Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вяжинская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения начальных классов __________ О.В. Шевченко «25» августа 2016 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
______________ В.Л. Хмара «26» августа 2016 г.
|
ПРИНЯТО на методическом совете ____________С.Н. Хоршева
Протокол № 1 от 27.08.2016 г.
|
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Вяжинской ООШ _________С.Н. Хоршева Протокол педсовета № 1 от 29.08.2016 Приказ № 105 от 29.08.2016 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности во 3 классе «В союзе с природой» (духовно-нравственное направление)
Количество часов: 33 часа, 1 час в неделю
Срок реализации 1 год (3 класс)
Учитель: Бирюкова Любовь Ивановна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В союзе с природой» разработана в соответствии с:
· Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования» от 05.10.2009 № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643).
2021 год
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Раздел «Планируемые результаты внеурочной деятельности»
2.Раздел «Содержание внеурочной деятельности»
3. Раздел «Календарно-тематическое планирование»
1.Планируемые результаты освоения программы
1.Планируемые результаты программы внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой
природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений,
диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного
отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской
деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск
информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
· Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
· Овладеть основными экологическими терминами;
· Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
· Научиться делать заключение на основе наблюдений;
· Уметь работать индивидуально и в группе;
· Быть способными отстаивать свою точку зрения;
· Выполнять правила поведения в природе;
· Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
· Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
· Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
· Уметь изготовлять экологические памятки.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
2.Содержание программы.
1-4 уроки посвящены разъяснению понятия экология, экологическая система. Жизнь на изменяющейся планете. Человек изменяет землю. Сохранность красоты природы. Роль человека в сохранности природы. Экологическая система - ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.
5-10 уроки посвящены практическим занятиям. Экскурсия в парк: наблюдение, посильный труд, зарисовка, подготовка рассказа. Составление экологических знаков, рассказы учащихся о предназначении знаков. Защитим природу. Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Операция "Подкормка". Изготовление и развешивание кормушек. Необходимость подкормки птиц в течении зимы.
11-15 уроки теоретического содержания. Посвящены экосистеме леса. Роль главных растений леса - деревьев в жизни живых существ. Знакомство с растительным и животным миром лесов своего района. Повторение правил поведения в лесу. Составление плакатов-обращений о сохранении хвойных деревьев, предупреждение их вырубки.
16-19 уроки знакомят с пословицами, поговорками, загадками, сказками на экологические темы. Составление плакатов-обращений о сохранении хвойных деревьев, предупреждение их вырубки.
Уроки с 20 по 25 знакомят с экосистемами водоемов, подводным миром растений и животных. Об охране водных ресурсов.
Урок 26. Насекомые в природе нашего края. В саду, на лугу, в лесу, у водоема. Роль насекомых в жизни живых организмов.
Уроки 27,28. Птицы - наши друзья. Подготовка и проведение утренника. Разнообразие птиц. Роль птиц в жизни живых организмов.
Уроки 29-31 посвящены экологической ситуации в городе. Создание группы "Зеленый патруль". Увеличение числа растений дома, в школе, во дворе. Поддержание порядка вокруг школы.
Уроки 32-34. Заключительные уроки. Природа нашего района. Экскурсия. Изучение экологической ситуации на местности ( сбор информации) путем наблюдений. Размышление по выводу нарушения связей, равновесия в природе, действий по сохранности среды. Обмен мнениями. Подведение итогов.
3.Календарно-тематическое планирование
«В союзе с природой» 3 класс
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
||
План |
Факт |
||||
1 |
Введение. Что такое экология? |
1 ч |
2.09 |
|
|
2 |
Сохранность красоты природы |
1 ч. |
9.09 |
|
|
3-4 |
Экосистема. Цепи питания |
2 ч. |
16.09- 23.09 |
|
|
5 |
Экосистема парка |
1 ч |
30.09 |
|
|
6 |
Операция «Юные спасатели» |
1 ч |
7.10 |
|
|
7 |
Экологические знаки |
1 ч |
14.10 |
|
|
8 |
Защитим природу! |
1 ч |
21.10 |
|
|
9-10 |
Операция «Подкормка» |
2 ч |
11.11, 18.11 |
|
|
11 12 |
Разнообразие растительного мира нашего микрорайона |
1 ч. 1 ч |
25.11 |
|
|
13 |
Животный мир нашего района |
1 ч |
2.12 |
|
|
14 |
Правила поведения в лесу |
1 ч |
9.12 |
|
|
15 |
Защитим хвойные деревья |
1 ч |
16.12 |
|
|
16 |
Экологические сказки |
1 ч |
23.12 |
|
|
17 |
Экологические загадки, пословицы и поговорки. |
1 ч |
13.01 |
|
|
18-19 |
Книжки-малышки для детей дошкольного возраста с экологической тематикой |
2 ч |
20.01-27.01
|
|
|
20 |
Экосистема болот |
1 ч |
3.02 |
|
|
21 |
Экосистема озера |
1 ч |
10.02 |
|
|
22 |
Вода- кровь Земли. Реки. |
1 ч |
17.02 |
|
|
23 |
Море и его богатства |
1 ч |
24.02 |
|
|
24 |
Берегите воду |
1 ч |
3.03 |
|
|
25 |
Насекомые в природе родного края |
1 ч |
10.03
|
|
|
26-27 |
«Птицы – наши друзья» |
2ч |
17.03 31.03 |
|
|
28 |
Встречаем птиц |
1 ч |
7.04
|
|
|
29 |
Экологическая ситуация |
1 ч |
14.04 |
|
|
30 |
Юные исследователи природы |
1ч |
21.04 |
|
|
31 |
Природа нашего края |
1 ч |
28.04 |
|
|
32 |
Что нам делать чтобы сохранить природу? |
1 ч |
5.05 |
|
|
33-34 |
Экскурсия в природу |
2 ч |
12.05, 19.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.