Краснодарский край Динской район станица Нововеличковская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа № 30
имени Героя Советского Союза
Николая Алексеевича Примака»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ №30 им. Примака Н.А.
от 27.08.2022 года протокол №1
Председатель _______ Габлая В.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»
Уровень образования (класс): основное общее образование, 7-8 классы
Количество часов: 34
Кулик Татьяна Николаевна, учитель химии и биологии, МБОУ СОШ № 30 им. Примака Н.А.
Рабочая программа курса «Юный биолог-исследователь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.
С учетом УМК рабочей программы: М.З. Федорова, В.С.Курченко. Экология человека: учеб. для учащихся общеобразовательных организаций/ М.З. Федорова.В.С.Курченко издательство М. Вентана-Граф.
Пояснительная записка
Программа «Юный биолог – исследователь» для 7-8 классов разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Данная программа согласуются с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени общего образования.
Актуальность данного курса заключается в
· формировании мотивации познавательной деятельности саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся
· формировании умений и навыков выполнения и защиты исследовательских проектов в области естественных наук
Адресат программы:
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 12 до 14 лет.
Формы проведения занятий:
Групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом
Уровень программы, объем и сроки:
Программа естественно-научной направленности «Юный биолог-исследователь» учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ № 273, ст.75, п.1) и рассчитана на 1 год.
Формы обучения: очная
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часа, всего за первый год 34 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Состав коллектива в течении учебного года постоянный. Занятия групповые.
Цель курса:
вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработка научно- исследовательских проектов в области естественных наук
1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»
Личностные результаты освоения рабочей программы по курсу внеурочной деятельности для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школь- ном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с при- родной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
6. Физического воспитания, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
А также:
• понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
• активное участие в решении практических задач биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
• осознание экологических проблем и путей их решения.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
4) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Предметные:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
2. Содержание программы внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь» включает:
Раздел 1. Введение
Тема 1
Теория: Знакомство с планом работы кружка.
Тема 2
Теория: Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории.
Раздел 2. Кейс «Я-эколог»
Тема 1
Теория: Предмет и задачи экологии
Тема 2
Теория: Охрана редких видов Краснодарского края и мест их обитания. Животные, занесённые в красную книгу Краснодарского края
Тема 3
Практика: Практическая работа 2 «Сбор материалов по охране природы Краснодарского края»
Тема 4
Теория Биоиндикаторы экологического состояния окружающей среды. Понятие лихеноиндикация.
Тема 5
Практика: Исследовательская работа «Изучение экологического состояния атмосферы ст.Нововеличковская»
Тема 6
Практика: Проект «Разработка методов борьбы с загрязнением окружающей среды»
Раздел 3 Вода – источник жизни
Тема 1
Теория: Вода – источник жизни
Тема 2
Практика: Экскурсия «Изучение водных ресурсов ст.Нововеличковская». Правила отбора проб воды
Тема 3
Практика: Практическая работа «Исследование реки своего населенного пункта»
Тема 4
Практика: Практическая работа «Определения качества воды»
Тема 5
Теория: Нормы ПДК в разных видах вод, химический анализ воды.
Тема 6
Теория: Способы очистки рек, водоемов, озер. Очистные сооружения.
Тема 7
Практическая работа «Исследование осадков в виде дождя и снега»
Тема 8
Теория: Минеральные воды: хранение, методика и техника приема
мусороперерабатывающий комбинат и т.д.
Тема 9
Практика: Экскурсия на объекты, связанные с охраной природы: на водоочистительные станции.
Раздел 4. Бумажная хроматография
Тема 1
Теория: Что такое хроматография?
Тема 2
Теория: Бумажная хроматография
Раздел 5. Почва – важная составляющая часть биосферы
Тема 1
Теория: Что такое почва, её состав и плодородие. Эрозия почвы.
Практика: Экскурсия в природу «Эрозия почвы, её последствия Выявление следов эрозии»
Тема 2
Практика: Практическая работа «Изучение состава и качества почвы на приусадебных участках»
Тема 3
Теория: Способы повышения плодородия почвы
Раздел 6. Изучение качества пищевых продуктов
Тема 1
Практика: Практическая работа «Изучение состава чипсов. Влияние чипсов на организм человека»
Тема 2
Практика: Практическая работа «Изучение качественного состава шоколада разных производителей»
Тема 3
Практика: Практическая работа «Изучение состава газированных напитков и влияние их на организм человека»
Тема 4
Практика: Практическая работа «Физико-химический анализ качества молока»
Тема 5
Практика: Практическая работа «Составление рациона питания.
Подсчёт калорийности блюд». «Разработка рекомендаций по сохранению здоровья»
Раздел 7. Индивидуальные проекты
Тема 1
Практика: Работа над индивидуальным проектом. Выбор темы индивидуального проекта. Постановка цели и задач. Сбор теоретического материала по теме. Выполнение практической части.
Тема 2
Практика: Итоговая конференция по защите групповых и индивидуальных проектов
3. Тематическое планирование
7-8 класс |
|||||
Раздел |
Кол-во часов |
Темы |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся |
Основные направления воспитательной деятельности |
Введение |
2 |
Знакомство с планом работы кружка. |
1 |
Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории. Заполнение журнала по Технике безопасности |
Интелектуально-позновательное |
Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории |
1 |
||||
Кейс «Я – эколог» |
8 |
Предмет и задачи экологии |
1 |
Сбор материалов по охране природы Краснодарского края. |
Интелектуально-позновательное Экологическое Трудовое |
Охрана редких видов животных Краснодарского края и мест их обитания. |
1 |
||||
Практическая работа Сбор материалов по охране природы Краснодарского края |
1 |
||||
Биоиндикаторы экологического состояния окружающей среды |
1 |
Знать Понятие лихеноиндикация. Ознакомиться с экологическими проблемами окружающей среды
|
Интелектуально-позновательное
|
|
|
Исследовательская работа «Изучение экологического состояния атмосферы ст. Нововеличковская» |
2 |
Ознакомиться с экологическими проблемами окружающей среды, местности, где проживает.
|
Интелектуально-позновательное Трудовое
Патриотическое |
Проект «Разработка методов борьбы с загрязнением окружающей среды» |
2 |
Научиться предлагать рациональные методы борьбы с загрязнением окружающей среды |
Интелектуально-позновательное Трудовое |
||
Вода – источник жизни
|
9 |
Вода – источник жизни |
1 |
Ознакомиться с водными ресурсами у себя на местности, оценить по внешнему виду степь загрязненности. Научиться правильно отбирать пробу воды для анализа |
Трудовое
Патриотическое |
Экскурсия Изучение водных ресурсов ст. Нововеличковская Правила отбора проб воды. |
1 |
||||
Практическая работа «Исследование реки своего населенного пункта» |
1 |
||||
Практическая работа «Определения качества воды» |
1 |
Изучить химические показатели воды, влияющие на ее качество. Знать понятие ПДК и его нормы. |
Интелектуально-позновательное |
||
Нормы ПДК в разных видах вод, химический анализ воды |
1 |
Интелектуально-позновательное |
|||
Способы очистки рек, водоемов, озер. Очистные сооружения |
1 |
Изучить способы очистки вод, знать как устроены очистные сооружения. |
Интелектуально-позновательное |
||
Практическая работа «Исследование осадков в виде дождя и снега» |
1 |
Уметь исследовать осадки на степь загрязнения, лабораторным способом. |
Интелектуально-позновательное |
||
Минеральные воды: хранение, методика и техника приема |
1 |
Ознакомиться с понятием минеральной воды. |
Интелектуально-позновательное |
||
Экскурсия на объекты, связанные с охраной природы: на водоочистительные станции. |
1 |
Познакомиться наглядно с объектами охраны природы. |
Интелектуально-позновательное Трудовое |
||
Бумажная хроматография |
2 |
Что такое хроматография? |
1 |
Знать, что такое хроматография. Где используется. |
Интелектуально-позновательное
|
Бумажная хроматография |
1 |
Уметь лабораторным способом с помощью хроматографии разделять компоненты смеси. |
|||
Почва – важная составляющая часть биосферы |
3 |
Что такое почва, её состав и плодородие Экскурсия в природу Эрозия почвы, её последствия Выявление следов эрозии |
1 |
Ознакомиться с составом почвы, уметь выявлять следы эрозии почвы. Узнать способы обогащения почвы полезными веществами |
Интелектуально-позновательное Трудовое
Патриотическое |
Практическая работа Изучение состава и качества почвы на приусадебных участках |
1 |
||||
Способы повышения плодородия почвы |
1 |
Изучение качества пищевых продуктов |
8 |
Практическая работа «Изучение состава чипсов. Влияние чипсов на организм человека» |
2 |
Исследовать состав продукта, выявить для себя полезные и вредные свойства, которые данный продукт оказывает на организм |
Интелектуально-позновательное Трудовое
Патриотическое |
|
Практическая работа «Изучение качественного состава шоколада разных производителей» |
2 |
|
||||
Практическая работа «Изучение состава газированных напитков и влияние их на организм человека» |
2 |
|
||||
Практическая работа «Физико-химический анализ молока» |
1 |
Лабораторным методом уметь делать физико-химический анализ молока, сделать вывод по результатам анализа о качестве данного молока |
Интелектуально-позновательное Трудовое |
|
||
Практическая работа «Составление рациона питания. Подсчёт калорийности блюд» «Разработка рекомендаций по сохранению здоровья» |
1 |
Уметь рассчитывать калории в рационе питания. |
Интелектуально-позновательное
|
|
||
Индивидуальные проекты |
2 |
Работа над индивидуальным проектом |
1 |
Выбрать свой индивидуальный проект по пройдённым темам. |
Интелектуально-позновательное
|
|
|
Итоговая конференция по защите групповых и индивидуальных проектов |
1 |
Защитить свой проект. |
Интелектуально-позновательное
|
|
|
Всего 34 часа |
|
|
|||
|
|||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.