Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные музееведы"
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные музееведы"

Оценка 4.7
docx
31.05.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные музееведы"
Рабочая программа_Юные музееведы.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Юные музееведы»

 

 

Составитель: Карпухина Лариса Владимировна

учитель начальных классов

Класс:1 - 4

                                                                    Сроки реализации программы: 2018 – 2021уч.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа составлена на основе: ФГОС НОО, в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №12» на 2019-2020 уч. год, авторской программы внеурочной деятельности «Юные музееведы» Д.М.Солодовой. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.  Под редакцией В. А.Горского, М: «Просвещение»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.      Актуальность, педагогическая целесообразность и направленность программы

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.

Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя.

Вышеизложенное и подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность предлагаемой программы дополнительного образования, которая позволяет решить самую высокую задачу любой образовательной системы – воспитание патриота.

Программа носит комплексный характер и находится на стыке двух направленностей: социально-педагогической и туристско-краеведческой.

2.      Новизна и отличительные особенности образовательной программы

Новизной и отличительной особенностью программы следует считать:

тематическую направленность на изучение историко-краеведческих и героико-патриотических страниц жизни именно той земли, той малой Родины, где сегодня живут и учатся воспитанники объединения, формируя при этом представление о музее, как о части окружающей среды и памяти музея, как о своей личностной памяти);

ориентацию на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;

интеграцию учебных общеобразовательных программ по предметам: литературное чтение, окружающий мир, искусство, технология, физическая культура и учебно-тематического содержания программы.

3.      Цели и задачи программы

 

Цель программы:

воспитание эстетически грамотного, нравственно-здорового и патриотически   

настроенного подрастающего поколения жителей города на основе творческого

взаимодействия музея и школы.

Воспитательные задачи:

воспитание ценностного отношения к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию;

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

воспитание зрительной и музейной культуры.

Развивающие задачи:

развитие визуального мышления;

формирование соответствующих навыков межличностного общения через общение с музейным миром;

развитие способности критического мышления;

развитие исторического сознания;

формирование навыков решения проблемных задач;

формирование навыков конкретизации материала, понимания их исторического  конспекта;

формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

развитие творческих способностей учащихся.

Обучающие задачи:

формирование основ систематических знаний о родном городе, его истории, архитектуре;

приобретение элементарных представлений о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

Возраст детей

Программа адресована учащимся  7-11 лет Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. На­полняемость в группах составляет: первый год обучения — не менее 15 чело­век; второй и третий год обучения — не менее 12 человек; четвертый год обучения — не менее 8 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изу­чаемого материала.

Сроки реализации программы

Программа  рассчитана на 4 года. Занятия проводятся   2 раза в неделю по 1 часу (76 ч. в год – 2-4 год обучения, 68 ч. в год – 1 год обучения).

 

Ведущими формами организации занятий являются  групповая и индивидуальная.

Виды деятельности:

игровая (эстафеты, народные игры и пр.);

познавательная (получение первоначальных представлений о родном крае и пр.);

проблемно-ценностное общение (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, виртуальных путешествий по историческим и памятным местам и пр.);

досугово-развлекательная (фестивали, национально-культурные праздники, концерты, конкурсы чтецов, КВН, викторины и пр.);

художественное творчество (уроки творчества и пр.);

социальное творчество (субботник по уборке территории парка; посылка солдату; подготовка и рассылка праздничных открыток  для пенсионеров; экологическая экспедиция; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам; совместная деятельность с общественными организациями патриотической и гражданской направленности, детско-юношескими движениями, организациями, сообществами; встречи с  ветеранами и военнослужащими, с выпускниками, явившими собой достойные примеры гражданственности и патриотизма);

трудовая (экологические десанты и пр.);

спортивно-оздоровительная (военно-спортивные соревнования);

туристско-краеведческая (туристско-краеведческие экспедиции);

исследовательская.

 

Ожидаемые результаты, способы определения  результативности программы, мониторинг результатов

 

В результате освоения курса учащиеся должны знать:

о значении, сущности, задачах исследовательской деятельности учащихся;

отличительные черты исследовательской работы;

основные элементы исследования;

особенности этапов исследования: подготовительного, исследовательского, завершающего;

понятие «методы исследования»;

приемы работы над сообщением, докладом, рефератом;

особенности социологических методов и приемов исследования: опроса (анкетирования, интервьюирования), наблюдения, анализа документов;

требования к оформлению результатов исследовательской деятельности;

особенности методов исследования родного края;

признаки школьного музея;

виды и формы работы музея; виды экскурсий.

 

Учащиеся должны уметь:

составлять план; работать со словарями, энциклопедиями, использовать ресурсы Интернет;

составлять анкеты, конструировать вопросы для интервьюирования с целью проведения опроса по заданной теме;

оформлять результаты исследования;

использовать разнообразные методы с целью исследования родного края;

собирать и оформлять музейные предметы для школьного музея;

готовить эскизы и оформлять экспонаты для школьного музея; проектировать экспозиции.

 

Оценочная деятельность

Итоги реализации программы подводятся на учебно-исследовательской конференции, организуется выставка работ учащихся. В результате внешнего опроса родителей и классных руководителей, собеседования, педагогического наблюдения, анкетирования  изучаются следующие параметры, отражающие уровень развития обучающихся детского  объединения «Музееведение»:

 

Учебные достижения

Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета:

усвоение основных элементов содержания– педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;

умение выполнить работу по образцу, применить знания по предмету; самостоятельная практическая работа учащихся - педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;

умение анализировать и перерабатывать информацию; выбирать оптимальную форму для решения задачи - педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;

участие детей в обучении; оригинальность -  педагогическое наблюдение;

качество детских творческих «продуктов» - педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;

стабильность практических достижений учащихся - педагогическое наблюдение, фиксация участия, анализ наградных материалов.

Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу:

сохранность контингента - анализ журналов работы педагога дополнительного образования;

наполняемость коллектива - анализ журналов работы педагога дополнительного образования;

положительные мотивы посещения занятий - педагогическое наблюдение, собеседование с обучающимися  и их  родителями;

 

Личностные достижения

Направленность динамики личностных изменений – педагогическое наблюдение.

Нравственное развитие учащихся – педагогическое наблюдение, собеседование.

Приобщенность учащихся к культурным ценностям – педагогическое наблюдение.

Уровень творческой активности детей - педагогическое наблюдение, собеседование, анализ творческой деятельности учащихся.

Уровень практической реализации творческих достижений учащихся - фиксация участия детей в творческом отчете, конкурсе   творческих работ, выставках.

 

 Социально-педагогические результаты

адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и решений в различных ситуациях - педагогическое наблюдение, собеседование;

организация оздоровительной деятельности, снижение заболеваемости, отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья, формирование здорового образа жизни - педагогическое наблюдение, собеседование с обучающимися, опрос родителей.

 

Уровни оценки: низкий, средний, высокий.

Результаты диагностики фиксируются в  аналитических справках, таблицах, журнале учета работы педагога дополнительного образования, журнале  достижений, книге отзывов и предложений. 

 

 

 

Личностные и метапредметные результаты

Личностные результаты:

в рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;

- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

в рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:

- гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Метапредметные результаты

Коммуникативные:

 - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

-  аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

-  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные:

- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;

- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

 По окончании обучения дети должны знать историю музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле. Уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его, вести элементарную поисковую работу.

По окончании обучения по программе дети должны знать:

·         историю музейного дела,

·         основные музеи родного города,

·         жизнь и деятельность выдающихся людей родного края,

·         основы музееведческой деятельности,

·         основные термины, применяемые в музейном деле.

Дети должны уметь:

·         планировать деятельность музея,

·         работать с фондами музея,

·         планировать и осуществлять поисково-исследовательскую деятельность,

·         выступать с защитой проектной работы.

Содержание курса.

1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вер­нисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреж­дений.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музей­ного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление крос­сворда на тему музея.

2. Что такое музей? Музееведение как научная дис­циплина

Современное понимание термина «музееведение». Зако­нодательные акты, регулирующие музейное дело в Российс­кой Федерации.

 Права и обязанности юных музееведов.

Практическая работа: поиск в сети Интернет основ­ных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.

3. Роль музея в жизни человека. Основные социаль­ные функции музеев

Возникновение и становление музеев, их роль в жиз­ни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и дея­тельность его подразделений.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краевед­ческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

4. История музейного дела за рубежом. Коллекцио­нирование (от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекциониро­вание в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное кол­лекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Каби­неты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование кон­цепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Вели­кобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции

Практическая работа:просмотр видеофильмов об из­вестных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (прое­ктная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

5.История музейного дела в России. Коллекциони­рование (конец XVII — первая половина XIX в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и науч­ных учреждений. Иркутский музеум.

Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об из­вестных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство че­рез них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

6.Музейная сеть и классификация музеев. Школь­ный краеведческий музей

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы клас­сификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодей­ствие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный краеведческий музей как специфическая обра­зовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчёт о дея­тельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании дея­тельности школьного музея и составлении отчёта о выполне­нии плана работы.

7. Фонды музея. Работа с фондами

Определение понятий «фонды музея», «изучение музей­ных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фон­довой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа: знакомство с фондами школь­ного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

8. Музейная экспозиция и её виды

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозици­онный материал», «тематическая структура», «экспозицион­ные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисто­рические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-запо­ведники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа: участие в подготовке тематичес­кой экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

9.Поисково-исследовательская и научная деятель­ность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследова­тельские центры. Основные направления научно-исследова­тельской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследо­вания в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Практическая работа:участие в поисково-исследова­тельской деятельности школьного краеведческого музея в со­ответствии с тематикой и планом его деятельности; выполне­ние индивидуального поисково-исследовательского задания.

10.Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематичес­кой выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.

11. Культурно-образовательная деятельность музея

Культурно-образовательная деятельность музея и её основ­ные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образова­тельной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и зани­мательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятель­ности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа:выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).

12.Научно-исследовательская и поисковая деятель­ность музея

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исто­рических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Тре­бования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа:составление программы поисково-собирательской деятельностии её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками истори­ческих событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

13.Организация краеведческой работы в экспедициях

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспе­диции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: составление программы выполне­ния индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуально­го краеведческого исследования непосредственно в экспеди­ции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

14. Подготовка и проведение итогового мероприятия

Подведение итогов обучения. Совместный анализ дея­тельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.

Практическая работа:проверка знаний, умений и на­выков обучающихся; подготовка докладов; оформление экс­позиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конфе­ренции по итогам летней экспедиции.

                                  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план  первого года обучения

 

   Цель первого года программы

                   - адаптация детей к новым условиям, к учреждению, к группе, формирование

                     основ визуальной грамотности.

   Задачи:

                   - дать общее представление о музее;

                   - формировать способности излагать самостоятельные суждения;

                   - воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее родного

                     города.

   К концу года 

                      дети должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку,

                      взаимовыручку; иметь общие представления о музеях, уметь выражать свои

                      суждения; развить навыки визуальной грамотности.

 

Календарно – тематическое планирование 

1 класс

№п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие Основные понятия и термины музееведения.

 

2.

Практическое занятие: Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»

 

3.

Музейное дело. Вернисажи.

 

4.

Практическое занятие:  Ознакомление с информацией в сети Интернет.

 

5.

Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.

 

6.

Что такое музей ? Положение о музее в образовательном учреждении.

 

7.

 Практическое занятие: Посещение школьного музея. Первое знакомство.

 

8.

Музееведение как научная дисциплина.

 

9.

Практическое занятие: Составление словаря музейных терминов.

 

10.

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

 

11.

Практическое занятие: Составление кроссворда на тему музея.

 

12.

Понятие «социальный институт» .Социальная функция школьного музея.

 

13.

Практическое занятие: рисуем по материалам экскурсии в школьный музей.

 

14.

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца  XVl l l в.)

 

15.

Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.

 

16.

Древняя Греция: святилища.

 

17.

Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).

 

18.

Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

 

19.

Практическое занятие: Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

 

20.

История музейного дела в России. Коллекционирование ( конец XVII-первая половина XIX в.)

 

21.

Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.

 

22.

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII- первой четверти XVIII в.

 

23.

Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями.

 

24.

Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж.

 

25.

Практическое занятие: Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей).

 

26.

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах.

 

27.

Практическое занятие: Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах  в сети Интернет.                                

 

28.

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев.

 

29.

Практическое занятие: Посещение школьного краеведческогомузея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность  его подразделений.

 

30.

Фонды музея. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др.

 

31.

Практическое занятие: Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.

 

32.

Музейные предметы как основа работы школьного  краеведческого музея. Научная организация фондов музеев Состав и структура  музейных фондов.

 

33.

Практическое занятие: Составление учётной карточки экспоната школьного музея.

 

Учебно-тематический план  второго года обучения

Цель второго года программы

                     умение детей работать в малой и большой группах; закрепление знаний

                      первого года; приобретение первоначальных навыков творческой поисково-

                      исследовательской и собирательской работы.

Задачи:

                   научить детей взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе,

                   сопереживанию товарищам;

                   научить на практике применять простые виды творческих поисково-

                   исследовательских и собирательских работ.

                   ввести в пространство музея, раскрывая его профильную специфику и

                   содержание деятельности;

                   ознакомить детей с миром музейных ценностей;

                   развить на новом уровне визуальную грамотность;

                   сформировать навыки музейной культуры.

К концу года

                  дети должны ощущать себя частицей единой группы, коллектива; уметь

                  объяснять изученный материал, иметь навыки музейной культуры; иметь

                  общие представления о музеях, музейных профессиях, музейных

                  коллекциях.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы».

2

2

Основные понятия и термины в музейном деле.

2

3

Практическое занятие: составление словаря музейных терминов.

2

4

Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»

2

5

Современное понятие термина «музееведение». Права и обязанности юных музееведов.

2

6

Практическое занятие: поиск в сети Интернет основ­ных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России.

2

7

Возникновение и становление музеев, их роль в жиз­ни человека.

2

8

Практическая работа: обзорная экскурсия в краевед­ческий музей ДДТ.

2

9

Начало коллекционирования древностей. Коллекциониро­вание в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки.

2

10

Исторические предпосылки возникновения музеев. Каби­неты и галереи эпохи Возрождения.

2

11

Практическая работа:просмотр видеофильмов об из­вестных музеях нашей страны.

2

12

Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж.

2

13

Практическая работа: просмотр видеофильмов об из­вестных музеях мира.

2

14

Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах.

2

15

Школьный краеведческий музей как специфическая обра­зовательная среда развития, обучения и воспитания.

2

16

Определение понятий «фонды музея», «изучение музей­ных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт».

2

17

Практическая работа: составление учётной карточки экспоната музея.

2

18

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозици­онный материал», «тематическая структура», «экспозицион­ные комплексы».

2

19

Практическая работа: участие в подготовке тематичес­кой экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам  к памятной дате.

2

20

Изучение музейных предметов и коллекций.

2

21

Поисково-исследовательская деятельность краеведческого музея.

2

22

Практическая работа:участие в поисково-исследова­тельской деятельности краеведческого музея в со­ответствии с тематикой и планом его деятельности.

2

23

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея».

2

24

Практическая работа: посещение выставки в городском музее.

2

25

Культурно-образовательная деятельность музея и её основ­ные формы.

2

26

Практическая работа:выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей.

2

27

Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке).

2

28

Виды оформления работы: доклад, реферат, статья.

2

29

Практическая работа: анкетирование респондентов.

2

30

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

2

31

Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ.

2

32

Практическая работа:оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуально­го краеведческого исследования.

2

33

Практическая работа:проверка знаний, умений и на­выков обучающихся; подготовка докладов; оформление экс­позиций и выставок; подготовка презентационных материалов.

2

34

Подведение итогов обучения.

2

 

Учебно-тематический план  третьего года обучения

Цель третьего года программы

                развитие творческих способностей учащихся, сознательное приобретение знаний

                и навыков по музееведению, приобретение навыков самостоятельной 

                деятельности.

Задачи:

               дальнейшее углубленное изучение тем программы;

               участие всех детей в работе музея;

               совершенствование навыков поисково-исследовательской работы;

               самостоятельная деятельность учащихся с помощью педагога.

К концу года

              дети должны хорошо владеть  разделами программы и уметь их объяснять;

              активно участвовать во всех проводимых мероприятиях; достаточно хорошо

              общаться в группе; уметь вести поисково-исследовательскую работу.

 

пп

Тема урока

Кол-во

часов

1.       

Вводное занятие.

2

2.       

Пр. занятие:  Ознакомление с информацией в сети Интернет.

2

3.       

Роль музея в жизни человека. 

2

4.       

 Выставочная деятельность музея.

2

5.       

 Пр. занятие: Посещение городского музея

2

6.       

Музееведение как научная дисциплина.

2

7.       

Пр. занятие: Продолжение составления словаря музейных терминов.

2

8.       

 Основные социальные функции музеев.

2

9.       

Пр. занятие: Составление кроссворда на тему музея.

2

10.   

Свидетели истории. Объекты исследования.

2

11.   

Пр. занятие: рисуем по материалам экскурсии  музей.

2

12.   

Как работать с газетами, журналами, книгами.

2

13.   

Пр. занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.

2

14.   

Ваши помощники в поисковой работе. 

2

15.   

Пр. занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями.

2

16.   

Учёт и хранение собранных документов и вещей. 

2

17.   

Пр. занятие: Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями.

2

18.   

История музейного дела в России.

2

19.   

Пр. занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.

2

20.   

Первые музеи в России.

2

21.   

Пр. занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями.

2

22.   

Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. 

2

23.   

Пр.занятие: Защита проектов об одном из известных музеев России

2

24.   

Музейная сеть и классификация музеев. 

2

25.   

Пр. занятие: Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах  в сети Интернет.                             

2

26.   

Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.

2

27.   

Пр. занятие: Посещение  музея изобразительных искусств

2

28.   

Забота о ветеранах – наш священный долг. 

2

29.   

Пр. занятие: Знакомство с фондами  краеведческого музея.

2

30.   

Музейные предметы как основа работы городского  краеведческого музея. Как записывать воспоминания

2

31.   

Пр. занятие: Составление учётной карточки экспоната школьного музея.

2

32.   

Исторические  источники как средство познания исторического прошлого. 

2

33.   

Пр. занятие: Составление отчёта о выполнении плана работы школьного музея.

2

 

Посещение музея в  МБОУ ДДТ

2

 

Учебно-тематический план четвертого года обучения

Цель четвертого года программы

                осознание себя творческой личностью, способной самостоятельно вести

                поисково-исследовательскую и культурно-образовательную деятельность

                музея; приобретение компетентности музейного зрителя.

  Задачи:

               дальнейшее углубленное изучение тем программы;

               участие всех детей в работе музея;

               совершенствование навыков поисково-исследовательской работы;

               самостоятельная деятельность учащихся.

К концу года

              дети должны хорошо владеть  разделами программы и уметь их объяснять;

              активно участвовать во всех проводимых мероприятиях; достаточно хорошо

              общаться в группе; уметь вести поисково-исследовательскую и культурно-

              образовательную  деятельность музея.

 

пп

Тема урока

Кол-во

часов

1.       

Вводное занятие.

1

2.       

Пр. занятие: Работа с информацией в сети Интернет.

1

3.       

Древняя Греция: пинакотеки.

1

4.       

Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).

1

5.       

Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

1

6.       

Практическое занятие: Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

1

7.       

Музейная экспозиция и её виды. Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические  музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом  и т.д.).

1

8.       

Музейная экспозиция и её виды. Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические  музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом  и т.д.).

1

9.       

Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира

1

10.   

Музеи как современные научные и поисково- исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; реставрация; музейная  педагогика, социально-психологические исследования…..

1

11.   

Музеи как современные научные и поисково- исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; реставрация; музейная  педагогика, социально-психологические исследования…..

1

12.   

Исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

1

13.   

Исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

1

14.   

Практическое занятие: Участие в поисково-исследовательской деятельности краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности.

1

15.   

Поисково-исследовательская деятельность краеведческого музея

1

16.   

Практическое занятие: Выполнение  индивидуального поисково-исследовательского задания.

1

17.   

Выставочная деятельность музея. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки  краеведческого музея.

1

18.   

Классификация выставок .Организация выставок в школьном  краеведческом музее ( стационарные, переносные или выездные).

1

19.   

Классификация выставок .Организация выставок в школьном  краеведческом музее ( стационарные, переносные или выездные).

1

20.   

Практическое занятие: Составление паспорта выставки в нашем городе или районе, которую дети посетили совместно с родителями

1

21.   

Цели, задачи и специфика культурно- образовательной деятельности музея.

1

22.   

Практическое занятие: Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей    ( поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д. ).

1

23.   

Практическое занятие: Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей    ( поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д. ).

1

24.   

Практическое занятие: Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей    ( поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д. ).

1

25.   

Поисково-собирательская деятельность в работе городского музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой городского музея .Формы поисково-собирательской работы (работа в библиотеке, архиве)

1

26.   

Практическое занятие: Составление  программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково - исследовательской работы.

1

27.   

Требования к научному оформлению результатов  краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования

1

28.   

Практическое занятие: Работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов.

1

29.   

Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции.  Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции; индивидуальные, звеньевые и коллективные.

1

30.   

Практическое занятие: Составление  программы выполнения индивидуального краеведческого задания  в экспедиции.

1

31.   

Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. Требования  по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

1

32.   

Практическое занятие: Оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

1

33.   

 Практическое занятие:  Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок.

1

34.   

Посещение музея в  МБОУ ДДТ

1

 

 

 

 

Работа с одаренными детьми

Цель: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности школьного музея.

Задачи:

Выявление одаренных детей.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей

Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический (I и II год обучения) – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности школьного музея.

II этап – диагностический (III год обучения) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах кружка.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся (IV год обучения).
Образование актива школьного музея, куда входят самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята.

 

Основные формы деятельности одаренных учащихся

Форма

Задачи и этапы работы

Экскурсионная работа

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Выявление и поддержка учащихся, склонных к экскурсионной деятельности;

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование информационной культуры учащихся.

Повышение мотивации учеников.

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Участие в проводимых в рамках деятельности школы,  города конкурсах.

Основные этапы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее:

разработка тематики;

изучение темы экскурсии;

изучение, анализ литературы и источников по выбранным темам экскурсий;

работа над содержанием экскурсии;
работа над экскурсионными методами и приемами;

отработка экскурсии

Экспозиционная работа

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Выявление и поддержка учащихся, склонных к экспозиционной  деятельности;

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков экспозиционной деятельности.

Повышение мотивации учеников.

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Участие в проводимых в рамках деятельности школы, города конкурсах.

Порядок создания экспозиции:

изучение и отбор материалов;

составление тематико - экспозиционного плана;

разработка проекта художественного оформления;

обсуждение и утверждение плана и проекта;

изготовление оборудования, текстов, монтаж.

Исследовательская работа

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Выявление и поддержка учащихся, склонных к исследовательской деятельности;

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний.

Формирование информационной культуры учащихся.

Повышение мотивации учеников.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, города конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.

Основные этапы исследовательской работы:

выбор формулирование темы в соответствии со своим интересом;

обсуждение темы на индивидуальной консультации с руководителем;

изучение предложенной руководителем литературы или литературы, которую автор работы определил самостоятельно;

анализ собственного изучения темы на основе изученных материалов и тематического словаря;

выполнение исследовательской или экспериментальной части работы на основе изученного теоретического материала;

оформление работы в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовка небольшого (7-10 минут) выступления на итоговой конференции.

 

Работа по сохранению и укреплению здоровья детей

1.Просветительская, профилактическая, воспитательная работа по формированию культуры ЗОЖ:

 

Инструктаж по соблюдению санитарных правил, ТБ в школьном музее, ППБ, правил поведения в музее, техники безопасности и гигиенических рекомендаций при использовании средств ИКТ.

Постановка здоровьесберегающих задач урока, включение в содержание занятия вопросов здорового образа жизни.

 Соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима на занятиях.

 

2.Организационно-массовая, оздоровительная работа:

Оздоровительные моменты на уроке (физкультминутки; динамические паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика; массаж биологически активных точек; работа в режиме смены зрительных горизонтов).

Экскурсии и занятия на свежем воздухе.

 

3.Диагностика состояния здоровья детей:

Опрос родителей «Состояние здоровья детей» (выявление нарушения здоровья детей с целью недопущения их усугубления, изучение влияния занятий на здоровье обучающихся)

Педагогическое наблюдение по направлениям:

«Психологический микроклимат в детском коллективе»

«Соблюдение режима занятий и отдыха»

 

  4.Просветительская работа с родителями:

Беседы по вопросам:

- «Утомляемость ребенка: как с ней бороться» (1 год обучения);

- «Семейные традиции и здоровье детей» (2 год обучения);

- «Рекомендаций при использовании средств ИКТ» (3 год обучения);

-  «Дети и улица. Проблемы общения детей в неформальной  обстановке. Безопасность вашего ребенка» (4 год обучения).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

1.Юренева Т.Ю.  Музееведение – М., Академический Проект, 2006.

2.Музейная педагогика в школе. – Вып.3. –«Борей Арт», СПб., 2002.

3.Музей, школа, семья./ сост. Чумак Т.А.- Санкт-Петербург,1996.

4.Российский центр музейной педагогики и детского творчества.- Санкт-Петербург, 2005.

5.Работа со школьниками в краеведческом музее. – М., Гуманитарный издательский центр, 2001.     

 


Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юные музееведы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юные музееведы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.

Развивающие задачи: развитие визуального мышления; формирование соответствующих навыков межличностного общения через общение с музейным миром; развитие способности критического мышления; развитие исторического сознания; формирование навыков решения…

Развивающие задачи: развитие визуального мышления; формирование соответствующих навыков межличностного общения через общение с музейным миром; развитие способности критического мышления; развитие исторического сознания; формирование навыков решения…

Ожидаемые результаты, способы определения результативности программы, мониторинг результатов

Ожидаемые результаты, способы определения результативности программы, мониторинг результатов

Личностные достижения Направленность динамики личностных изменений – педагогическое наблюдение

Личностные достижения Направленность динамики личностных изменений – педагогическое наблюдение

Познавательные: - реализовывать проектно-исследовательскую деятельность; - проводить наблюдение и практикум под руководством учителя; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

Познавательные: - реализовывать проектно-исследовательскую деятельность; - проводить наблюдение и практикум под руководством учителя; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

Практическая работа: поиск в сети

Практическая работа: поиск в сети

Определение понятий «фонды музея», «изучение музей­ных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др

Определение понятий «фонды музея», «изучение музей­ных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея

Вводное занятие Основные понятия и термины музееведения

Вводное занятие Основные понятия и термины музееведения

Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах

Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах

Практическое занятие: поиск в сети

Практическое занятие: поиск в сети

Практическая работа: оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуально­го краеведческого исследования

Практическая работа: оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуально­го краеведческого исследования

Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее

Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее

Великобритании, Германии, Австрии,

Великобритании, Германии, Австрии,

Практическое занятие : Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей ( поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по…

Практическое занятие : Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей ( поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по…

Работа с одаренными детьми Цель: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности школьного музея

Работа с одаренными детьми Цель: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности школьного музея

Экспозиционная работа Учет индивидуальных возможностей учащихся

Экспозиционная работа Учет индивидуальных возможностей учащихся

Исследовательская работа

Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2020