Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности 3 класс"

  • docx
  • 07.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уроки нравственности.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением   учителей начальных классов

Протокол №___ от «___» ______20__г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________/

«___»___________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

/__________/

«___»___________20___г.

 «» 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

3 г класс

 (духовно - нравственное)

 

                                                                      

                                                                                                                            Педагог:

 

 

 

 

 

 

2021 – 2022 учебный год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «Уроки нравственности» составлена на основе примерной основной программы начального общего образования, разработанной на основе приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении  и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с  учетом  Учебного  плана МБОУ « и утверждена приказом директора МБОУ «ТСШ №2».

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

 «Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями.  Важно от­метить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его уча­стие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Цель рабочей программы внеурочной деятельности младших школьни­ков заключается в формировании у них системы культур­ных жизненно-важных знаний, социально-значимых умений и ценностных от­ношений, приобретении первоначального опыта гармоничного взаимодействия с окружающим социумом.

Задачи:

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, да­вать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного веж­ливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

Особенности возрастной группы детей.

Программа разработана для детей 8-10 лет. Набор детей осуществляется по заявлению родителей.

·                     Программа адресована учащимся 3 класса  и рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.

·                     Программа реализуется учителем начального класса.

·                     Для успешного проведения занятий используются СОТ: работа в паре, группе, дифференцированный подход, ИКТ-технологии. Занятия проводятся как аудиторно, так и внеаудиторно: в библиотеке, компьютерном классе, в актовом зале, на экскурсии и т.д. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Форма проведения итога: газета вежливости

Планируемые результаты.

 

 

Личностные

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные:

·                     Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

·                     Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·                     Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 

 

 

Тематическое планирование.

 

п/п

Тема занятия

Содержание

Всего часов

Теор.

зан

Практ.

зан

 

1-2

Этикет разговора.

Изучают этикет разговора; учатся

отказывать в чем-либо; разговаривают по телефону, используя правила этикета, проигрывают роль воспитанного человека в сценках, просматривают мультфильмы.

Знакомятся с обращением к разным людям. Учатся проявлять тактичность и доброжелательность в общении. Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать, делать открытия о себе.
Принимать участие в инсценировке различных жизненных ситуаций .Участвовать в обсуждении увиденного, давать оценку поступкам. Уважительное отноше­ние к мнению других людей, стремление к творчеству и созиданию. Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию. Уважительное отноше­ние к резуль­татам своего и чужого труда, стремление к творчеству и созиданию. Принимать участие в инсценировке различных жизненных ситуаций

2

1

1

3-4

Обращение к разным лю­дям.

2

1

1

5-6

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

2

1

1

7-8

Вежливый отказ, несогла­сие.

2

1

1

9-10

Этикетные ситуации.

2

1

1

11-12

Умейте ценить своё и чужое время.

2

1

1

13-14

Афоризмы.

2

1

1

15-16

Разговор по телефону.

2

1

1

17-18

Играем роль воспитанного человека.

2

1

1

19-20

Что значит быть вежли­вым?

Знакомятся с вежливыми словами,

упражняются в их употреблении в

играх, в жизни; дают оценку своему поведению. Повторяют изученные заповеди и афоризмы.

Выясняют, каким должен быть воспитанный человек. На практике применяют методы самовоспитания и самоконтроля

Учатся уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним. Участвовать в обсуждении увиденного, давать оценку поступкам. Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать, делать открытия о себе. Слушать, выяснять, узнавать, делать открытия о себе. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Участвовать в обсуждении увиденного, давать оценку.

2

1

1

21-22

Мои достоинства и недос­татки.

2

1

1

23-24

Помни о других – ты не один на свете.

2

1

1

25-26

Большое значение малень­ких радостей.

2

1

1

27-28

О хороших и дурных при­вычках.

2

1

1

29-30

Добрые и не добрые дела.

2

1

1

31-32

Афоризмы о самовоспита­нии.

2

1

1

33-34

Заповеди: как мы их ис­полняем.

Рассказывают о том, как исполняют в жизни заповеди; просматривают фильмы о добре и зле, смотрят видеофрагменты; изготавливают открытки для ветеранов, пожилых людей.

Учатся различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев,

уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию. Слушать, запоминать, задавать вопросы. Обсуждать проблемы жестокости в мире, делать предположения. Стремление к познанию и истине.

Слушать, выяснять, узнавать новое. Узнавать правила составления поздравительной открытки, творчески применять свои знания. Обсуждать презентацию, рассматривать рисунки товарищей, делать выводы и обобщения.

2

1

1

35-36

О сострадании и жестоко­сердии.

2

1

1

37-38

Что такое «добро и зло».

2

1

1

39-40

Лгать нельзя, но если...?

2

1

1

41-42

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

2

1

1

43-44

Всегда ли богатство сча­стье?

2

1

1

45-46

«Как быть прилежным и ста¬рательным».

2

1

1

47-48

Спешите делать добро.

2

1

1

49-50

«Ежели вы вежливы».

2

1

1

51-52

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2

1

1

53-54

«Как сердцу высказать себя?»

Учатся разрешать трудные ситуации; учатся договариваться, принимать иное мнение, высказывать свою точку зрения, участвовать в диалогах.

Приводить примеры из прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих

нравственных убеждений. Учатся быть сострадательными к чужому горю. Принимать участие в обсуждении темы. Слушать, выяснять, узнавать новую информацию. Участвовать в обсуждении услышанного, давать оценку поступкам. Уважительное отноше­ние к мнению других людей.

2

1

1

55-56

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

2

1

1

57-58

Помни о других – ты не один на свете.

2

1

1

59-62

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

4

2

2

63-64

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

2

1

1

65-66

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

2

1

1

67-68

Афоризмы.

2

1

1

69-70

Газета вежливости.

2

1

1

Итого:

70

35

35

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

 

№ п/п

Тема занятия

Дата

Примечания

План

Факт

1-2

Этикет разговора.

03.09

08.09

 

 

3-4

Обращение к разным лю­дям.

10.09
15.09

 

 

5-6

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

17.09.
22.09

 

 

7-8

Вежливый отказ, несогла­сие.

24.09
29.09

 

 

9-10

Этикетные ситуации.

01.10
06.10

 

 

11-12

Умейте ценить своё и чужое время.

08.10
13.10

 

 

 

 

13-14

Афоризмы.

15.10
20.10

 

 

15-16

Разговор по телефону.

22.10
27.10

 

 

17-18

Играем роль воспитанного человека.

29.10
10.11

 

 

19-20

Что значит быть вежли­вым?

12.11
17.11

 

 

21-22

Мои достоинства и недос­татки.

19.11
24.11

 

 

23-24

Помни о других – ты не один на свете.

26.11
01.12

 

 

25-26

Большое значение малень­ких радостей.

03.12
08.12

 

 

27-28

О хороших и дурных при­вычках.

10.12
15.12

 

 

29-30

Добрые и не добрые дела.

17.12
22.12

 

 

31-32

Афоризмы о самовоспита­нии.

24.12
12.01

 

 

33-34

Заповеди: как мы их ис­полняем.

14.01

19.01

 

 

35-36

О сострадании и жестоко­сердии.

21.01
26.01

 

 

37-38

Что такое «добро и зло».

28.01
02.02

 

 

39-40

Лгать нельзя, но если...?

04.02
09.02

 

 

41-42

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

11.02
16.02

 

 

43-44

Всегда ли богатство сча­стье?

18.02
25.02

 

 

45-46

«Как быть прилежным и ста¬рательным».

02.03
04.03

 

 

47-48

Спешите делать добро.

09.03
11.03

 

 

49-50

«Ежели вы вежливы».

16.03
18.03

 

 

51-52

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

23.03
25.03

 

 

53-54

«Как сердцу высказать себя?»

06.04
08.04

 

 

55-56

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

13.04
15.04

 

 

57-58

Помни о других – ты не один на свете.

20.04
22.04

 

 

59-62

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

27.04
29.04

 

 

63-64

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

04.05
06.05

 

 

65-66

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

11.05
13.05

 

 

67-68

Афоризмы.

18.05
20.05

 

 

69-70

Газета вежливости.

25.05
27.05