Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель МО учителей зам. директора по УВР директор школы
начальных классов «Первый учитель»
_______/Новгородова Е.А./ ______ /Павлова Г.П./ _______/Дьяконова А.Г./
протокол от «__» ___ 2019 № _ «___»______ 2019 приложение №3 к приказу
от 29.08.2019 №134
Рабочая программа внеурочной деятельности
курса «Я - человек» по направлению «Духовно- нравственное»
для 2-го класса начального общего образования
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Новгородова Евдокия Алексеевна,
высшая квалификационная категория.
с. Аргас, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа «Я - человек» составлена на основе плана внеурочной деятельности начального общего образования, реализующего ФГОС, МБОУ «Куокуйская СОШ» на 2019-2020 учебный год (далее план внеурочной деятельности школы), Положения «О рабочей программе педагога МБОУ «Куокуйская СОШ» от 08.05.2017г.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В материалах концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определенны цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность.
Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен знать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. Сегодня особенно актуальной становиться задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Однако, эта задача не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Программа «Я - человек» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
На основании плана внеурочной деятельности школы программа «Я- человек» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, из них 1 час выделен на резерв.
I. результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Я человек» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Во втором классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социальнопсихологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Раздел 1: Культура общения (7ч.) Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч.) Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (13ч.) «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (10ч.) Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
Формы организации занятий: знакомство с научно - популярной литературой, проекты, самостоятельная работа, работа в группах, работа в паре, творческие работы.
Виды деятельности: занятие – игры, конкурсы - кроссворды, проектные работы, блиц - турнир по решению задач, подвижные математические игры, игры-путешествия, сказки на темы, интеллектуальный турнир.
III.Тематическое планирование
№ |
Темы занятий |
Количество часов |
Дата проведения |
|
Номер учебной недели |
Фактически |
|||
Раздел № 1 Культура общения (7 ч.) |
||||
1 |
Этикет (повторение). |
1 |
1 |
|
2 |
Устное и письменное приглашение на день рождения. |
1 |
2 |
|
3 |
Встреча и развлечение гостей. |
1 |
3 |
|
4 |
Поведение в гостях. |
1 |
4 |
|
5 |
Поведение в гостях. |
1 |
5 |
|
6 |
Как дарить подарки. |
1 |
6 |
|
7 |
Как дарить подарки. |
1 |
7 |
|
Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нравственности (4 ч.) |
||||
8 |
Заповеди. |
1 |
8 |
|
9 |
Заповеди. |
1 |
9 |
|
10 |
Дал слово держи. |
1 |
10 |
|
11 |
Дал слово держи. |
1 |
11 |
|
Раздел №3 Дружеские отношения (12ч.) |
||||
12 |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». |
1 |
12
|
|
13 |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». |
1 |
13 |
|
14 |
Преданный друг. |
1 |
14 |
|
15 |
О доброте и бессердечие. |
1 |
15 |
|
16 |
О доброте и бессердечие. |
1 |
16 |
|
17 |
Об уважительном отношении к старшим. |
1 |
17 |
|
18 |
Об уважительном отношении к старшим. |
1 |
18 |
|
19 |
О зависти и скромности. |
1 |
19 |
|
20 |
О зависти и скромности. |
1 |
20 |
|
21 |
О доброте и жестокосердии. |
1 |
21 |
|
22 |
О доброте и жестокосердии. |
1 |
22 |
|
23 |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
23 |
|
Раздел №4 Понять другого (10ч.) |
||||
24 |
Золотые правила.
|
1 |
24 |
|
25 |
Золотые правила.
|
1 |
25 |
|
26 |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. |
1 |
26 |
|
27 |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. |
1 |
27 |
|
28 |
О тактичном и бестактном поведении. |
1 |
28 |
|
29 |
О тактичном и бестактном поведении. |
1 |
29 |
|
30 |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
1 |
30 |
|
31 |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
1 |
31 |
|
32 |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
32 |
|
33 |
Обзор курса этики за год. |
1 |
33 |
|
Резерв (1 ч.) |
||||
34 |
Резерв |
1 |
34 |
|
Приложение
Учебно - методическое и материально – техническое обеспечение
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А. Г.Асмолов, Г. В. Бумеранская, И. А. Володарская и др.]: под ред. А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 200с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 20с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников..- №1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 20с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 20с.
6. Суслов В. Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В. Н.Суслов. - М.: Просвещение, 20с.
7. Тисленкова И. А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И. А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 20с. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 20с.
9. Шемшурина, А. И. Этическая грамматика [Текст] /А. И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.