ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Вдумчивое чтение» для 2 класса разработана на основе программы «Вдумчивое чтение» Посашковой Е.В.
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.
· Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2016-2020 учебные годы ОУ.
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.
· Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
· возрождение системы занятий по досуговому чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях в школе в условиях как основного, так и дополнительного образования.
Задачи:
· совершенствование навыка чтения обучающихся;
· формирование читательской компетенции младших школьников;
· формирование мотивации чтения младших школьников, развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
· знакомство обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
· формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
· формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
· формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
· выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;
· формирование информационной культуры школьников через освоение разных стратегий работы с текстами;
· развитие нравственных чувств, воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.
Межпредметные связи: русский язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.
Формы контроля
§ обучающиеся читают книги и обмениваются своими читательскими впечатлениями, участвуют в дискуссиях и литературных проектах (познавательная деятельность);
Общая характеристика учебного предмета
В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом и нравственном воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, поиск, извлечение и преобразование информации. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, на занятиях курса ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Данная программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие
форм и методов работы: игры и упражнения на развитие речи, памяти, внимания, пространственного восприятия, навыков чтения; словесное, графическое и музыкальное рисование; разные формы творческого пересказа; создание собственных текстов; коммуникативные игры, конкурсы, викторины, уроки-путешествия, инсценировки и театрализации; библиотечные уроки, экскурсии, устные журналы; оформление книжных выставок; составление книжек-малышек для детей дошкольных образовательных учреждений; выпуск литературных газет; выступления в ДОУ; праздники («Посвящение в читатели», «Читающая семья»); конкурс презентаций («Моя любимая книга», «Самая старая книга в нашей семье»); презентация книг для самостоятельного чтения; читательские конференции, просмотр экранизации изучаемых произведений и обсуждение прочитанного и просмотренного.
Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно – читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники,
На занятиях предполагается работа с разными видами текста. Это и художественные произведения, и научно-популярные статьи. На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями, различными видами словарей. Акцент при этом делается на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.
Помимо этого, идет ознакомление с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка; формируются следующие умения: понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием; определение особенностей научно-познавательного текста; определение темы и главной мысли текста; поиск опорных (ключевых) слов; выделение главного в содержании текста; построение схемы, модели текста, построение плана; воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему (подробный, частичный и выборочный пересказ текста).
Также учащиеся получают библиографические знания: об элементах книги (обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, иллюстрации); учатся ориентироваться в характере книги по ее обложке; выбирать книгу на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.
Большое внимание на занятиях курса уделяется формированию навыков чтения (темп, грамотность, выразительность, осмысленность). Для этого на каждом занятии проводятся разминка (дыхательная, артикуляционная и речевая гимнастики). Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом формируются с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: упражнения, направленные на развитие четкости произношения, регулирования дыхания, на развитие подвижности речевого аппарата, увеличение поля бокового зрения; упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания, логическое мышление, упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух. Самое главное в данной работе не длительность, а частота выполнения тренировочных упражнений.
Для качественной работы по формированию читательской компетентности педагогу также необходимо организовать в кабинете Уголок внеклассного чтения. По мнению Н.Н. Светловской, «Уголок внеклассного чтения – это специально отведенное в классе место, оборудованное так, чтобы учащиеся с первых шагов привыкали к упорядоченному книжному окружению и вырабатывали умение пользоваться им».
В Уголке чтения должны быть: 1) три полки для книг, размещенные так, чтобы младший школьник легко доставал книги с каждой из них (1-ая полка – для книг, которые читаются на уроках; 2-ая – для книг из домашних библиотек по теме уроков; 3-я, нижняя полка – для любимых книг, расставленных по темам чтения). 2) Стол, чтобы класть, рассматривать и читать книги. 3) Стенд, где вывешиваются задания, детские рисунки.
Не рекомендуется размещать Уголок чтения у двери, создавать его «для красоты», пускать работу на самотек.
Правила работы в Уголке чтения.
Можно: 1. Брать в руки любую книгу, рассматривать, листать ее, но потом ставить на место. 2. Приносить в класс и выставлять в Уголке чтения любую книгу, принесенную из дома. 3. Выставлять в Уголке свои поделки и рисунки в связи с прочитанными книгами. 4. Брать свою книгу домой, когда захочешь. |
Нельзя: - Брать домой без разрешения чужую книгу. - Шуметь, толкаться, вырывать из рук товарищей книги. - Брать книги грязными руками. |
Программа курса предусматривает также работу:
1) с учреждениями культуры:
- библиотечные уроки;
- экскурсии в музей, посещение выставок;
2) совместную деятельность детей, родителей (классные часы: «Книга в нашей семье», «Моя настольная книга», «Книга моего детства»; «Мама, папа, я – читающая семья», «Знатоки сказок»…).
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Вдумчивое чтение» рассчитана на обучающихся 1 – 4 классов начальной общеобразовательной школы увлекающихся художественной литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по 40 мин. (всего 34 недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1) Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
2) Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
3) Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.
4) Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3) Использование знаково-символических средств представления информации.
4) Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.
6) Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Приобретение первичных навыков работы с информацией:
1) Овладение осознанным чтением текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
2) Использование таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое.
3) Освоение умения ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
4) Освоение умения составлять список используемой литературы и других информационных источников (при выполнении исследовательских проектов).
5) Совершенствование умения определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
6) Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с задачами коммуникации.
7) Приобретение умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.
8) Совершенствование умения высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
9) Совершенствование умения составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.
Предметные результаты:
1) Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приемов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения.
2) Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).
3) Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня.
4) Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
5) Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий).
6) Повышения читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
7) Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта.
8) Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний в области литературы, повышение читательской компетентности учащихся, расширение читательского кругозора – достигается с помощью бесед, дидактических игр, викторин, совместного со взрослым чтения и слушания книг, участия в литературных олимпиадах, исследовательских проектах, читательских конференциях, культпоходах в театры, литературные музеи. На этом уровне особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, библиотекарем, которые становятся авторитетными руководителями чтения и ведут ребенка за собой.
9) Второй уровень результатов – получение опыта эстетического переживания, формирование внутренней мотивации чтения, повышение читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности – достигается с помощью непосредственного общения детей друг с другом. Ценностное отношение школьников к чтению, к книге, к искусству слова во многом формируется в общении со сверстником, здесь ребёнок вербализует, проверяет и отстаивает свои духовные ценности. Для достижения этого уровня важны такие методы и приемы, как проблемные дискуссии, диспуты, в которых ученик осваивает умение отстоять свое читательское мнение, дать адекватную самооценку своей читательской деятельности. Школьники могут принять участие в организации литературных концертов, инсценировок, праздников на уровне класса и школы.
10) Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, рост читательской активности, увеличение читательской самостоятельности, развитие литературно-творческих способностей – достигается благодаря взаимодействию школьников в открытой общественной среде в ходе таких социальных акций, как: сбор книг, литературные праздники и благотворительные концерты для воспитанников ДОУ, детей из домов-интернатов, участие в городских, областных и всероссийских литературно-творческих акциях и мероприятиях и др.
Результаты изучения курса
· Углубление интереса школьников к чтению
· Перспективы читательского роста детей.
· Овладения способами исследовательской деятельности.
· Формирование творческого мышления.
· Способствование улучшения качества различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. 1.Заполнение читательской анкеты. Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги.
ТЕМА 1. «Я РАСТУ...» (5 часов)
Занятие 2. «Что со мною происходит, когда я расту?»
Выставка книг В. Лунина и А. Барто. Слушание стихотворений В. Лунина «Утреннее настроение», «Целыми днями», «Что я вижу», стихотворения А. Барто «Я расту». Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Беседа. Самостоятельное чтение. Пробы выразительного чтения.
Занятие 3. «Игры со словами»
Слушание и самостоятельное чтение стихотворения В. Левина «Случайное стихотворение». Графическое иллюстрирование, игровое задание на внимательность. Работа с анаграммами, соревнование. Работа в парах.
Занятие 4. «Поэтическая разминка». «Удивительные стихи детских поэтов»
Литературные игры с рифмами «Рифмы-загадки», «Играем в рифмы», «Я – поэт», «Рассыпавшиеся строчки». Слушание и самостоятельное чтение стихотворений Н. Кончаловской «Удивительный огород» и В. Орлова «Ворона». Творческие задания для фантазеров и знатоков слова.
Занятие 5. «Веселые и грустные стихи о детстве»
Выставка книг Э. Мошковской. Слушание и самостоятельное чтение стихотворений «Таблица умножения», «Какие бывают подарки», «Кислые стихи», «Я маму мою обидел», беседа. Работа над выразительным чтением. Словесное и графическое иллюстрирование стихов. Игровые задания.
Занятие 6. «Кем стать?»
Антиципация и слушание рассказа А. Раскина «Как папа выбирал профессию». Беседа. Характеристика главного героя. Перечитывание рассказа с карандашом в руке. Литературная игра.
Литературно-творческое задание № 2: «Кем я мечтаю стать».
ТЕМА 2. «КЛАДОВАЯ ПРИРОДЫ» (3 часа)
Занятие 7. «Маленькие открытия в природе». «Веселые и грустные стихи о природе».
Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов-миниатюр М. Пришвина «Разговор деревьев», «Последние грибы», «Берестяная трубочка». Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. Создание устных и изобразительных иллюстраций к рассказам писателя. Пробы выразительного чтения.
Выставка книг И. Токмаковой. Слушание и самостоятельное чтение стихотворений о природе И. Токмаковой «Туман», «Голубая страна», «Подарили собаку», «Ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова». Определение ведущего настроения стихов. Поиск красочных выразительных средств языка стихотворений. Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению. Пробы выразительного чтения. Конкурс чтецов.
Занятие 8. «Познавательные сказки о природе»
Антиципация и самостоятельное чтение сказок-миниатюр Э. Шима «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнышки». Словесное и графическое рисование. Пересказ и вдумчивое перечитывание текста.
Занятие 9. «Красота и душа природы»
Творческий конкурс «Какие чудеса я видел в природе». Слушание и самостоятельное чтение рассказов Л. Толстого «Черемуха», Н. Сладкова «Песенки подо льдом». Деление текста на части, определение ведущего настроения и идеи текста. Беседа по проблемному вопросу. Пробы выразительного чтения. Работа в парах.
ТЕМА 3. «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» (4часа)
Занятие 10. «Сказочная поэзия Г. Цыферова». «Сказки-загадки»
Путешествие в сказочный мир Г. Цыферова. Самостоятельное чтение сказок-миниатюр Г. Цыферова из сборника «Как лягушки чай пили». Озаглавливание и иллюстрирование текста. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы.
Слушание и самостоятельное перечитывание народной сказки «Три розы», сказки В. Берестова «Честное гусеничное». Обсуждение проблемного вопроса. Работа над образом персонажем. Творческое задание: нарисуй портрет героини сказки.
Занятие 11. «Удивительные сказки Н. Абрамцевой». «Странные сказки К. Каспаравичюса»
Знакомство со сказочным миром Н. Абрамцевой. Слушание и самостоятельное чтение сказок Н. Абрамцевой «Котенок и Стеклышко», «Потеря». Первичная характеристика персонажей сказки по авторскому описанию. Словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Первичная характеристика образа автора.
Слушание и чтение сказок К. Каспаравичюса «Чайный клуб», «Спор», «Летучие книги». Беседа о героях и языке сказок. Определение ведущего настроения текстов. Литературно-творческое задание № 3: «Необычная история об обычных вещах».
Занятие 12-13. «Сказки по телефону» Д. Родар. «Разноцветные сказки С. Могилевской»
Выставка книг Дж. Родари. Слушание и самостоятельное чтение сказок Д. Родари «Шоколадная дорога», «Страна, где все слова начинается с НЕ» из сборника «Сказки по телефону». Творческое задание: посоревнуйся с писателем. Соревнования в парах.
Слушание и самостоятельное чтение сказок С. Могилевской «Желтая сказка», «Голубая сказка» из сборника «Разноцветные сказки». Творческие задания: нарисуй иллюстрацию к сказке; выпиши «цветные» слова из сказок.
ТЕМА 4. «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» (2 часа)
Занятие 14. «История вещей»
Антиципация и самостоятельное чтение рассказов «Дырявое шило», «Как баклуши били», «Вилы и вилка», «Зачем нужны пуговицы», «От бусинки до окна», «Зеркало и жизнь» из сборника М. Шпагина «Что было до…». Литературный диктант, тесты.
Занятие 15. Итоговое занятие
Заполнение читательской анкеты: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года. Постановка задач на следующий год «Лестница моих будущих успехов».
Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогами-литераторами.
Выставки литературно-творческих работ учеников, выполненных в рамках годового изучения программы.
ТЕМА 5. УРОК СМЕХА ЛЕОНИДА КАМИНСКОГО (1 час)
Занятие 16.
Выставка книг Леонида Каминского. Слушание рассказов писателя. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Самостоятельное чтение и пересказ. Творческое задание «Сочини слова с пропущенными буквами».
ТЕМА 6. НОВЫЕ СКАЗКИ МАРИНЫ МОСКВИНОЙ(1 час)
Занятие 17.
Слушание сказки «Что случилось с крокодилом». Сопоставление сказки и одноименного мультфильма. Антиципация. Самостоятельное чтение сказки «Кабанчик на качелях», беседа. Характеристика главного героя. Устное и изобразительное рисование. Выставка книг.
ТЕМА 7. РАССКАЗЫ О «ЗВЕРЕНКАХ» Е. И. ЧАРУШИНА (1 час)
Занятие18.
Выставка книг Е. И. Чарушина. Подготовка иллюстрации обложки и аннотации любимой книги. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование рассказов писателя.
ТЕМА 8. ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ Х.К. АНДЕРСЕНА (2 часа)
Занятие 19-20.
Путешествие в страну «короля сказок». Выставка книг Х.К. Андерсена. Конкурс на лучшего рассказчика и на внимательного слушателя, конкурс детских иллюстраций. Литературные игры, тест. Рассказ о писателе.
Просмотр мультфильмов, поставленным по произведениям датского сказочника.
ТЕМА 9. ВЕСЕЛЫЕ РАССКАЗЫ О ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ В.В. ГОЛЯВКИНА (1 час)
Занятие 21.
Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг писателя. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов В.В. Голявкина «Крути снежные вертя», «Карусель в голове», беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые задания.
ТЕМА 10. САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ БАЛАГУР. ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА (2 часа)
Занятие 22-23.
Путешествие в необыкновенные страны вместе с бароном Мюнхгаузеном. Выставка книг о Мюнхгаузене. Конкурс на лучшего рассказчика, конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Рассказ о прототипе литературного героя. Характеристика главного героя.
Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных сказочных историй книги о Мюнхгаузене.
Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов: Какова история создания книги? Был ли барон Мюнхгаузен на самом деле?
ТЕМА 11. СЕМЕЙНАЯ СКАЗКА А.А. МИЛНА «ВИННИ-ПУХ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ» (2 часа)
Занятие 24-25.
«Искпедиция» в сказочную страну А.А. Милна. Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории создания книги.
Игровой диктант «Внимательный читатель». Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературные игры, викторины. Работа над образами персонажей, над языком сказки. Чтение по ролям, инсценирование.
Просмотр мультфильмов, поставленным по произведениям английского сказочника.
Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов: Какова история создания книги? Кто такой Кристофер Робин? Какие игрушки стали героями сказки? Сколько раз экранизировали сказку о Винни-Пухе?
ТЕМА 12. РАССКАЗЫ О КРАСОТЕ ПРИРОДЫ Ю.И. КОВАЛЯ (1 час)
Занятие 26.
Творческий конкурс «Какие чудеса я видел в природе». Защита творческих работ. Создание устных и изобразительных иллюстраций к рассказам писателя.
Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов Ю.И. Коваля «Стеклянный пруд», «Русачок-травник», «Снегодождь», «Бабочка» и др. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы.
ТЕМА 13. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ГЕРОЙ МИФОВ (2 часа)
Занятие 27-28.
Путешествие в прошлое на машине времени. Выставка книг мифов Древней Греции. Конкурс на лучшего знатока древнегреческих богов. Создание на доске с помощью рисунков и аншлагов горы Олимп и и ее обитателей.
Конкурс на лучшего знатока древнегреческих героев. Чтение и пересказ мифа о Прометее. Литературная викторина «Знаешь ли ты подвиги Геракла?».
Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных древне-греческих мифов.
ТЕМА 14. УДИВИТЕЛЬНАЯ ВООБРАЗИЛИЯ Б.В. ЗАХОДЕРА (1 час)
Занятие 29.
Путешествие в страну Вообразилию Б.В. Заходера. Выставка книг, рассказ о писателе. Литературная викторина.
Работа над игровыми стихами. Творческие задания. Выразительное чтение стихов. Конкурс чтецов. Литературная игра.
ТЕМА 15. САМАЯ УМНАЯ КНИГА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ПОЧЕМУЧКА» (1 час)
Занятие 30.
Выставка современных энциклопедий. Литературная игра, диктант «Внимательный читатель», викторина «Самый интересный энциклопедический вопрос». Соревнования в парах, групповая работа.
ТЕМА 16. ВЕСЕЛЫЕ РАССКАЗЫ О ДЕТСТВЕ К.В. ДРАГУНСКОЙ (2 часа)
Занятие 31-32.
Выставка книг, рассказ о писательнице К.В. Драгунской. Антиципация. Слушание и самостоятельное чтение рассказов «Как мне имя выбирали», «Мальчик с ежами» (из сб. «Целоваться запрещено»). Беседа. Игровые и творческие задания.
ТЕМА 13. СКАЗОЧНАЯ ПОЭЗИЯ С.Г. КОЗЛОВА (1 час)
Занятие 33.
Путешествие в сказочный лес С. Г. Козлова. Слушание и сопоставление сказки «Ежик в тумане» и одноименного мультфильма.
Беседа о творчестве писателя, проблемные вопросы. Самостоятельное чтение сказок «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако».
Обсуждение образов-персонажей, идей сказок. Чтение по ролям. Творческое задание.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час)
Занятие 34.
Заполнение читательской анкеты: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио.
Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года. Постановка задач на следующий год «Лестница моих будущих успехов».
Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги» с элементами драматизации, инсценировок изученных литературных текстов.
Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогами-литераторами.
Выставки литературно-творческих работ, исследовательских и творческих проектов учеников, выполненных в рамках годового изучения программы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во час. |
1 |
Вводное занятие. |
1
|
2-6 |
ТЕМА 1. «Я РАСТУ...» «Я расту...» |
5 |
7-9 |
«Кладовая природы» |
3 |
10-13 |
«Сказочная страна» |
4 |
14-15 |
«Хочу все знать» |
2 |
16 |
Урок смеха Леонида Каминского. |
1 |
17 |
Новые сказки Марины Москвиной. |
1 |
18 |
Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина |
1 |
19-20 |
Любимые сказки Х.К. Андерсена. |
2 |
21 |
Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина |
1 |
22-23 |
Самый знаменитый балагур. Приключения барона Мюнхгаузена. |
2 |
24-25 |
Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». |
2 |
26 |
Рассказы о красоте природы Ю.И. Коваля. |
1 |
27-28 |
Мифы древней Греции. |
2 |
29 |
Удивительная Вообразилия Б.В. Заходера |
1 |
30 |
Самая умная книга. Энциклопедия «Почемучка» |
1 |
31-32 |
Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской. |
2 |
33 |
Сказочная поэзия С.Г. Козлова. |
1 |
34 |
Итоговое занятие. Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги». |
1 |
|
Итого: |
34 ч. |
Описание материально-технического и учебно - методического обеспечения рабочей программы.
1. Бунеева, Е.В. Буду настоящим читателем. 2–4 кл. / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова : пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М. :Баласс, 2012.
2. Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. :Баласс, 2012. –160 с.
3. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1997.
4. Соболева, О.В. Беседы о чтении / О.В. Соболева // Начальная школа Плюс До и После. 2007. – № 8–12; 2008. – № 1, 3, 4, 6, 9, 11;2009. – № 1.
5. Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе / Н.Н. Светловская. – М. : Магистр, 2003.
6. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова,Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –С. 3 – 9.
7. Щеглова, Т.М. Развитие познавательной сферы личности младших школьников : Сборник психокоррекционных игр и упражненийдля детей 6–10 лет / Т.М. Щеглова. – Шуя, 1995.
Ресурсы сети Интернет:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. Режим доступа: http://www.edu.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.