Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-Эколог"
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-Эколог"

Оценка 4.6
Документация
docx
биология
11 кл +1
27.09.2022
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-Эколог"
рабочая программа "Точка Роста"
РП Кулик (1).docx

Краснодарский край  Динской район  станица Нововеличковская

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 30

имени Героя Советского  Союза

Николая Алексеевича Примака»

 

 

 

                                                                  УТВЕРЖДЕНО

                     решением педагогического совета

            МБОУ СОШ №30 им. Примака Н.А.

       от  27.08.2022 года протокол №1

            Председатель _______   Габлая В.А.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

По курсу внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»

 

Уровень образования (класс): основное общее образование, 7-8 классы

 

Количество часов: 34   

 

Кулик Татьяна Николаевна, учитель химии и биологии, МБОУ СОШ № 30 им. Примака Н.А.

  

Рабочая программа курса «Юный биолог-исследователь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

С учетом УМК рабочей программы: М.З. Федорова, В.С.Курченко. Экология человека: учеб. для учащихся общеобразовательных организаций/ М.З. Федорова.В.С.Курченко издательство М. Вентана-Граф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа «Юный биолог – исследователь» для 7-8 классов разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Данная программа согласуются с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени общего образования.

 

Актуальность данного курса заключается в

·        формировании мотивации познавательной деятельности саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся

·        формировании умений и навыков выполнения и защиты исследовательских проектов в области естественных наук

 

Адресат программы:

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 12 до 14 лет.

 

Формы проведения занятий:

Групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом

 

Уровень программы, объем и сроки:

Программа    естественно-научной направленности «Юный биолог-исследователь» учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ 273, ст.75, п.1) и рассчитана на 1 год.

 

Формы обучения: очная

 

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часа, всего за первый год 34 часа.

 

Особенности организации образовательного процесса

Состав коллектива в течении учебного года постоянный. Занятия групповые.

 

Цель курса:

вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработка научно- исследовательских проектов в области естественных наук

 

 

 

 

 

 

1.     Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»

 

Личностные результаты освоения рабочей программы по курсу внеурочной деятельности для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1.     Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому  языку,  к  достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране

2.     Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в  том  числе  в  сопоставлении  с  ситуациями,  отражёнными  в

литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к  разнообразной  совместной  деятельности,  стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школь- ном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

3.     Духовно-нравственного  воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других  людей  с  позиции  нравственных  и  правовых  норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

4.     Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5.     Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с при- родной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление  совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

6.     Физического воспитания, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7.     Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.

А также:

         понимание   роли   биологической   науки   в    формировании научного мировоззрения;

развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

       соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;

        активное участие в решении практических задач биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

  осознание экологических проблем и путей их решения.

 

Метапредметные:

1)      умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)   умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)   умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

4)  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

 

Предметные:

1)  формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2)      формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3)      приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4)   формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

 

 

 

 

 

 

2. Содержание программы внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь» включает:

 

Раздел 1. Введение

Тема 1

Теория: Знакомство с планом работы кружка.

Тема 2

Теория: Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории.

 

Раздел 2. Кейс «Я-эколог»

Тема 1

Теория: Предмет и задачи экологии

Тема 2

Теория: Охрана редких видов Краснодарского края и мест их обитания. Животные, занесённые в красную книгу Краснодарского края

Тема 3

Практика: Практическая работа 2 «Сбор материалов по охране природы Краснодарского края»

Тема 4

Теория Биоиндикаторы экологического состояния окружающей среды. Понятие лихеноиндикация.

Тема 5

Практика: Исследовательская    работа       «Изучение экологического состояния атмосферы ст.Нововеличковская»

Тема 6

Практика: Проект «Разработка методов борьбы с    загрязнением окружающей среды»

 

Раздел 3 Вода – источник жизни

Тема 1

Теория: Вода – источник жизни

Тема 2

Практика: Экскурсия «Изучение водных ресурсов ст.Нововеличковская». Правила отбора проб воды

Тема 3

Практика: Практическая   работа       «Исследование    реки  своего населенного пункта»

Тема 4

Практика: Практическая работа «Определения качества воды»

Тема 5

Теория: Нормы ПДК в разных видах вод, химический анализ воды.

Тема 6

Теория: Способы очистки рек, водоемов, озер. Очистные сооружения.

 

Тема 7

Практическая работа «Исследование осадков в виде дождя и снега»

Тема 8

Теория: Минеральные воды: хранение, методика и техника приема

мусороперерабатывающий комбинат и т.д.

Тема 9

Практика: Экскурсия на объекты, связанные с охраной природы: на водоочистительные станции.

 

Раздел 4. Бумажная хроматография

Тема 1

Теория: Что такое хроматография?

Тема 2

Теория: Бумажная хроматография

 

Раздел 5. Почва – важная составляющая часть биосферы

Тема 1

Теория: Что такое почва, её состав и плодородие. Эрозия почвы.

Практика: Экскурсия в природу «Эрозия почвы, её последствия Выявление следов эрозии»

Тема 2

Практика: Практическая работа «Изучение состава и качества почвы на приусадебных участках»

Тема 3

Теория: Способы повышения плодородия почвы

 

Раздел 6. Изучение качества пищевых продуктов

Тема 1

Практика: Практическая работа «Изучение состава чипсов. Влияние чипсов на организм человека»

Тема 2

Практика: Практическая работа «Изучение качественного состава шоколада разных производителей»

Тема 3

Практика: Практическая работа «Изучение состава газированных напитков и влияние их на организм человека»

Тема 4

Практика: Практическая работа «Физико-химический анализ качества молока»

Тема 5

Практика: Практическая работа «Составление рациона питания.

Подсчёт калорийности блюд». «Разработка рекомендаций по сохранению здоровья»

Раздел 7. Индивидуальные проекты

Тема 1

Практика: Работа над индивидуальным проектом. Выбор темы индивидуального проекта. Постановка цели и задач. Сбор теоретического материала по теме. Выполнение практической части.

Тема 2

Практика: Итоговая конференция по защите групповых и индивидуальных проектов

 


3.     Тематическое планирование

7-8 класс

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Основные направления воспитательной деятельности

Введение

2

Знакомство с планом работы кружка.

1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории. Заполнение журнала по Технике безопасности

Интелектуально-позновательное

Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в

лаборатории

1

Кейс «Я – эколог»

8

Предмет и задачи

экологии

1

Сбор материалов по охране природы Краснодарского края.

Интелектуально-позновательное

Экологическое

Трудовое

Охрана редких видов животных Краснодарского края и мест их обитания.

1

Практическая работа

Сбор материалов по охране природы

Краснодарского края

1

Биоиндикаторы экологического состояния окружающей среды

1

Знать Понятие лихеноиндикация. Ознакомиться с экологическими проблемами окружающей среды

 

Интелектуально-позновательное

 


 

 

 

Исследовательская

работа «Изучение экологического

состояния атмосферы

ст. Нововеличковская»

2

Ознакомиться с экологическими проблемами окружающей среды, местности, где проживает.

 

Интелектуально-позновательное

Трудовое

 

Патриотическое

Проект «Разработка

методов борьбы с загрязнением окружающей среды»

2

Научиться предлагать рациональные методы борьбы с загрязнением окружающей среды

Интелектуально-позновательное

Трудовое

Вода – источник

жизни

 

 

 

9

Вода источник жизни

1

Ознакомиться с водными ресурсами у себя на местности, оценить по внешнему виду степь загрязненности. Научиться правильно отбирать пробу воды для анализа

Трудовое

 

Патриотическое

Экскурсия

Изучение водных ресурсов

ст. Нововеличковская

Правила отбора проб воды.

1

Практическая работа

«Исследование реки своего населенного пункта»

1

Практическая работа

«Определения качества воды»

1

Изучить химические показатели воды, влияющие на ее качество. Знать понятие ПДК и его нормы.

Интелектуально-позновательное

Нормы ПДК в разных видах вод, химический анализ воды

1

Интелектуально-позновательное

Способы очистки рек, водоемов, озер. Очистные сооружения

1

Изучить способы очистки вод, знать как устроены очистные сооружения.

Интелектуально-позновательное

Практическая работа

«Исследование осадков в виде дождя и снега»

1

Уметь исследовать осадки на степь загрязнения, лабораторным способом.

Интелектуально-позновательное

Минеральные воды: хранение, методика и

техника приема

1

Ознакомиться с понятием минеральной воды.

Интелектуально-позновательное

Экскурсия на объекты, связанные с охраной природы: на водоочистительные станции.

1

Познакомиться наглядно с объектами охраны природы.

Интелектуально-позновательное

Трудовое

Бумажная

хроматография

2

Что такое

хроматография?

1

Знать, что такое хроматография. Где используется.

Интелектуально-позновательное

 

Бумажная хроматография

1

Уметь лабораторным способом с помощью хроматографии разделять компоненты смеси.

Почва – важная

составляющая часть биосферы

3

Что такое почва, её состав и плодородие

Экскурсия в природу

Эрозия почвы, её

последствия Выявление следов эрозии

1

Ознакомиться с составом почвы, уметь выявлять следы эрозии почвы. Узнать способы обогащения почвы полезными веществами

Интелектуально-позновательное

Трудовое

 

Патриотическое

Практическая работа

Изучение состава и качества почвы на

приусадебных участках

1

Способы повышения

плодородия почвы

1


 

Изучение качества пищевых продуктов

8

Практическая работа

«Изучение состава чипсов. Влияние

чипсов на организм

человека»

2

 

 

 

 

Исследовать состав продукта, выявить для себя полезные и вредные свойства, которые данный продукт оказывает на организм

Интелектуально-позновательное

Трудовое

 

Патриотическое

 

Практическая работа

«Изучение

качественного состава

шоколада разных производителей»

2

 

Практическая работа

«Изучение состава газированных напитков и влияние их на

организм человека»

2

 

Практическая работа

«Физико-химический анализ молока»

1

Лабораторным методом уметь делать физико-химический анализ молока, сделать вывод по результатам анализа о качестве данного молока

Интелектуально-позновательное

Трудовое

 

Практическая работа

«Составление рациона питания. Подсчёт

калорийности блюд»

«Разработка

рекомендаций по

сохранению здоровья»

1

Уметь рассчитывать калории в рационе питания.

Интелектуально-позновательное

 

 

Индивидуальные

проекты

2

Работа над индивидуальным

проектом

1

Выбрать свой индивидуальный проект по пройдённым темам.

Интелектуально-позновательное

 

 

 

Итоговая конференция по защите групповых и индивидуальных

проектов

1

Защитить свой проект.

Интелектуально-позновательное

 

 

Всего 34 часа

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей  естественно-научной направленности МБОУ СОШ №30 им. Примака Н.А.

от «27» августа 2022 года №1

_________И.Н. Легина

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________  И.Н.Легина

«27» августа 2022 года

 
 

 

 

 

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Краснодарский край Динской район станица

Краснодарский край Динской район станица

Пояснительная записка Программа «Юный биолог – исследователь» для 7-8 классов разработана на основе

Пояснительная записка Программа «Юный биолог – исследователь» для 7-8 классов разработана на основе

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с при- родной и…

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с при- родной и…

Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей…

Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей…

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь» включает:

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь» включает:

Тема 9 Практика: Экскурсия на объекты, связанные с охраной природы: на водоочистительные станции

Тема 9 Практика: Экскурсия на объекты, связанные с охраной природы: на водоочистительные станции

Тематическое планирование 7-8 класс

Тематическое планирование 7-8 класс

Исследовательская работа «Изучение экологического состояния атмосферы ст

Исследовательская работа «Изучение экологического состояния атмосферы ст

Исследовательская работа «Изучение экологического состояния атмосферы ст

Исследовательская работа «Изучение экологического состояния атмосферы ст

Изучение качества пищевых продуктов 8Практическая работа «Изучение состава чипсов

Изучение качества пищевых продуктов 8Практическая работа «Изучение состава чипсов

Индивидуальные проекты 2

Индивидуальные проекты 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2022