Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНО Методическим объединением учителей начальных классов Протокол №___ от «___» ______20__г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/ «___»___________20___г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы /__________/ «___»___________20___г. |
«»
по внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
3 г класс
(духовно - нравственное)
Педагог:
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Уроки нравственности» составлена на основе примерной основной программы начального общего образования, разработанной на основе приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с учетом Учебного плана МБОУ « и утверждена приказом директора МБОУ «ТСШ №2».
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Цель рабочей программы внеурочной деятельности младших школьников заключается в формировании у них системы культурных жизненно-важных знаний, социально-значимых умений и ценностных отношений, приобретении первоначального опыта гармоничного взаимодействия с окружающим социумом.
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.
Особенности возрастной группы детей.
Программа разработана для детей 8-10 лет. Набор детей осуществляется по заявлению родителей.
· Программа адресована учащимся 3 класса и рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.
· Программа реализуется учителем начального класса.
· Для успешного проведения занятий используются СОТ: работа в паре, группе, дифференцированный подход, ИКТ-технологии. Занятия проводятся как аудиторно, так и внеаудиторно: в библиотеке, компьютерном классе, в актовом зале, на экскурсии и т.д. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Форма проведения итога: газета вежливости
Планируемые результаты.
Личностные
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные:
· Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
· Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Тематическое планирование.
п/п |
Тема занятия |
Содержание |
Всего часов |
Теор. зан |
Практ. зан |
|
1-2 |
Этикет разговора. |
Изучают этикет разговора; учатся отказывать в чем-либо; разговаривают по телефону, используя правила этикета, проигрывают роль воспитанного человека в сценках, просматривают мультфильмы. Знакомятся с обращением к
разным людям. Учатся проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать, делать
открытия о себе. |
2 |
1 |
1 |
|
3-4 |
Обращение к разным людям. |
2 |
1 |
1 |
||
5-6 |
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. |
2 |
1 |
1 |
||
7-8 |
Вежливый отказ, несогласие. |
2 |
1 |
1 |
||
9-10 |
Этикетные ситуации. |
2 |
1 |
1 |
||
11-12 |
Умейте ценить своё и чужое время. |
2 |
1 |
1 |
||
13-14 |
Афоризмы. |
2 |
1 |
1 |
||
15-16 |
Разговор по телефону. |
2 |
1 |
1 |
||
17-18 |
Играем роль воспитанного человека. |
2 |
1 |
1 |
||
19-20 |
Что значит быть вежливым? |
Знакомятся с вежливыми словами, упражняются в их употреблении в играх, в жизни; дают оценку своему поведению. Повторяют изученные заповеди и афоризмы. Выясняют, каким должен быть воспитанный человек. На практике применяют методы самовоспитания и самоконтроля Учатся уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним. Участвовать в обсуждении увиденного, давать оценку поступкам. Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать, делать открытия о себе. Слушать, выяснять, узнавать, делать открытия о себе. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Участвовать в обсуждении увиденного, давать оценку. |
2 |
1 |
1 |
|
21-22 |
Мои достоинства и недостатки. |
2 |
1 |
1 |
||
23-24 |
Помни о других – ты не один на свете. |
2 |
1 |
1 |
||
25-26 |
Большое значение маленьких радостей. |
2 |
1 |
1 |
||
27-28 |
О хороших и дурных привычках. |
2 |
1 |
1 |
||
29-30 |
Добрые и не добрые дела. |
2 |
1 |
1 |
||
31-32 |
Афоризмы о самовоспитании. |
2 |
1 |
1 |
||
33-34 |
Заповеди: как мы их исполняем. |
Рассказывают о том, как исполняют в жизни заповеди; просматривают фильмы о добре и зле, смотрят видеофрагменты; изготавливают открытки для ветеранов, пожилых людей. Учатся различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию. Слушать, запоминать, задавать вопросы. Обсуждать проблемы жестокости в мире, делать предположения. Стремление к познанию и истине. Слушать, выяснять, узнавать новое. Узнавать правила составления поздравительной открытки, творчески применять свои знания. Обсуждать презентацию, рассматривать рисунки товарищей, делать выводы и обобщения. |
2 |
1 |
1 |
|
35-36 |
О сострадании и жестокосердии. |
2 |
1 |
1 |
||
37-38 |
Что такое «добро и зло». |
2 |
1 |
1 |
||
39-40 |
Лгать нельзя, но если...? |
2 |
1 |
1 |
||
41-42 |
«Ученье-Свет, а неученье - тьма». |
2 |
1 |
1 |
||
43-44 |
Всегда ли богатство счастье? |
2 |
1 |
1 |
||
45-46 |
«Как быть прилежным и ста¬рательным». |
2 |
1 |
1 |
||
47-48 |
Спешите делать добро. |
2 |
1 |
1 |
||
49-50 |
«Ежели вы вежливы». |
2 |
1 |
1 |
||
51-52 |
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. |
2 |
1 |
1 |
||
53-54 |
«Как сердцу высказать себя?» |
Учатся разрешать трудные ситуации; учатся договариваться, принимать иное мнение, высказывать свою точку зрения, участвовать в диалогах. Приводить примеры из прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений. Учатся быть сострадательными к чужому горю. Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию. Участвовать в обсуждении услышанного, давать оценку поступкам. Уважительное отношение к мнению других людей. |
2 |
1 |
1 |
|
55-56 |
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. |
2 |
1 |
1 |
||
57-58 |
Помни о других – ты не один на свете. |
2 |
1 |
1 |
||
59-62 |
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». |
4 |
2 |
2 |
||
63-64 |
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». |
2 |
1 |
1 |
||
65-66 |
Диалоги о хороших манерах, добре и зле. |
2 |
1 |
1 |
||
67-68 |
Афоризмы. |
2 |
1 |
1 |
||
69-70 |
Газета вежливости. |
2 |
1 |
1 |
||
Итого: |
70 |
35 |
35 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
Примечания |
|
План |
Факт |
|||
1-2 |
Этикет разговора. |
03.09 08.09 |
|
|
3-4 |
Обращение к разным людям. |
10.09 |
|
|
5-6 |
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. |
17.09. |
|
|
7-8 |
Вежливый отказ, несогласие. |
24.09 |
|
|
9-10 |
Этикетные ситуации. |
01.10 |
|
|
11-12 |
Умейте ценить своё и чужое время. |
08.10 |
|
|
13-14 |
Афоризмы. |
15.10 |
|
|
15-16 |
Разговор по телефону. |
22.10 |
|
|
17-18 |
Играем роль воспитанного человека. |
29.10 |
|
|
19-20 |
Что значит быть вежливым? |
12.11 |
|
|
21-22 |
Мои достоинства и недостатки. |
19.11 |
|
|
23-24 |
Помни о других – ты не один на свете. |
26.11 |
|
|
25-26 |
Большое значение маленьких радостей. |
03.12 |
|
|
27-28 |
О хороших и дурных привычках. |
10.12 |
|
|
29-30 |
Добрые и не добрые дела. |
17.12 |
|
|
31-32 |
Афоризмы о самовоспитании. |
24.12 |
|
|
33-34 |
Заповеди: как мы их исполняем. |
14.01 19.01 |
|
|
35-36 |
О сострадании и жестокосердии. |
21.01 |
|
|
37-38 |
Что такое «добро и зло». |
28.01 |
|
|
39-40 |
Лгать нельзя, но если...? |
04.02 |
|
|
41-42 |
«Ученье-Свет, а неученье - тьма». |
11.02 |
|
|
43-44 |
Всегда ли богатство счастье? |
18.02 |
|
|
45-46 |
«Как быть прилежным и ста¬рательным». |
02.03 |
|
|
47-48 |
Спешите делать добро. |
09.03 |
|
|
49-50 |
«Ежели вы вежливы». |
16.03 |
|
|
51-52 |
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. |
23.03 |
|
|
53-54 |
«Как сердцу высказать себя?» |
06.04 |
|
|
55-56 |
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. |
13.04 |
|
|
57-58 |
Помни о других – ты не один на свете. |
20.04 |
|
|
59-62 |
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». |
27.04 |
|
|
63-64 |
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». |
04.05 |
|
|
65-66 |
Диалоги о хороших манерах, добре и зле. |
11.05 |
|
|
67-68 |
Афоризмы. |
18.05 |
|
|
69-70 |
Газета вежливости. |
25.05 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.