Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс

Оценка 4.8
doc
06.05.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Умники и умницы"  4 класс
Титенко_Умники_умницы_4.doc

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 7

 

                                                                                                     

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО учителей начальных классов

_______________________________

                  (Ф.И.О., подпись)

 

Протокол № ________________________

«____» _____________ 20____г.

СОГЛАСОВАНО

Эксперт

_______________________________

                         (Ф.И.О., подпись)

 

«____» _____________ 20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 7

  ______________

Приказ № ____________________

от «____» _____________ 20____г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Наименование                                            «Умники и умницы» (Русский язык)

Класс                                                                   4 «В»

Уровень общего образования           начальное общее образование

Ф.И.О. учителя                                

Учебный год реализации программы______________ учебный год_____________________________

Количество часов по плану: всего за год ______34_________; в неделю ___________1_____________________

Планирование составлено на основе: программы развития познавательных способностей  учащихся  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) и  методического пособия О. Холодовой «Юным  умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2014 г. – с. 191 – 210.

Учебник

Рабочую программу составила       


Пояснительная записка

 

          Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2014 г. – с. 191 – 210.

          Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся  4- ых классов. В четвертом классе 34 часа (1 час в неделю). Программа четвертого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом. 

          Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит  курс “ Умники и умницы”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “ Умникам и умницам”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

 

Актуальность выбора  программы

           На основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к занятиям “Умники и умницы” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Умники и умницы” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

          Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “ Умники и умницы ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

          Содержание и методы обучения “ Умники и умницы ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

          Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного  курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

 

Отличительные особенности

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2.В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель и задачи курса.

           Цель курса:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

   

 Основные задачи курса:

1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения выполнять нестандартные задания;

5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

          Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

 

Особенности организации учебного процесса.

           Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения,  вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

          В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

           Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

Сроки реализации

 Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 40 минут в 4 классе. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 4-х классов.

 

•        4 год обучения  (2016 – 2017 уч.год) – 34 часа;

           

Формы  и методы

1.       Лекции.

2.       Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

3.       Анализ и просмотр текстов.

4.       Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

1.       Игровая;

2.       Теоретическая;

3.       Практическая.

 

Основные методы и технологии

1.       Технология  разноуровневого обучения;

2.       Развивающее обучение;

3.       Технология  обучения в сотрудничестве;

4.       Коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

 

Учебный план

№ п/п

Разделы программы

4

класс

Теория

Практика

1

Фонетика и орфоэпия

7 часов

1

6

2

Лексикология

27 часов

13

14

 

ИТОГО

34

14

20

 

Календарно-тематическое планирование «Умники и умницы» 4 «В»

№ п/п

Разделы  программы и темы занятий

кол-во часов

Дата

Дата Коррекции

 

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

 

1

Что такое орфоэпия?

03.09

03.09

 

2

Что такое фонография или звукозапись? 

1

10.09

10.09

 

3

Звуки не буквы!

1

17.09

17.09

 

4

Звучащая строка.

1

24.09

24.09

 

5

Банты и шарфы.

1

01.10

01.10

 

6

 «Пигмалион» учит орфоэпии. 

1

08.10

08.10

 

7

  Кис- кис! Мяу! или  кое- что о звукоподражаниях. 

1

15.10

15.10

 

Лексикология (27 часов)

 

 

 

Лексикология (27 часов)

8

Имена вещей.   

1

22.10

22.10

 

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

29.10

29.10

 

10

В царстве смыслов много дорог.

1

12.11

22.11

 

11

Как и почему появляются новые слова?

1

19.11

26.11

 

12

«Без языка и колокол нем». Многозначность слова.

1

26.11

26.11

 

13

«Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

03.12

03.12

 

14

Об одном и том же - разными словами.

1

10.12

06.12

 

15

Как возникают названия. 

1

17.12

09.12

 

16

Слова – антиподы.

1

24.12

14.12

 

17

Фразеологические обороты.

1

14.01

14.01

 

18

 Словари «чужих» слов.

1

21.01

21.01

 

19

Капитан и капуста.

1

28.01

28.01

 

20

«Он весь свободы торжество».

1

04.02

04.02

 

21

«Пословица да присказка беседу красят». Мы говорим его стихами.

1

11.02

14.02

 

22

Слова, придуманные писателями. 

1

18.02

18.02

 

23

Слова,  уходящие и слова – новички. 

1

25.02

25.02

 

24

Словарь языка Пушкина. 

1

04.03

04.03

 

25

Смуглая Чернавка. 

1

11.03

11.03

 

26

 Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. 

1

18.03

18.03

 

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». 

1

01.04

01.04

 

28

Какой словарь поможет избежать ошибок? 

1

08.04

08.04

 

29

Словарь - грамотей. 

1

15.04

15.04

 

30

Научная этимология. 

1

22.04

22.04

 

31

Какие бывают имена? 

1

29.04

29.04

 

32

Древнерусские имена. 

1

06.05

06.05

 

33

Отчество и фамилия. 

1

13.05

13.05

 

34

 Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

20.05

20.05

 

 

                                                   Содержание программы

 

                                                             4 год (34ч)

1.Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Теория(1ч)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение, правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Практика(6ч)

Тема  1.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема  2. Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  3.   Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 4.  Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  5.   «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема  6. Кис- кис! Мяу!, или  Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

 

2.Лексикология (27 часов)

Теория(13ч)

Тема  1.   Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Тема 2.   О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 3.  «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 4. Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Тема 5. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 6.  Словарь - грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьёй  орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 7.  Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 8.   Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема9.   Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 10.  Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема 11.  Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема 12.  Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 13.  Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

 

Практика(14ч)

Тема 1. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Тема 2.  Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 3.  Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 4.  Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Тема 5.  Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 6.   Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 7.  Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 8. Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема 9. «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 10.  Мы говорим его стихами. (1ч.)

 Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 11.  Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 Тема 12. Слова,  уходящие и слова – новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

 Тема 14. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

 Тема 14.  Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

 

Основные требования к знаниям и умениям

 Учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой,     морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

                         

   Планируемые результаты к 4 году обучения

Личностные результаты

         1.         эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

         2.         эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

         3.         чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

         4.         любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

         5.         интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

         6.         интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

         7.         интерес к изучению языка;

         8.         осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

         1.         самостоятельно формулировать тему и цели урока;

         2.         составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

         3.         работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

         4.         в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные УУД:

         1.         перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

         2.         пользоваться словарями, справочниками;

         3.         осуществлять анализ и синтез;

         4.         устанавливать причинно-следственные связи;

         5.         строить рассуждения;

 

Коммуникативные УУД:

         1.         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

         2.         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

         3.         слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

         4.         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

         5.         задавать вопросы.

 

 Формы и методы контроля.

Систематический контроль усвоения материала: устный опрос, контрольно- диагностические работы.

Проведение тестирования.

Проведение  конкурсов творческих работ.

 

 Методические рекомендации по проведению занятия.

 

     Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность.

Поэтому особое внимание на занятиях “Умники и умницы» направлено   на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работа  по воспитанию этики общения  ведётся  с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях  используются  ролевые игры. Кроме того, курс “Умники и умницы” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым.

                 

Информационно – методическое обеспечение программы

1.                             Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2.                             Волина В. В. Занимательное  азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3.                             Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4.                             Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5.                             Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

6.                             Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

7.                             Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

8.                             Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

9.                             Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

10.                         Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

11.                         Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

12.                         Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

13.                         Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

14.                         Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

15.                         Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

16.                         Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

17.                         Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

18.                         Одинцов  В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова - М: Просвещение 1984.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения

Таким образом, принципиально й задачей предлагаемого курса является именно развитие познав ательных способностей и общеучебных умений и навыков , а не усвоение каких-то конкретных знаний…

Таким образом, принципиально й задачей предлагаемого курса является именно развитие познав ательных способностей и общеучебных умений и навыков , а не усвоение каких-то конкретных знаний…

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока

Технология разноуровневого обучения; 2

Технология разноуровневого обучения; 2

Как и почему появляются новые слова? 1 19

Как и почему появляются новые слова? 1 19

Надо ли останавливаться перед зеброй? 1 20

Надо ли останавливаться перед зеброй? 1 20

Тема 3. «Откуда катится каракатица?»

Тема 3. «Откуда катится каракатица?»

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами

Рассматривается особенность построения «Словаря языка

Рассматривается особенность построения «Словаря языка

Познавательные УУД: 1

Познавательные УУД: 1

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020