Тема
урока: " Жиры".
Тип урока: урок усвоения нового материала
Форма урока: Комбинированный (урок-конференция).
Цели урока:
Образовательная: формировать представление о составе и строении жиров. Рассмотреть физические и химические свойства жиров.
Развивающая: развивать умение обращаться с веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием. Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы.
Воспитательная: развитие творческих навыков, развитие навыков культуры общения, толерантного отношения друг к другу; умение излагать свою точку зрения.
Задачи:
Образовательные:
· Сформировать представление о жирах как биоорганических веществах, их классификации, свойствах, способах их переработки и применении.
Развивающие:
Формировать и развивать образовательные компетенции:
Воспитательные:
· воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям;
· способствовать воспитанию культуры общения. развитию у обучающихся требовательности к себе, чувству коллективизма;
· воспитывать бережное отношение к своему здоровью, развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в группе.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеоролики, химическая посуда, лабораторное оборудование.
План урока
I.Организационный этап
II.Психологический настрой
III.Проверка домашнего задания
IV. Актуализация знаний. Введение в тему.
V.Изучение нового материала
VI.Закрепление
VII Оценки за урок
VIII.Рефлексия
IX.Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный этап
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к учебным занятиям. Организация внимания.
II. Психологический настрой
Ребята, посмотрите в окно, какая сегодня погода? Какое у вас настроение? Вы готовы к сегодняшнему уроку?
III.Проверка домашнего задания
Для осознанного восприятия новой темы я хочу, чтобы мы с вами вспомнили некоторые понятия из пройденных тем, значит, переходим к проверке домашнего задания.
Вопросы к кроссворду карбоновые кислоты:
По горизонтали: 2) Как называются соли уксусной кислоты? 3) Какое название имеет муравьиная кислота по международной номенклатуре ИЮПАК?
5) Карбоновые кислоты можно получить гидролизом … (это органические соединения общей формулы R—C≡N)? 6) Как называется карбоновая кислота по международной номенклатуре ИЮПАК формулой СН≡С-СООН ? 9) Карбоновые кислоты можно получить каталитическим окислением первичных … ? 10) До каких кислот окисляются кислоты, имеющие третичный атом углерода?
По вертикали: 1) Как называется функциональная группа –COOH? 4)Тривиальное название предельной одноосновной кислоты, формула которой имеет вид С15Н31СООН ? 7) Как называется процесс непосредственного введения карбоксильной группы СООН в органические соединения действием СО2, который используется для получения карбоновых кислот? 8) Как называются соли муравьиной кислоты?
7 |
к |
|
||||||||||||||||||||
а |
|
|||||||||||||||||||||
р |
|
|||||||||||||||||||||
б |
|
|||||||||||||||||||||
1 |
4 |
о |
|
|||||||||||||||||||
к |
п |
к |
|
|||||||||||||||||||
2 |
а |
ц |
е |
т |
а |
т |
ы |
с |
|
|||||||||||||
р |
л |
и |
|
|||||||||||||||||||
б |
ь |
л |
|
|||||||||||||||||||
о |
м |
и |
|
|||||||||||||||||||
к |
и |
р |
|
|||||||||||||||||||
с |
т |
о |
|
|||||||||||||||||||
и |
5 |
н |
и |
т |
р |
и |
л |
о |
в |
|
||||||||||||
л |
н |
а |
8 |
|
||||||||||||||||||
ь |
о |
н |
ф |
|
||||||||||||||||||
3 |
н |
в |
6 |
п |
р |
о |
п |
и |
о |
н |
о |
в |
а |
я |
|
|||||||
м |
е |
т |
а |
н |
о |
в |
а |
я |
е |
р |
|
|||||||||||
я |
я |
м |
|
|||||||||||||||||||
9 |
с |
п |
и |
р |
т |
о |
в |
|||||||||||||||
а |
|
|||||||||||||||||||||
10 |
о |
к |
с |
о |
к |
и |
с |
л |
о |
т |
|
|||||||||||
ы |
|
|||||||||||||||||||||
Пальмитиновая метановая
IV. Актуализация знаний. Введение в тему
Нам каждый день природа дарит
Прикосновенье к алтарю.
За жизнь - космический подарок –
Тебя, Земля, благодарю.
Круговращение планеты,
Прикосновение стихий.
Все - север, юг, зима и лето,
Дорога, труд, любовь, стихи.
Сплетение души и мысли,
Провалы, взлеты вверх и вниз...
Какой же смысл в исканье смысла?
Процесс познанья - в этом смысл.
Учитель: У меня на столе "Черный ящик", в котором находится вещество, которое на нашем уроке станет объектом исследования. Вам необходимо угадать его:
Учитель: Путешествуя по миру, А.С. Пушкин отведал приготовленный хорошенькой калмычкой чай с ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ и солью. "Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что-нибудь гаже", - вспоминал поэт.
- ОНО, по своим свойствам, бывает разным: твердым, мягким и жидким.
- У животных ЭТО - источник энергии, тепла, воды.
- ОНО может выполнять структурную функцию организма, регулировать обменный процесс в клетке. (Это ЖИРЫ)
Учитель: Ребята, вы правильно угадали название того, что находится в нашем ящике. Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и использовать его в повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных светильниках, освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда.
Жиры – основной источник нашего питания. Животные пустынь запасают жир как источник воды и энергии. Толстый жировой слой тюленей и китов помогает им плавать в холодных водах Северного Ледовитого океана. Так что такое жиры? Какова роль жиров в природе, для человека?
V.Изучение нового материала
Учитель: Сегодня у нас в гостях разные специалисты: историк, биолог, медик, работник химчистки.
Мы посмотрим на жиры с различных точек зрения и придем к общему выводу - что же такое жиры.
Эпиграф:
Химия везде, химия во всем:
Во всем, чем мы дышим,
Во всем, что мы пьем,
Во всем, что мы носим,
Во всем, что едим …
Девиз урока: «Самое лучшее, что может быть, – это видеть и понимать»"
А.Эйнштейн
Учитель: Внимательно смотреть, стараться понять и применять к учебной ситуации знания, которые вы получите, – все это требуется от вас сейчас на уроке.
А сейчас я передаю слово нашему историку.
1.История открытия жиров (слово историку)
Историк: Я расскажу об истории открытия жиров.
Впервые элементарный анализ жиров был проведен в 18 веке знаменитым французским ученым Антуаном Лавуазье.
То, что в состав жиров и масел входит глицерин, впервые выяснил в 1779 году знаменитый шведский химик Карл Вильгельм Шееле.
Впервые химический состав жиров определил в начале прошлого века французский химик Мишель Эжен Шеврёль, основоположник химии жиров. В 1813 году Э. Шеврёль установил строение жиров, благодаря реакции гидролиза жиров в щелочной среде. Он показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не просто их смесь, а соединение, которое, присоединяя воду, распадается на глицерин и кислоты.
В 1854 году французский химик Марселен Бертло (1827–1907) провел реакцию этерификации, то есть образования сложного эфира между глицерином и жирными кислотами и таким образом впервые синтезировал жир.
Великому химику Бертло был дан еще редкий дар – дар большой любви. Бертло очень любил свою жену, испытывал потребность видеть ее постоянно. В его лаборатории была отгорожена стеклом кабинка, где мадам Бертло читала, вязала, пока ее муж занимался синтезами. Он всегда мог подойти к ней, поговорить, подержать за руку, и это общение вдохновляло «короля органического синтеза» на новые подвиги во благо науки.
2. Определение, общая формула, классификация
Учитель: Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Общее название таких соединений – триглицериды
Общая формула жиров:
R, Rʹ Rʺ - остатки предельных и непредельных карбоновых кислот от С4 до С24..
Эти эфиры образуются не с одной какой-либо кислотой, а с разными высшими кислотами. В составе жиров обнаружены остатки 300 карбоновых кислот различного строения. Чаще это остатки следующих кислот:
Насыщенные (предельные):
Ненасыщенные (непредельные)
Источники: Живые организмы (коровы, свиньи, овцы, гуси, киты, тюлени, рыбы: акула, тресковые, сельди)
Масла растений: хлопка, льна, сои, арахиса, кунжута, рапса, горчицы, оливы, подсолнечника, кукурузы, конопли, клещевины, мака, масличной пальмы, кокоса и других
Учитель. Посмотрите на этот пейзаж.
Учитель. На какие группы мы можем классифицировать жиры по их происхождению. Составляем обобщающую схему:
По происхождению
Жиры
Растительные (жидкие) Животные (твердые)
70-85% 50% и более
непредельных кислот предельных кислот
Олеиновая Линолевая Линоленовая |
С17Н33СООН С17Н31СООН С17Н29СООН |
Пальмитиновая Стеариновая |
С15Н31СООН С17Н35СООН |
Биолог: По происхождению жиры подразделяют на животные и растительные.
К животным жирам относят свиной и говяжий жиры, барсучье сало, жиры млекопитающих, рыбий жир.
Животные жиры преимущественно твердые. В их составе преобладают остатки предельных кислот. Исключение – жиры рыб и морских животных.
Растительные жиры жидкие, их называют маслами. Известны соевое, подсолнечное, оливковое, облепиховое, кокосовое и другие масла. В составе растительных жиров преобладают остатки непредельных кислот. Но известны и твердые жиры - кокосовое, пальмовое, пальмоядровое, масло какао.
Жидкие жиры содержат 70-85% непредельных кислот, а твердые жиры содержат около 50 и более % предельных кислот.
Жиры можно классифицировать по составу на простые - если все ацильные остатки одинаковые, и смешанные - если ацильные остатки разные.
Жиры
По составу
∕ \
простые смешанные
(говяжий жир ) ( сливочное масло)
Остатки карбоновых кислот могут быть одинаковыми (простые жиры) или различными (смешанные жиры).
Природные жиры представляют собой смеси простых и смешанных эфиров.
Учитель.С классификацией мы разобрались, а теперь давайте попытаемся разобраться со свойствами жиров. Ведь зная свойства жиров, мы сможем объяснить и биологическое значение, и применение жиров.
3.Физические свойства жиров
Экспериментальная часть. А теперь лабораторная работа. Не забудьте правила техники безопасности при работе.
1 группа
1) растворимость жиров в воде при нормальных условиях;
Плотность жиров меньше плотности воды, т.е. меньше 1 г/мл
эксперимент:
1.В первую пробирку налить воды и капнуть несколько капель растительного масла.
2.Во вторую опустить небольшой кусочек жира и добавить воду.
результат: капли растительного масла плавают на поверхности воды, и во второй пробирке жир лежит на дне.
вывод: жиры нерастворимы в воде, легче воды.
Растворимость жиров в воде при температуре.
Пробирки с растворами медленно нагреваем. Изменилось содержимое в пробирке? Почему?
Вывод:
2.Нагревание ведет к эмульгированию. Раствор мутный из-за примесей.
Если жиры хорошо взболтать с водой,
то они образуют эмульсию, т.е. систему в которой капли жира взвешены в
воде.
Эмульсия масла в воде быстро разрушается,
т.к капли жира, сталкиваясь
друг с другом, образуют крупные капли создающие затем слой жира на
поверхности воды.
Есть вещества, которые, адсорбируясь на поверхности капель, не дают им
соединятся, т.е повышают устойчивость эсульсии- эти вещества называются эмульгаторы.
2 группа
2) растворимость жиров в органических растворителях
Поместите во 1-ю пробирку ацетон и добавьте 4 капли подсолнечного масла
Налейте во 2-ю пробирку спирт и добавьте 4 капли подсолнечного масла
Хорошо перемешайте содержимое каждой пробирки, взболтайте.
вывод: жиры хорошо растворяются в спирте и ацетоне.
Видеоролик «Растворимость жиров»
3 группа
3) Исследование непредельности жира.
Поместить
1. пробирка - растительное масло
2 пробирка - маргарин
во все пробирки добавить раствор перманганата калия, следить за изменением окраски.
Учитель: Жиры - это жидкие, мазеобразные или твердые вещества, легкоплавкие, нерастворимы в воде, хорошо растворимы в неполярных растворителях (ацетоне, бензине,), плохо - в низших спиртах. Не имеют точки плавления, плавятся в интервале температур, так как представляют собой смеси разных молекул. Не кипят при обычных условиях, при высоких температурах разлагаются. Эмульгируются щелочами. Плотность жиров меньше 1 г/мл.
4. Химические свойства жиров
Вопросы к классу:
1. Гидролиз жира (водный) - этот процесс используется для получения глицерина и карбоновых кислот. Жир нагревают с водой при 170°С и повышенном давлении в автоклавах.
2.Практическое применение в жизни человека имеет щелочной гидролиз (омыление)
Твердый жир + 3NaOH ® глицерин + 3C17H35COONa - мыло
Мыла – натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот.
С17Н35 СООNa – твердое мыло, С17Н35 СООК- жидкое мыло
3. Прогорание – при длительном хранении происходит частичный гидролиз, при этом образуется масляная кислота, придающая маслу неприятный вкус и запах.
4.Гидрирование
Жидкий жир +Н2 = Твердый жир
Продукт гидрогенизации масел – твердый жир (искусственное сало, саломас). Реакция гидрирования лежит в основе получения маргарина. Маргарин – пищевой жир, состоит из смеси гидрогенизированных масел (подсолнечного, кукурузного, хлопкого и др.), животных жиров, молока и вкусовых добавок (соли, сахара, витаминов и др.)
В середине 60-х годов ХIX века во Франции был объявлен конкурс на создание заменителя сливочного масла. Премия и патент были вручены химику Меж – Мурье. Первый маргарин был получен из говяжьего жира. После разработки промышленного способа гидрирования непредельных соединений (1912 г. Поль Сабатье - присуждена нобелевская премия) маргарин стали получать из растительных масел.
Физкультминутка: Для снятия утомления проведем физкультминутку.
Теперь мы далее пойдем
И к применению жиров придем
5. Применение жиров.
6.Биологическая роль жиров. Слово биологу
Жиры входят в состав организма человека, животных, растений, микробов и некоторых вирусов. В организме жиры выполняют различные функции
Структурная функция. Жиры принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей. Они участвуют в образовании многих биологически важных соединений.
Энергетическая функция. Жиры обеспечивают 25-30% всей энергии, необходимой организму. При полном распаде 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии, что примерно в 2 раза больше по сравнению с углеводами и белками.
Функция запасания питательных веществ. Жиры являются своего рода энергетическими консервами. Жировыми могут быть и капли жира внутри клетки, и «жировое тело» у насекомых, и подкожная клетчатка, в которой сосредоточены клетки – липоциты у человека.
Функция терморегуляции. Жиры плохо проводят тепло. Они откладываются под кожей, образуя у некоторых животных огромные скопления. Например, у кита слой подкожного жира достигает 1 м. Это позволяет теплокровному животному жить в холодной воде полярного океана.
Жиры выполняют еще множество различных функций в клетке и организме. Можно напомнить, что жир – поставщик так называемой эндогенной воды: при окислении 100 г жира выделяются 107 мл воды. Благодаря такой воде существуют многие пустынные животные, например песчанки, тушканчики, с этим связано и накопление жира в горбах у верблюда. Слой жира защищает нежные органы от ударов и сотрясений (например, околопочечная капсула, жировая подушка около глаза). Жироподобные соединения покрывают тонким слоем листья растения, не давая им намокать во время обильных дождей. Многие жиры являются предшественниками в биосинтезе гормонов.
7. Жиры в организме человека.
Жир способен в организме оставаться,
А фигура наша быстро расширяться.
Слово медику
Неправильное питание – причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании – основные факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой. Жировая ткань весьма активна и даже агрессивна. Агрессивность жировой ткани в организме проявляется в ее способности образовывать новое количество жира. Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 40-50 лет. Не следует перегружать себя избыточной пищей. Ограничивать питание нужно за счет животной пищи, богатой белками и жирами, колбасных изделий, мясных консервов. Жиры лучше получать за счет кисломолочных продуктов, сои, орехов, семечек, растительных масел.
Слово работнику химчистки
Знание химии может облегчить решение бытовых проблем. Дадим вам некоторые советы:
Ø Засаленные манжеты и воротнички можно почистить губкой, смоченной раствором нашатырного спирта;
Ø Свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят, проглаживая ткань утюгом через несколько слоев промокательной бумаги;
Ø С шерстяной ткани жировое пятно удаляют с помощью теплого водного раствора стирального порошка или нашатырного спирта;
Ø Застарелое пятно натирают смесью мыла с бензином (1:10), а потом чистят это место с бензином;
Ø Чтобы вывести пятно с шелковой ткани, погружают загрязненный участок на 5-10 минут в раствор, состоящий из нашатырного спирта, глицерина и воды. Затем изделие промывают в теплой воде .
VI. Закрепление
Тест:
1.Жиры – это:
а) сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот,
б) сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,
в) сложные эфиры одноатомных спиртов и высших карбоновых кислот.
2. Растительные и животные жиры отличаются:
а) по растворимости в воде,
б) составом спирта,
в) составом высших карбоновых кислот.
3. Жиры хорошо растворяются:
а) в органических растворителях,
б) в воде,
в) в растворе кислот.
4. При гидролизе жиров в кислой среде образуются:
а) глицерин и соли высших карбоновых кислот,
б) глицерин и высшие карбоновые кислоты,
в) маргарин и глицерин.
5. Превращение жидких жиров в твердые происходит в результате реакции:
а) гидратации,
б) дегидрирования,
в)гидрирования
6. Мыла – это:
а) натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот,
б) натриевые или калиевые соли уксусной кислоты,
в) продукты гидролиза жиров в кислой среде.
7. Кто из перечисленных учёных синтезировал жир
а) Бутлеров
б) Бертло
в) Шеврёль
После выполнения задания, учащиеся меняются тестами и проверяют друг друга.
VII Оценки за урок
VIII Рефлексия
Рефлексия – самоосознание себя в деятельности.
-Я все очень хорошо понял, мне было интересно.
-Мне все понятно, но материал не всегда интересен.
- Я не все понял, но мне было интересно.
- Я ничего не понял и на уроке скучал.
IX. Домашнее задание: по данной теме составить по 10 вопросов теста
Учитель:
Я думаю, вы поняли "Какой есть смысл в исканье смысла
Процесс познанья - в этом смысл ".
Благодарю вас за урок, и продолжайте процесс познанья на следующих уроках.
Уральский колледж информационных технологий
«Утверждаю»
Зам. директора по УР
Бисалиева Ж.Е.
«____»_____________
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Химия»
для учащихся группы №24
специальности 1304000- Вычислительная техника и программное обеспечение (по видам)
Преподаватель: Сисекенова М.М.
Уральск, 2017г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.