Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь" 3 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь" 3 класс

Оценка 4.7
docx
05.05.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Я-исследователь" 3 класс
Я-исследователь _3 _класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

 

 

Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждено:

на заседании методического объединения, протокол № __ «___» _______2019 г.

___________________________________

 

Заместитель директора по внеклассной внешкольной воспитательной работе

«30»  августа   2019 г.

__________________________________

 

приказ от 30.08.2019 № Ш-7-13-483/9

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Я-исследователь»

3 класс

 

 

 

Класс

Учитель

Количество часов: всего34, в неделю 1

Планирование составлено на основе: Программы курса  «Я – исследователь» (1-4 классы), методических рекомендаций Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010г.;

 

г. Сургут

2019– 2020 учебный год

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

 

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Учащийся  получит возможность для формирования:

- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся  научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Учащийся  получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся  научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Учащийся  получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся  научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- работать в паре, группе;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Учащийся  получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый «продукт»: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь, другие формы  результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся 1-4 классов:

-альбом, выставка, газета, гербарий, графическое изображение собственных наблюдений за изменением какого-либо объекта, предмета, явления природы, журнал, книжка-раскладушка,  коллаж,  коллекция,  костюм, макет,  модель, музыкальная подборка, наглядные пособия,  отчет по результатам исследования, паспарту,  плакат, план,   серии иллюстраций, сказка, справочник,  стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие,  фотоальбом, экскурсия.

Содержание  программы

Программа курса внеурочной деятельности учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных раздела:

  1. Тренинг исследовательских способностей;
  2. Самостоятельная исследовательская практика;
  3. Мониторинг исследовательской деятельности.

 

 

 

Тренинг исследовательских способностей

В ходе тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Изучение данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первой - третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

 

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот раздел  выступает в качестве основного, центрального. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Исследовательская практика начинается со второй четверти.

 

 

 

Мониторинг исследовательской деятельности

Этот раздел программы меньше других по объему, но он также важен, как и два предыдущих. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными разделами. Коррективы могут потребоваться, и внесены  в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже необходим элемент импровизации со стороны педагога.

 

Содержание занятий

Тренинг исследовательских способностей. Общий объем аудиторных занятий в школе - 10 часов (3 четверть).

Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить около 4-х  часов.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование.

Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения».

Работа с приборами, созданными для наблюдения и исследования (телескопы (по возможности), компас, шагомер, длинномер, бинокли, микроскопы, цифровая лаборатория  и др.).

Практические задания по развитию наблюдательности.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе).

Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Тренинг исследовательских способностей

Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 6 «Правильное мышление и логика»

Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 7 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы».

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 9-10 «Семинар «Как подготовиться к защите»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

 

Самостоятельная исследовательская практика (1-2 четверти - 16 часов; 4 четверть - 2 часа). Общий объем занятий - 18 часов.

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Самостоятельная исследовательская практика

Тема 2-6 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Самостоятельная исследовательская практика

Тема 7-8 «Коллективная игра-исследование»

Проведение коллективных игр-исследований (по методике их проведения). Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Самостоятельная исследовательская практика

Тема 9-11 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Самостоятельная исследовательская практика

Тема 12-18 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

 

Самостоятельная исследовательская практика

Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть). Общий объем часов – 6 часов.

На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где учащийся//микрогруппа представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Мониторинг исследовательской деятельности

Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

Мониторинг исследовательской деятельности

Тема 5-6 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

 

 

Тематическое планирование 3  В  класс

 

Дата занятия

Темы раздела, занятия

Кол-во часов

Примечание

план

факт

 

 

 

Самостоятельная исследовательская деятельность

16 часов

 

 

 

 

1 четверть

9 часов

 

1

05.09

 

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

1

 

2-3

4-5

6

12.09

09.09

26.09

03.10

10.10

 

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

5

 

7-8

17.10

24.10

 

Коллективная игра-исследование.

2

 

9

07.11

 

Семинар.

1

 

 

 

 

2 четверть

7 часов

 

10-11

14.11

21.11

 

Семинар.

2

 

12-13

14-15

16

28.11

05.12

12.12

19.12

26.12

 

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

5

 

 

 

 

Тренинг развития исследовательских способностей

10 часов

 

 

 

 

3 четверть

10 часов

 

17

09.01

 

Наблюдение и экспериментирование.

1

 

18

16.01

 

Методы исследования.

1

 

19

23.01

 

Наблюдение и наблюдательность.

1

 

20

30.01

 

Совершенствование техники экспериментирования.

1

 

21

06.02

 

Интуиция и создание гипотез.

1

 

22

13.02

 

Правильное мышление и логика.

1

 

23

20.02

 

Искусство делать сообщения.

1

 

24

27.02

 

Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

1

 

25-26

05.03

12.03

 

Семинар «Как подготовиться к защите».

2

 

 

 

 

Самостоятельная исследовательская деятельность

продолжение

(2 ч)

 

 

 

 

4 четверть

8 часов

 

27-28

19.03

02.04

 

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

2

 

 

 

 

Мониторинг исследовательской деятельности

6 часов

 

29-30

09.04

16.04

 

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

2

 

31-32

23.04

30.04

 

Подготовка собственных работ к защите.

2

 

33-34

07.05

14.05

 

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

Для учителя:

1.     Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.

2.     Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М., 2006.

3.     Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. - СПб, 2004.

4.     Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - М.,: Изд-во Учебная литература, 2010.

5.     Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.

6.     Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.

7.     Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.

8.     Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.

9.     Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.

10. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.

11. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976.

12. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.

13. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.

Для обучающихся:

1.     Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с.

2.     Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, - Астрель. М., 2009. - 688с.

3.     Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с.

4.     Детская иллюстрированная энциклопедия. ДорлингКиндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с.

5.     Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010. - 256с.

6.     Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007. - 256с.

7.     Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с.

8.     Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. - АСТ. - М., 2008. - 272с.

9.     Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. - Махаон, - М., 2010. - 256с.

10. Изобретения. - Росмэн-Пресс, М., - 2010г. - 64с.

Интернет-ресурсы:

1.     Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/

2.     Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

3.     Сайт "Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество - Режим доступа: http://www.happy-kids.ru

4.     Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/

5.     Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/

6.     Аудиосказкиhttp://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35

7.     Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/

8.     Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

9.     Сайт "Все для учителей начальной школы" - Режим доступа: http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htm

10. Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/

11. Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа: http://standart.edu.ru/

12. Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/

13. Сайт журнала "Начальная школа" - Режим доступа: http://n-shkola.ru/

Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131с. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

У учащегося будут сформированы: - положительное отношение к исследовательской деятельности; - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к…

У учащегося будут сформированы: - положительное отношение к исследовательской деятельности; - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к…

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Программа курса внеурочной деятельности учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных раздела:

Программа курса внеурочной деятельности учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных раздела:

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения»

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения»

Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы

Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы

Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Семинар. 2 12-13 14-15 16 28

Семинар. 2 12-13 14-15 16 28

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных

Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020