Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель МО учителей зам. директора по УВР директор школы
начальных классов «Первый учитель»
_______/Новгородова Е.А./ ______ /Павлова Г.П./ _______/Дьяконова А.Г./
протокол от «__» ___ 2019 № _ «___»______ 2019 приложение №3 к приказу
от 29.08.2019 №134
Рабочая программа внеурочной деятельности
курса «Дорога добра» по направлению «Духовно- нравственное»
для 2-го класса начального общего образования
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Новгородова Евдокия Алексеевна,
высшая квалификационная категория.
с. Аргас, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа «Дорога добра» составлена на основе плана внеурочной деятельности начального общего образования, реализующего ФГОС, МБОУ «Куокуйская СОШ» на 2019-2020 учебный год (далее план внеурочной деятельности школы), Положения «О рабочей программе педагога МБОУ «Куокуйская СОШ» от 08.05.2017г.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель: формирование навыков общения и культуры поведения второклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи:
· cформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
· способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
· раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
· научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Занятия «Дорога добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На занятиях нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждении жизненных ситуаций. Это методы разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
На основании плана внеурочной деятельности школы программа «Я- человек» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, из них 1 час выделен на резерв.
I. результаты освоения курса внеурочной деятельности.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия
· ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные универсальные учебные действия
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Введение. Я среди людей.
Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия « я», « мы», « они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно- ролевая игра « Я и другие люди»
ТЕМА 1 Кто я и как выгляжу?
Нравственные понятия « я», « внешний вид». Почему люди по внешнему отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена.
ТЕМА 2 Я – личность.
Понятия « личность», « индивидуальность», « неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я- мой характер, мои знания. Моё поведение зависит от меня самого.
ТЕМА 3 Я и мои роли.
Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.
ТЕМА 4 Добро и зло в сказках.
Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом.
ТЕМА 5 Что за прелесть эти сказки!
Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок- их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.
ТЕМА 6 Сказки - волшебство. Чудо и правда.
Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные. Правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чём их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках есть правда и она всегда побеждает.
ТЕМА 7 Сказка ложь – да в ней намёк.
Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь (« святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду- тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках.
ТЕМА 8. Кто сочиняет сказки.
А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, братья Гримм, Г.Х Андерсен, Ш. Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок?
ТЕМА 9 Русские народные сказки.
Русские сказки- это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки- предания старины глубокой. Сказка- это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.
ТЕМА 10 Праздники в жизни человека.
Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме.
ТЕМА 11 Отношение к старшим.
Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим.
ТЕМА 12 Отношение к учителю.
Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции в России в общении учителя и ученика.
ТЕМА 13 Плохо одному.
Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.
Тема 14 Речевой этикет.
Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза в поведении человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.
ТЕМА 15 Вежливость и этикет.
Содержание понятий « вежливость» и « этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.
ТЕМА 16 Товарищи и друзья.
Понятия «товарищ», «друг», «господин» Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.
ТЕМА 17 Что в нашем имени?
Понятия «имя», «фамилия», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.
Формы организации занятий: знакомство с научно - популярной литературой, проекты, самостоятельная работа, работа в группах, работа в паре, творческие работы.
Виды деятельности: занятие – игры, конкурсы - кроссворды, проектные работы, блиц - турнир по решению задач, подвижные математические игры, игры-путешествия, сказки на темы, интеллектуальный турнир.
III. Тематическое планирование
№ |
Темы занятий |
Количество часов |
Дата проведения |
|
Номер учебной недели |
Фактически |
|||
Я среди людей - 2 часа |
||||
1 |
Я среди людей. |
1 |
1 |
|
2 |
Я среди людей. |
1 |
2 |
|
Кто я и как выгляжу?- 2 часа |
||||
3 |
Кто я и как выгляжу? |
1 |
3 |
|
4 |
Кто я и как выгляжу? |
1 |
4 |
|
Я личность -1 час |
||||
5 |
Я личность |
1 |
5 |
|
Я и мои роли - 2 часа |
||||
6 |
Я и мои роли |
1 |
6 |
|
7 |
Я и мои роли |
1 |
7 |
|
Добро и зло в сказках 2 часа |
||||
8 |
Добро и зло в сказках |
1 |
8 |
|
9 |
Добро и зло в сказках |
1 |
9 |
|
Что за прелесть эти сказки- 2 часа |
||||
10 |
Что за прелесть эти сказки? |
1 |
10 |
|
11 |
Положительные герои в былинах и сказках. |
1 |
11 |
|
Сказка- волшебство, чудо и правда - 2 часа |
||||
12 |
Сказка- волшебство, чудо и правда. |
1 |
12
|
|
13 |
Сказка- волшебство, чудо и правда. |
1 |
13 |
|
Сказка – ложь, да в ней намёк- 1 час |
||||
14 |
Сказка – ложь, да в ней намёк- добру молодцу урок. |
1 |
14 |
|
Кто сочиняет сказки? -2 часа |
||||
15 |
Кто сочиняет сказки? |
1 |
15 |
|
16 |
Кто сочиняет сказки? |
1 |
16 |
|
Русские народные сказки -2 часа |
||||
17 |
Русские народные сказки |
1 |
17 |
|
18 |
Русские народные сказки |
1 |
18 |
|
Праздники в жизни человека- 2 часа |
||||
19 |
Праздники в жизни человека |
1 |
19 |
|
20 |
Праздники в жизни человека |
1 |
20 |
|
Отношение к старшим -2 часа |
||||
21 |
Отношение к старшим |
1 |
21 |
|
22 |
Отношение к старшим |
1 |
22 |
|
Отношение к учителю -1 час |
||||
23 |
Отношение к учителю |
1 |
23 |
|
Плохо одному -1 час |
||||
24 |
Плохо одному |
1 |
24 |
|
Речевой этикет -3 часа |
||||
25 |
Речевой этикет |
1 |
25 |
|
26 |
Речевой этикет. Деловая игра |
1 |
26 |
|
27 |
Речевой этикет |
1 |
27 |
|
Вежливость и этикет -3 часа |
||||
28 |
Вежливость и этикет |
1 |
28 |
|
29 |
Путешествие в страну вежливости. |
1 |
29 |
|
30 |
Путешествие в страну вежливости. |
1 |
30 |
|
Товарищи и друзья -1 час |
||||
31 |
Товарищи и друзья |
1 |
31 |
|
Что в нашем имени? -2 часа |
||||
32 |
Что в нашем имени. |
1 |
32 |
|
33 |
Как зовут тебя друзья? |
1 |
33 |
|
Резерв – 1 час |
||||
34 |
Резерв |
1 |
34 |
|
Приложение
Учебно - методическое и материально – техническое обеспечение
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
4. Л.И.Лавреньева Нравственное воспитание в начальной школе. Журнал Завуч в начальной школе. № 4 2004 год
5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е. С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
6. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
7. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
8. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
10. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
11. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.