Методическая разработка на тему: «Роль инструктивно-художественного материала в формировании технического потенциала начинающего скрипача».
Преподаватель: Кузьмина И.И.
Начальный этап процесса обучения скрипача сложен и ответственен. В этот период формируются базовые двигательные навыки, происходит развитие музыкальной памяти, внутреннего музыкального слуха, вырабатывается представление о скрипичном звуке и закладывается основа для развития техники рук. Сформировать у учащегося пластичный и управляемый исполнительский аппарат, заложить основы двигательной техники - важнейшая задача, которая встает перед преподавателем.
Конечно, развитие техники скрипача должно осуществляться в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. Но, важно понимать, что наработка техники, ее оттачивание происходит на инструктивном материале: на гаммах, этюдах и упражнениях. Пьесы, крупная форма - это своеобразные «фишки», которые позволяют показать то, чего достиг ученик, и совсем не предназначены для совершенствования навыков владения инструментом.
Любой инструктивный материал направлен на формирование навыка, исполнительского приѐма, позволяющего преодолевать технические трудности в художественных сочинениях. Рациональное использование инструктивного материала в процессе обучения позволяет решать задачу технического развития скрипача в комплексе, что является на начальном этапе развития музыканта важным средством его становления.
В современной методике обучения игре на скрипке сложился целый комплекс упражнений для развития техники рук. На данный момент существует много видов упражнений, многие из которых объединены в целые сборники. Очень часто преподавателю приходится придумывать упражнения для своих учеников, основываясь на индивидуальных данных. В педагогической практике нередко используют первоначальные упражнения К.Радионова («Начальные уроки игры на скрипке»), упражнения Г. Шрадика («Школа игры на скрипке»), О.Шевчика. Они не усложнены какими-либо трудностями, благодаря чему ученик сосредоточен лишь на ощущении струны подушечками пальцев. Исполняя упражнения в медленном темпе по 2, а затем 4 легато нужно следить за падением и отскоком пальцев. Несмотря на темп, пальцы должны двигаться ритмично. По мере усвоения упражнений ускоряется темп, мельче становятся длительности, легато исполняется по 8 нот. Отскок становится невысоким, а падение легче, но четкость движения сохраняется. Нужно обратить внимание на группировку нот, на артикуляцию исполнения. Для этого с учеником полезно проговаривать ноты в том темпе и ритме, в котором он на данный момент играет упражнения.
Эффективным материалом при работе над развитием скрипичной техники являются гаммы. При их изучении синтезируется целый комплекс исполнительских задач (интонация, ритм, беглость). Гаммы не несут в себе какой-либо эмоциональной нагрузки, как например пьеса, что позволяет полностью сосредоточить внимание ученика на важных технических сторонах. Какие задачи ставятся и решаются при изучении гамм? Укрепление чувства тональности. Развитие «управляемой» пальцевой беглости. Различные метроритмические варианты исполнения. Совершенствование приемов звукоизвлечения, штрихов, распределения смычка. Внимание на качество звучания и интонирования. Выдающийся советский педагог П.С. Столярский требовал от своих учеников артистичного исполнения гамм. «Гаммы должны звучать как концерт!» — говорил он.
При работе над гаммой стоит внести разнообразие: изучать гаммы разной аппликатурой, динамикой, с отработкой различных штрихов. Здесь нужно уделить особое внимание распределению смычка, незаметной смене направления движения смычка и смене струн. В распоряжении преподавателя по классу скрипки есть широкий выбор сборников гамм и арпеджио. Гаммы и арпеджио А. Григоряна – наиболее используемый в начальном периоде обучения сборник. Он состоит из 3 частей: 1. Первая позиция. 2. Изучение позиций и переходов. 3. Гаммы двойными нотами. В нем представлено множество вариантов исполнения гамм и арпеджио по принципу «от простого к сложному», с методическими комментариями к каждому разделу.
В процессе формирования игровых и технических навыков скрипача, этюдам отводится особое место. В этюдах, по меткому выражению К.Г Мостраса: «приводится в равновесие технический аппарат скрипача». Музыкальный материал изложен таким образом, что определенный игровой прием, повторяется многократно. Продумывая перспективы исполнительского развития ученика, изучение этюдов нужно планировать в соответствии с принципом разнообразия технических задач.
Полезно изучать одновременно два-три этюда, различных по характеру и техническим задачам. Такой метод освоения этюдного материала весьма эффективен, так как развивает технику юного скрипача сразу в нескольких направлениях. Каждый этюд помогает решать конкретные, не абстрактные технологические задачи. Выбирая этюд, следует подумать, какой технический прием надо освоить, какой технологический прием нуждается в совершенствовании.
Допустима различная степень завершённости работы над этюдом. Некоторые этюды нужно учить наизусть (не только для исполнения на сцене, зачете/экзамене, но и для работы в классе); другие могут исполняться по нотам. Можно изучать отдельные части текста. Преподавателю важно точно сформулировать ученику задачу, которая ставится в данном этюде, и показать пути ее решения. Это главное условие эффективности изучения этюдов. В процессе работы над этюдами необходимо добиваться полного решения поставленных задач, в противном случае может появиться небрежность в исполнении.
Какие же этюды из традиционных сборников можно считать полезными, а многие из них - обязательными? На начальном этапе обучения полезно пройти максимально этюды из сборников «Избранные этюды» выпуски 1 и 2. Лишь после их освоения, обратиться к более сложному материалу. Например, сборники этюдов Ф. Мазаса, Я. Донта, Г. Кайзера, Р. Крейцера. Ценность их заключается в широте охвата всех сторон скрипичной техники, в продуманности постановки и решения каждой изучаемой задачи. Эти этюды обладают ещё и музыкальными достоинствами, что даёт возможность усваивать технические навыки взаимосвязано с различными элементами музыкальной выразительности - это красота звука, чёткий ритмический рисунок, ясность фразировки, нюансы.
Несмотря на всеобщее признание ценных качеств этюдов, на практике часто встречается формальное их прохождение, т.е. ученик не получает той пользы, не приобретает тех навыков, которые он мог бы получить при умелом и тщательном прохождении. Ещё П. Байо говорил, что умение заниматься - это уже талант. Если материал каждого пройденного учеником этюда будет освоен тщательно и качественно, дальнейшие трудности, в старших классах, будут даваться ученику проще, ведь с раннего возраста у него закладывается фундамент технического развития.
Таким образом, целеустремлённая работа над гаммами, этюдами, упражнениями необходима для развития юного музыканта. Она создаёт крепкую техническую базу, которая позволяет обеспечивать высокий уровень изучения художественного материала и играет значительную роль в становлении юного скрипача. Работа над техникой - это процесс реального воплощения музыкально-образных представлений; художественное и техническое начала - понятия в известной мере условные; они едины и неразрывны, ибо нет подлинно музыкальной исполнительской техники вне музыки, как не может быть музыки без «техники».
Список литературы
1. Ауэр, Л.С. Моя школа игры на скрипке : учеб. пособие / Л.Ауэр. – М.: Музыка, 1965. – 115 с.
2. Берлянчик, М.М., Либерман М.Б. Культура звука скрипача: Пути формирования и развития / М. Либерман, М. Берлянчик. – М.: Музыка, 1985. – 160 с.
3. Берлянчик, М.М. Основы воспитания начинающего скрипача : Мышление, технология, творчество: учебное пособие / М. Берлянчик. – СПб.: Лань, 2000. - 251 с.
4. Турчанинова, Г.С. О первоначальном этапе развития виртуозной техники скрипача: монография / Г.С. Турчанинова. – Москва: 1980. – 105 с.
5. Шульпяков О. Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика / О. Ф. Шульпяков. – СПб.: Композитор СПб, 2006. – 496 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.