РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Юные музееведы»
Составитель: Карпухина Лариса Владимировна
учитель начальных классов
Класс:1 - 4
Сроки реализации программы: 2018 – 2021уч.г.
Программа составлена на основе: ФГОС НОО, в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №12» на 2019-2020 уч. год, авторской программы внеурочной деятельности «Юные музееведы» Д.М.Солодовой. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В. А.Горского, М: «Просвещение»)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность, педагогическая целесообразность и направленность программы
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.
Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя.
Вышеизложенное и подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность предлагаемой программы дополнительного образования, которая позволяет решить самую высокую задачу любой образовательной системы – воспитание патриота.
Программа носит комплексный характер и находится на стыке двух направленностей: социально-педагогической и туристско-краеведческой.
2. Новизна и отличительные особенности образовательной программы
Новизной и отличительной особенностью программы следует считать:
тематическую направленность на изучение историко-краеведческих и героико-патриотических страниц жизни именно той земли, той малой Родины, где сегодня живут и учатся воспитанники объединения, формируя при этом представление о музее, как о части окружающей среды и памяти музея, как о своей личностной памяти);
ориентацию на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
интеграцию учебных общеобразовательных программ по предметам: литературное чтение, окружающий мир, искусство, технология, физическая культура и учебно-тематического содержания программы.
3. Цели и задачи программы
Цель программы:
воспитание эстетически грамотного, нравственно-здорового и патриотически
настроенного подрастающего поколения жителей города на основе творческого
взаимодействия музея и школы.
Воспитательные задачи:
воспитание ценностного отношения к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание зрительной и музейной культуры.
Развивающие задачи:
развитие визуального мышления;
формирование соответствующих навыков межличностного общения через общение с музейным миром;
развитие способности критического мышления;
развитие исторического сознания;
формирование навыков решения проблемных задач;
формирование навыков конкретизации материала, понимания их исторического конспекта;
формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
развитие творческих способностей учащихся.
Обучающие задачи:
формирование основ систематических знаний о родном городе, его истории, архитектуре;
приобретение элементарных представлений о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.
Возраст детей
Программа адресована учащимся 7-11 лет Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — не менее 15 человек; второй и третий год обучения — не менее 12 человек; четвертый год обучения — не менее 8 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (76 ч. в год – 2-4 год обучения, 68 ч. в год – 1 год обучения).
Ведущими формами организации занятий являются групповая и индивидуальная.
Виды деятельности:
игровая (эстафеты, народные игры и пр.);
познавательная (получение первоначальных представлений о родном крае и пр.);
проблемно-ценностное общение (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, виртуальных путешествий по историческим и памятным местам и пр.);
досугово-развлекательная (фестивали, национально-культурные праздники, концерты, конкурсы чтецов, КВН, викторины и пр.);
художественное творчество (уроки творчества и пр.);
социальное творчество (субботник по уборке территории парка; посылка солдату; подготовка и рассылка праздничных открыток для пенсионеров; экологическая экспедиция; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам; совместная деятельность с общественными организациями патриотической и гражданской направленности, детско-юношескими движениями, организациями, сообществами; встречи с ветеранами и военнослужащими, с выпускниками, явившими собой достойные примеры гражданственности и патриотизма);
трудовая (экологические десанты и пр.);
спортивно-оздоровительная (военно-спортивные соревнования);
туристско-краеведческая (туристско-краеведческие экспедиции);
исследовательская.
Ожидаемые результаты, способы определения результативности программы, мониторинг результатов
В результате освоения курса учащиеся должны знать:
о значении, сущности, задачах исследовательской деятельности учащихся;
отличительные черты исследовательской работы;
основные элементы исследования;
особенности этапов исследования: подготовительного, исследовательского, завершающего;
понятие «методы исследования»;
приемы работы над сообщением, докладом, рефератом;
особенности социологических методов и приемов исследования: опроса (анкетирования, интервьюирования), наблюдения, анализа документов;
требования к оформлению результатов исследовательской деятельности;
особенности методов исследования родного края;
признаки школьного музея;
виды и формы работы музея; виды экскурсий.
Учащиеся должны уметь:
составлять план; работать со словарями, энциклопедиями, использовать ресурсы Интернет;
составлять анкеты, конструировать вопросы для интервьюирования с целью проведения опроса по заданной теме;
оформлять результаты исследования;
использовать разнообразные методы с целью исследования родного края;
собирать и оформлять музейные предметы для школьного музея;
готовить эскизы и оформлять экспонаты для школьного музея; проектировать экспозиции.
Оценочная деятельность
Итоги реализации программы подводятся на учебно-исследовательской конференции, организуется выставка работ учащихся. В результате внешнего опроса родителей и классных руководителей, собеседования, педагогического наблюдения, анкетирования изучаются следующие параметры, отражающие уровень развития обучающихся детского объединения «Музееведение»:
Учебные достижения
Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета:
усвоение основных элементов содержания– педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;
умение выполнить работу по образцу, применить знания по предмету; самостоятельная практическая работа учащихся - педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;
умение анализировать и перерабатывать информацию; выбирать оптимальную форму для решения задачи - педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;
участие детей в обучении; оригинальность - педагогическое наблюдение;
качество детских творческих «продуктов» - педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;
стабильность практических достижений учащихся - педагогическое наблюдение, фиксация участия, анализ наградных материалов.
Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу:
сохранность контингента - анализ журналов работы педагога дополнительного образования;
наполняемость коллектива - анализ журналов работы педагога дополнительного образования;
положительные мотивы посещения занятий - педагогическое наблюдение, собеседование с обучающимися и их родителями;
Личностные достижения
Направленность динамики личностных изменений – педагогическое наблюдение.
Нравственное развитие учащихся – педагогическое наблюдение, собеседование.
Приобщенность учащихся к культурным ценностям – педагогическое наблюдение.
Уровень творческой активности детей - педагогическое наблюдение, собеседование, анализ творческой деятельности учащихся.
Уровень практической реализации творческих достижений учащихся - фиксация участия детей в творческом отчете, конкурсе творческих работ, выставках.
Социально-педагогические результаты
адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и решений в различных ситуациях - педагогическое наблюдение, собеседование;
организация оздоровительной деятельности, снижение заболеваемости, отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья, формирование здорового образа жизни - педагогическое наблюдение, собеседование с обучающимися, опрос родителей.
Уровни оценки: низкий, средний, высокий.
Результаты диагностики фиксируются в аналитических справках, таблицах, журнале учета работы педагога дополнительного образования, журнале достижений, книге отзывов и предложений.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
в рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
в рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:
- гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Метапредметные результаты
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
По окончании обучения дети должны знать историю музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле. Уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его, вести элементарную поисковую работу.
По окончании обучения по программе дети должны знать:
· историю музейного дела,
· основные музеи родного города,
· жизнь и деятельность выдающихся людей родного края,
· основы музееведческой деятельности,
· основные термины, применяемые в музейном деле.
Дети должны уметь:
· планировать деятельность музея,
· работать с фондами музея,
· планировать и осуществлять поисково-исследовательскую деятельность,
· выступать с защитой проектной работы.
Содержание курса.
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея.
2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации.
Права и обязанности юных музееведов.
Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.
3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.
4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции
Практическая работа:просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
5.История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
6.Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчёт о деятельности школьного музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.
7. Фонды музея. Работа с фондами
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.
8. Музейная экспозиция и её виды
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.
9.Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа:участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
10.Выставочная деятельность музея. Классификация выставок
Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.
Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.
11. Культурно-образовательная деятельность музея
Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа:выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).
12.Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Практическая работа:составление программы поисково-собирательской деятельностии её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).
13.Организация краеведческой работы в экспедициях
Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
14. Подготовка и проведение итогового мероприятия
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.
Практическая работа:проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- адаптация детей к новым условиям, к учреждению, к группе, формирование
основ визуальной грамотности.
- дать общее представление о музее;
- формировать способности излагать самостоятельные суждения;
- воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее родного
города.
дети должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку,
взаимовыручку; иметь общие представления о музеях, уметь выражать свои
суждения; развить навыки визуальной грамотности.
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие Основные понятия и термины музееведения. |
|
2. |
Практическое занятие: Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?» |
|
3. |
Музейное дело. Вернисажи. |
|
4. |
Практическое занятие: Ознакомление с информацией в сети Интернет. |
|
5. |
Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов. |
|
6. |
Что такое музей ? Положение о музее в образовательном учреждении. |
|
7. |
Практическое занятие: Посещение школьного музея. Первое знакомство. |
|
8. |
Музееведение как научная дисциплина. |
|
9. |
Практическое занятие: Составление словаря музейных терминов. |
|
10. |
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. |
|
11. |
Практическое занятие: Составление кроссворда на тему музея. |
|
12. |
Понятие «социальный институт» .Социальная функция школьного музея. |
|
13. |
Практическое занятие: рисуем по материалам экскурсии в школьный музей. |
|
14. |
История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVl l l в.) |
|
15. |
Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира. |
|
16. |
Древняя Греция: святилища. |
|
17. |
Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями). |
|
18. |
Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). |
|
19. |
Практическое занятие: Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции. |
|
20. |
История музейного дела в России. Коллекционирование ( конец XVII-первая половина XIX в.) |
|
21. |
Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны. |
|
22. |
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII- первой четверти XVIII в. |
|
23. |
Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями. |
|
24. |
Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. |
|
25. |
Практическое занятие: Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей). |
|
26. |
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. |
|
27. |
Практическое занятие: Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет. |
|
28. |
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. |
|
29. |
Практическое занятие: Посещение школьного краеведческогомузея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. |
|
30. |
Фонды музея. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. |
|
31. |
Практическое занятие: Знакомство с фондами школьного краеведческого музея. |
|
32. |
Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев Состав и структура музейных фондов. |
|
33. |
Практическое занятие: Составление учётной карточки экспоната школьного музея. |
умение детей работать в малой и большой группах; закрепление знаний
первого года; приобретение первоначальных навыков творческой поисково-
исследовательской и собирательской работы.
научить детей взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе,
сопереживанию товарищам;
научить на практике применять простые виды творческих поисково-
исследовательских и собирательских работ.
ввести в пространство музея, раскрывая его профильную специфику и
содержание деятельности;
ознакомить детей с миром музейных ценностей;
развить на новом уровне визуальную грамотность;
сформировать навыки музейной культуры.
дети должны ощущать себя частицей единой группы, коллектива; уметь
объяснять изученный материал, иметь навыки музейной культуры; иметь
общие представления о музеях, музейных профессиях, музейных
коллекциях.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». |
2 |
2 |
Основные понятия и термины в музейном деле. |
2 |
3 |
Практическое занятие: составление словаря музейных терминов. |
2 |
4 |
Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?» |
2 |
5 |
Современное понятие термина «музееведение». Права и обязанности юных музееведов. |
2 |
6 |
Практическое занятие: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. |
2 |
7 |
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. |
2 |
8 |
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей ДДТ. |
2 |
9 |
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. |
2 |
10 |
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения. |
2 |
11 |
Практическая работа:просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны. |
2 |
12 |
Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. |
2 |
13 |
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира. |
2 |
14 |
Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. |
2 |
15 |
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. |
2 |
16 |
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт». |
2 |
17 |
Практическая работа: составление учётной карточки экспоната музея. |
2 |
18 |
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы». |
2 |
19 |
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате. |
2 |
20 |
Изучение музейных предметов и коллекций. |
2 |
21 |
Поисково-исследовательская деятельность краеведческого музея. |
2 |
22 |
Практическая работа:участие в поисково-исследовательской деятельности краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. |
2 |
23 |
Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». |
2 |
24 |
Практическая работа: посещение выставки в городском музее. |
2 |
25 |
Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. |
2 |
26 |
Практическая работа:выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей. |
2 |
27 |
Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке). |
2 |
28 |
Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. |
2 |
29 |
Практическая работа: анкетирование респондентов. |
2 |
30 |
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции. |
2 |
31 |
Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. |
2 |
32 |
Практическая работа:оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования. |
2 |
33 |
Практическая работа:проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов. |
2 |
34 |
Подведение итогов обучения. |
2 |
развитие творческих способностей учащихся, сознательное приобретение знаний
и навыков по музееведению, приобретение навыков самостоятельной
деятельности.
дальнейшее углубленное изучение тем программы;
участие всех детей в работе музея;
совершенствование навыков поисково-исследовательской работы;
самостоятельная деятельность учащихся с помощью педагога.
дети должны хорошо владеть разделами программы и уметь их объяснять;
активно участвовать во всех проводимых мероприятиях; достаточно хорошо
общаться в группе; уметь вести поисково-исследовательскую работу.
№ пп |
Тема урока |
Кол-во часов |
1. |
Вводное занятие. |
2 |
2. |
Пр. занятие: Ознакомление с информацией в сети Интернет. |
2 |
3. |
Роль музея в жизни человека. |
2 |
4. |
Выставочная деятельность музея. |
2 |
5. |
Пр. занятие: Посещение городского музея |
2 |
6. |
Музееведение как научная дисциплина. |
2 |
7. |
Пр. занятие: Продолжение составления словаря музейных терминов. |
2 |
8. |
Основные социальные функции музеев. |
2 |
9. |
Пр. занятие: Составление кроссворда на тему музея. |
2 |
10. |
Свидетели истории. Объекты исследования. |
2 |
11. |
Пр. занятие: рисуем по материалам экскурсии музей. |
2 |
12. |
Как работать с газетами, журналами, книгами. |
2 |
13. |
Пр. занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира. |
2 |
14. |
Ваши помощники в поисковой работе. |
2 |
15. |
Пр. занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями. |
2 |
16. |
Учёт и хранение собранных документов и вещей. |
2 |
17. |
Пр. занятие: Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями. |
2 |
18. |
История музейного дела в России. |
2 |
19. |
Пр. занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны. |
2 |
20. |
Первые музеи в России. |
2 |
21. |
Пр. занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями. |
2 |
22. |
Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. |
2 |
23. |
Пр.занятие: Защита проектов об одном из известных музеев России |
2 |
24. |
Музейная сеть и классификация музеев. |
2 |
25. |
Пр. занятие: Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет. |
2 |
26. |
Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. |
2 |
27. |
Пр. занятие: Посещение музея изобразительных искусств |
2 |
28. |
Забота о ветеранах – наш священный долг. |
2 |
29. |
Пр. занятие: Знакомство с фондами краеведческого музея. |
2 |
30. |
Музейные предметы как основа работы городского краеведческого музея. Как записывать воспоминания |
2 |
31. |
Пр. занятие: Составление учётной карточки экспоната школьного музея. |
2 |
32. |
Исторические источники как средство познания исторического прошлого. |
2 |
33. |
Пр. занятие: Составление отчёта о выполнении плана работы школьного музея. |
2 |
|
Посещение музея в МБОУ ДДТ |
2 |
осознание себя творческой личностью, способной самостоятельно вести
поисково-исследовательскую и культурно-образовательную деятельность
музея; приобретение компетентности музейного зрителя.
дальнейшее углубленное изучение тем программы;
участие всех детей в работе музея;
совершенствование навыков поисково-исследовательской работы;
самостоятельная деятельность учащихся.
дети должны хорошо владеть разделами программы и уметь их объяснять;
активно участвовать во всех проводимых мероприятиях; достаточно хорошо
общаться в группе; уметь вести поисково-исследовательскую и культурно-
образовательную деятельность музея.
№ пп |
Тема урока |
Кол-во часов |
1. |
Вводное занятие. |
1 |
2. |
Пр. занятие: Работа с информацией в сети Интернет. |
1 |
3. |
Древняя Греция: пинакотеки. |
1 |
4. |
Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями). |
1 |
5. |
Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). |
1 |
6. |
Практическое занятие: Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции. |
1 |
7. |
Музейная экспозиция и её виды. Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т.д.). |
1 |
8. |
Музейная экспозиция и её виды. Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т.д.). |
1 |
9. |
Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира |
1 |
10. |
Музеи как современные научные и поисково- исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; реставрация; музейная педагогика, социально-психологические исследования….. |
1 |
11. |
Музеи как современные научные и поисково- исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; реставрация; музейная педагогика, социально-психологические исследования….. |
1 |
12. |
Исследования в области истории, теории и методики музейного дела. |
1 |
13. |
Исследования в области истории, теории и методики музейного дела. |
1 |
14. |
Практическое занятие: Участие в поисково-исследовательской деятельности краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. |
1 |
15. |
Поисково-исследовательская деятельность краеведческого музея |
1 |
16. |
Практическое занятие: Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. |
1 |
17. |
Выставочная деятельность музея. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки краеведческого музея. |
1 |
18. |
Классификация выставок .Организация выставок в школьном краеведческом музее ( стационарные, переносные или выездные). |
1 |
19. |
Классификация выставок .Организация выставок в школьном краеведческом музее ( стационарные, переносные или выездные). |
1 |
20. |
Практическое занятие: Составление паспорта выставки в нашем городе или районе, которую дети посетили совместно с родителями |
1 |
21. |
Цели, задачи и специфика культурно- образовательной деятельности музея. |
1 |
22. |
Практическое занятие: Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей ( поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д. ). |
1 |
23. |
Практическое занятие: Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей ( поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д. ). |
1 |
24. |
Практическое занятие: Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей ( поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д. ). |
1 |
25. |
Поисково-собирательская деятельность в работе городского музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой городского музея .Формы поисково-собирательской работы (работа в библиотеке, архиве) |
1 |
26. |
Практическое занятие: Составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково - исследовательской работы. |
1 |
27. |
Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования |
1 |
28. |
Практическое занятие: Работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов. |
1 |
29. |
Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции; индивидуальные, звеньевые и коллективные. |
1 |
30. |
Практическое занятие: Составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции. |
1 |
31. |
Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции. |
1 |
32. |
Практическое занятие: Оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания. |
1 |
33. |
Практическое занятие: Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок. |
1 |
34. |
Посещение музея в МБОУ ДДТ |
1 |
Работа с одаренными детьми
Задачи:
Выявление одаренных детей.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей
Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический (I и II год обучения) – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности школьного музея.
II этап – диагностический (III год обучения) – индивидуальная оценка
познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические
работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных
олимпиадах, марафонах, проектах кружка.
III этап – этап
формирования, углубления и развития способностей учащихся (IV год обучения).
Образование актива школьного музея, куда входят самые активные, самые
творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных
областях знаний ребята.
Форма |
Задачи и этапы работы |
Экскурсионная работа |
Учет индивидуальных возможностей учащихся. Выявление и поддержка учащихся, склонных к экскурсионной деятельности; Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование информационной культуры учащихся. Повышение мотивации учеников. Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. Участие в проводимых в рамках деятельности школы, города конкурсах. Основные этапы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее: разработка тематики; изучение темы экскурсии; изучение, анализ литературы и источников по выбранным темам экскурсий; работа над содержанием экскурсии; отработка экскурсии |
Экспозиционная работа |
Учет индивидуальных возможностей учащихся. Выявление и поддержка учащихся, склонных к экспозиционной деятельности; Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков экспозиционной деятельности. Повышение мотивации учеников. Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. Участие в проводимых в рамках деятельности школы, города конкурсах. Порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов; составление тематико - экспозиционного плана; разработка проекта художественного оформления; обсуждение и утверждение плана и проекта; изготовление оборудования, текстов, монтаж. |
Исследовательская работа |
Учет индивидуальных возможностей учащихся. Выявление и поддержка учащихся, склонных к исследовательской деятельности; Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний. Формирование информационной культуры учащихся. Повышение мотивации учеников. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, города конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах. Основные этапы исследовательской работы: выбор формулирование темы в соответствии со своим интересом; обсуждение темы на индивидуальной консультации с руководителем; изучение предложенной руководителем литературы или литературы, которую автор работы определил самостоятельно; анализ собственного изучения темы на основе изученных материалов и тематического словаря; выполнение исследовательской или экспериментальной части работы на основе изученного теоретического материала; оформление работы в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовка небольшого (7-10 минут) выступления на итоговой конференции. |
Работа по сохранению и укреплению здоровья детей
1.Просветительская, профилактическая, воспитательная работа по формированию культуры ЗОЖ:
Инструктаж по соблюдению санитарных правил, ТБ в школьном музее, ППБ, правил поведения в музее, техники безопасности и гигиенических рекомендаций при использовании средств ИКТ.
Постановка здоровьесберегающих задач урока, включение в содержание занятия вопросов здорового образа жизни.
Соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима на занятиях.
2.Организационно-массовая, оздоровительная работа:
Оздоровительные моменты на уроке (физкультминутки; динамические паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика; массаж биологически активных точек; работа в режиме смены зрительных горизонтов).
Экскурсии и занятия на свежем воздухе.
3.Диагностика состояния здоровья детей:
Опрос родителей «Состояние здоровья детей» (выявление нарушения здоровья детей с целью недопущения их усугубления, изучение влияния занятий на здоровье обучающихся)
Педагогическое наблюдение по направлениям:
«Психологический микроклимат в детском коллективе»
«Соблюдение режима занятий и отдыха»
4.Просветительская работа с родителями:
Беседы по вопросам:
- «Утомляемость ребенка: как с ней бороться» (1 год обучения);
- «Семейные традиции и здоровье детей» (2 год обучения);
- «Рекомендаций при использовании средств ИКТ» (3 год обучения);
- «Дети и улица. Проблемы общения детей в неформальной обстановке. Безопасность вашего ребенка» (4 год обучения).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.