Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

Оценка 4.7
doc
05.05.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Умники и умницы" 2 класс
Умники и умницы.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 7

 

                                                                                                     

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО учителей начальных классов

_______________________________

                  (Ф.И.О., подпись)

 

Протокол № ________________________

«____» _____________ 20____г.

СОГЛАСОВАНО

Эксперт

_______________________________

                         (Ф.И.О., подпись)

 

«____» _____________ 20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 7

  ______________

Приказ № ____________________

от «____» _____________ 20____г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Наименование «Умники и умницы»

Класс 2 «В»

Уровень общего образования

Ф.И.О. учителя

Учебный год реализации программы______________2018-2019 учебный год_____________________________

Количество часов по плану: всего за год 34; в неделю 1час

Планирование составлено на основе:  Программы «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.

Учебник____________________________________________________________________________________

Рабочую программу составила      


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» (2 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011; Программы «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2011

У второклассников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.

          Программа имеет общеинтеллектуальную  направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Основные принципы содержания программы:

  принцип единства сознания и деятельности;

  принцип наглядности;

  принцип личностной ориентации;

  принцип системности и целостности;

  принцип экологического гуманизма;

  принцип краеведческий;

  принцип практической направленности.

           В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

           В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.

       Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта  деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

 

        Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

Цель данной программы: формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

        Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

·                                 структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

·                                 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;

·                                 воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

 

 Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

 Обучающие:

·               развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·               пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·               развитие мотивации к изучению русского языка;

·               развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·               совершенствование общего языкового развития учащихся;

·               развитие представлений о различных техниках чтения.

Воспитывающие:

·   воспитание культуры обращения;

·    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

·   Воспитание патриотизма, любви к Родине, Отечеству;

·   Знание и соблюдение традиций своей семьи.

Развивающие:

·   развивать  смекалку и сообразительность;

·   приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·   развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·   учить организации личной и коллективной деятельности в работе;

·   развитие интереса к родному языку.

          Данная программа предназначена для обучающихся 2-х классов и рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

  Основной формой работы по программе является занятие.

В процессе занятий у обучающихся развивается ряд важных интеллектуальных качеств: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление  

          В результате освоения программы

Обучающиеся должны знать:

Как составлять рассказы на заданную тему;

Оформлять записи в тетрадях для творческих работ;

Работать в коллективе, задавать вопросы, давать объяснения словам и понятиям;

Научатся составлять словосочетания и смысловые пары.

Выделять опорные слова и моделировать их; 

Обучающиеся должны уметь:

·    Составлять текст по вопросам учителя.                                                        

·    Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

 · Составлять ребусы и находить слово в другом слове;

Учебный план на 2018-2019 гг.

 

Тема

Количество часов

 

 

 

1.

Вводное занятие

1

2.

Лексикология.

О самых дорогих словах.

6

3.

Лексикология

Сколько слов вы знаете?

5

4.

Лексикология.

Чудесные превращения слов.

3

5.

Фонетика и орфоэпия.

Звуки в слове.

7

6.

Морфология.

Тематические группы слов.

6

7.

Морфология

Трудные слова.

6

 

                                                 Итого:

34 ч.

 

 

 

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)

Особенности проведения занятий. В чём богатство и красота русского языка.

Тема 2. О самых дорогих словах. (6 ч.)

Какие бывают слова? Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вежливые слова. Родные, дорогие слова. Самое важное, самое дорогое слово – Родина. Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?».

Тема 3. Сколько слов вы знаете? (5 ч.)

Разнообразие и обилие слов русского языка. Значение слов. Знакомство со словарём. Алфавит. Зачем надо знать много слов.

Тема 4. Чудесные превращения слов. (3 ч.)

«Метаморфозы», происходящие со словами, если а) в них заменять буквы; б) добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки.

Тема 5. Звуки в слове. (7ч.)

Гласные звуки. Согласные звуки. Мягкие и твёрдые звуки. Звонкие и глухие согласные. Изменение согласных звуков. Скороговорки. Праздник «В гостях у фонетики».

Тема 6. Тематические группы слов. (6ч.)

Слова – названия. Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п. Закрытые группы слов и незакрытые. Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие значение цвета. Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т. д. КВН «Знатоки русского языка».

Тема 7. Трудные слова. (6 ч.)

Знакомство с «Орфографическим словарём». Алфавит. Работа со словарными словами. Происхождение некоторых слов. Приём ассоциации. Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов».

 

Календарно – тематическое планирование.

№ п\п

                 Тема занятия

Количество

часов

Дата

Дата коррекции

 

 

 

Вводное занятие

1.

 

Вводное занятие

В чём богатство и красота русского языка.

 

1

05.09

   

 

О самых дорогих словах.

2.

 

О самых дорогих словах

Какие бывают слова?

 

1

12.09

 

 

3

Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие.

1

19.09

 

4

Вежливые слова.

1

26.09

 

5

Родные, дорогие слова

1

03.10

 

6

Самое важное, самое дорогое слово – Родина.

1

10.10

 

7

Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?».

1

17.10

 

Сколько слов вы знаете?

8

Сколько слов вы знаете?

Разнообразие и обилие слов русского языка.

 

1

24.10

    

 

9

Значение слов.

1

31.10

 

10

Знакомство со словарём.

1

14.11

 

11

Алфавит

1

21.11

 

12

Зачем надо знать много слов

1

28.11

 

Чудесные превращения слов.

13

Чудесные превращения слов

«Метаморфозы», происходящие со словами, если  в них заменять буквы;

 

1

05.12

 

 

14

«Метаморфозы», происходящие со словами, если  добавлять к слову букву или отнимать её от слова

1

12.12

 

15

Словесные шутки.

1

19.12

 

Звуки в слове.

16

Звуки в слове

Гласные звуки.

1

26.12

 

17

Согласные звуки

1

16.01

 

18

Мягкие и твёрдые звуки.

1

23.01

 

19

Звонкие и глухие согласные.

1

30.01

 

20

Изменение согласных звуков

1

06.02

 

21

Скороговорки.

1

13.02

 

22

Праздник «В гостях у фонетики».

1

20.02

 

Тематические группы слов.

23

Тематические группы слов

Слова – названия.

 

1

27.02

 

 

24

Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п.

1

06.03

 

25

Закрытые группы слов и незакрытые.

1

13.03

 

26

Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие значение цвета.

1

20.03

 

27

Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т. д.

1

03.04

 

28

КВН «Знатоки русского языка».

1

10.04

 

Трудные слова.

29

Трудные слова

Знакомство с «Орфографическим словарём».

1

17.04

 

30

Алфавит.

1

24.04

 

31

Работа со словарными словами.

1

02.05

23.05

32

Происхождение некоторых слов.

1

09.05

24.05

33

Приём ассоциации.

1

16.05

 

34

Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов».

 

1

23.05

 

 

                                            Итого

34ч.

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты.

Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют достижению личностных и метапредметных результатов.

Личностные УУД:

- интерес к познанию русского языка;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметными  результатами изучения программы «Умники и умницы» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-       Определять цель деятельности на занятии  с помощью учителя и самостоятельно.

-       Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии.

-       Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

-       Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

-       Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

-       Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

-       Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

-       Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-       Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

-       Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-       Слушать и понимать речь других.

-       Вступать в беседу на уроке и в жизни.

-       Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения программы  «Умники и умницы» во 2-м классе являются формирование следующих знаний и  умений

 - владение первоначальными представлениями о нормах русского  языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

 - сформировать опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты и т. д .), опыт подготовки и участие в конкурсных мероприятиях по темам занятий кружка.

Учебно- методическое сопровождение.

Для эффективного освоения данной программы необходимы:

 

Вид

 

Наименование объектов и средств

материально –технического обеспечения

Книгопечатная продукция

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011

- Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.

 - Программа «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.

 

Печатные пособия

 

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

Интерактивные программы  и  издания  на  электронных  носителях (CDDVD)

 

Технические средства

1.   Классная доска

2.   Магнитная доска.

3.   Персональный компьютер с принтером.

4.   Мультимедийный проектор

 

Список использованной литературы.

1.     Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998

2.     Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999

3.     М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004

4.     Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001

5.     В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996

6.     Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982

7.      «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993

8.     «Старинные вятские загадки» Киров, 1990

      9.      Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство     «Просвещение», 2008.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей

Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей

Как составлять рассказы на заданную тему;

Как составлять рассказы на заданную тему;

Гласные звуки. Согласные звуки

Гласные звуки. Согласные звуки

Чудесные превращения слов «Метаморфозы», происходящие со словами, если в них заменять буквы; 1 05

Чудесные превращения слов «Метаморфозы», происходящие со словами, если в них заменять буквы; 1 05

Планируемые результаты. Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют достижению личностных и метапредметных результатов

Планируемые результаты. Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют достижению личностных и метапредметных результатов

Учебно- методическое сопровождение

Учебно- методическое сопровождение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020