Рабочая программа по "Занимательной математике с элементами финансовой грамотности"
Оценка 4.9

Рабочая программа по "Занимательной математике с элементами финансовой грамотности"

Оценка 4.9
docx
10.12.2021
Рабочая программа по "Занимательной математике с элементами финансовой грамотности"
Занимательная математика с элементами финансовой грамотности 6 класс.docx

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательные отношения с которыми возникли с 01.09.2016г. (ВАРИАНТ 1) ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино».

Учебный план образовательного учреждения на 2021-2022 учебный год. Принятый педагогическим советом.

          Целью изучения учебного курса «Занимательная математика» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения  элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Основные содержательные линии курса:

      • деньги, их история, виды, функции;

      • семейный бюджет.

 

Курс рассчитан на 30 часов в год, из расчета 1 час в неделю.

 

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

 

Планируемые результаты:

 

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами  изучения  курса  «Занимательная математика» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование  различных  способов  поиска,  сбора,  обработки, анализа и представления информации;

• овладение  логическими  действиями  сравнения,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов

 

Содержание  программы для  6 класса

 

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появ­ление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства дра­гоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удоб­ными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные ме­таллы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

•  Объяснять причины и приводить примеры обмена.

•  Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

•  Описывать свойства товарных денег.

•  Приводить примеры товарных денег.

•  Приводить примеры первых монет.

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бу­мажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

•  Объяснять, почему появились монеты.

•  Описывать купюры и монеты.

•  Сравнивать металлические и бумажные деньги.

•  Объяснять, почему    изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копей­ка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

•  Описывать старинные российские деньги.

•  Объяснять происхождение названий денег.

Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появ­ление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции бан­коматов.

Основные понятия

Доллары.  Евро.  Банки.  Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции

•  Описывать современные российские деньги.

•  Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

•  Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

•  Приводить примеры иностранных валют.

Тема 5. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от про­фессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, се­мьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взай­мы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработ­ная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пен­сия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

•  Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

•  Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы быва­ют обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, день­ги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

•  Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

•  Сравнивать покупки по степени необходимости.

•  Различать планируемые и непредвиденные расходы.

•  Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и рас­ходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

•  Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

•  Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

Календарно-тематическое планирование.

 

п/п

Тема урока

Кол-во

часов.

Дата

план

Дата

факт

1

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

06.09

 

2

Что такое деньги и откуда они взялись. Игра «Обмен товарами».

1

13.09

 

3

Что такое деньги и откуда они взялись. Решение задач с денежными расчетами

1

20.09

 

4

Что такое деньги и откуда они взялись. Тест.

1

27.09

 

5

Рассмотрим деньги поближе. Коллекция нумизмата.

1

04.10

 

6

Рассмотрим деньги поближе.

 Постер «Виды товарных денег»

1

11.10

 

7

Рассмотрим деньги поближе.

Игра - путешествие «Сказочная страна финансов»

1

18.10

 

8

Рассмотрим деньги поближе.

Защита от подделок.

1

25.10

 

9

Рассмотрим деньги поближе. Тест.

 

1

08.11

 

10

Какие деньги были раньше в России.

Деньга, копейка, рубль.

1

15.11

 

11

Какие деньги были раньше в России.

Первые бумажные деньги.

1

22.11

 

12

Какие деньги были раньше в России.

Пословицы и поговорки про деньги.

Дизайн купюры сказочной страны.

1

29.11

 

13

Современные деньги России и других стран. Современные монеты и купюры России.

1

06.12

 

14

Современные деньги России и других стран. Банки. Безналичные и электронные деньги.

1

13.12

 

15

Современные деньги России и других стран. Пластиковые карты.

1

20.12

 

16

Современные деньги России и других стран. Постер «Оборот денег»

 

10.01

 

17

Современные деньги России и других стран. Доллар и евро.

1

17.01

 

18

Современные деньги России и других стран. Тест.

 

24.01

 

19

Откуда в семье деньги. Клады, лотерея, наследство.

1

31.01

 

20

Откуда в семье деньги. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль»

1

07.02

 

21

Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье»

1

14.02

 

22

Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер  «Доходы бывают разные»

1

28.02

 

23

Откуда в семье деньги. Тест.

1

14.03

 

24

На что тратятся деньги. Необходимые расходы.

1

28.03

 

25

На что тратятся деньги. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин»

1

04.04

 

26

На что тратятся деньги. Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье.

1

11.04

 

27

Как умно управлять своими деньгами.

Расходы и доходы. Считаем  деньги.

1

18.04

 

28

Как умно управлять своими деньгами.

Что такое экономия? Кого называют банкротом?

 

1

25.04

 

29

Как умно управлять своими деньгами.

Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами.

1

16.05

 

30

Как умно управлять своими деньгами.

Игра «Распредели семейный бюджет»

1

23.05

 

 

Итого часов: 30

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/

6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/

7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf

 8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.

9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.

10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т.   Равичевой, под   ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.

 

         Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

                                            Интернет-источники

       

1.. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru

 

2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/

 

3..  Сайт  «Фестиваль  педагогических  идей  «Открытый  урок»  — http://festival.1september.ru/

 

4.Сайт  «Интеллект-карты.  Тренинг  эффективного  мышления»  — http://www.mind-map.ru

 

Сайт  посвящён  истории,  философии,  технике  создания  и  применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).

5. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике

6.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

7.Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg4

 

                                  Актуальная информация, статистика

 

1.  Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/

2. Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/58

3. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money

4.  Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru

5.  Сайт  Общества  защиты  прав  потребителей  —  http://ozpp.ru/laws/zpp.php

6.  «Достаток.ру»  —  сайт  по  основам  финансовой  грамотности http://www.dostatok.ru


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью…

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение…

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение…

Компетенции • Объяснять причины и приводить примеры обмена

Компетенции • Объяснять причины и приводить примеры обмена

Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги

Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Современные деньги России и других стран

Современные деньги России и других стран

Как умно управлять своими деньгами

Как умно управлять своими деньгами

Список рекомендуемой литературы 1

Список рекомендуемой литературы 1

Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www

Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2021