Рабочая программа пр русскому родному языку 5 класс

  • docx
  • 05.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа Русский родной язык 5 класс .docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

5 КЛАСС

Пояснительная записка

       Программа учебного предмета Русский родной язык для 5 класса разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования», Примерной рабочей программы О.М.Александровой, Ю.Н.Гостевой, И.Н.Добротиной и направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету Русский родной язык, который входит в предметную область «Родной язык и родная литература».

Цели:

§  формирование представления о русском языке как духовной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

§  совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

§  углубление и расширение знаний о явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах,  о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

§  совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

          Программа по русскому родному  языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Программа учебного предмета «Русский родной язык» предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов в соответствии с учебным планом школы. 

          Русский язык является государственным языком Российской Федерации, а также родным языком русского народа, он объединяет нацию и связывает поколения. Обучение родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру учащихся. Содержание программы направлено на формирование представлений о языке, как развивающемся явлении.

В программе выделяется три содержательных блока:

§  Язык и культура

§  Культура речи

§  Речь. Речевая деятельность. Текст

Содержание программы

Язык и культура

Наш родной русский язык. Из истории русской письменности. Язык – волшебное зеркало мира. История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и быта. Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы и поговорки. О чем могут рассказать имена людей и названия городов

Культура речи

Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. Стилистическая окраска слова. Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет: нормы и традиции.

Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение. Композиционные особенности описания. Повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. Официально-деловой стиль. Объявление. Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов

 

Планируемые результаты

Личностные:

Ø осознание своей причастности к Родине, проявление патриотизма, уважения к прошлому и настоящему России, ценностям многонационального государства;

Ø способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

Ø способность сотрудничать, готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

Ø неприятие любых нарушений норм, ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, оценивание своего поведения, а также поведения и поступков других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Ø умение самостоятельно определять цели, формулировать задачи, планировать и выбирать эффективные способы решения учебных задач;

Ø умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль, определять, корректировать, оценивать правильность выполнения заданий;

Ø владение навыками самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

Ø умения определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение и делать выводы;

Ø умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, логико-смысловые модели и схемы для решения учебных задач.

Коммуникативные УУД

Ø умение организовывать сотрудничество, находить общее решение и разрешать конфликты, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Ø владеть устной и письменной речью, осознанно использовать различные речевые средства для выражения чувств, мыслей;

Ø развитие мотивации к активному использованию различных словарей и других поисковых систем, формирование и развитие использования различных информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Ø объяснять роль русского языка в жизни общества;

Ø понимать, что язык – развивающееся явление;

Ø  распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом;

Ø распознавать и правильно объяснять эпитеты в русских народных и литературных сказках;

Ø анализировать и различать типичные речевые ошибки, выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;

Ø понимать нормы речевого этикета;

Ø использовать толковые словари, в том числе мультимедийные для определения лексического значения слова;

Ø понимать и истолковывать значения крылатых слов из русских народных и литературных сказок, объяснять значения пословиц и поговорок и правильно их употреблять;

Ø соблюдать орфоэпические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

 

Календарно-тематическое планирование

 

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Корр-ка

1

Язык и культура

Наш родной русский язык. Из истории русской письменности

 

6.09

 

2

Язык – волшебное зеркало мира. История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и быта

 

20.09

 

3

Образность русской речи: метафора, олицетворение

 

4.10

 

4

 

Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы и поговорки

 

18.10

 

5

 

О чем могут рассказать имена людей и названия городов

 

8.11

 

6

Культура речи

Современный русский литературный язык

 

22.11

 

7

 

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

 

6.12

 

8

 

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы

 

20.12

 

9

 

Стилистическая окраска слова

 

17.01

 

10

 

Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет: нормы и традиции

 

31.01

 

11

Речь. Текст 

Язык и речь. Средства выразительности устной речи

 

14.02

 

12

 

Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение

 

28.02

 

13

 

Композиционные особенности описания. Повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста

 

13.03

 

14

 

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение

 

27.03

 

15

 

Официально-деловой стиль. Объявление. Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста

 

10.04

 

16

 

Публицистический стиль. Устное выступление

 

24.04

 

17

 

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов

 

8.05