Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО учителей начальных классов _______________________________ (Ф.И.О., подпись)
Протокол № ________________________ «____» _____________ 20____г. |
СОГЛАСОВАНО Эксперт _______________________________ (Ф.И.О., подпись)
«____» _____________ 20____г. |
УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ СОШ № 7______________ Приказ № ____________________ от «____» _____________ 20____г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование ____Успешное чтение
Класс ____2 В
Уровень общего образования ______начальное общее образование_________________________________________
Ф.И.О. учителя
Учебный год реализации программы______________2018-2019 учебный год_____________________________
Количество часов по плану: всего за год _____34__________; в неделю ___________1_________________________
Планирование составлено на основе: учебно – методического комплекта «Успешное чтение», разработанного российскими учеными Санкт-Петербургского государственного университета и Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена,
Учебник: О.В. Кубасова. Как помочь младшему школьнику стать читателем: Методическое пособие.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
Рабочую программу составила
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультатива «Успешное чтение» составлена на основе учебно – методического комплекта «Успешное чтение», разработанного российскими учеными Санкт-Петербургского государственного университета и Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, и может быть реализована учителями начальной школы в сотрудничестве с родителями.
Актуальность программы определена тем, что в современной России книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда сегодня велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству. Россия превратилась в государство, где 40% населения, по данным соцопросов, не стесняются признаться в том, что вообще не берут в руки книгу.
«…Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет!» (Сергей Петрович Капица, 2009г)
В ноябре 2006 года была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения» на 2007 – 2020 годы. В ней в частности говорится, что сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и ввести их в ранг активных читателей, создать условия для роста престижности чтения как культурной ценности. Эту задачу должна решать каждая школа.
Отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В международных исследованиях показано, что, если ребенок не становится читателем к 12 годам, маловероятно, что он им когда-нибудь станет.
Между тем ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, в их числе: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, осознание значимости чтения для личного развития, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, формирование потребности в систематическом чтении.
Почему сегодня так важно иметь в стране высокий уровень чтения?
Чтение является инструментом получения образования и распространения культуры, средством духовного воспитания и интеллектуального развития человека, свидетельством формирования коммуникативной и профессиональной компетентности специалиста, средством достижения успеха человека в жизни.
Каковы основные отличия в интеллектуальном развитии человека читающего от нечитающего?
Основатель Российского Фонда чтения им. Н.А. Рубакина, социолог культуры и чтения С.Н. Плотников в результате исследований выделил основные отличия активно читающих людей. Активные читатели:
- способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения;
-имеют большой объем памяти и активное творческое воображение;
-лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов;
-точнее формулируют и свободнее пишут;
-легче вступают в контакты и приятны в общении;
-обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны самостоятельны в суждениях и поведении.
Программа факультатива «Успешное чтение» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, содействует подъему духовно - нравственной культуры, решает задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, так как чтение - это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Полученные знания позволят обучающимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Новизна программы заключается в том, что она позволяет решить проблему снижения читательской активности школьников, а также разрешить следующие противоречия:
¾ между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
¾ между количеством часов (3ч) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;
¾ наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Главными целями программы являются:
¾ создание условий для развития читательской культуры школьников,
¾ расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных
классов;
¾ формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных
учебных умений.
Для достижения данных целей выделены следующие задачи:
¾ формировать литературный вкус (художественный уровень предлагаемых произведений);
¾ развивать навыки рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
¾ создавать привлекательный имидж читающего сверстника в глазах товарищей.
¾ воспитывать творческую индивидуальность ребёнка, готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, непрерывному образованию и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 1 - 4 классов, на 4 года обучения.
На реализацию курса «Успешное чтение » во 2 классах отводится 34 часа в год.
Продолжительность занятия в 2 классе в соответствии с нормами СанПина - 45 минут.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
1.Принцип ориентации на успех. Обучение активизирует процесс развития мотивации достижения. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
2.Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.
3.Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности.
4.Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей школьников. Развитие традиций семейного чтения.
5.Принцип наглядности. Учебная деятельность осуществляется с применением ИКТ.
6.Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе обучающихся.
Особенности реализации программы:
Содержание факультативных занятий поможет школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (титульный лист, введение, предисловие и пр.), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Практическая часть работы направлена на самостоятельное чтение произведения, получение навыков работы с текстом, развитие речи обучающихся.
Формы работы:
Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли, творческие презентации и т. д.
Методы обучения:
На факультативных занятиях используются различные методы обучения, что сопряжено с уровнями мыслительной активности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский; метод творческого чтения.
Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
¾ текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; тестирование;
¾ промежуточный – отчеты, викторины, конкурсы; тестирование;
¾ итоговый – «Праздник Книги», тестирование.
Планируемые результаты реализации программы:
В результате освоения программы факультатива « Успешное чтение » формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
1) Личностные умения:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
2) Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
3) Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
4) Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение о прочитанной книге;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.
Обучающиеся получат возможность научиться:
¾осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
¾воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
¾применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
¾испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
¾уважать культуру народов других стран;
¾воспринимать художественную литературу как вид искусства;
¾испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
¾развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
¾осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
¾выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;
¾высказывать и пояснять свою точку зрения;
¾применять правила сотрудничества;
¾работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;
¾выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
¾ цитировать ( письменно);
¾делать устную презентацию книги (произведения);
¾пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
¾расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Учебно-тематическое планирование для 2-го класса.
№ раздела |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
Реклама книги. Знакомство с авторами и их произведениями. |
10 часов |
2 |
Обсуждение книг, выражение отношения к прочитанному. |
10 часов |
3 |
Творческая мастерская. Защита творческих работ. |
10 часов |
4 |
Обобщающие итоговые занятия. |
4 часа |
|
Всего |
34 часа |
Содержание программы
2 класс (34 часа)
Реклама книги. Знакомство с авторами и их произведениями (10 часов)
- «Чиполлино», «Путешествие голубой стрелы» Джанни.Родари
- «Рикки-Тики-Тави», «Кошка, которая гуляла сама по себе» Редъярда Киплинга
- «Чук и Гек», и др. рассказы Аркадия Гайдара
- «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф
- « Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова.
- «Две повести о малыше и Карлсоне, который живет на крыше». Астрид Линдгрен
- Рассказы о животных.Сетона-Томпсона
- «Конёк-горбунок» Петра Ершова
- Сказки Мамина-Сибиряка
- «Королевство кривых зеркал» В.А.Губарева
Обсуждение книг, выражение отношения к прочитанному (10 часов)
Выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ, инсценировка отрывков произведения. Анализ произведения (тема, главная мысль, главные герои…) Выражение отношения к прочитанному.
Творческая мастерская. Защита творческих работ (10 часов)
Знакомство с методиками творческого чтения «Карта текста», «График интереса», «Толковый словарь». Выполнение творческих работ к прочитанным произведениям. Защита и обсуждение творческих работ.
Обобщающие итоговые занятия (4 часа)
Викторины по изученным произведениям. Выставки портфелей читателя. Беспроигрышная лотерея. Праздник книги
Календарно – тематическое планирование
внеурочной деятельности «Успешное чтение» 2 класс
на 2018-2019 учебный год 34 часа (1 час в неделю)
№ урока |
Тема |
Дата |
Коррекция |
1. |
Книги, прочитанные летом. |
07.09 |
|
2. |
Оформление титульного листа «Портфеля читателя» |
14.09 |
|
3. |
Права и обязанности читателя. |
21.09 |
|
4. |
Анкета читателя. Презентация себя как читателя. |
28.09 |
|
5. |
Джанни Родари. Слово о писателе. |
05.10 |
|
6. |
Реклама книги «Приключения Чиполлино». Просмотр фрагмента мультфильма. |
12.10 |
|
7. |
Творческая мастерская. Задание «Карта текста». Выполнение и защита работ. |
19.10 |
|
8. |
Редъярд Киплинг. Слово о писателе. |
26.10 |
|
9. |
Реклама книги «Рики- тики- тави». Просмотр фрагмента мультфильма. |
02.11 |
|
10. |
Реклама книги «Конек- горбунок» Петр Ершов. Просмотр фрагмента мультфильма. |
16.11 |
|
11. |
Творческая мастерская. Задание «Толковый словарь». Выполнение и защита работ. |
23.11 |
|
12. |
Викторина по прочитанному произведению. |
30.11 |
|
13. |
Аркадий Гайдар. Слово о писателе. |
07.12 |
|
14. |
Реклама книги «Чук и Гек» А. Гайдара. |
14.12 |
|
15. |
Творческая мастерская. Задание «Волшебное дерево». Выполнение и защита работ. |
21.12 |
|
16. |
Астрид Лингренд. Слово о писателе. |
28.12 |
|
17. |
Реклама книги «Две повести о малыше Карлсоне, который живет на крыше». |
18.01 |
|
18. |
Просмотр фрагмента мультфильма. Защита творческих работ. |
25.01 |
|
19. |
Реклама книги «Волшебник изумрудного города» А. Волкова. |
01.02 |
|
20. |
Творческая мастерская. Задание «Рюкзак героя». Выполнение и защита работ. |
08.02 |
|
21. |
Реклама книги «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельм Лагерлеф. Просмотр фрагмента мультфильма. |
15.02 |
|
22. |
Зарубежные авторы. Джон Харрис «Сказки дядюшки Римуса». |
22.02 |
|
23. |
Зарубежные авторы. Сетон- Томпсон «Рассказы о животных». |
01.03 |
|
24. |
Защита творческих работ. |
08.03 |
20.03 |
25. |
Д. Мамин – Сибиряк. Слово о писателе. |
15.03 |
|
26. |
Реклама книги «Королевство кривых зеркал» В. Губарева. |
22.03 |
|
27. |
Защита творческих работ. |
05.04 |
|
28. |
Анкетирование «Какой я читатель». |
12.04 |
|
29. |
Подведение итогов. Подсчет «буков». Выбор Лучшего читателя. |
19.04 |
|
30. |
Презентация своих «Портфелей читателя». |
26.04 |
|
31. |
Презентация своих «Портфелей читателя». |
03.05 |
|
32. |
Беспроигрышная лотерея. |
10.05 |
|
33. |
«Праздник книги» |
17.05 |
|
34. |
Список литературы для 3 класса. |
24.05 |
|
Результаты работы по программе определяются по уровню развития читательского интереса школьников.
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
1. Нет интереса к чтению книг. 2. Не может самостоятельно выбрать книги. 3. При выборе книг главное внимание обращает на иллюстрации, объём. 4. Не всегда дочитывает книгу. 5. Работая с журналами, газетами, рассматривает только рисунки. 6. Нуждается в постоянном контроле. |
1. Самостоятельно находит книги, рекомендованные учителем. 2. Выбирая книгу, ориентируется на автора, название книги, иллюстрации. 3. Понимает и объясняет содержание иллюстрации в книге. 4. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного. 5. Берёт самостоятельно журналы, газеты; рассматривает иллюстрации; читает выборочно (по интересу) рассказы, стихи. 6. Посещает библиотеку только с учителем. |
1. Самостоятельно выбирает книги, обращает внимание на автора, название книги, иллюстрации. 2. Читает с желанием. 3.Делится впечатлениями о прочитанном. 4. Может самостоятельно выделить главную мысль. 5. Пересказывает близко к тексту. 6. Рассматривает, читает журналы, газеты. 7. Знает названия детских журналов. 8. Самостоятельно посещает библиотеку. |
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия
1.Сайт проекта «Успешное чтение»
2.Методические рекомендации по проекту «Успешное чтение»
3.Диагностика «Вижу-читаю- думаю-понимаю»
4.Анкета «Индекс позитива»
5.Портфель читателя
6.«Рассказы о животных» Виталия Бианки
7. «Рассказы» Николая Носова
8.«Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова
9.«Сказки» Ганса-Христиана Андерсена
10. Вини-Пух и все-все-все» Алекандра Милна
11. «Рассказы» Виктора Драгунского
12.«Волшебные сказки» Шарля Перро
13.«Приключения Буратино» Алексея Толстого
14.«Крокодил Гена и его друзья» Владимира Успенского
15.Стихи и сказки Александра Пушкина
16.Сказки «О потерянном времени», «Два брата» Евгения Шварца
Список использованной литературы.
1.И.А. Агапова, М.А. Давыдова 30 литературных сценариев для школьников: Начальная и средняя школа. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004.
2.Е.И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.
3.И.Г. Сухин. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: Литературные викторины для дошкольников и младших школьников.- М.: Новая школа, 1996.
4.Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажёром. – М.: Издательство «Планета», 2012.
5.О.В. Кубасова. Как помочь младшему школьнику стать читателем: Методическое пособие.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
6.В.Н. Рыбинский, И.В. Мельченко. Творческое мышление. Развивающие занятия с детьми. – Ярославль: Академия развития, 2006.
7.Е.С. Гостимская, М.И. Мишина Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. –М.: 5 за знания, 2005.
8.Н.Ф. Дик. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе. Д: Феникс,2005.
10.Н.В.Лободина. Внеклассное чтение. 1-2 классы: интерактивные занятия.- Волгоград: Учитель, 2011.
11.Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики. Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005.
12.Р.В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
13.Современные образовательные технологии. /Стратегия РКМЧП, материалы лекций В.Д. Повзун/
Видео-, аудиоматериалы:
1. СD, DVD- диски с презентациями, музыкой, физминутками, видеофрагментами
2. Аудиозапись отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;
3. Аудиозапись песни В. Шаинского, Э. Успенского «Чебурашка» 4. Аудиозапись отрывка произведения Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка» .
Цифровые ресурсы:
1.Электронные образовательные ресурсы: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
2.Интернет – ресурсы Центра современных образовательных технологий, завучинфо, 1 сентября, САРиПРО.
3.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
4.«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.