Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровое питание"
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровое питание"

Оценка 4.9
docx
4 кл
11.11.2023
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровое питание"
здоровое питание.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 31» города Смоленска

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

в 4 В классе

«Здоровое питание»

(на 2022-2023 учебный год)

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      Составитель:

учитель начальных классов

Киселева О.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  2022г.

Пояснительная записка

Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительная особенность  программы.

Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества.

Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Здоровое питание».

Программа имеет большую практическую направленность.

Цель программы: формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

-формирование и развитие представления  у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

- формирование у школьников знаний о правилах рационального  питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также  готовности соблюдать эти правила;

- освоение детьми   практических навыков рационального питания;

-  формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа  жизни;

- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;

- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания.

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здорового питания обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Ø     Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Ø     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Ø     СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

Ø     Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

Ø     Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

Ø     О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Ø     Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Ø     Устав МБОУ «СШ №31»;

Ø     Основная образовательная программа МБОУ «СШ №31».

Процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

 

Личностными результатами программы    является формирование следующих умений:

Ø  Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

Ø  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.          Регулятивные УУД:

Ø     Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

Ø     Проговаривать последовательность действий на уроке.

Ø     Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Ø     Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Ø     Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Ø     Средством формирования этих действий служит технология оценивания достижений (успехов).

2. Познавательные УУД:

Ø     Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в материале

Ø     Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ø     Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Ø     Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

   3. Коммуникативные УУД:

Ø     Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Ø     Слушать и понимать речь других.

Ø     Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Ø     Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Ø     Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ø     Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

Ø   - стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

Ø   - сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

Ø   - активизация интереса учащихся к занятиям физической культурой;

Ø   - способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ; 

Ø   - сформированная у учащихся система знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Предметные результаты программы 

В ходе реализация программы обучающиеся должны знать:

Ø     основные вопросы гигиены питания;

Ø     основы рационального питания;

Ø     влияние здорового питания на успешную учебную деятельность;

Ø     знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

 

 Формы и методы обучения

В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини проекты, совместная работа с родителями, групповые дискуссии, мозговой штурм

Основные методы обучения: исследовательский, объяснительно-иллюстративный,  практический, поисковый.

Ожидаемый результат

- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;

- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить в виде защиты творческих проектов, выставок работ по различным темам, проведение конкурсов.        

 

Место программы курса в учебном плане

 Программа рассчитана на 1 год  для обучающихся  4 класса.

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю. Общий объем занятий по программе 32 часа в год.

Содержание программы кружка «Здоровое питание»

4-й год обучения

Содержание

     Теория

Практика

1 Вводное занятие

Повторение правил питания

Ролевые игры

2.Растительные продукты леса

Беседа: «Какую пищу можно найти в лесу» Правила поведения в лесу. Правила сбора грибов и ягод.

Работа в тетрадях. Отгадывание кроссворда.

Игра « Походная математика»

Игра – спектакль « Там на неведомых дорожках»

 

3.Рыбные продукты

Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы» Важность употребления рыбных продуктов.

Работа в тетрадях

Эстафета поваров

« Рыбное меню»

Конкурс рисунков « В подводном царстве»

Конкурс пословиц и поговорок»

 

4.Дары моря

Беседа о морепродуктах. Блюда из морепродуктов Знакомство с обитателями моря.

Работа в тетрадях. Викторина

« В гостях у Нептуна»

5.Кулинарное путешествие по России»

Знакомство с традициями питания регионов, историей быта своего народа

Работа в тетрадях

Конкурс – рисунков «Вкусный маршрут»

Игра – проект « кулинарный глобус»

6 Рацион питания

Рассмотреть проблему « Что можно приготовить,если выбор продуктов ограничен»

Работа в тетрадях .

« Моё недельное меню»

Конкурс « На необитаемом острове»

7.Правила поведения за столом

Беседа « Как правильно вести себя  за столом». Знакомство со стихотворением « Назидание о застольном невежестве»

Работа в тетрадях.

Сюжетно – ролевые игры.

8.Накрываем стол для родителей

 

 

9.Проектная деятельность.

Определение тем и целей проектов, форм их организации

Разработка планов работы, составление плана консультаций с педагогом

Выполнение проектов по теме

«___________________________»

Подбор литературы.

Оформление проектов.

10.Подведение итогов работы

 

 

 

Календарно – тематическое  планирование

«Здоровое питание»

4-й год обучения

№ п/п

             Содержание занятия

Всего часов

Дата

1.

Вводное занятие

1

 

2.

Какую пищу можно найти в лесу.

1

 

3.

Правила поведения в лесу

1

 

4.

Лекарственные растения

1

 

5.

Игра –  приготовить из рыбы.

1

 

6.

Конкурсов рисунков»В подводном царстве»

1

 

7.

Эстафета поваров

1

 

8.

Конкурс половиц поговорок

1

 

9.

Дары моря.

1

 

10.

Экскурсия в магазин морепродуктов

1

 

11.

Оформление плаката « Обитатели моря»

1

 

12.

Викторина « В гостях у Нептуна»

1

 

13.

Меню из морепродуктов

1

 

14.

Кулинарное путешествие по России.

1

 

15.

Традиционные блюда нашего края

1

 

16.

Практическая работа по составлению меню

1

 

17.

Конкурс рисунков « Вкусный маршрут»

1

 

18.

Игра – проект « Кулинарный глобус»

1

 

19.

Праздник « Мы за чаем не скучаем»

1

 

20.

 

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

1

 

21.

Составление недельного меню

1

 

22.

Конкурс кулинарных рецептов

1

 

23.

Конкурс « На необитаемом острове»

1

 

24.

Как правильно вести себя за столом

1

 

25.

Практическая работа

1

 

26.

 

Изготовление книжки « Правила поведения за столом»

1

 

27.

Накрываем праздничный стол

1

 

28-31

Проект

4

 

32

Подведение итогов

1

 

 

 Предполагаемые результаты четвёртого года обучения

     Ученики должны знать:

- кулинарные традиции своего края;

- растения леса, которые можно использовать в пищу;

- необходимость использования разнообразных продуктов,

- пищевую ценность различных продуктов.

      должны уметь:

- приготовить блюдо, если набор продуктов ограничен,

- выбирать из набора продуктов наиболее полезные для организма;

- накрывать праздничный стол.

 

Методическое обеспечение программы « Здоровое питание»

Учебная деятельность.

Учебная деятельность школьников строится по следующим модулям:

- гигиена питания,

- режим питания,

-рацион питания,

- культура питания,

- разнообразие питания,

- этикет,

- традиции и культура питания.

Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии на различные предприятия, оформляют плакаты по правилам правильного питания , выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.

 

Список литературы:

 

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
  3. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.-Л., 1974,200с
  4. Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
  5. Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
  6. Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с
  7. Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 31» города Смоленска

 

 

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол № _____­ от________

Утверждаю

ДиректорМБОУ«СШ№31»

__________Л.П.Мищенко

приказ№_____от________

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

в 4 В классе

«Здоровое  питание»

(на 2022-2023 учебный год)

 

 

 

 

                                                                                                                      Составитель:

учитель начальных классов

Киселева О.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  2022г.


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 31» города

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 31» города

Пояснительная записка Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительная особенность программы

Пояснительная записка Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительная особенность программы

Личностными результатами программы является формирование следующих умений: Ø

Личностными результатами программы является формирование следующих умений: Ø

Формы и методы обучения В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини проекты, совместная работа с…

Формы и методы обучения В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини проекты, совместная работа с…

России» Знакомство с традициями питания регионов, историей быта своего народа

России» Знакомство с традициями питания регионов, историей быта своего народа

Оформление плаката « Обитатели моря» 1 12

Оформление плаката « Обитатели моря» 1 12

Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии на различные предприятия, оформляют плакаты по правилам правильного питания , выполняют практические работы

Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии на различные предприятия, оформляют плакаты по правилам правильного питания , выполняют практические работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 31» города

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 31» города
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2023