Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Жадовка»
муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области.
Утверждено
приказом директора школы
№ от « » августа 2021 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
для 4 класса
Срок реализации: 2021-2022 учебный год.
Разработчик программы: Пархоменко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Рассмотрена и одобрена методическим объединением учителей начальных классов Протокол № _1__ от ____________ 2021 г. Руководитель ___________ /_____________ |
Согласовано Зам.директора по УВР ______________ М.А. Каракозова. «_____»___________ 2021 г. |
р.п.Жадовка, 2021г.
Пояснительная записка
Программа по внеурочному занятию «Занимательная грамматика» разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом от 06.10.2009 г. № 373
- Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ р.п.Жадовка МО «Барышский район» (приказ № 136 от 29.08.2017 г.) с изменениями (приказ № 21 от 24.08.2021 г.)
- Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
- Письма Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ")
- Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А.Горского. Издательство М."Просвещение" 2014 г.;
- Оригинального авторского курса «Путь к грамотности» авторы О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.- 368с. –(Мастерская учителя)
Цель расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
1. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
· интерес к изучению языка;
· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· самостоятельно формулировать тему и цели урока;
· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· пользоваться словарями, справочниками;
· осуществлять анализ и синтез;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· задавать вопросы.
Коммуникативные УУД:
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
· увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
· повышение интереса учащихся к предмету русский язык.
2. Содержание программы
В стране «Слов» 21 ч
Сказочное царство слов.
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Путешествие в страну слов.
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Чудесные превращения слов.
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка
В гостях у слов родственников.
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Добрые слова
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Экскурсия в прошлое
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Новые слова в русском языке.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Встреча с зарубежными друзьями.
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Синонимы в русском языке
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Слова- антонимы
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Слова- омонимы
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Крылатые слова
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
Волшебная страна «Грамматика» 3 ч
В королевстве ошибок.
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
В стране Сочинителей.
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Искусство красноречия 9 ч
Искусство красноречия.
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Праздник творчества и игры.
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Трудные слова.
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Анаграммы и метаграммы.
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).
Шарады и логогрифы
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Откуда пришли наши имена.
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Обобщение 2 ч
Занимательное словообразование
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
3. Тематическое планирование
Тема |
Количество часов |
В стране «Слов» |
21 |
Волшебная страна «Грамматика» |
3 ч |
Искусство красноречия |
9 ч. |
Обобщение |
2 ч |
Всего |
35 |
Календарно- тематическое планирование
№ |
Дата проведения |
Тема занятия
|
|
По плану |
По факту |
||
1 |
|
|
Сказочное царство слов . |
2 |
|
|
Путешествие в страну Слов. |
3 |
|
|
Путешествие в страну Слов. |
4 |
|
|
Чудесные превращения слов. |
5 |
|
|
Чудесные превращения слов. |
6 |
|
|
В гостях у слов- родственников. |
7 |
|
|
В гостях у слов- родственников. |
8 |
|
|
Добрые слова. |
9 |
|
|
Добрые слова. |
10 |
|
|
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. |
11 |
|
|
Новые слова в русском языке. |
12 |
|
|
Новые слова в русском языке. |
13 |
|
|
Встреча с зарубежными друзьями. |
14 |
|
|
Синонимы в русском языке. |
15 |
|
|
Синонимы в русском языке. |
16 |
|
|
Слова- антонимы. |
17 |
|
|
Слова- омонимы |
18 |
|
|
Крылатые слова. |
19 |
|
|
В королевстве ошибок. |
20 |
|
|
В королевстве ошибок. |
21 |
|
|
В стране Сочинителей. |
22 |
|
|
В стране Сочинителей. |
23 |
|
|
Искусство красноречия |
24 |
|
|
Искусство красноречия |
25 |
|
|
Праздник творчества и игры. |
26 |
|
|
Трудные слова. |
27 |
|
|
Трудные слова. |
28 |
|
|
Анаграммы и метаграммы |
29 |
|
|
Анаграммы и метаграммы |
30 |
|
|
Шарады и логогрифы. |
31 |
|
|
Шарады и логогрифы. |
32 |
|
|
Откуда пришли наши имена. |
33 |
|
|
Занимательное словообразование. |
34 |
|
|
КВН по русскому языку. |
35 |
|
|
Обобщение изученного |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.