Программа профессионального развития
по теме
«Работа с одарёнными детьми в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Юные музееведы»
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми
· выявление одаренных детей;
· создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
· развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
· проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Задачи программы:
· организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
· выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
· интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
· организация проектной деятельности;
· забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
· внедрение передовых образовательных технологий;
· укрепление материально-технической базы;
· нормативно-правовое обеспечение деятельности;
· формирование банков данных по проблеме одарённости.
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
· повышение профессионального мастерства педагогов;
· организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
· научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
· организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
· подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
· проведение массовых мероприятий внутри объединения;
· обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
объединения дополнительного образования;
кружки по интересам;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов ;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
· сформировать систему работы с одарёнными детьми;
· создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
· совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
· сформировать банк данных «Одарённые дети».
Мониторинг результативности работы с учащимися
· педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
· уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
· уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
· успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной работы по предмету.
II этап. Деятельностный:
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
1.
Методические требования к организации и практической реализации программы
«Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об
образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей
способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1.
Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных, всероссийских
олимпиадах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов,
научно-практических конференций.
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План мероприятий по выполнению программы
«Одаренные дети»
на 2017 -2021 гг.
|
Мероприятия |
Сроки |
1. 1 |
Диагностика одаренных детей |
октябрь |
2. 2 |
Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год |
Август, ежегодно |
3. 3 |
Составление
индивидуальной программы обучения: |
постоянно |
4. 4 |
Организация и проведение школьных олимпиад. |
Октябрь |
5. 5 |
Участие в муниципальных, всероссийских олимпиадах. |
|
6. 6 |
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети». |
Май, |
7. 7 |
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. |
Постоянно |
8. 8 |
Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми. |
Ежегодно |
9. 9 |
Распространение опыта работы с одаренными детьми. |
2017-2021 |
10. 10 |
Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов. |
2017-2021 |
11. 11 |
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. |
Ежегодно |
Срок реализации программы – 5 лет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.