РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК
5 КЛАСС
Пояснительная записка
Программа учебного предмета Русский родной язык для 5 класса разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования», Примерной рабочей программы О.М.Александровой, Ю.Н.Гостевой, И.Н.Добротиной и направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету Русский родной язык, который входит в предметную область «Родной язык и родная литература».
Цели:
§ формирование представления о русском языке как духовной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
§ совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
§ углубление и расширение знаний о явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
§ совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Программа учебного предмета «Русский родной язык» предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов в соответствии с учебным планом школы.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, а также родным языком русского народа, он объединяет нацию и связывает поколения. Обучение родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру учащихся. Содержание программы направлено на формирование представлений о языке, как развивающемся явлении.
В программе выделяется три содержательных блока:
§ Язык и культура
§ Культура речи
§ Речь. Речевая деятельность. Текст
Содержание программы
Язык и культура
Наш родной русский язык. Из истории русской письменности. Язык – волшебное зеркало мира. История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и быта. Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы и поговорки. О чем могут рассказать имена людей и названия городов
Культура речи
Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. Стилистическая окраска слова. Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет: нормы и традиции.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение. Композиционные особенности описания. Повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. Официально-деловой стиль. Объявление. Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов
Планируемые результаты
Личностные:
Ø осознание своей причастности к Родине, проявление патриотизма, уважения к прошлому и настоящему России, ценностям многонационального государства;
Ø способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
Ø способность сотрудничать, готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
Ø неприятие любых нарушений норм, ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, оценивание своего поведения, а также поведения и поступков других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Ø умение самостоятельно определять цели, формулировать задачи, планировать и выбирать эффективные способы решения учебных задач;
Ø умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль, определять, корректировать, оценивать правильность выполнения заданий;
Ø владение навыками самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Ø умения определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение и делать выводы;
Ø умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, логико-смысловые модели и схемы для решения учебных задач.
Коммуникативные УУД
Ø умение организовывать сотрудничество, находить общее решение и разрешать конфликты, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Ø владеть устной и письменной речью, осознанно использовать различные речевые средства для выражения чувств, мыслей;
Ø развитие мотивации к активному использованию различных словарей и других поисковых систем, формирование и развитие использования различных информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Ø объяснять роль русского языка в жизни общества;
Ø понимать, что язык – развивающееся явление;
Ø распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом;
Ø распознавать и правильно объяснять эпитеты в русских народных и литературных сказках;
Ø анализировать и различать типичные речевые ошибки, выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;
Ø понимать нормы речевого этикета;
Ø использовать толковые словари, в том числе мультимедийные для определения лексического значения слова;
Ø понимать и истолковывать значения крылатых слов из русских народных и литературных сказок, объяснять значения пословиц и поговорок и правильно их употреблять;
Ø соблюдать орфоэпические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Раздел |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Корр-ка |
1 |
Язык и культура |
Наш родной русский язык. Из истории русской письменности |
|
6.09 |
|
2 |
Язык – волшебное зеркало мира. История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и быта |
|
20.09 |
|
|
3 |
Образность русской речи: метафора, олицетворение |
|
4.10 |
|
|
4 |
|
Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы и поговорки |
|
18.10 |
|
5 |
|
О чем могут рассказать имена людей и названия городов |
|
8.11 |
|
6 |
Культура речи |
Современный русский литературный язык |
|
22.11 |
|
7 |
|
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения |
|
6.12 |
|
8 |
|
Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы |
|
20.12 |
|
9 |
|
Стилистическая окраска слова |
|
17.01 |
|
10 |
|
Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет: нормы и традиции |
|
31.01 |
|
11 |
Речь. Текст |
Язык и речь. Средства выразительности устной речи |
|
14.02 |
|
12 |
|
Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение |
|
28.02 |
|
13 |
|
Композиционные особенности описания. Повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста |
|
13.03 |
|
14 |
|
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение |
|
27.03 |
|
15 |
|
Официально-деловой стиль. Объявление. Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста |
|
10.04 |
|
16 |
|
Публицистический стиль. Устное выступление |
|
24.04 |
|
17 |
|
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов |
|
8.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.