

 

22

Праздник «В гостях у фонетики».

1

20.02

 

Тематические группы слов.

23

Тематические группы слов

Слова – названия.

 

1

27.02

 

 

24

Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п.

1

06.03

 

25

Закрытые группы слов и незакрытые.

1

13.03

 

26

Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие значение цвета.

1

20.03

 

27

Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т. д.

1

03.04

 

28

КВН «Знатоки русского языка».

1

10.04

 

Трудные слова.

29

Трудные слова

Знакомство с «Орфографическим словарём».

1

17.04

 

30

Алфавит.

1

24.04

 

31

Работа со словарными словами.

1

02.05

23.05

32

Происхождение некоторых слов.

1

09.05

24.05

33

Приём ассоциации.

1

16.05

 

34

Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов».

 

1

23.05

 

 

                                            Итого

34ч.

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты.

Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют достижению личностных и метапредметных результатов.

Личностные УУД:

- интерес к познанию русского языка;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметными  результатами изучения программы «Умники и умницы» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-       Определять цель деятельности на занятии  с помощью учителя и самостоятельно.

-       Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии.

-       Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

-       Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

-       Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

-       Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

-       Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

-       Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-       Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

-       Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-       Слушать и понимать речь других.

-       Вступать в беседу на уроке и в жизни.

-       Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения программы  «Умники и умницы» во 2-м классе являются формирование следующих знаний и  умений

 - владение первоначальными представлениями о нормах русского  языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

 - сформировать опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты и т. д .), опыт подготовки и участие в конкурсных мероприятиях по темам занятий кружка.

Учебно- методическое сопровождение.

Для эффективного освоения данной программы необходимы:

 

Вид

 

Наименование объектов и средств

материально –технического обеспечения

Книгопечатная продукция

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011

- Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.

 - Программа «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.

 

Печатные пособия

 

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

Интерактивные программы  и  издания  на  электронных  носителях (CDDVD)

 

Технические средства

1.   Классная доска

2.   Магнитная доска.

3.   Персональный компьютер с принтером.

4.   Мультимедийный проектор

 

Список использованной литературы.

1.     Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998

2.     Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999

3.     М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004

4.     Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001

5.     В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996

6.     Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982

7.      «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993

8.     «Старинные вятские загадки» Киров, 1990

      9.      Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство     «Просвещение», 2008.