Пояснительная записка
Главным фактором школьной спортивной жизни является внеклассная работа. Основу её составляет организация школьной спортивной секции.
Рабочая программа по спортивно-оздоровительной направленности секции «Волейбол» для обучающихся 8-9 класс разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
- «Внеурочная деятельность учащихся: волейбол» под редакцией Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов (2011г.)
Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования обучающихся общеобразовательной организации с использованием двигательной активности из раздела «волейбол».
Основной принцип работы секции по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях. Программа предусматривает проведение практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Цель занятий: формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди обучающихся школы, пропаганда ЗОЖ.
Задача занятий:
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
-развивать у обучающихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость;
- воспитывать у обучающихся нравственные качества: целеустремлённость и волю, дисциплинированность;
-укрепить здоровье, содействовать гармоническому физическому развитию;
- вооружить теоретическими и практическими навыками игры в волейбол;
- организация полезной занятости обучающихся школы с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Для обучения набираются все желающие, не имеющие противопоказаний для занятий спортивными играми.
Учебная работа в секции осуществляется на основе данной программы, которая содержит материал теоретических и практических занятий. Теоретические занятия проводятся в форме бесед в процессе практических занятий. Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными. Программа рассчитана на 102 часа (занятия 2 раза в неделю по 60).
Учебно-тематический план
№ |
Наименование раздела
|
|
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности |
|
В процессе занятий |
4 |
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом |
|
|
5 |
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма |
|
|
6 |
Основы методики обучения в волейболе |
|
10 |
7 |
Подвижные игры с элементами волейбола |
|
20 |
8 |
Общая и специальная физическая подготовка |
|
25 |
9 |
Основы техники и тактики игры |
|
32 |
10 |
Контрольные игры и соревнования |
|
10 |
11 |
Контрольные испытания |
|
5 |
|
Всего
|
|
102 |
Содержание программы:
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.
Основы методики обучения в волейболе.
Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Общая и специальная физическая подготовка.
Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.
Основы техники и тактики игры.
Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).
Формы и методы занятий:
Формы проведения занятий:
1. Практические занятия;
2. Эстафеты;
3. Подвижные игры;
4. Спортивные соревнования;
5. Физкультурные праздники;
6. Обучающие и двусторонние игры;
7. Товарищеские встречи.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность.
Ведущими методами обучения являются:
Требования к уровню подготовки обучающихся
ЗНАТЬ:
Ø влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
Ø способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
Ø гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;
Ø правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
Ø основы методики обучения и тренировки по волейболу.
Ø правила игры;
Ø технику и тактику игры в волейбол; строевые команды;
Ø методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к созданию презентаций;
УМЕТЬ:
Ø выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
Ø соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;
Ø выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
Ø выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;
Ø использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Ø осуществлять судейство соревнований по волейболу;
Ø работать с книгой спортивной направленности;
Ø самостоятельно составлять выступления и презентацию к ним;
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
Ø Достижения высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;
Ø Призовые места на соревнованиях областного уровня;
Ø Устойчивое овладение умениями и навыками игры;
Ø Развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно так и в спортивной секции после окончания школы;
Ø Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма;
Ø Умение контролировать психическое состояние.
Контрольные нормативы по основам технической подготовки в волейболе
№ норматива |
Контрольные нормативы |
Пол |
Показатели |
||
н |
с |
в |
|||
1 |
Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз) |
Юн. |
12 |
14 |
16 |
Дев. |
9 |
11 |
14 |
||
2 |
Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз) |
Юн. |
10 |
12 |
14 |
Дев. |
8 |
10 |
12 |
||
3 |
Передача мяча в парах, |
Юн. |
17 |
20 |
25 |
Дев. |
12 |
15 |
20 |
||
4 |
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку |
Юн. |
5 |
10 |
15 |
Дев. |
3 |
6 |
10 |
||
5 |
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя |
Юн. |
2 |
3 |
4 |
Дев. |
1 |
2 |
3 |
||
6 |
Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток |
Юн. |
3 |
4 |
5 |
Дев. |
3 |
4 |
5 |
||
7 |
Нижние передачи над собой |
Юн. |
15 |
20 |
25 |
Дев. |
10 |
15 |
20 |
||
8 |
Верхние передачи над собой |
Юн. |
15 |
20 |
25 |
Дев. |
10 |
15 |
20 |
Н - низкий показатель; С - средний показатель; В - высокий показатель
Календарно – тематическое планирование
№ занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Дата проведения |
|
План. |
Факт. |
|||
1 |
1,5 |
1.Техника безопасности на занятиях по спортивным играм.2. Перемещения и стойка волейболиста. З. Передача мяча двумя руками сверху. |
|
|
2 |
1,5 |
1. ОФП. 2. Перемещения и стойка волейболиста. З. Передача мяча двумя руками сверху. 4.Подвижные игры с элементами волейбола. |
|
|
3 |
1,5 |
1. Развитие быстроты перемещения.2. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Подвижные игры с элементами волейбола. |
|
|
4 |
1,5 |
1. ОФП. 2.Передеача мяча сверху двумя руками в средней и низкой стойках и после перемещения. 3.Подвижные игры и эстафеты. |
|
|
5 |
1,5 |
1. Передача и прием мяча сверху двумя руками после перемещений. 2. Техника приема и передачи мяча снизу двумя руками. Подвижные игры с элементами волейбола. |
|
|
6 |
1,5 |
1.ОФП. 2. Прием и передача мяча двумя руками снизу. 3. Ознакомление с основными правилами игры в волейбол. |
|
|
7 |
1,5 |
1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. 2. СФП. Подвижные игры с элементами волейбола. |
|
|
8 |
1,5 |
1. Развитие быстроты и прыгучести. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. З. Введение в начальные игровые ситуации. |
|
|
9 |
1,5 |
1. Развитие быстроты и прыгучести. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Введение в начальные игровые ситуации. |
|
|
10 |
1,5 |
1. Физическая подготовка. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. З..Подвижные игры с элементами волейбола. |
|
|
11 |
1,5 |
1. Развитие быстроты и прыгучести 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. З. Нижняя прямая подача. |
|
|
12 |
1,5 |
1. Физическая подготовка. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. З. Совершенствование навыков нижней прямой подачи мяча. |
|
|
13 |
1,5 |
1. Нижняя прямая подача. 2. Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом. 3.Введение в начальные игровые ситуации. |
|
|
14 |
1,5 |
1. Нижняя прямая подача мяча. 2.Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. 3. Введение в начальные игровые ситуации. |
|
|
15 |
1,5 |
1. Нижняя прямая подача мяча. 2.Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. 3Подвижные игры и эстафеты. |
|
|
16 |
1,5 |
1.Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. 2.Нижняя прямая подача. 3.ОФП. |
|
|
17 |
1,5 |
1.Передача мяча двумя руками сверху на месте через сетку. 2.Нижняя прямая подача. 3.Игра «Пионербол» с элементами волейбола. |
|
|
18 |
1,5 |
1.Передача мяча над собой. 2.Передача мяча двумя сверху у стены. 3. Игра «Пионербол» с элементами волейбола. |
|
|
19 |
1,5 |
1.Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. 2. Введение в начальные игровые ситуации. 3.Игра «Пионербол» с элементами волейбола. |
|
|
20 |
1,5 |
1.Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. 2.Нижняя прямая подача. 3. Игра «Пионербол» с элементами волейбола |
|
|
21 |
1,5 |
1.Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами волейбола. |
|
|
22 |
1,5 |
1.Передача мяча двумя руками сверху и снизу через сетку с перемещением. 2. Нижняя прямая подача. 3.Игра «Пионербол» с элементами волейбола. |
|
|
23 |
1,5 |
1. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. 2.Прием подачи. 3.Введение в начальные игровые ситуации. |
|
|
24 |
1,5 |
1. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. 2.Прием подачи. 3.Введение в начальные игровые ситуации. |
|
|
25 |
1,5 |
1. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. 2.Прием подачи. 3.Введение в начальные игровые ситуации. |
|
|
26 |
1,5 |
1.Прием и передача мяча. 2.Нижняя прямая подача по указанным зонам. 3.ОФП. |
|
|
27 |
1,5 |
1.Прием и передача мяча. 2.Нижняя прямая подача по указанным зонам. 3.Эстафеты. |
|
|
28 |
1,5 |
1.Развитие силовой выносливости. 2.Прием и передача мяча. 3.Нижняя прямая подача по указанным зонам. |
|
|
29 |
1,5 |
1.Развитие скорости 2.Прием и передача мяча. 3.Нижняя прямая подача по указанным зонам. |
|
|
30 |
1,5 |
1.Общая и специальная подготовка. 2.Прием подачи. 3.Нижняя прямая подача по указанным зонам. |
|
|
31 |
1,5 |
1. Обучение защитным действиям. 2. Совершенствование навыков нижней подачи. 3.Учебная игра |
|
|
32 |
1,5 |
1.Защитные действия. 2. Подводящие упражнения для нападающих действий. 3.Учебная игра. |
|
|
33 |
1,5 |
1. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. 2. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. З. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. |
|
|
34 |
1,5 |
1. Развитие прыгучести. 2.Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. 3.Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. |
|
|
35 |
1,5 |
1. Прямой нападающий удар. 2. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. З. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. |
|
|
36 |
1,5 |
1. Прямой нападающий удар. 2.Навыки приема и передачи мяча после перемещений и падения. 3.Учебная игра |
|
|
37 |
1,5 |
1.Контрольное испытание по общей физической подготовке. 2.Двухсторонняя контрольная игра. |
|
|
38 |
1,5 |
1.Развитие специальной ловкости. 2.Упражнения для обучения блокированию. 3.Учебная игра |
|
|
39 |
1,5 |
1.Нападающий удар по неподвижному мячу. 2.Упражнения для обучения блокированию. 3. Учебно – тренировочная игра в волейбол. |
|
|
40 |
1,5 |
1.Прямой нападающий удар. 2.Одиночное блокирование. 3.Учебно – тренировочная игра. |
|
|
41 |
1,5 |
1. Развитие прыгучести .2. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении. 3.Учебно – тренировочная игра. |
|
|
42 |
1,5 |
1.Совершенствование нападающего удара и приёма мяча снизу. 2.Одиночное блокирование. 3.Двухсторонняя игра. |
|
|
43 |
1,5 |
1.Совершенствование нападающего удара и приёма мяча снизу. 2.Одиночное блокирование. 3.Двухсторонняя игра. |
|
|
44 |
1,5 |
1. Совершенствование навыков блокирования. 2. Совершенствование навыка прямого нападающего удара. З. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении. |
|
|
45 |
1,5 |
1.Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. 2.Учебно – тренировочная игра |
|
|
46 |
1,5 |
1.ОФП. 2 Совершенствование навыков защитных действий. 3.Учебная игра |
|
|
47 |
1,5 |
1.Круговая тренировка на развитие силовых качеств. 2.Приемы и передачи мяча. 3.Учебная игра |
|
|
48 |
1,5 |
1.Развитие силовых качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. |
|
|
49 |
1,5 |
1. Совершенствование навыков защитных действий и действия в нападении посредством учебно-тренировочной игры. 2.Круговая тренировка на развитие силовых качеств. |
|
|
50 |
1,5 |
1. Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование техники нижней прямой подачи. 3. Обучение командным тактическим действиям в нападении. |
|
|
51 |
1,5 |
1.Эстафеты с различными видами спортивных игр. 2. Совершенствование прямого нападающего удара. 3.Развитие прыгучести |
|
|
52 |
1,5 |
1.Совершенствование техники нападающего удара и постановки блока. 2.Двухсторонняя игра в волейбол. 3.Подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола. |
|
|
53 |
1,5 |
1.Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. 2.Учебно – тренировочная игра |
|
|
54 |
1,5 |
1.Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. 2.Учебно-тренировочная игра |
|
|
55 |
1,5 |
1.Развитие силовых качеств. 2.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении. |
|
|
56 |
1,5 |
1. Совершенствование навыков защитных действий и действия в нападении посредством учебно-тренировочной игры. 2.Круговая тренировка на развитие силовых качеств. |
|
|
57 |
1,5 |
1. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. 2. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. З. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. |
|
|
58 |
1,5 |
1. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. 2.Прием подачи. 3.Учебно – тренировочная игра. |
|
|
59 |
1,5 |
1.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении. |
|
|
60 |
1,5 |
1.Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. 2. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. 3.Учебная игра |
|
|
61 |
1,5 |
1.Развитие силовых качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. |
|
|
62 |
1,5 |
1.Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. 2. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. 3.Учебная игра |
|
|
63 |
1,5 |
1.Контрольное испытание по общей физической подготовке. 2.Двухсторонняя контрольная игра. |
|
|
64 |
1,5 |
1.Групповые тактические действия в нападении. 2.Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. |
|
|
65 |
1,5 |
1.Развитие силовых качеств. 2.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении. |
|
|
66 |
1,5 |
1.Групповые тактические действия в нападении. 2.Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. |
|
|
67 |
1,5 |
1.Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. 2. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. 3.Учебная игра |
|
|
68 |
1,5 |
1.Итоговое занятие. 2.Двухсторонняя игра |
|
|
Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.