Урок-конференция на тему "Жиры"
Оценка 4.7

Урок-конференция на тему "Жиры"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
Взрослым
31.05.2020
Урок-конференция на тему "Жиры"
Тема урока: " Жиры". Форма урока: Комбинированный (урок-конференция). для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата Цели урока: Образовательная: формировать представление о составе и строении жиров. Рассмотреть физические и химические свойства жиров. Развивающая: развивать умение обращаться с веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием. Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы. Воспитательная: развитие творческих навыков, развитие навыков культуры общения, толерантного отношения друг к другу; умение излагать свою точку зрения.
Жиры.docx

Тема урока: " Жиры".
Тип урока:  
урок усвоения нового материала

Форма урока: Комбинированный (урок-конференция).

Цели урока:

Образовательная: формировать представление о составе и строении жиров. Рассмотреть физические и химические свойства жиров.

Развивающая: развивать умение обращаться с веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием. Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы.

Воспитательная: развитие творческих навыков, развитие навыков культуры общения, толерантного отношения друг к другу; умение излагать свою точку зрения.

Задачи:

 Образовательные:

·         Сформировать представление о жирах как биоорганических веществах, их классификации, свойствах, способах их переработки и применении.

 Развивающие:

Формировать и развивать образовательные компетенции:

    • развивать умения, самостоятельно добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы,
    • навыки работы в паре, взаимодействия с другими людьми.
    • умения организовывать и анализировать собственную деятельность;

Воспитательные:

·         воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям;

·         способствовать воспитанию культуры общения. развитию у обучающихся требовательности к себе, чувству коллективизма;

·         воспитывать бережное отношение к своему здоровью, развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в группе.

 

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеоролики, химическая посуда, лабораторное оборудование.

План урока

I.Организационный этап

II.Психологический настрой

III.Проверка домашнего задания

IV. Актуализация знаний. Введение в тему.

V.Изучение нового материала

VI.Закрепление

VII Оценки за урок

VIII.Рефлексия

IX.Домашнее задание

 

 

 

Ход урока

I. Организационный этап

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к учебным занятиям. Организация внимания.

II. Психологический настрой

Ребята, посмотрите в окно, какая сегодня погода? Какое у вас настроение? Вы готовы к сегодняшнему уроку?

III.Проверка домашнего задания

Для осознанного восприятия новой темы я хочу, чтобы мы с вами вспомнили некоторые понятия из пройденных тем, значит, переходим к проверке домашнего задания.

Вопросы к кроссворду карбоновые кислоты:

По горизонтали: 2) Как называются соли уксусной кислоты? 3) Какое название имеет муравьиная кислота по международной номенклатуре ИЮПАК?

5) Карбоновые кислоты можно получить гидролизом … (это органические соединения общей формулы R—C≡N)? 6) Как называется карбоновая кислота по международной номенклатуре ИЮПАК формулой СН≡С-СООН ? 9) Карбоновые кислоты можно получить каталитическим окислением первичных … ? 10) До каких кислот окисляются кислоты, имеющие третичный атом углерода?

По вертикали: 1) Как называется функциональная группа –COOH? 4)Тривиальное название предельной одноосновной кислоты, формула которой имеет вид С15Н31СООН ? 7) Как называется процесс непосредственного введения карбоксильной группы СООН в органические соединения действием СО2, который используется для получения карбоновых кислот? 8) Как называются соли муравьиной кислоты?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

к

 

а

 

р

 

б

 

1

4

о

 

к

п

к

 

2

а

ц

е

т

а

т

ы

с

 

р

л

и

 

б

ь

л

 

о

м

и

 

к

и

р

 

с

т

о

 

и

5

н

и

т

р

и

л

о

в

 

л

н

а

8

 

ь

о

н

ф

 

3

н

в

6

п

р

о

п

и

о

н

о

в

а

я

 

м

е

т

а

н

о

в

а

я

е

р

 

я

я

м

 

9

с

п

и

р

т

о

в

а

 

10

о

к

с

о

к

и

с

л

о

т

 

ы

 

 

 

 

  Пальмитиновая                                                        метановая

 

 

 

 

 

IV. Актуализация знаний. Введение в тему

Нам каждый день природа дарит

Прикосновенье к алтарю.

За жизнь -  космический подарок –

Тебя, Земля, благодарю.

Круговращение планеты,

Прикосновение стихий.

Все - север, юг, зима и лето,

Дорога, труд, любовь, стихи.

Сплетение души и мысли,

Провалы, взлеты вверх и вниз...

Какой же смысл в исканье смысла?

Процесс познанья - в этом смысл.

 Учитель: У меня на столе "Черный ящик", в котором находится вещество, которое на нашем уроке станет объектом исследования. Вам необходимо угадать его:

Учитель: Путешествуя по миру, А.С. Пушкин отведал приготовленный хорошенькой калмычкой чай с ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ и солью. "Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что-нибудь гаже", - вспоминал поэт.

- ОНО, по своим свойствам, бывает разным: твердым, мягким и жидким.

- У животных ЭТО - источник энергии, тепла, воды.

- ОНО может выполнять структурную функцию организма, регулировать обменный процесс в клетке. (Это ЖИРЫ)

Учитель: Ребята,  вы правильно угадали название того, что находится в нашем ящике.  Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и использовать его в повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных светильниках, освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда.

Жиры – основной источник нашего питания. Животные пустынь запасают жир как источник воды и энергии. Толстый жировой слой тюленей и китов помогает им плавать в холодных водах Северного Ледовитого океана. Так что такое жиры? Какова роль жиров в природе, для человека?

 

V.Изучение нового материала

Учитель: Сегодня у нас в гостях  разные специалисты: историк, биолог, медик, работник химчистки.

   Мы посмотрим на жиры с различных точек зрения и придем к общему выводу - что же такое жиры.

                                                                                                          Эпиграф:

Химия везде, химия во всем:

Во всем, чем мы дышим,

Во всем, что мы пьем,

Во всем, что мы носим,

                                                                                                      Во всем, что едим …

Девиз урока: «Самое лучшее, что может быть, – это видеть и понимать»"

                                                                                                           А.Эйнштейн

 

Учитель:  Внимательно смотреть, стараться понять и применять к учебной ситуации знания, которые вы получите, – все это требуется от вас сейчас на уроке.

А сейчас я передаю слово нашему историку.

   1.История открытия жиров (слово историку)

  Историк: Я расскажу об истории открытия жиров. 

     Впервые элементарный анализ жиров был проведен в 18 веке знаменитым французским  ученым Антуаном Лавуазье.

   То, что в состав жиров и масел входит глицерин, впервые выяснил в 1779 году знаменитый шведский химик Карл Вильгельм Шееле.

    Впервые химический состав жиров определил в начале прошлого века французский химик Мишель Эжен Шеврёль, основоположник химии жиров.   В 1813 году Э. Шеврёль  установил строение жиров, благодаря реакции гидролиза жиров в щелочной среде. Он показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не просто их смесь, а соединение, которое, присоединяя воду, распадается на глицерин и кислоты.

   В 1854 году французский химик Марселен Бертло (1827–1907) провел реакцию этерификации, то есть образования сложного эфира между глицерином и жирными кислотами и таким образом впервые синтезировал жир.

    Великому химику Бертло был дан еще редкий дар – дар большой любви. Бертло очень любил свою жену, испытывал потребность видеть ее постоянно. В его лаборатории была отгорожена стеклом кабинка, где мадам Бертло читала, вязала, пока ее муж занимался синтезами. Он всегда мог подойти к ней, поговорить, подержать за руку, и это общение вдохновляло «короля органического синтеза» на новые подвиги во благо науки.

 

2. Определение, общая формула, классификация

Учитель:   Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.   Общее название таких соединений – триглицериды

Общая формула жиров:

 

 

 

 

 

 

R, Rʹ Rʺ - остатки предельных и непредельных карбоновых кислот от С4 до С24..

 

  Эти эфиры образуются не с одной какой-либо кислотой, а с разными высшими кислотами. В составе жиров обнаружены остатки 300 карбоновых кислот различного строения. Чаще это остатки следующих кислот:

    Насыщенные (предельные):

  • стеариновая (C17H35COOH)
  • пальмитиновая (C15H31COOH)
  • масляная (C3H7COOH)       

   Ненасыщенные (непредельные)

  • олеиновая (C17H33COOH, 1 двойная связь)
  • линолевая (C17H31COOH, 2 двойные связи)
  • линоленовая (C17H29COOH, 3 двойные связи)

 

Источники: Живые организмы (коровы, свиньи, овцы, гуси, киты, тюлени, рыбы: акула, тресковые, сельди)

  Масла растений: хлопка, льна, сои, арахиса, кунжута, рапса, горчицы, оливы, подсолнечника, кукурузы, конопли, клещевины, мака, масличной пальмы, кокоса и других

 

Учитель.   Посмотрите на этот пейзаж.

img5

Учитель.   На какие группы мы можем классифицировать жиры по их происхождению. Составляем обобщающую схему: 

По происхождению

Жиры

Растительные (жидкие)              Животные (твердые)

70-85%                                    50% и более

                                 непредельных кислот                      предельных кислот  

Олеиновая Линолевая Линоленовая

С17Н33СООН С17Н31СООН С17Н29СООН

 

Пальмитиновая Стеариновая

С15Н31СООН С17Н35СООН

  

 

 

Биолог: По происхождению жиры подразделяют на животные и растительные.

К животным жирам относят свиной и говяжий жиры, барсучье сало, жиры млекопитающих, рыбий жир.

Животные жиры преимущественно твердые. В их составе преобладают остатки предельных кислот. Исключение – жиры рыб и морских животных.

Растительные жиры жидкие, их называют маслами. Известны соевое, подсолнечное, оливковое, облепиховое, кокосовое и другие масла. В  составе растительных жиров преобладают остатки непредельных кислотНо известны и твердые  жиры - кокосовое, пальмовое, пальмоядровое, масло какао.

Жидкие жиры содержат 70-85% непредельных кислот, а твердые жиры содержат около 50 и более % предельных кислот.

Жиры можно классифицировать по составу на про­стые - если все ацильные остатки одинаковые, и сме­шанные - если ацильные остатки разные.

                                     Жиры

                               По составу

                        ∕                  \

                простые               смешанные

         (говяжий жир )     ( сливочное масло)

Остатки карбоновых кислот могут быть одинаковыми (простые жиры) или различными (смешанные жиры).

Природные  жиры  представляют  собой  смеси  простых и  смешанных  эфиров.

Учитель.С классификацией мы разобрались, а теперь давайте попытаемся разобраться со свойствами жиров. Ведь зная свойства жиров, мы сможем объяснить и биологическое значение, и применение жиров.

3.Физические свойства жиров

     Экспериментальная часть. А теперь лабораторная работа. Не забудьте правила техники безопасности при работе.

1 группа

1) растворимость жиров в воде при нормальных условиях;

Плотность жиров меньше плотности воды, т.е. меньше 1 г/мл

эксперимент:

1.В первую пробирку налить воды и капнуть несколько капель растительного масла.

2.Во вторую опустить небольшой кусочек жира и добавить  воду.

результат: капли растительного масла плавают на поверхности воды, и во второй пробирке жир лежит на дне.

вывод: жиры нерастворимы в воде, легче воды.

Растворимость жиров в воде при температуре.

Пробирки с растворами медленно нагреваем. Изменилось содержимое в пробирке? Почему?

Вывод:

2.Нагревание ведет к эмульгированию. Раствор мутный из-за примесей.

Если жиры хорошо взболтать с водой, то они образуют эмульсию, т.е. систему в которой капли жира взвешены в воде.
Эмульсия масла в воде быстро разрушается, т.к капли жира, сталкиваясь
друг с другом, образуют крупные капли создающие затем слой жира на
поверхности воды.

Есть вещества, которые, адсорбируясь на поверхности капель, не дают им

соединятся, т.е повышают устойчивость эсульсии- эти вещества называются эмульгаторы.

 

2 группа

     2) растворимость жиров в органических растворителях 

Поместите во 1-ю  пробирку ацетон и добавьте  4 капли подсолнечного масла

Налейте во 2-ю пробирку спирт и добавьте  4 капли подсолнечного масла

Хорошо перемешайте содержимое каждой пробирки, взболтайте.

вывод: жиры хорошо растворяются в спирте и ацетоне.

 

Видеоролик «Растворимость жиров»

3 группа

3) Исследование непредельности жира.

 Поместить

                       1. пробирка - растительное масло

2   пробирка - маргарин

во все пробирки добавить раствор перманганата калия, следить за изменением окраски.

 

Учитель:    Жиры -  это жидкие,  мазеобразные или твердые вещества, легкоплавкие, нерастворимы в воде, хорошо раство­римы в неполярных растворителях (ацетоне, бензине,), плохо - в низших спиртах. Не име­ют точки плавления, плавятся в интервале температур, так как представляют собой смеси разных молекул. Не кипят при  обычных условиях, при высоких температу­рах разлагаются. Эмульгируются щелочами. Плот­ность жиров меньше 1 г/мл.

  4. Химические свойства жиров

     Вопросы к классу:

  1. Зная, что жиры – это сложные эфиры, скажите, каким основным свойством они должны обладать? (гидролиз)
  2. Что такое гидролиз? (обмен веществ с водой)

1. Гидролиз жира (водный) - этот процесс используется для получения глицерина и карбоновых кислот. Жир нагревают с водой при 170°С и повышенном давлении в автоклавах.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Практическое применение в жизни человека имеет щелочной гидролиз (омыление)

 

  Твердый жир + 3NaOH ® глицерин + 3C17H35COONa   - мыло

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мыла – натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот.

С17Н35 СООNa – твердое мыло, С17Н35 СООК- жидкое мыло

3. Прогорание – при длительном хранении происходит частичный гидролиз, при этом образуется масляная кислота, придающая маслу неприятный вкус и запах.

4.Гидрирование

      

 

 

 

 

 

    Жидкий жир +Н2 = Твердый жир

    Продукт гидрогенизации масел – твердый жир (искусственное сало, саломас).  Реакция гидрирования лежит в основе получения маргарина.  Маргарин – пищевой жир, состоит из смеси гидрогенизированных масел (подсолнечного, кукурузного, хлопкого и др.), животных жиров,  молока и вкусовых добавок  (соли, сахара, витаминов и др.) 

  В середине 60-х годов ХIX века во Франции был объявлен конкурс на создание заменителя сливочного масла. Премия и патент были вручены химику Меж – Мурье. Первый маргарин был получен из говяжьего жира. После разработки промышленного способа гидрирования непредельных соединений (1912 г. Поль  Сабатье - присуждена нобелевская премия) маргарин стали получать из растительных масел.

 Физкультминутка: Для  снятия утомления проведем физкультминутку.

 Теперь мы далее пойдем

 И к применению жиров придем

5. Применение жиров.

  1. Жиры используют в пищу.
  2. Некоторые масла используют для изготовления косметических средств (кремов, масок, мазей).
  3. Ряд жиров имеют лекарственное значение: касторовое, облепиховое масло, рыбий жир, гусиный жир.
  4. Высыхающие растительные масла используют для производства олиф.
  5. Сырьем для производства маргарина являются многие растительные масла и китовый жир.
  6. Животные жиры идут на производство мыла, стеариновых свечей.
  7. Жиры используют для получения глицерина, смазочных материалов.

 

  6.Биологическая роль жиров. Слово биологу

Жиры входят в состав организма человека, животных, растений, микробов и некоторых вирусов.  В организме жиры выполняют различные функции

   Структурная функция. Жиры  принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей. Они участвуют в образовании многих биологически важных соединений.

   Энергетическая функция. Жиры обеспечивают 25-30% всей энергии, необходимой организму. При полном распаде 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии, что примерно в 2 раза больше по сравнению с углеводами и белками.

  Функция запасания питательных веществ. Жиры являются своего рода энергетическими консервами. Жировыми  могут быть и капли жира внутри клетки, и  «жировое тело» у насекомых, и подкожная клетчатка, в которой сосредоточены клетки – липоциты у человека.

 Функция терморегуляции. Жиры плохо проводят тепло. Они откладываются под кожей, образуя у некоторых животных огромные скопления. Например, у кита слой подкожного жира достигает 1 м. Это позволяет теплокровному животному жить в холодной воде полярного океана.

   Жиры выполняют еще множество различных функций в клетке и организме. Можно напомнить, что жир – поставщик так называемой эндогенной воды: при окислении 100 г жира выделяются 107 мл воды. Благодаря такой воде существуют многие пустынные животные, например песчанки, тушканчики, с этим связано и накопление жира в горбах у верблюда. Слой жира защищает нежные органы от ударов и сотрясений (например, околопочечная капсула, жировая подушка около глаза). Жироподобные соединения покрывают тонким слоем листья растения, не давая им намокать во время обильных дождей. Многие жиры являются предшественниками в биосинтезе гормонов.

7. Жиры в организме человека.

  Жир способен в организме оставаться,

 А фигура наша быстро расширяться.

   Слово медику

    Неправильное питание – причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании – основные факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой. Жировая ткань весьма активна и даже агрессивна. Агрессивность жировой ткани в организме проявляется в ее способности образовывать новое количество жира. Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 40-50 лет. Не следует перегружать себя избыточной пищей. Ограничивать питание нужно за счет животной пищи, богатой белками и жирами, колбасных изделий, мясных консервов. Жиры лучше получать за счет кисломолочных продуктов, сои, орехов, семечек, растительных масел.

Слово работнику химчистки

Знание химии может облегчить решение бытовых проблем. Дадим вам некоторые советы:

Ø  Засаленные манжеты и воротнички можно почистить губкой, смоченной раствором нашатырного спирта;

Ø  Свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят, проглаживая ткань утюгом через несколько слоев промокательной бумаги;

Ø  С шерстяной ткани жировое пятно удаляют с помощью теплого водного раствора стирального порошка или нашатырного спирта;

Ø  Застарелое пятно натирают смесью мыла с бензином (1:10), а потом чистят это место с бензином;

Ø  Чтобы вывести пятно с шелковой ткани, погружают загрязненный участок на 5-10 минут в раствор, состоящий из нашатырного спирта, глицерина и воды. Затем изделие промывают в теплой воде .

VI. Закрепление

Тест:

1.Жиры – это:

 а) сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот,

 б) сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,

 в) сложные эфиры одноатомных спиртов и высших карбоновых кислот.

2. Растительные и животные жиры отличаются:

 а) по растворимости в воде,

 б) составом спирта,

 в) составом высших карбоновых кислот.

3. Жиры хорошо растворяются:

  а) в органических растворителях,

  б) в воде,

  в) в растворе кислот.

4. При гидролизе жиров в кислой среде образуются:

  а) глицерин и соли высших карбоновых кислот,

  б) глицерин и высшие карбоновые кислоты,

  в) маргарин и глицерин.

5. Превращение жидких жиров в твердые происходит в результате реакции:

а) гидратации,

 б) дегидрирования,

 в)гидрирования

 6. Мыла – это:

 а) натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот,

 б) натриевые или калиевые соли уксусной кислоты,

 в) продукты гидролиза жиров в кислой среде.

7. Кто из перечисленных учёных синтезировал жир

 а) Бутлеров

 б) Бертло

 в) Шеврёль

После  выполнения задания, учащиеся меняются тестами и проверяют друг друга.

 

 

 

VII Оценки за урок 

 

VIII Рефлексия

Рефлексия – самоосознание себя в деятельности. 

 -Я все очень хорошо понял, мне было интересно.

  -Мне все понятно, но материал не всегда интересен.

 - Я не все понял, но мне было интересно.

   - Я ничего не понял и на уроке скучал.

 

IX.  Домашнее задание: по данной теме составить по 10 вопросов теста

Учитель:

Я думаю, вы поняли   "Какой есть смысл в исканье смысла

                                        Процесс познанья  -  в этом смысл ".

Благодарю вас за урок, и продолжайте процесс познанья на следующих уроках.


Уральский колледж информационных технологий

 

 

 

                                                                                                            «Утверждаю»

                                                                                                            Зам. директора по УР

                                                             Бисалиева  Ж.Е.

                                                                                                             «____»_____________                                                               

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Химия»

для учащихся группы №24

специальности 1304000- Вычислительная техника и программное обеспечение (по видам)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Сисекенова М.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уральск, 2017г.


 

Тема урока: " Жиры". Тип урока: урок усвоения нового материала

Тема урока: " Жиры". Тип урока: урок усвоения нового материала

Ход урока I. Организационный этап

Ход урока I. Организационный этап

Пальмитиновая метановая

Пальмитиновая метановая

IV . Актуализация знаний. Введение в тему

IV . Актуализация знаний. Введение в тему

Учитель: Внимательно смотреть, стараться понять и применять к учебной ситуации знания, которые вы получите, – все это требуется от вас сейчас на уроке

Учитель: Внимательно смотреть, стараться понять и применять к учебной ситуации знания, которые вы получите, – все это требуется от вас сейчас на уроке

Учитель. Посмотрите на этот пейзаж

Учитель. Посмотрите на этот пейзаж

Остатки карбоновых кислот могут быть одинаковыми ( простые жиры ) или различными ( смешанные жиры )

Остатки карбоновых кислот могут быть одинаковыми ( простые жиры ) или различными ( смешанные жиры )

Учитель: Жиры - это жидкие, мазеобразные или твердые вещества, легкоплавкие, нерастворимы в воде, хорошо раство­римы в неполярных растворителях (ацетоне, бензине,), плохо - в низших спиртах

Учитель: Жиры - это жидкие, мазеобразные или твердые вещества, легкоплавкие, нерастворимы в воде, хорошо раство­римы в неполярных растворителях (ацетоне, бензине,), плохо - в низших спиртах

В середине 60-х годов ХIX века во

В середине 60-х годов ХIX века во

Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 40-50 лет

Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 40-50 лет

VII Оценки за урок VIII

VII Оценки за урок VIII

Уральский колледж информационных технологий «Утверждаю»

Уральский колледж информационных технологий «Утверждаю»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2020