Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО учителей начальных классов _______________________________ (Ф.И.О., подпись)
Протокол № ________________________ «____» _____________ 20____г. |
СОГЛАСОВАНО Эксперт _______________________________ (Ф.И.О., подпись)
«____» _____________ 20____г. |
УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ СОШ № 7______________ Приказ № ____________________ от «____» _____________ 20____г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование «Умники и умницы»
Класс 2 «В»
Уровень общего образования
Ф.И.О. учителя
Учебный год реализации программы______________2018-2019 учебный год_____________________________
Количество часов по плану: всего за год 34; в неделю 1час
Планирование составлено на основе: Программы «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.
Учебник____________________________________________________________________________________
Рабочую программу составила
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» (2 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011; Программы «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2011
У второклассников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.
Программа имеет общеинтеллектуальную направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип краеведческий;
• принцип практической направленности.
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.
Цель данной программы: формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
· структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;
· воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· развитие представлений о различных техниках чтения.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
· Воспитание патриотизма, любви к Родине, Отечеству;
· Знание и соблюдение традиций своей семьи.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе;
· развитие интереса к родному языку.
Данная программа предназначена для обучающихся 2-х классов и рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Основной формой работы по программе является занятие.
В процессе занятий у обучающихся развивается ряд важных интеллектуальных качеств: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление
В результате освоения программы
Обучающиеся должны знать:
Как составлять рассказы на заданную тему;
Оформлять записи в тетрадях для творческих работ;
Работать в коллективе, задавать вопросы, давать объяснения словам и понятиям;
Научатся составлять словосочетания и смысловые пары.
Выделять опорные слова и моделировать их;
Обучающиеся должны уметь:
· Составлять текст по вопросам учителя.
· Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
· Составлять ребусы и находить слово в другом слове;
Учебный план на 2018-2019 гг.
№ |
Тема |
Количество часов |
|
|
|
1. |
Вводное занятие |
1 |
2. |
Лексикология. О самых дорогих словах. |
6 |
3. |
Лексикология Сколько слов вы знаете? |
5 |
4. |
Лексикология. Чудесные превращения слов. |
3 |
5. |
Фонетика и орфоэпия. Звуки в слове. |
7 |
6. |
Морфология. Тематические группы слов. |
6 |
7. |
Морфология Трудные слова. |
6 |
|
Итого: |
34 ч. |
|
|
|
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)
Особенности проведения занятий. В чём богатство и красота русского языка.
Тема 2. О самых дорогих словах. (6 ч.)
Какие бывают слова? Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вежливые слова. Родные, дорогие слова. Самое важное, самое дорогое слово – Родина. Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?».
Тема 3. Сколько слов вы знаете? (5 ч.)
Разнообразие и обилие слов русского языка. Значение слов. Знакомство со словарём. Алфавит. Зачем надо знать много слов.
Тема 4. Чудесные превращения слов. (3 ч.)
«Метаморфозы», происходящие со словами, если а) в них заменять буквы; б) добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки.
Тема 5. Звуки в слове. (7ч.)
Гласные звуки. Согласные звуки. Мягкие и твёрдые звуки. Звонкие и глухие согласные. Изменение согласных звуков. Скороговорки. Праздник «В гостях у фонетики».
Тема 6. Тематические группы слов. (6ч.)
Слова – названия. Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п. Закрытые группы слов и незакрытые. Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие значение цвета. Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т. д. КВН «Знатоки русского языка».
Тема 7. Трудные слова. (6 ч.)
Знакомство с «Орфографическим словарём». Алфавит. Работа со словарными словами. Происхождение некоторых слов. Приём ассоциации. Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов».
Календарно – тематическое планирование.
№ п\п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата |
Дата коррекции |
|
|
|||
|
Вводное занятие |
|||
1.
|
Вводное занятие В чём богатство и красота русского языка. |
1 |
05.09
|
|
О самых дорогих словах. |
||||
2.
|
О самых дорогих словах Какие бывают слова? |
1 |
12.09
|
|
3 |
Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. |
1 |
19.09 |
|
4 |
Вежливые слова. |
1 |
26.09 |
|
5 |
Родные, дорогие слова |
1 |
03.10 |
|
6 |
Самое важное, самое дорогое слово – Родина. |
1 |
10.10 |
|
7 |
Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?». |
1 |
17.10 |
|
Сколько слов вы знаете? |
||||
8 |
Сколько слов вы знаете? Разнообразие и обилие слов русского языка. |
1 |
24.10
|
|
9 |
Значение слов. |
1 |
31.10 |
|
10 |
Знакомство со словарём. |
1 |
14.11 |
|
11 |
Алфавит |
1 |
21.11 |
|
12 |
Зачем надо знать много слов |
1 |
28.11 |
|
Чудесные превращения слов. |
||||
13 |
Чудесные превращения слов «Метаморфозы», происходящие со словами, если в них заменять буквы; |
1 |
05.12 |
|
14 |
«Метаморфозы», происходящие со словами, если добавлять к слову букву или отнимать её от слова |
1 |
12.12 |
|
15 |
Словесные шутки. |
1 |
19.12 |
|
Звуки в слове. |
||||
16 |
Звуки в слове Гласные звуки. |
1 |
26.12 |
|
17 |
Согласные звуки |
1 |
16.01 |
|
18 |
Мягкие и твёрдые звуки. |
1 |
23.01 |
|
19 |
Звонкие и глухие согласные. |
1 |
30.01 |
|
20 |
Изменение согласных звуков |
1 |
06.02 |
|
21 |
Скороговорки. |
1 |
13.02 |
|
22 |
Праздник «В гостях у фонетики». |
1 |
20.02 |
|
Тематические группы слов. |
||||
23 |
Тематические группы слов Слова – названия. |
1 |
27.02
|
|
24 |
Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п. |
1 |
06.03 |
|
25 |
Закрытые группы слов и незакрытые. |
1 |
13.03 |
|
26 |
Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие значение цвета. |
1 |
20.03 |
|
27 |
Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т. д. |
1 |
03.04 |
|
28 |
КВН «Знатоки русского языка». |
1 |
10.04 |
|
Трудные слова. |
||||
29 |
Трудные слова Знакомство с «Орфографическим словарём». |
1 |
17.04 |
|
30 |
Алфавит. |
1 |
24.04 |
|
31 |
Работа со словарными словами. |
1 |
02.05 |
23.05 |
32 |
Происхождение некоторых слов. |
1 |
09.05 |
24.05 |
33 |
Приём ассоциации. |
1 |
16.05 |
|
34 |
Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов».
|
1 |
23.05 |
|
|
Итого |
34ч. |
|
|
Планируемые результаты.
Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют достижению личностных и метапредметных результатов.
Личностные УУД:
- интерес к познанию русского языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметными результатами изучения программы «Умники и умницы» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения программы «Умники и умницы» во 2-м классе являются формирование следующих знаний и умений
- владение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- сформировать опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты и т. д .), опыт подготовки и участие в конкурсных мероприятиях по темам занятий кружка.
Учебно- методическое сопровождение.
Для эффективного освоения данной программы необходимы:
Вид
|
Наименование объектов и средств материально –технического обеспечения |
Книгопечатная продукция |
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011 - Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008. - Программа «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.
|
Печатные пособия |
|
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства |
Интерактивные программы и издания на электронных носителях (CD, DVD)
|
Технические средства |
1. Классная доска 2. Магнитная доска. 3. Персональный компьютер с принтером. 4. Мультимедийный проектор |
Список использованной литературы.
1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
3. М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
4. Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001
5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
6. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
7. «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
8. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
9. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.