Рабочая программа по внеурочному занятию "Занимательная грамматика" 4класс

  • docx
  • 27.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Раб пр. по внеур заним гр 4 кл.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа р.п. Жадовка»

муниципального образования «Барышский район»

Ульяновской области.

 

 

 

Утверждено

приказом директора школы

№         от «      » августа 2021 г.

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

для 4 класса

 

Срок реализации: 2021-2022 учебный год.

 

 

 

 

Разработчик программы: Пархоменко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной  категории.

Рассмотрена и одобрена методическим

объединением учителей начальных классов

Протокол № _1__  от ____________

2021 г.

Руководитель ___________ /_____________

Согласовано

Зам.директора по УВР

______________ М.А. Каракозова.

«_____»___________ 2021 г.

 

р.п.Жадовка, 2021г.

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа по внеурочному занятию «Занимательная грамматика» разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом от 06.10.2009 г. № 373

- Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ р.п.Жадовка МО «Барышский район» (приказ № 136 от 29.08.2017 г.) с изменениями (приказ № 21  от 24.08.2021 г.)

 - Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об                      организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”

- Письма Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ")

- Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А.Горского. Издательство М."Просвещение" 2014 г.;

- Оригинального авторского курса «Путь к грамотности» авторы О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.- 368с. –(Мастерская учителя)          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Планируемые результаты обучения

           Личностные результаты

·         эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·         эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·         чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·         любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

·         интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·         интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·         интерес к изучению языка;

·         осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

      Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·         самостоятельно формулировать тему и цели урока;

·         составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·         работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·         в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

·         перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·         пользоваться словарями, справочниками;

·         осуществлять анализ и синтез;

·         устанавливать причинно-следственные связи;

·         строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

·         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·         слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·         задавать вопросы.

Коммуникативные УУД:

·       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

·       высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·       слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметные результаты

·         увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

·         повышение интереса учащихся к предмету русский язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       Содержание программы

В стране «Слов» 21 ч

Сказочное царство слов.

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Путешествие в страну слов.

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка

 В гостях у слов родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Добрые слова

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Экскурсия в прошлое

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Новые слова в  русском языке.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомство с заимствованными словами.  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Синонимы в русском языке

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

 Слова-  антонимы  

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Слова- омонимы

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Крылатые слова  

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».

Волшебная страна «Грамматика» 3 ч

В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Искусство красноречия 9 ч

Искусство красноречия.

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Праздник творчества и игры.

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Анаграммы и метаграммы.  

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).

Шарады и логогрифы

Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Обобщение 2 ч

 Занимательное словообразование

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       Тематическое планирование

 

Тема

Количество часов

В стране «Слов»

21

Волшебная страна «Грамматика»

3 ч

Искусство красноречия

9 ч.

Обобщение

2 ч

Всего

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование

 

Дата проведения

Тема занятия

 

По

 плану

По

факту

1

 

 

Сказочное царство слов . 

2

 

 

Путешествие в страну Слов.

3

 

 

Путешествие в страну Слов.

4

 

 

Чудесные превращения слов.

5

 

 

Чудесные превращения слов.

6

 

 

В гостях у слов- родственников.

7

 

 

В гостях у слов- родственников.

8

 

 

Добрые слова.

9

 

 

Добрые слова.

10

 

 

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

11

 

 

Новые слова в русском языке.

12

 

 

Новые слова в русском языке.

13

 

 

Встреча с зарубежными друзьями.

14

 

 

Синонимы в русском языке.

15

 

 

Синонимы в русском языке.

16

 

 

Слова- антонимы.

17

 

 

Слова- омонимы

18

 

 

Крылатые слова.

19

 

 

В королевстве ошибок.

20

 

 

В королевстве ошибок.

21

 

 

В стране Сочинителей.

22

 

 

В стране Сочинителей.

23

 

 

Искусство красноречия

24

 

 

Искусство красноречия

25

 

 

Праздник творчества и игры.

26

 

 

Трудные слова.

27

 

 

Трудные слова.

28

 

 

Анаграммы и  метаграммы

29

 

 

Анаграммы и  метаграммы

30

 

 

Шарады и логогрифы.

31

 

 

Шарады и логогрифы.

32

 

 

Откуда пришли наши имена.

33

 

 

Занимательное словообразование.

34

 

 

КВН по русскому языку.

35

 

 

Обобщение изученного

 


 

Скачано с www.znanio.ru