Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа села Частая Дубрава
Липецкого муниципального района Липецкой области
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете __________________________ Протокол № 1 от «28» августа 2023г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СШ с. Частая Дубрава ___________________ Л.А. Поленникова Протокол № 1от «28» августа 2023 г.
|
Составитель(ли):учитель физики Юсова Е.А
с. Частая Дубрава
2023
1. Пояснительная записка…………………………………………………………….............3
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по физике» 3
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по физике» с указанием форм организации и видов учебной деятельности……………..……………6
4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по физике»…………………………………………………………………………...................8
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по физике» для 9 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и требованиями результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ с.Частая Дубрава.
В соответствии с планом внеурочной деятельности образования МБОУ СШ с.Частая Дубрава курс внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по физике»» изучается в 9 классе 1 час в неделю со 2 учебной четверти, общий объём учебного времени составляет 25 часов .
Изучение курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по физике» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;
2. Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
3. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
5. Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;
6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях
8. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5. Развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры.
2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.
3. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий.
4. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики, молекулярной физики, электродинамики, физики атома и атомного ядра.
5. Усвоение смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.
6. Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики; умения пользоваться методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул.
7. Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;
8. Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
9. Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики; умения пользоваться физическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
10. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.
1 Введение- 1ч Знакомство с кодификатором, спецификацией, демоверсией. 2 . МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ- 10ч Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Относительность движения. Средняя скорость. Равномерное и неравномерное движение.Свободное падение. Графики зависимости от времени для проекции ускорения, проекции скорости и координаты при свободном падении тела по вертикали. Скорость равномерного движения тела по окружности. Направление скорости. Центростремительное ускорение. Направление центростремительного ускорения. Масса. Плотность вещества. Сила – векторная физическая величина. Виды сил и их природа. Сложение сил.Законы Ньютона.Импульс тела. Импульс системы тел. Изменение импульса. Импульс силы. Закон сохранения импульса для замкнутой системы тел.Механическая работа. Механическая мощность. Кинетическая и потенциальная энергия. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Рычаг. Момент силы. Условие равновесия рычага. Подвижный и неподвижный блоки. КПД простых механизмов.Давление в разных агрегатных состояниях. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда. Условие плавания тела. Плавание судов и воздухоплавание.Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при колебательном движении.Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны и скорость распространения волны: Звук. Громкость и высота звука. Отражение звуковой волны на границе двух сред. Инфразвук и ультразвук. 3 ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ- 3ч Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия. Смачивание и капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Нагревание и охлаждение тел. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Уравнение теплового баланса. Испарение и конденсация. Изменение внутренней энергии в процессе испарения и конденсации. Кипение жидкости. Удельная теплота парообразования. Плавление и кристаллизация. Изменение внутренней энергии при плавлении и кристаллизации. Удельная теплота плавления. Внутренняя энергия сгорания топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Влажность воздуха. 4 ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ- 5ч Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне).Носители электрических зарядов. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники и диэлектрики. Постоянный электрический ток. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Удельное электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников равного сопротивления. Смешанные соединения проводников Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого проводника с током. Линии магнитной индукции. Магнитное поле постоянного магнита. Взаимодействие постоянных магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. Лучевая модель света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Дисперсия света. Линза. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 5 КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ- 1ч Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Реакции альфа- и бета-распада. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Изотопы . Период полураспада атомных ядер. Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел. 6 ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ-5ч Измерение средней плотности вещества; архимедовой силы; жёсткости пружины; коэффициента трения скольжения; работы силы трения, силы упругости; средней скорости. движения бруска по наклонной плоскости; ускорения бруска при движении по наклонной плоскости; частоты и периода колебаний математического маятника; частоты и периода колебаний пружинного маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъёме груза с помощью неподвижного блока; работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного блока. Исследование зависимости архимедовой силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости; независимости выталкивающей силы от массы тела; силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода поверхности; силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; ускорения бруска от угла наклона направляющей; периода (частоты) колебаний нитяного маятника от длины нити; периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины; исследование независимости периода колебаний нитяного маятника от массы груза. Проверка условия равновесия рычага. Измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра; количества теплоты, полученного водой комнатной температуры фиксированной массы, в которую опущен нагретый цилиндр; количества теплоты, отданного нагретым цилиндром, после опускания его в воду комнатной температуры; относительной влажности воздуха; удельной теплоты плавления льда. Исследование изменения температуры воды при различных условиях; явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды; процесса испарения. Измерение электрического сопротивления резистора; мощности электрического тока; работы электрического тока. Исследование зависимости силы тока, возникающего в проводнике (резисторы, лампочка),от напряжения на концах проводника; зависимости сопротивления от длины проводника, площади его поперечного сечения и удельного сопротивления. Проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении проводников; правила для силы электрического тока при параллельном соединении проводников (резисторы и лампочка). Измерение оптической силы собирающей линзы; фокусного расстояния собирающей линзы (по свойству равенства размеров предмета и изображения, когда предмет расположен в двойном фокусе), показателя преломления стекла. Исследование свойства изображения, полученного с помощью собирающей линзы; изменения фокусного расстояния двух сложенных линз; зависимости угла преломления светового луча от угла падения на границе «воздух –стекло». |
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
Формы и виды деятельности: лекция, работа в группах. Решение задач с ОГЭ.
«Подготовка ОГЭ по физике»
№ занятия |
Тема занятия |
|
1 Введение- 1ч |
||
1 |
Знакомство с кодификатором, спецификацией, демоверсией. |
|
2 . МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ- 10ч |
||
2 |
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Относительность движения. Средняя скорость. Равномерное и неравномерное движение. |
|
3 |
Свободное падение. Графики зависимости от времени для проекции ускорения, проекции скорости и координаты при свободном падении тела по вертикали. Скорость равномерного движения тела по окружности. Направление скорости. Центростремительное ускорение. Направление центростремительного ускорения. |
|
4 |
Масса. Плотность вещества. Сила – векторная физическая величина. Виды сил и их природа. Сложение сил. |
|
5 |
Законы Ньютона. |
|
6 |
Импульс тела. Импульс системы тел. Изменение импульса. Импульс силы. Закон сохранения импульса для замкнутой системы тел. |
|
7 |
Механическая работа. Механическая мощность. Кинетическая и потенциальная энергия. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии. |
|
8 |
Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Рычаг. Момент силы. Условие равновесия рычага. Подвижный и неподвижный блоки. КПД простых механизмов. |
|
9 |
Давление в разных агрегатных состояниях. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда. Условие плавания тела. Плавание судов и воздухоплавание. |
|
10 |
Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. |
|
11 |
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны и скорость распространения волны: Звук. Громкость и высота звука. Отражение звуковой волны на границе двух сред. Инфразвук и ультразвук. |
|
3 ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ- 3ч |
||
12 |
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия. Смачивание и капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. |
|
13 |
Нагревание и охлаждение тел. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Уравнение теплового баланса. Испарение и конденсация. Изменение внутренней энергии в процессе испарения и конденсации. Кипение жидкости. Удельная теплота парообразования. Плавление и кристаллизация. Изменение внутренней энергии при плавлении и кристаллизации. Удельная теплота плавления. |
|
14 |
Внутренняя энергия сгорания топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Влажность воздуха. |
|
4 ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ- 5ч |
||
15 |
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне).Носители электрических зарядов. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники и диэлектрики. |
|
16 |
Постоянный электрический ток. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Удельное электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников равного сопротивления. Смешанные соединения проводников Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца |
|
17 |
Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого проводника с током. Линии магнитной индукции. Магнитное поле постоянного магнита. Взаимодействие постоянных магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. |
|
18 |
Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. |
|
19 |
Лучевая модель света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Дисперсия света. Линза. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. |
|
5 КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ- 1ч |
||
20 |
Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Реакции альфа- и бета-распада. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Изотопы . Период полураспада атомных ядер. Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел. |
|
6 ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ-5ч |
||
21 |
Измерение средней плотности вещества; архимедовой силы; жёсткости пружины; коэффициента трения скольжения; работы силы трения, силы упругости; средней скорости. движения бруска по наклонной плоскости; ускорения бруска при движении по наклонной плоскости; частоты и периода колебаний математического маятника; частоты и периода колебаний пружинного маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъёме груза с помощью неподвижного блока; работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного блока. |
|
22 |
Исследование зависимости архимедовой силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости; независимости выталкивающей силы от массы тела; силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода поверхности; силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; ускорения бруска от угла наклона направляющей; периода (частоты) колебаний нитяного маятника от длины нити; периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины; исследование независимости периода колебаний нитяного маятника от массы груза. Проверка условия равновесия рычага. |
|
23 |
Измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра; количества теплоты, полученного водой комнатной температуры фиксированной массы, в которую опущен нагретый цилиндр; количества теплоты, отданного нагретым цилиндром, после опускания его в воду комнатной температуры; относительной влажности воздуха; удельной теплоты плавления льда. Исследование изменения температуры воды при различных условиях; явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды; процесса испарения. |
|
24 |
Измерение электрического сопротивления резистора; мощности электрического тока; работы электрического тока. Исследование зависимости силы тока, возникающего в проводнике (резисторы, лампочка),от напряжения на концах проводника; зависимости сопротивления от длины проводника, площади его поперечного сечения и удельного сопротивления. Проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении проводников; правила для силы электрического тока при параллельном соединении проводников (резисторы и лампочка). |
|
25 |
Измерение оптической силы собирающей линзы; фокусного расстояния собирающей линзы (по свойству равенства размеров предмета и изображения, когда предмет расположен в двойном фокусе), показателя преломления стекла. Исследование свойства изображения, полученного с помощью собирающей линзы; изменения фокусного расстояния двух сложенных линз; зависимости угла преломления светового луча от угла падения на границе «воздух –стекло». |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.