Рабочая программа по внеурочной деятельности "Успешное чтение" 2 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Успешное чтение" 2 класс

Оценка 4.7
doc
05.05.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Успешное чтение" 2 класс
Рабочая программа УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕ.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

 

                                                                                                     

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО учителей начальных классов

_______________________________

                  (Ф.И.О., подпись)

 

Протокол № ________________________

«____» _____________ 20____г.

СОГЛАСОВАНО

Эксперт

_______________________________

                         (Ф.И.О., подпись)

 

«____» _____________ 20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 7

  ______________

Приказ № ____________________

от «____» _____________ 20____г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Наименование ____Успешное чтение

Класс ____2 В

Уровень общего образования ______начальное общее образование_________________________________________

Ф.И.О. учителя  

Учебный год реализации программы______________2018-2019 учебный год_____________________________

Количество часов по плану: всего за год _____34__________; в неделю ___________1_________________________

Планирование составлено на основе: учебно – методического комплекта «Успешное чтение», разработанного   российскими учеными Санкт-Петербургского государственного университета и Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена,

Учебник:  О.В. Кубасова. Как помочь младшему школьнику стать читателем: Методическое пособие.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

 

Рабочую программу составила       


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультатива «Успешное чтение» составлена на основе учебно – методического комплекта «Успешное чтение», разработанного   российскими учеными Санкт-Петербургского государственного университета и Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, и может быть реализована учителями начальной шко­лы в  сотрудничестве с родителями.   

Актуальность программы определена тем, что в современной России книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда сегодня велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству. Россия превратилась в государство, где 40% населения, по данным соцопросов, не стесняются признаться в том, что вообще не берут в руки книгу.

«…Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет!» (Сергей Петрович Капица, 2009г)

В  ноябре 2006 года была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения» на 2007 – 2020 годы. В ней в частности говорится, что сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и ввести их в ранг активных читателей, создать условия для роста престижности чтения как культурной ценности. Эту задачу должна решать каждая школа.   

          Отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В международных исследованиях показано, что, если ребенок  не становится читателем к 12 годам, маловероятно, что он им когда-нибудь станет.

Между  тем ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, в их числе: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, осознание значимости чтения для личного развития, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, формирование потребности в систематическом чтении.

 Почему сегодня так важно иметь в стране высокий уровень чтения?

Чтение является инструментом получения образования и распространения культуры, средством духовного воспитания и интеллектуального развития человека, свидетельством формирования коммуникативной и профессиональной компетентности специалиста, средством достижения успеха человека в жизни.

Каковы основные отличия в интеллектуальном развитии человека читающего от нечитающего?

Основатель Российского Фонда чтения им. Н.А. Рубакина, социолог культуры и чтения С.Н. Плотников в результате исследований выделил  основные отличия активно читающих людей. Активные читатели:

- способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения;

-имеют большой объем памяти и активное творческое воображение;

-лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов;

-точнее формулируют и свободнее пишут;

-легче вступают в контакты и приятны в общении;

-обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны самостоятельны в суждениях и поведении.

Программа факультатива «Успешное чтение»  способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка,  содействует  подъему духовно - нравственной культуры,  решает  задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития  ребёнка,  так как чтение - это и труд, и творчество,  и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Полученные  знания  позволят обучающимся  преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить  внутренние цели, стремиться к ним.

Новизна программы заключается в том, что она  позволяет  решить проблему снижения читательской активности школьников, а также разрешить следующие противоречия:

¾     между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

¾     между количеством часов (3ч) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;

¾     наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Главными целями программы являются:

¾     создание  условий для развития читательской культуры школьников,

¾     расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных

       классов;

¾     формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных

       учебных умений.

        Для достижения данных целей выделены следующие задачи:

¾    формировать литературный вкус (художественный уровень предлагаемых        произведений);

¾    развивать навыки рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);

¾   создавать привлекательный имидж читающего сверстника в глазах товарищей.

¾   воспитывать творческую индивидуальность ребёнка, готовность  и способность         к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, непрерывному образованию и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».

          Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 1 - 4 классов, на 4 года обучения.

На  реализацию курса «Успешное чтение »  во 2  классах  отводится                                34  часа  в год.

Продолжительность занятия   в 2 классе в соответствии с нормами СанПина  - 45 минут.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

1.Принцип ориентации на успех.  Обучение активизирует процесс развития мотивации достижения. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной   составляющей окружающего мира.

2.Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.

3.Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности.

4.Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей школьников. Развитие традиций семейного чтения.

5.Принцип наглядности. Учебная деятельность осуществляется с применением ИКТ.

6.Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе  обучающихся.

Особенности реализации программы:

Содержание факультативных занятий поможет школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из  её  аппарата (титульный лист, введение, предисловие и пр.), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Практическая часть работы направлена на самостоятельное чтение произведения, получение навыков работы с текстом,  развитие речи обучающихся.

      Формы работы:

           Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли,  творческие презентации и т. д.

Методы обучения:

На факультативных занятиях используются различные методы обучения, что сопряжено с уровнями мыслительной активности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский; метод творческого чтения.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

¾      текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в       процессе занятий; тестирование;

¾      промежуточный – отчеты, викторины, конкурсы; тестирование;

¾      итоговый – «Праздник Книги», тестирование.

Планируемые результаты реализации программы:

В результате освоения программы факультатива « Успешное чтение                                                                                                                                                                                                                                                                              » формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

1)        Личностные умения:

—  осознавать значимость чтения для личного развития;

—  формировать потребность в систематическом чтении;

—  использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

—  уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

—  пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

2)        Регулятивные умения:

—  уметь работать с книгой;

—  уметь самостоятельно работать с новым произведением;

—  уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

—  уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

3)        Познавательные учебные умения:

—  прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

—  отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

—  ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

—  составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

—  пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

4)        Коммуникативные учебные умения:                                                                                                             

—  участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение  и аргументировать свою точку зрения;

—  оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать  свою этическую позицию;

—  высказывать своё суждение о прочитанной  книге;

—  участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

—  соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке   и т. д.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

¾осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

¾воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

¾применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

¾испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

¾уважать культуру народов других стран;

¾воспринимать художественную литературу как вид искусства;

¾испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;

¾развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

¾осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

¾выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;

¾высказывать и пояснять свою точку зрения;

¾применять правила сотрудничества;

¾работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;

¾выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

¾ цитировать ( письменно);                                                                                                                                                                                                                                                                

¾делать устную презентацию книги (произведения);                                                                                                                                                         

¾пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;                                                                    

¾расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

 

Учебно-тематическое планирование для 2-го класса.

 

№ раздела

Тема  раздела

Количество часов

      1     

Реклама книги.  Знакомство с авторами и  их произведениями.

10 часов

2

Обсуждение книг, выражение отношения к прочитанному.

10 часов

3

Творческая мастерская. Защита творческих  работ.

10 часов

4

Обобщающие итоговые занятия.

4 часа

 

Всего

34 часа

 

Содержание программы

2 класс (34 часа)

Реклама книги.  Знакомство с авторами и  их произведениями (10 часов)

-       «Чиполлино», «Путешествие голубой стрелы» Джанни.Родари

-       «Рикки-Тики-Тави», «Кошка, которая гуляла сама по себе» Редъярда Киплинга

-       «Чук и Гек», и др. рассказы Аркадия Гайдара

-       «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф

-        « Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова.

-       «Две повести о малыше и Карлсоне, который живет на крыше». Астрид Линдгрен

-       Рассказы о животных.Сетона-Томпсона

-       «Конёк-горбунок» Петра Ершова

-       Сказки Мамина-Сибиряка

-       «Королевство кривых зеркал» В.А.Губарева 

 

Обсуждение книг, выражение отношения к прочитанному (10 часов)

Выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ, инсценировка  отрывков произведения. Анализ произведения (тема, главная мысль, главные герои…) Выражение отношения к прочитанному.

Творческая мастерская. Защита творческих  работ (10 часов)

Знакомство с методиками творческого чтения «Карта текста», «График интереса», «Толковый словарь». Выполнение творческих работ к прочитанным произведениям. Защита и обсуждение творческих работ.

 Обобщающие итоговые занятия (4 часа)

           Викторины по изученным произведениям. Выставки портфелей читателя. Беспроигрышная лотерея. Праздник книги

 

Календарно – тематическое планирование

внеурочной деятельности «Успешное чтение» 2 класс

на 2018-2019 учебный год  34 часа (1 час в неделю)

 

урока

Тема

Дата

Коррекция

1.

Книги, прочитанные летом.

07.09

 

2.

Оформление титульного листа «Портфеля читателя»

14.09

 

3.

Права и обязанности читателя.

21.09

 

4.

Анкета читателя. Презентация себя как читателя.

28.09

 

5.

Джанни  Родари. Слово о писателе.

05.10

 

6.

Реклама книги «Приключения Чиполлино». Просмотр фрагмента мультфильма.

12.10

 

7.

Творческая мастерская. Задание «Карта текста». Выполнение и защита работ.

19.10

 

8.

Редъярд Киплинг. Слово о писателе.

26.10

 

9.

Реклама книги «Рики- тики- тави». Просмотр фрагмента мультфильма.

02.11

 

10.

Реклама книги «Конек- горбунок» Петр Ершов. Просмотр фрагмента мультфильма.

16.11

 

11.

Творческая мастерская. Задание «Толковый словарь». Выполнение и защита работ.

23.11

 

12.

Викторина по прочитанному произведению.

30.11

 

13.

Аркадий Гайдар. Слово о писателе.

07.12

 

14.

Реклама книги «Чук и Гек» А. Гайдара.

14.12

 

15.

Творческая мастерская. Задание «Волшебное дерево». Выполнение и защита работ.

21.12

 

16.

Астрид Лингренд. Слово о писателе.

28.12

 

17.

Реклама книги «Две повести о малыше Карлсоне, который живет на крыше».

18.01

 

18.

Просмотр фрагмента мультфильма. Защита творческих работ.

25.01

 

19.

Реклама книги «Волшебник изумрудного города» А. Волкова.

01.02

 

20.

Творческая мастерская. Задание «Рюкзак героя». Выполнение и защита работ.

08.02

 

21.

Реклама книги «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельм Лагерлеф. Просмотр фрагмента мультфильма.

15.02

 

22.

Зарубежные авторы. Джон Харрис

«Сказки дядюшки Римуса».

22.02

 

23.

Зарубежные авторы. Сетон- Томпсон «Рассказы о животных».

01.03

 

24.

Защита творческих работ.

08.03

20.03

25.

Д. Мамин – Сибиряк. Слово о писателе.

15.03

 

26.

Реклама книги «Королевство кривых зеркал» В. Губарева.

22.03

 

27.

Защита творческих работ.

05.04

 

28.

Анкетирование «Какой я читатель».

12.04

 

29.

Подведение итогов. Подсчет «буков». Выбор Лучшего читателя.

19.04

 

30.

Презентация своих «Портфелей читателя».

26.04

 

31.

Презентация своих «Портфелей читателя».

03.05

 

32.

Беспроигрышная лотерея.

10.05

 

33.

«Праздник книги»

17.05

 

34.

Список литературы для 3 класса.

24.05

 

 

 

Результаты работы по программе определяются по уровню развития читательского интереса школьников.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1. Нет интереса к чтению книг.

2. Не может самостоятельно выбрать книги.

3. При выборе книг главное внимание обращает на иллюстрации, объём.

4. Не всегда дочитывает книгу.

5. Работая с журналами, газетами, рассматривает только рисунки.

6. Нуждается в постоянном контроле.

1. Самостоятельно находит книги, рекомендованные учителем.

2. Выбирая книгу, ориентируется на автора, название книги, иллюстрации.

3. Понимает и объясняет содержание иллюстрации в книге.

4. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.

5. Берёт самостоятельно журналы, газеты; рассматривает иллюстрации; читает выборочно (по интересу) рассказы, стихи.

6. Посещает библиотеку только с учителем.

1. Самостоятельно выбирает книги, обращает внимание на автора, название книги, иллюстрации.

2. Читает с желанием.

3.Делится впечатлениями о прочитанном.

4. Может самостоятельно выделить главную мысль.

5. Пересказывает близко к тексту.

6. Рассматривает, читает журналы, газеты.

7. Знает названия детских журналов.

8. Самостоятельно посещает библиотеку.

 

Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия

1.Сайт проекта «Успешное чтение»

2.Методические рекомендации по проекту «Успешное чтение»

3.Диагностика «Вижу-читаю- думаю-понимаю»

4.Анкета «Индекс позитива»

5.Портфель читателя

6.«Рассказы о животных»  Виталия Бианки

7. «Рассказы»  Николая Носова

8.«Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова

9.«Сказки» Ганса-Христиана Андерсена

10. Вини-Пух и все-все-все» Алекандра Милна

11. «Рассказы» Виктора Драгунского

12.«Волшебные сказки» Шарля Перро

13.«Приключения Буратино» Алексея Толстого

14.«Крокодил Гена и его друзья» Владимира Успенского

15.Стихи и сказки Александра Пушкина

16.Сказки «О потерянном времени», «Два брата» Евгения Шварца  

Список использованной литературы.

1.И.А. Агапова, М.А. Давыдова 30 литературных сценариев для школьников: Начальная и средняя школа. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004.

2.Е.И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.

3.И.Г. Сухин. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: Литературные викторины для дошкольников и младших школьников.- М.: Новая школа, 1996.

4.Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажёром. – М.: Издательство «Планета», 2012.

5.О.В. Кубасова. Как помочь младшему школьнику стать читателем: Методическое пособие.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

6.В.Н. Рыбинский, И.В. Мельченко. Творческое мышление. Развивающие занятия с детьми. – Ярославль: Академия развития, 2006.

7.Е.С. Гостимская, М.И. Мишина Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. –М.: 5 за знания, 2005.

8.Н.Ф. Дик. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе. Д: Феникс,2005.

10.Н.В.Лободина. Внеклассное чтение. 1-2 классы: интерактивные занятия.- Волгоград: Учитель, 2011.

11.Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики. Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005.

12.Р.В. Овчарова.  Практическая  психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

13.Современные образовательные технологии. /Стратегия РКМЧП, материалы лекций В.Д. Повзун/

 

Видео-, аудиоматериалы:

1. СD, DVD- диски с презентациями, музыкой, физминутками, видеофрагментами

2. Аудиозапись  отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

3. Аудиозапись песни  В. Шаинского, Э. Успенского «Чебурашка»                                                      4.  Аудиозапись отрывка произведения Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка»  . 

Цифровые ресурсы:

1.Электронные образовательные  ресурсы:  «Энциклопедия  Кирилла и Мефодия»;

2.Интернет – ресурсы  Центра  современных  образовательных  технологий,  завучинфо, 1 сентября, САРиПРО.

3.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

4.«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа факультатива «Успешное чтение» составлена на основе учебно – методического комплекта «Успешное чтение», разработанного российскими учеными

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа факультатива «Успешное чтение» составлена на основе учебно – методического комплекта «Успешное чтение», разработанного российскими учеными

Каковы основные отличия в интеллектуальном развитии человека читающего от нечитающего?

Каковы основные отличия в интеллектуальном развитии человека читающего от нечитающего?

Для достижения данных целей выделены следующие задачи: ¾ формировать литературный вкус (художественный уровень предлагаемых произведений); ¾ развивать навыки рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);…

Для достижения данных целей выделены следующие задачи: ¾ формировать литературный вкус (художественный уровень предлагаемых произведений); ¾ развивать навыки рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);…

Содержание факультативных занятий поможет школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (титульный лист, введение, предисловие и…

Содержание факультативных занятий поможет школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (титульный лист, введение, предисловие и…

Регулятивные умения: — уметь работать с книгой; — уметь самостоятельно работать с новым произведением; — уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,…

Регулятивные умения: — уметь работать с книгой; — уметь самостоятельно работать с новым произведением; — уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,…

Учебно-тематическое планирование для 2-го класса

Учебно-тематическое планирование для 2-го класса

Знакомство с методиками творческого чтения «Карта текста», «График интереса», «Толковый словарь»

Знакомство с методиками творческого чтения «Карта текста», «График интереса», «Толковый словарь»

Просмотр фрагмента мультфильма

Просмотр фрагмента мультфильма

Нет интереса к чтению книг. 2

Нет интереса к чтению книг. 2

Н.Ф. Дик. Воспитываем личность

Н.Ф. Дик. Воспитываем личность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020