Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Юный журналист»
направление: общеинтеллектуальное
3 класс
2019
– 2020 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Новизна рабочей программы дополнительного образования «Юный журналист» состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности младших школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного журналиста, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Программа дополнительного образования «Юный журналист» базируется на следующих нормативно-правовых документах:
- ФЗ - № 273 «Об образовании в РФ» то 29.12.2012 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
- Устава школы
Направление деятельности – общеинтеллектуальное.
Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка, литературного чтения, риторики.
Цель программы: создание пространства для социальных практик младших школьников и приобщение их к общественно значимым делам.
Задачи программы:
· познакомить младших школьников с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;
· формировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
· способствовать формированию коммуникативной компетентности в учебном сотрудничестве, создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
· способствовать развитию творческих способностей учащихся;
· развивать психофизиологические способности ребёнка: память, мышление, внимание, творческое воображение;
· способствовать освоению ИКТ - средств как одного из основных инструментов учебной деятельности;
· формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа) и предназначена для детей 9-10 лет. Продолжительность занятий – 35 минут.
Программа предусматривает формирование навыков журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Контроль знаний осуществляется педагогом через постоянное повторение важнейших понятий и правил, выполнение детьми практических и самостоятельных работ. На занятиях учащиеся демонстрируют умения применять полученные знания в конкретной ситуации, действовать творчески. Оценка усвоения знаний учащихся осуществляется также при подготовке материалов и выпуске школьных газет.
Планируемые результаты:
В результате изучения курса «Юный журналист» (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения курса предполагают:
· приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты;
· получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
· понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения курса «Юный журналист» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы «Юный журналист» школьники:
· познакомятся с основными терминами журналистики;
· приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
· получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
· приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
· приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
· научатся давать самооценку результатам своего труда;
· приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
· приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
· научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
· научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;
· поймут, на доступном младшему школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
· приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
При реализации курса планируется использование следующим методов и приемов:
1. Словесный (лекции, семинары, диспуты).
2. Наглядный.
3. Проблемный.
4. Игровой.
5. Диалоговый.
6. Экскурсии.
7. Проектный. (создание школьной газеты).
Структура курса
№ п/п |
Наименование раздела (тем) |
всего часов |
теоретических |
практических |
УУД |
1 |
Вводное занятие. История российской газеты |
1 |
1 |
|
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; · поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К: планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; · постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Л: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
2 |
Профессия - журналист |
1 |
1 |
|
|
3 |
Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе |
1 |
1 |
|
|
4 |
Жанр журналистики — заметка |
1 |
1 |
|
П: умение перерабатывать полученную информацию, делать вывод, умение сравнивать и группировать К: учить умению слышать и слушать, учиться работать в группе Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Л: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
5 |
Практическая работа «Заметка о сегодняшнем дне |
1 |
|
1 |
|
6 |
Жанр журналистики — репортаж |
1 |
1 |
|
П: умение перерабатывать полученную информацию, делать вывод, умение сравнивать и группировать К: учить умению слышать и слушать, учиться работать в группе Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Л: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
7 |
Практическая работа «Репортаж с урока» |
1 |
|
1 |
|
8 |
Жанр журналистики — статья |
1 |
1 |
|
П: умение перерабатывать полученную информацию, делать вывод, умение сравнивать и группировать К: учить умению слышать и слушать, учиться работать в группе Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Л: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
9 |
Практическая работа «Написание статьи» |
1 |
|
1 |
|
10 |
Жанр журналистики — интервью |
1 |
1 |
|
П: умение перерабатывать полученную информацию, делать вывод, умение сравнивать и группировать К: учить умению слышать и слушать, учиться работать в группе Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Л: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
11 |
Практическая работа «Интервью с учителем» |
1 |
|
1 |
|
12 |
Жанры журналистики - фельетон |
1 |
1 |
|
П: умение перерабатывать полученную информацию, делать вывод, умение сравнивать и группировать К: учить умению слышать и слушать, учиться работать в группе Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Л: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
13 |
Практическая работа «Распознавание различных жанров журналистика» |
1 |
|
1 |
|
14 |
Оформление газеты. Разные виды шрифтов |
1 |
|
1 |
Р: Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. П: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
15 |
Работа на ПК. Программа MS WORD |
2 |
1 |
1 |
|
16 |
Практическая работа «Текст, заголовок» |
1 |
|
1 |
|
17 |
Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики - фоторепортаж |
1 |
1 |
|
П: умение сравнивать и группировать, добывать новые знания К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока Р: умение планировать собственную деятельность Л: формирование и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели |
18 |
Практическая работа «Фотографирование объектов» |
1 |
|
1 |
|
19 |
Практическая работа «Фоторепортаж» |
2 |
|
2 |
|
20 |
Работа на ПК. Программа MS POWER POINT. |
2 |
1 |
1 |
Л: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Р: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. П: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений К: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Компьютер и Я» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как математика, окружающий мир, технология, литературное чтение, изобразительное искусство. Знания и умения, полученные при изучении курса «Компьютер и Я», учащиеся могут использовать при создании и защите проектов по разным предметам. |
21 |
Практическая работа «Презентация к 8 марта » |
1 |
|
1 |
|
22 |
Работа на ПК. Программа MS PUBLISHER |
2 |
|
2 |
|
23 |
Практическая работа «Праздничная открытка к 1 апреля» |
1 |
|
1 |
|
24 |
Практическая работа «Афиша для школьного спектакля» |
2 |
|
2 |
|
25 |
Практическая работа «Выпуск праздничной газеты ко Дню Победы» |
2 |
|
2 |
|
26 |
Практическая работа «Выпуск газеты к выпускному балу» |
3 |
|
3 |
|
|
итого: |
34 |
11 |
23 |
|
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
планируемая дата проведения |
Тема занятий |
всего часов |
Примерное содержание занятий |
1 |
1 нед сентября |
Вводное занятие. История российской газеты |
1 |
|
2 |
2 нед сентября |
Профессия - журналист |
1 |
Печатные средства массовой информации. Газета, журнал. История возникновения газеты. Создание газеты и журнала. |
3 |
3 нед сентября |
Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе |
1 |
Основные жанры газеты. Общее знакомство, отличительные признаки. |
4 |
4 нед сентября |
Жанр журналистики — заметка |
1 |
Разновидности материалов жанра-заметка информационного характера, заметка—благодарность, заметка—просьба, обращение. |
5 |
1 нед октября |
Практическая работа «Заметка о сегодняшнем дне |
1 |
Заметка информационного характера. Структура. Содержательные элементы. |
6 |
2 нед октября |
Жанр журналистики — репортаж |
1 |
Репортаж — представление о событии через восприятие журналиста |
7 |
3 нед октября |
Практическая работа «Репортаж с урока» |
1 |
Написание репортажа с любимого урока. |
8 |
4 нед октября |
Жанр журналистики — статья |
1 |
Статьи аналитические, проблемные, обличительные |
9 |
5 нед октября |
Практическая работа «Написание статьи» |
1 |
Написание статьи о проблемах нашего класса |
10 |
2 нед ноября |
Жанр журналистики — интервью |
1 |
Вид интервью – диалог. Структура. Содержательные элементы. |
11 |
3 нед ноября |
Практическая работа «Интервью с учителем» |
1 |
Работа над интервью. Разработка сценария, формулировка вопросов |
12 |
4 нед ноября |
Жанры журналистики - фельетон |
1 |
Острая злободневная критика. Структура. Содержательные элементы. |
13 |
1 нед декабря |
Практическая работа «Распознавание различных жанров журналистика» |
1 |
Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, интервью |
14 |
2 нед декабря |
Оформление газеты. Разные виды шрифтов |
1 |
Знакомство с разными видами шрифтов |
15 |
3-4 нед декабря |
Работа на ПК. Программа MS WORD |
2 |
Особенности программы MS WORD. Выбор шрифтов, оформление заголовка |
16 |
3 нед января |
Практическая работа «Текст, заголовок» |
1 |
Упражнение в написании современным шрифтом |
17 |
4 нед января |
Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики - фоторепортаж |
1 |
Роль фотографии в газете. Встреча с фотографом городской газеты «Мой город». Что такое «пейзаж», «композиция», «портрет» |
18 |
5 нед января |
Практическая работа «Фотографирование объектов» |
1 |
Пейзаж, композиция, портрет. Структура. Содержательные элементы. |
19 |
1-2 нед февраля |
Практическая работа «Фоторепортаж» |
2 |
Работа над фоторепортажем. Структура. Содержательные элементы. |
20 |
3-4 нед февраля |
Работа на ПК. Программа MS POWER POINT. |
2 |
Особенности работы в программе MS POWER POINT. |
21 |
1 нед марта |
Практическая работа «Презентация к 8 марта » |
1 |
Работа над составлением презентации |
22 |
2-3 нед марта |
Работа на ПК. Программа MS PUBLISHER |
2 |
Особенности работы в программе MS PUBLISHER |
23 |
1 нед апреля |
Практическая работа «Праздничная открытка к 1 апреля» |
1 |
Работа над оформлением праздничной открытки в программе MS PUBLISHER |
24 |
2-3 нед апреля |
Практическая работа «Афиша для школьного спектакля» |
2 |
Работа над выпуском газеты |
25 |
4-5 нед апреля |
Практическая работа «Выпуск праздничной газеты ко Дню Победы» |
2 |
|
26 |
1-3 нед мая |
Практическая работа «Выпуск газеты к выпускному балу» |
3 |
|
|
|
итого: |
34 |
|
Информационно – методическое обеспечение
Печатные пособия:
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
4. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
5. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
6. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.
7. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.
8. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.;
9. Газеты и журналы школьной библиотеки.
Оборудование:
1. Коллажи, рисованные газеты, фотогазеты;
2. Краски, гуашь, фломастеры, бумага;
3. Компьютер, принтер, сканер, компьютерные программы – Microsoft, PowerPoint.
Цифровые ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org/
2. http://www/solnet.ee
3. http://www.km.ru
4. http://vschool.km/ru
5. http://www.skazochki.narod.ru/index
6. http://www.obruch.msk.ru
Результативность курса
К концу обучения учащиеся должны овладеть такими социальными умениями, как правилами вежливого общения со сверстниками и взрослыми, знания этикета публичных выступлений и общения, умением работать с информацией, сравнивать её. Умением различать основные газетные жанры: статья, интервью, фоторепортаж, знанием о структуре создания газет и журналов, опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Результатом деятельности школьников в рамках программы «Юный журналист»» станет выпуск школьных газет, в том числе с использованием ИКТ-технологий.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.