МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9»
Рассмотрена Утверждена
на заседании Приказ по школе № 56 / 04-ОД
методического совета От «31» августа 2021 г.
Протокол № 1 Директор школы ______
От «31» августа 2021 г.
Рассмотрена на
Заседании МО
Учителей математики и информатики
Протокол № 1
От «31» августа 2021 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная физика»
5 класс
Учитель: Васикова Г. П.
г. Переславль-Залесский,
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12. 2010г), на основе авторской программы Е. М. Гутник, А.В. Перышкина « Физика, Химия 5-6 класс» -М. : Дрофа, 2010 г. и на основе учебного плана МОУ Павловической СОШ.
Курс адресован обучающимся 5-х классов. Задачами курса являются, прежде всего: пропедевтика основ физики; получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования); формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике). Данный курс направлен на развитие интереса к изучению физических явлений, стимулирование самостоятельного познавательного процесса и практической деятельности учащихся.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация обучения физике, позволяет с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Основные задачи курса:
ü формирование у учащихся собственной картины Мира на научной основе, которая дополняет художественно-образную его картину, создаваемую другими дисциплинами;
ü подведение школьников к пониманию причинно-следственных связей;
ü предварительное знакомство детей с языком и методами физики и других естественных наук;
ü подготовка учащихся к сознательному усвоению систематического курса физики и других наук естественного цикла.
Общая характеристика учебного курса
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 5 классов, пока не обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков по физике. Занятия кружка способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определённого направления, даёт возможность расширить и углубить знания и умения и создаёт условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими курсами начальной школы и систематическим курсом физики (7-11 классы), формирует готовность учащихся к изучению физики, способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования.
Задачи программы:
Образовательная:
· формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.
· развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
· формировать умения работать с оборудованием.
Воспитательная:
· формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.
Развивающая:
· развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
· формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;
· формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;
· развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;
Принципы программы: Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Системность.Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.
Реалистичность. В рамках кружка мы знакомимся с основными физическими и природными явлениями по темам «Природные явления», «Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода».
Формы работы:
подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные
· игры;
· упражнения;
· самостоятельная деятельность детей;
· рассматривание;
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определённой структуры занятий, например:
· Разминка.
· Основное содержание занятия – изучение нового материала.
· Физминутка.
· Занимательные опыты
· Рефлексия.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на 1 год обучения, из расчёта 1 учебный час в неделю в каждом классе (35 часов в год).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА ФИЗИКИ
Ценностные ориентиры содержания данного курса в основной школе определяются спецификой физики как науки. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:
• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:
• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
• понимания необходимости безопасного использования различных устройств;
• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:
• правильного использования физической терминологии и символики;
•потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
ü сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
ü самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
ü мотивация
образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного
подхода.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
ü определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
ü учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
ü учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
ü делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
ü оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
ü слушать и понимать речь других;
ü учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание учебного курса
Тема №1 « Введение» Техника безопасности. Показываю опыты. План работы.
Тема №2 «Состояние вещества»- 18 ч.
Изучение свойств жидкости: Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Заполняем таблицу.
Замерзание воды уникальное свойство: Рассматриваем, как меняет форму и объем замершая вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда. Делаем выводы.
Вода растворитель: Опыты на растворимость. Наблюдаем за растворимостью. Делаем выводы.
Очистка воды фильтрованием: Изготовление фильтра для воды». Рассказ учителя как происходит естественная фильтрация воды и как например в походе получить чистую воду. Изготавливаем фильтр.
Воздух. Свойства воздуха: Изучение свойств воздуха цвет, запах, вкус, форма. Заполняем таблицу. Делаем выводы.
Что происходит с воздухом при его нагревании. Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется (выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка данные записываем в таблицу. Делаем выводы. Запуск китайских фонариков. Проверяем свойства газа и доказываем, что теплый воздух легче холодного, поэтому китайский фонарик будет подниматься наверх.
Свойства твердых тел. Изменение объемов тела. Наблюдаем, как меняется форма тела при нагревании.
Тема №3 «Теплота основа жизни» – 15ч
Что холоднее? Понятие температура и градусник. История создания градусника. Изоляция тепла. Шуба греет!. Загадки. Как согреется зимой. Жилище эскимосов иглу. Рассказ учителя Назначение верхней одежды и принцип многослойности в одежде. Термос и его устройство. Изготовление самодельного термоса. Как сохранить тепло? холод? Зачем сковородке деревянная ручка?
Календарно –тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия |
Используемые ресурсы |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1 |
Введение. Правила по ТБ. Урок знакомства |
Демонстрационные опыты. Слайдовая презентация |
|
|
Состояние вещества.18 |
|
|||
2 |
Состояние вещества |
Пластиковые бутылочки по 0,5 л 1- воздух, 2- вода, 3- замороженная вода. |
|
|
3 |
Изучение свойств жидкости |
Ёмкость для воды, раздаточный материал. |
|
|
4 |
Замерзание воды, уникальное свойство |
Кубики льда, ёмкость для воды. Бутылочка с замороженной водой |
|
|
5 |
Вода растворитель |
Ёмкость, соль ,краски, речной песок, глина. |
|
|
6 |
Вода в жизни человека |
Фильм о воде. |
|
|
7 |
Очистка воды |
Слайдовая презентация |
|
|
8 |
Изготовление фильтра для воды |
Воронка, ёмкость для воды, песок, ватные диски, краска. |
|
|
9 |
Проекты |
|
|
|
10 |
Воздух. Свойства воздуха. |
Слайдовая презентация. Раздаточный материал. |
|
|
11 |
Что происходит с воздухом при его нагревании. |
Термометр, шарик, бутылка пластиковая, горячая вода, свеча |
|
|
12 |
Экскурсия. Запуск китайских фонариков |
Китайские фонарики. спички |
|
|
13. |
Какие бывают газы |
Слайдовая презентация. |
|
|
14 |
Свойства твердых тел |
Монетка, спички, шарик с кольцом. |
|
|
15. |
Измерение объемов тела правильной формы |
Тела. Линейка. |
|
|
16. |
Закон Паскаля. Легенда об Архимеде |
Мультфильм |
|
|
17. |
Измерение объёмов тела неправильной формы. |
Тела. Мензурка. Сливной стакан. Вода. |
|
|
18. |
Проект |
|
|
|
19. |
Урок обобщение. Игра |
Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал. Изготовление коллажа. |
|
|
Теплота основа жизни 15 ч |
|
|||
20 |
Что холоднее? |
Фокусы –опыты с монетой, сравнение металлические тела, деревянные и т.д. градусник |
|
|
21 |
Градусники. Их виды |
Градусники. Фильм |
|
|
22 |
Измеряем температуру |
Градусники. Вода разной температуры. |
|
|
23 |
Изоляция тепла. Шуба греет!? |
Беседа . Макеты теплоизоляционных материалов . |
|
|
24 |
Способы передачи тепла |
Спиртовка. Пробирка. Вода. Вертушка. Эл. Плитка. |
|
|
25 |
Почему возникла жизнь на Земле? |
Презентация. |
|
|
26 |
Термос |
Интернет ресурсы, анимационный фильм |
|
|
27. |
Изготовление самодельного термоса |
Приспособления для изготовления термоса. |
|
|
28. |
Как сохранить тепло? холод? |
Презентация. |
|
|
29 |
Откуда берётся теплота? |
Фильм. |
|
|
30 |
Зачем сковородке деревянная ручка? |
Спиртовка. Трубочки из разных материалов. |
|
|
31-32 |
Проекты |
|
|
|
33 |
Заключительный урок игра |
Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал. |
|
|
34-35 |
Резервное занятие. |
|
|
|
Список литературы
1. Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
2. Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
3. Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
4. Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
6. Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г
Интернет ресурсы
1. Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
2. Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
3. Физика для самых маленьких WWW yoube.com
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.