«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные экологи» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель программы внеурочной деятельности :
-формирование знаний о живой и неживой природе;
понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека; воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
-формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих
участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного
края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи:
· расширение кругозора у обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
· коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
· развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
· развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
· формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
· расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
· формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; формирование умений, навыков социального общения людей;
· развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям;
· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Общая характеристика курса.
Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любопытстве, любознательности. Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всём. Вселенная, мир, природа, народы и их культура, история, искусство, наука и техника – всё вызывает множество вопросов «Почему?».
Школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Обучающиеся в этот период учатся правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Внеурочная деятельность « Проблемы экологии» направлена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому. Воспитанию элементарной экологической культуры, привитию чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умению рационально организовывать свою жизнь и деятельность, изучению той части огромной страны, которая называется малой Родиной – нашего района, нашего города, нашего региона.
Программа охватывает различные области природоведческого знания, сохраняет своё значение и воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у обучающихся основ любознательности и экологической ответственности. В рамках программы создаются условия для самореализации и саморазвития каждого обучающегося на основе его возможностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, что позволяет удовлетворить образовательные и культурные потребности обучающихся, предоставив им право на творческое применение. Программа рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся жизненные компетенции.
Основными направлениями программы являются развитие личности обучающихся, расширение представлений обучающихся яркими иллюстративными примерами, запоминающимися фактами, развитие познавательного интереса, расширение кругозора.
Сроки реализации программы:
В соответствии с учебным планом на программу «Юные экологи» отводится 136 часов в год по 4 занятия в неделю.
Работа осуществляется в следующих формах: экскурсии в природу, наблюдения, опыты, игры, викторины, конкурсы, постановка и решение проблемных вопросов, практические и творческие работы.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, и предметных результатов:
Предметные
В результате изучения программы обучающиеся научатся:
• различать объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в природе;
• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека,
• использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
• чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
• установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УД
• принимать учебную задачу;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия
Познавательные УД
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
• строить речевое высказывание в устной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УД
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета включает:
• объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
• наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
• муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе;
• рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
• обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
• аудио - и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, огород и др.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
136 ч.
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Кол. часов |
Содержание, виды деятельности |
||
план |
факт |
|||||
|
1 четверть- 32 ч. |
|||||
|
Про зелёные леса и лесные чудеса |
|||||
1 2 |
Вводное занятие. Наука экология. |
|
|
2ч. |
Беседа, диагностика, викторина. |
|
3 4 |
«Наш дом – природа»- экскурсия по экологической тропе. |
|
|
2ч. |
Экскурсия. Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано, создание у детей радостного настроения, воспитание любви к природе |
|
5 6 |
Почему говорят: лес – наше богатство? Лесные загадки. |
|
|
2ч. |
||
7 8
|
Кто живёт в лесу? Что растёт в лесу? |
|
|
2ч. |
Просмотр фильма, беседа. |
|
9 10 |
«Как вести себя в природе» |
|
|
2ч. |
Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе. Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих, знакомить детей с экологическими знаками. Презентация «Правила поведения в природе» Экологические знаки |
|
11 12 |
Экологическая игра «Лукошко грибника». |
|
|
2ч |
Практическая работа. |
|
13 14 |
Путешествие в осень. |
|
|
2ч. |
Экскурсия в природу. |
|
Уголок природы |
||||||
15 16
|
Царство комнатных растений. Растения – чужестранцы. |
|
|
2ч. |
Работа с источниками информации, беседа. Экскурсия. |
|
17 18 |
Водное царство живого уголка. |
|
|
2ч. |
Просмотр фильма, беседа. |
|
Знакомые незнакомцы |
||||||
19 |
Кошки рядом с нами. |
|
|
1ч. |
Просмотр фильма, беседа. |
|
20 |
Кошки в дикой природе. |
|
|
1ч. |
||
21 22 |
Собаки рядом с нами |
|
|
2ч. |
Просмотр презентации, беседа. |
|
23 24 |
Домашние любимцы. |
|
|
2ч. |
Беседа, игра. |
|
25 26 |
Творческая работа «Мы и домашние животные». |
|
|
2ч. |
Практическая работа. |
|
Дом, где мы живём |
||||||
27 28 |
Почему у глобуса «белая шапка»? |
|
|
2ч. |
Знакомство с названиями и расположениями материков, с природными зонами. Обучающиеся совершат путешествие от Северного полюса до экватора, познакомятся с животным миром этих природных зон, с условиями жизни и занятиями людей. Просмотр презентации, беседа. |
|
29 |
Что такое тундра? |
|
|
1ч. |
||
30 |
Что такое тайга? |
|
|
1ч. |
||
31 |
Какое поле самое – самое большое? |
|
|
1ч. |
||
32 |
Пустыня – это там, где совсем пусто? |
|
|
1ч. |
||
2 четверть- 32 ч. |
||||||
1 2 |
Где живёт крокодил? |
|
|
2ч. |
Просмотр фильма, беседа. |
|
Тайны природы |
||||||
3 |
Необычные растения. |
|
|
1ч. |
Формирование понятий о разнообразии и значении растений и животных в природе и жизни человека. |
|
4 |
Экзотические животные. |
|
|
1ч |
||
5 6 |
Растения лечат. |
|
|
2ч. |
Формировать представления о лекарственных растениях (зверобой, ромашка, календула и др.), значение в жизни человека. |
|
Загадки растений |
||||||
7 |
Почему лист зелёный? |
|
|
1ч. |
Работа с источниками информации, беседа. Экскурсия в школьный сквер. |
|
8 |
Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? |
|
|
1ч. |
||
9 |
Отчего зимой у ёлки зелёные иголки? |
|
|
1ч. |
Формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природе. Практическая работа. |
|
10 |
Почему репейник колючий? |
|
|
1ч. |
||
11 |
Отчего крапива жжётся? |
|
|
1ч. |
||
12 |
Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финик и др. |
|
|
1ч. |
Просмотр презентации, беседа. |
|
13 14 |
Выпуск тематической газеты «Загадки растений». |
|
|
2ч. |
Практическая работа. |
|
Эти удивительные животные |
||||||
15 |
Почему птицы осенью улетают? |
|
|
1ч. |
Познакомить с разнообразными видами животных, населяющими нашу планету. В природе всё тесно связано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о животных разных широт, беседа по содержанию
|
|
16 |
Зачем птицы поют? |
|
|
1ч. |
||
17 |
Почему совы могут охотиться в темноте? |
|
|
1ч. |
||
18 |
А животные умеют разговаривать? |
|
|
1ч. |
||
19 |
У какой птицы самое лучшее гнездо? |
|
|
1ч. |
||
20 |
Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? |
|
|
1ч. |
||
21 |
Почему кошка так часто умывается? |
|
|
1ч. |
||
22 |
Для чего кошкам усы? Исследование. |
|
|
1ч. |
||
23 |
Почему в одних сказках заяц – белый, а в других – серый? |
|
|
1ч. |
||
24 |
Почему волк, заяц, лиса и медведь очутились в сказке? |
|
|
1ч. |
||
25 26 |
Пищевые цепочки |
|
|
2ч. |
Расширять и обобщать представление о пищевой зависимости животных; Развивать умение выстраивать «пищевые цепочки»; Закреплять умение классифицировать зверей на «травоядные» и «хищные». |
|
27 28 |
За что белого мишку вписали в Красную книжку? |
|
|
2ч. |
Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, развивать интерес к представителям живой природы. Воспитывать гуманное отношение к природе |
|
29 30 31 32 |
Конференция «Эти удивительные животные». |
|
|
4ч. |
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.