Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
Рассмотрено: |
Согласовано: |
Утверждено: |
на заседании методического объединения, протокол № __ «___» _______2019 г. ___________________________________
|
Заместитель директора по внеклассной внешкольной воспитательной работе «30» августа 2019 г. __________________________________
|
приказ от 30.08.2019 № Ш-7-13-483/9 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я-исследователь»
3 класс
Класс 3В
Учитель
Количество часов: всего34, в неделю 1
Планирование составлено на основе: Программы курса «Я – исследователь» (1-4 классы), методических рекомендаций Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010г.;
г. Сургут
2019– 2020 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- работать в паре, группе;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый «продукт»: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь, другие формы результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся 1-4 классов:
-альбом, выставка, газета, гербарий, графическое изображение собственных наблюдений за изменением какого-либо объекта, предмета, явления природы, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, отчет по результатам исследования, паспарту, плакат, план, серии иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.
Содержание программы
Программа курса внеурочной деятельности учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных раздела:
Тренинг исследовательских способностей
В ходе тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Изучение данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первой - третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот раздел выступает в качестве основного, центрального. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Исследовательская практика начинается со второй четверти.
Мониторинг исследовательской деятельности
Этот раздел программы меньше других по объему, но он также важен, как и два предыдущих. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными разделами. Коррективы могут потребоваться, и внесены в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже необходим элемент импровизации со стороны педагога.
Содержание занятий
Тренинг исследовательских способностей. Общий объем аудиторных занятий в школе - 10 часов (3 четверть).
Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить около 4-х часов.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование.
Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения».
Работа с приборами, созданными для наблюдения и исследования (телескопы (по возможности), компас, шагомер, длинномер, бинокли, микроскопы, цифровая лаборатория и др.).
Практические задания по развитию наблюдательности.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе).
Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы».
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 9-10 «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика (1-2 четверти - 16 часов; 4 четверть - 2 часа). Общий объем занятий - 18 часов.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 2-6 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 7-8 «Коллективная игра-исследование»
Проведение коллективных игр-исследований (по методике их проведения). Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 9-11 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 12-18 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Самостоятельная исследовательская практика
Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть). Общий объем часов – 6 часов.
На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где учащийся//микрогруппа представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 5-6 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
Тематическое планирование 3 В класс
№ |
Дата занятия |
Темы раздела, занятия |
Кол-во часов |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
|
|
|
Самостоятельная исследовательская деятельность |
16 часов |
|
|
|
|
1 четверть |
9 часов |
|
1 |
05.09 |
|
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. |
1 |
|
2-3 4-5 6 |
12.09 09.09 26.09 03.10 10.10 |
|
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. |
5 |
|
7-8 |
17.10 24.10 |
|
Коллективная игра-исследование. |
2 |
|
9 |
07.11 |
|
Семинар. |
1 |
|
|
|
|
2 четверть |
7 часов |
|
10-11 |
14.11 21.11 |
|
Семинар. |
2 |
|
12-13 14-15 16 |
28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 |
|
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. |
5 |
|
|
|
|
Тренинг развития исследовательских способностей |
10 часов |
|
|
|
|
3 четверть |
10 часов |
|
17 |
09.01 |
|
Наблюдение и экспериментирование. |
1 |
|
18 |
16.01 |
|
Методы исследования. |
1 |
|
19 |
23.01 |
|
Наблюдение и наблюдательность. |
1 |
|
20 |
30.01 |
|
Совершенствование техники экспериментирования. |
1 |
|
21 |
06.02 |
|
Интуиция и создание гипотез. |
1 |
|
22 |
13.02 |
|
Правильное мышление и логика. |
1 |
|
23 |
20.02 |
|
Искусство делать сообщения. |
1 |
|
24 |
27.02 |
|
Искусство задавать вопросы и отвечать на них. |
1 |
|
25-26 |
05.03 12.03 |
|
Семинар «Как подготовиться к защите». |
2 |
|
|
|
|
Самостоятельная исследовательская деятельность |
продолжение (2 ч) |
|
|
|
|
4 четверть |
8 часов |
|
27-28 |
19.03 02.04 |
|
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. |
2 |
|
|
|
|
Мониторинг исследовательской деятельности |
6 часов |
|
29-30 |
09.04 16.04 |
|
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. |
2 |
|
31-32 |
23.04 30.04 |
|
Подготовка собственных работ к защите. |
2 |
|
33-34 |
07.05 14.05 |
|
Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов. |
2 |
|
Методическое обеспечение программы
Для учителя:
1. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.
2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М., 2006.
3. Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. - СПб, 2004.
4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - М.,: Изд-во Учебная литература, 2010.
5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.
6. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.
7. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.
8. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
9. Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
10. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
11. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976.
12. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
13. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.
Для обучающихся:
1. Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с.
2. Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, - Астрель. М., 2009. - 688с.
3. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с.
4. Детская иллюстрированная энциклопедия. ДорлингКиндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с.
5. Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
6. Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007. - 256с.
7. Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с.
8. Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. - АСТ. - М., 2008. - 272с.
9. Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
10. Изобретения. - Росмэн-Пресс, М., - 2010г. - 64с.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
2. Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
3. Сайт "Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество - Режим доступа: http://www.happy-kids.ru
4. Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/
5. Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/
6. Аудиосказкиhttp://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35
7. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/
8. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
9. Сайт "Все для учителей начальной школы" - Режим доступа: http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htm
10. Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/
11. Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа: http://standart.edu.ru/
12. Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
13. Сайт журнала "Начальная школа" - Режим доступа: http://n-shkola.ru/
Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131с. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.