Приложение к образовательной программе, введенной в действие приказом №___ от « _» 2019 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры НОО
Протокол № ___от « _» 2019г. Руководитель кафедры Л.В. Шабалина /_____________/
Согласовано Заместитель директора И.С. Тельнова /_____________/ « » 2019 г.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» Базовый уровень, начальное общее образование, 4 класс, 102 часа составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1 – 4 классы. М., Просвещение 2014 г. Учебник «Литературное чтение» 4 класс, в двух частях; Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий; М., Просвещение 2015 г.
Составитель: Шабалина Людмила Вячеславовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пионерский
2019 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса ФГОС второго поколения.
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
|
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
|
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
|
.
Содержание учебного предмета
4 класс (102 часа)
Вводный урок по курсу (1 ч)
Летописи. Былины. Жития.(8 ч) «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...»,«И вспомнил Олег коня своего...»,«Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского»
Чудесный мир классики (18 ч) П. П. Ершов «Конёк-горбунок», А. С. Пушкин «Няне», «Туча»,«Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»,«Ашик-Кериб», Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень», А. П. Чехов «Мальчики»
Поэтическая тетрадь (9 ч) Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь», Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...», А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...», Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...», И. А. Бунин «Листопад»
Литературные сказки (12 ч) В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажо «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Делу время - потехе час (7 ч) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
Страна детства (6 ч) Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко
«Ёлка»
Поэтическая тетрадь (4 ч) В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит
тропинка с бугорка», «Наши царства»
Природа и мы (10 ч) Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» А. И. Куприн «Барбос и Жулька» М. М. Пришвин «Выскочка»,
Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Поэтическая тетрадь (5 ч) Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье пето». Н. М. Рубцов
«Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка»
Родина (4 ч) И. С. Никитин «Русь», С. ,Д. Дрожжин «Родине».А. 3. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»,
Б А. Слуцкий «Лошади в океане»
Страна Фантазия (6 ч) Е С. Велтистов «Приключения Электроника». К.Булычев «Путешествие Алисы»»
Зарубежная литература (12 ч) Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения
Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов |
Количество часов по рабочей программе |
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1 |
2 |
Летописи. Былины. Жития. |
8 |
3 |
Чудесный мир классики |
18 |
4 |
Поэтическая тетрадь |
9 |
5 |
Литературные сказки |
12 |
6 |
Делу время - потехе час |
7 |
7 |
Страна детства |
6 |
8 |
Поэтическая тетрадь |
4 |
9 |
Природа и мы |
10 |
10 |
Поэтическая тетрадь |
5 |
11 |
Родина |
4 |
12 |
Страна Фантазия |
6 |
13 |
Зарубежная литература |
12 |
|
Итого: |
102 часа |
Тематическое планирование
Литературное чтение 3 класс 136 ч (из расчета 4 ч в неделю)
№ п/п |
№ урока |
Тема |
Дата |
Примечание |
|
По плану |
По факту |
||||
Вводный урок по курсу. (1ч) |
|
||||
1 |
1 |
Вводный урок. |
03.09 |
|
|
Летописи. Былины. Жития. (8 ч) |
|
||||
2 |
1 |
Летописи. «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» |
05.09 |
|
|
3 |
2 |
Летопись «И вспомнил Олег коня своего...» |
07.09 |
|
|
4 |
3 |
«И вспомнил Олег коня своего...» (продолжение). |
10.09 |
|
|
5 |
4 |
Былина – жанр устного народного творчества. |
12.09 |
|
|
6 |
5 |
Былина «Ильины три поездочки». |
14.09 |
|
|
7 |
6 |
Былина «Ильины три поездочки» (продолжение). |
17.09 |
|
|
8 |
7 |
«Житие Сергия Радонежского»- памятник древнерусской литературы. |
19.09 |
|
|
9 |
8 |
«Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя. Обобщение по разделу: «Летописи. Былины. Жития» |
21.09 |
|
|
Чудесный мир классики (18 ч) |
|
||||
10 |
1 |
Чудесный мир классики. П.П. Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок). |
24.09 |
|
|
11 |
2 |
Характеры главных героев в сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок». |
26.09 |
|
|
12 |
3 |
Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П.Ершова «Конёк-Горбунок». |
28.09 |
|
|
13 |
4 |
А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах. |
01.10 |
|
|
14 |
5 |
А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». |
03.10 |
|
|
15 |
6 |
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». |
05.10 |
|
|
16 |
7 |
Волшебные сказки: народные и литературные. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». |
08.10 |
|
|
17 |
8 |
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. |
10.10 |
|
|
18 |
9 |
«Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина. |
12.10 |
|
|
19 |
10 |
М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека». |
15.10 |
|
|
20 |
11 |
М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей. |
17.10 |
|
|
21 |
12 |
Средства художественной выразительности в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб». |
19.10 |
|
|
22 |
13 |
Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». |
22.10 |
|
|
23 |
14 |
Л.Н. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой. |
24.10 |
|
|
24 |
15 |
Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики». |
26.10 |
|
|
25 |
16 |
А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана. |
07.11 |
|
|
26 |
17 |
Отличие рассказа от сказки. |
09.11 |
|
|
27 |
18 |
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». |
12.11 |
|
|
Поэтическая тетрадь (9 ч). |
|
||||
28 |
1 |
Тоска по родине и красоте родной природы в лирике . Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…». |
14.11 |
|
|
29 |
2 |
Ф. Тютчев. «Как неожиданно и ярко…». |
16.11 |
|
|
30 |
3 |
А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Весенний дождь», «Бабочка». |
19.11 |
|
|
31 |
4 |
Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…». |
21.11 |
|
|
32 |
5 |
Картина сельского быта. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка». |
23.11 |
|
|
33 |
6 |
Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…». |
26.11 |
|
|
34 |
7 |
Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». |
28.11 |
|
|
35 |
8 |
Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад». |
30.11 |
|
|
36 |
9 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
03.12 |
|
|
Литературные сказки (12 ч) |
|
||||
37 |
1 |
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». |
05.12 |
|
|
38 |
2 |
Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». |
07.12 |
|
|
39 |
3 |
Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». |
10.12 |
|
|
40 |
4 |
В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». |
12.12 |
|
|
41 |
5 |
Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». |
14.12 |
|
|
42 |
6 |
Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». |
17.12 |
|
|
43 |
7 |
П. П. Бажова «Серебряное копытце». |
19.12 |
|
|
44 |
8 |
Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». |
21.12 |
|
|
45 |
9 |
С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». |
24.12 |
|
|
46 |
10 |
Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». |
26.12 |
|
|
47 |
11 |
Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». |
28.12 |
|
|
48 |
12 |
Обобщение по разделу «Литературные сказки». |
09.01 |
|
|
Делу время - потехе час (7 ч) |
|
||||
49 |
1 |
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». |
11.01 |
|
|
50 |
2 |
Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца. |
14.01 |
|
|
51 |
3 |
В. Ю. Драгунский «Главные реки». |
16.01 |
|
|
52 |
4 |
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». |
18.01 |
|
|
53 |
5 |
Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». |
21.01 |
|
|
54 |
6 |
Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных. |
23.01 |
|
|
55 |
7 |
Обобщение по разделу «Делу – время, потехе – час». |
25.01 |
|
|
Страна детства (6 ч) |
|
||||
56 |
1 |
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей. |
28.01 |
|
|
57 |
2 |
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых. |
30.01 |
|
|
58 |
3 |
К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. |
01.02 |
|
|
59 |
4 |
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». |
04.02 |
|
|
60 |
5 |
М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе. |
06.02 |
|
|
61 |
6 |
Обобщение по разделу «Страна детства». |
08.02 |
|
|
Поэтическая тетрадь (4 ч) |
|
||||
62 |
1 |
Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». |
11.02 |
|
|
63 |
2 |
Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки». |
13.02 |
|
|
64 |
3 |
Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». |
15.02 |
|
|
65 |
4 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
18.02 |
|
|
Природа и мы (10 ч) |
|
||||
66 |
1 |
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». |
20.02 |
|
|
67 |
2 |
Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» |
22.02 |
|
|
68 |
3 |
Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». |
25.02 |
|
|
69 |
4 |
А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». |
27.02 |
|
|
70 |
5 |
Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька». |
01.03 |
|
|
71 |
6 |
Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка». |
04.03 |
|
|
72 |
7 |
Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении. |
06.03 |
|
|
73 |
8 |
Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». |
11.03 |
|
|
74 |
9 |
Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». |
13.03 |
|
|
75 |
10 |
Обобщение по разделу «Природа и мы». |
15.03 |
|
|
Поэтическая тетрадь (5 ч) |
|||||
76 |
1 |
Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень». |
18.03 |
|
|
77 |
2 |
С. А. Клычков «Весна в лесу». |
20.03 |
|
|
78 |
3 |
Д. Б. Кедрин «Бабье пето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». |
22.03 |
|
|
79 |
4 |
С. А. Есенин «Лебёдушка». |
01.04 |
|
|
80 |
5 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
03.04 |
|
|
Родина (4 ч) |
|
||||
81 |
1 |
И. С. Никитина «Русь». |
05.04 |
|
|
82 |
2 |
С. Д. Дрожжин «Родине». |
08.04 |
|
|
83 |
3 |
А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...». |
10.04 |
|
|
84 |
4 |
Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане». Обобщение по разделу: «Родина» |
12.04 |
|
|
Страна Фантазия (6 ч) |
|
||||
85 |
1 |
В мире фантастики. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». |
15.04 |
|
|
86 |
2 |
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Реальность и фантастика. |
17.04 |
|
|
87 |
3 |
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Характер героя, его поступки и их мотивы |
19.04 |
|
|
88 |
4 |
Фантастическая повесть. Кир Булычев «Путешествие Алисы». |
22.04 |
|
|
89 |
5 |
Кир Булычев «Путешествие Алисы». |
24.04 |
|
|
90 |
6 |
Обобщение по разделу «Страна Фантазия». |
26.04 |
|
|
Зарубежная литература (12 ч) |
|
||||
91 |
1 |
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». |
29.04 |
|
|
92 |
2 |
Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера». |
06.05 |
|
|
93 |
3 |
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». |
08.05 |
|
|
94 |
4 |
Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка». |
13.05 |
|
|
95 |
5 |
Поступки, действия персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка». |
15.05 |
|
|
96 |
6 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера». |
17.05 |
|
|
97 |
7 |
Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера». |
20.05 |
|
|
98 |
8 |
Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» |
22.05 |
|
|
99 |
9 |
Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь». |
24.05 |
|
|
100 |
10 |
Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете». |
27.05 |
|
|
101 |
11 |
Контроль знаний |
29.05 |
|
|
102 |
12 |
Обобщение по разделу «Зарубежная литература». |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.