РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 05. ПРОЕКТИОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН, ОКАЗАВШИХСЯ В ТЖС

  • docx
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПМ 5.docx

Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования

 СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

ПМ 05. Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС

 

для специальности СПО

040401Социальная работа

Форма обучения – очная

Срок обучения – 2 года и 10 мес.

Уровень освоения – углубленный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

стр.

 

3

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

 

8

4 условия реализации  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

12

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

13

 


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС»

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля  является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 040401Социальная работа

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения).

ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.

ПК 5.3. Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

ПК 5.4. Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 5.5. Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки в области социальной работы при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный модуль

 

1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

     иметь практический опыт:

-постановки значимых целей и путей их достижения, необходимых для преобразования ТЖС;

- прогнозирования и моделирования вариантов решения проблем клиента с учетом имеющихся ресурсов;

- применения инновационных технологий и творческого подхода в деятельности для оказания помощи и поддержки клиенту

     уметь:

-осуществлять исследования и анализ проблемной ситуации клиента с последующим определением потребностей субъектов деятельности;

- разрабатывать концепцию состояния будущего объекта;

- осуществлять контроль и проводить анализ эффективности своей деятельности

     знать:

- методологическую основу технологии деятельности специалиста по социальной работе;

- антропологию человека;

- особенности прогнозирования и моделирования в социальной работе;

- формы и методы исследования и анализа ТЖС;

- технологии проектной деятельности.

 

Цель дисциплины

Ссылка

на компетенции

1

2

3

Иметь практический опыт

 

 

1.

постановки значимых целей и путей их достижения, необходимых для преобразования ТЖС

ПК 5.2, ОК2, ОК 3

2.

прогнозирования и моделирования вариантов решения проблем клиента с учетом имеющихся ресурсов

ПК 5.3, ОК 2

3.

создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим условиям жизни и их реабилитации

ПК 5.4, ПК 5.5, ОК4

Уметь:

 

 

4.

осуществлять исследования и анализ проблемной ситуации клиента с последующим определением потребностей субъектов деятельности

ПК 5.1, ОК 2, ОК 3

 

5.

разрабатывать концепцию состояния будущего объекта

ПК 5.3, ОК3, ОК 4

 

6.

осуществлять контроль и проводить анализ эффективности своей деятельности

 ПК 5.5, ОК2, ОК 3

 

Знать:

 

 

7.

методологическую основу технологии деятельности специалиста по социальной работе

ПК 5.1, ОК1

8.

антропологию человека

ПК 5.1, ОК 1, ОК 2

9.

особенности прогнозирования и моделирования в социальной работе

ПК 5.3, ПК 1.5, ОК2

10.

формы и методы исследования и анализа ТЖС

ПК 5.4, ОК4

11.

технологии проектной деятельности

ПК 5.3, ПК 5.4, ОК 4

 

1.4Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося– 529 часов,

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –353 часа;

самостоятельной работы обучающегося –  176часов;

учебной и производственной практики –  144  часа.


 

 

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 5.1

Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения)

ПК 5.2

Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента

ПК 5.3

Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов

ПК 5.4

Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту

ПК 5.5

Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать   собственную   деятельность,    определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 5.1-5.5

МДК 05.01. Проектная деятельность специалиста по социальной работе

217

145

125

 

 

36

176

-

 

-

 

МДК 05.02. Инновационная деятельность в социальной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МДК 05.03. Менеджмент в социальной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

144

                                                                                          36

108

 

Всего:

529

353

125

36

176

-

36

108

 

 


 

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

 

1

2

3

4

 

Раздел 1. Организация проектной и инновационной деятельности в социальной работе с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС

 

 

 

 

МДК 05.01. Проектная деятельность специалиста по социальной работе

 

145

 

Тема 1.1.Введение в прогностику

Содержание

4

 

 

1.

Гипотеза, прогноз, прогнозирование, прогностика. Цель и задачи прогнозирования. Два аспекта прогнозирования. Особенности прогнозирования. План и планирование. Критерий эффективной точки. Соотношение прогнозирования и планирования и их составные части. Мероприятие, программа, концепция

 

Практические занятия

2

 

 

1.     Введение в прогностику

 

Тема 1.2. Теория социального проектирования

Содержание

 

 

1.

Социальное проектирование: предметная и проблемная область. Понятие социального проектирования. Современные концепции социально-проектной деятельности. Проблемы социального проектирования в России

4

 

 

Практические занятия

2

 

 

1.    Исследование объектно-ориентированного, проблемно-ориентированного, субъектно-ориентированного (тезаурусный) подходов в социальном проектировании

 

Тема 1.3. Научные основы прогностики

Содержание

10

 

 

Структурная модель методологии прогнозирования. Значение методологии прогнозирования.

Принципы.    Методы.    Логика.    Подходы.          Принцип    альтернативности (вариантности) как основополагающий принцип прогнозирования. Взаимосвязь принципов альтернативности и оптимальности. Принцип непрерывности и его требования. Принципы верифицируемости, рентабельности, системности, согласованности, целенаправленности и приоритетности, научной обоснованности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации. Классификация методов прогнозирования. Конкретные методы прогнозирования. Общие методы прогнозирования и их классификация. Теоретические стратегии. Теоретические проекты. Модель теоретических стратегии изучения социальной реальности. Эмпиризм. Субъективизм. Субстанциолизм. Рационализм. Исторический, системно-структурный, комплексный, генетический и целевой подходы.

Сущность прогнозирования. Функции прогнозирования. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов как функция прогнозирования. Этапы научного анализа. Ретроспекция, диагностика, проспекция. Исследование объективных связей как функция прогнозирование. Оценка объекта прогнозирования - 3 функция прогнозирования. Значение 4 функции прогнозирования - выбора альтернатив. Накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений - заключительная функция прогнозирования. 8 этапов прогнозирования. Структура прогноза, блок-схема разработки сценария.

Классификация прогнозов по видам и назначениям: поисковый, нормативный, комплексный, количественный, качественный, системный, интервальный, точечный, оперативный, краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, дальнесрочный, одномерный, многомерный, локальный, региональный, межрегиональный, общегосударственный, межгосударственный, глобальный, отраслевой, межотраслевой территориально-производственный, самоосуществляющийся, самоаннулирующийся. Достоверность прогноза. Источник ошибки прогноза. Период основания прогноза. Период упреждения, Прогнозный горизонт. Точность прогноза. Система показателей планов-прогнозов: показатель, нормативы, лимиты.

 

Практические занятия

4

 

1.Научные основы прогностики

 

Тема 1.4. Объект и предмет прогнозирования

Содержание

10

 

1.

Объект и условия его существования как предпосылки прогнозирования. Два аспекта определения объекта прогнозирования. Классификация объектов прогнозирования. Трудности определения объекта прогнозирования. Характеристики объекта прогнозирования. Базисное значение переменной объекта прогнозирования. Генеральная определительная таблица. Динамический ряд. Значащая переменная объекта прогнозирования: эндогенная и экзогенная. Мерность объекта прогнозирования. Параметр объекта прогнозирования. Регулярная составляющая динамического ряда. Сложность объекта прогнозирования. Случайная составляющая динамического ряда. Структура объекта прогнозирования.

Основные требования к информации в прогнозировании. Классификация информации. Экзогенная и эндогенная информация. Управляемая, неуправляемая и управляющая информация. Сочетание информации. Типы исходной информации об объекте прогнозирования, информационный массив прогнозирования, полнота исходной информации, информативность переменной объекта прогнозирования, дисконтирование информации об объекте    прогнозирования.        Агрегирование    информации.    Требования    к  агрегированной информации. Проблемы агрегирования: операциональности, оценки, точности. Два правила минимизации потерь агрегирования; правило ограниченной области, правило эквивалентных последствий.

Принципы анализа объекта прогнозирования. Направления и виды анализа объекта прогнозирования. Анализ прогнозного горизонта объекта прогнозирования. Анализ прогнозного фона объекта прогнозирования

 

Практические занятия

2

 

1.Объект и предмет прогнозирования

 

Тема 1.5Организация прогнозирования в социальной работе

Содержание

 

 

1.

Научные  основы   организации   прогнозирования   в  социальной работе. Принципы   организации   прогнозирования   в   социальной   работе. Условия  реализации   принципов.   Система  органов   прогнозирования  в социальной   работе,   их   задачи   и   функции.   Порядок   разработки   планов-прогнозов в   социальной   работе.   Общегосударственное,   региональное   прогнозирование.

4

 

Практические занятия

2

 

1.Организация прогнозирования в социальной работе

 

Тема 1.6. Социальный проект

Содержание

 

 

1.

Научные основы социального проекта. Понятие системы в проектной деятельности. Типология социальных проектов: по характеру проектируемых явлений; по направлениям деятельности; по особенностям финансирования; по масштабам; по срокам реализации. Технологии социального проектирования.

6

 

 

Практические занятия

2

 

 

1.Изучение и сравнительный анализ проектных технологий стратегии: линейной, разветвленной, циклической, адаптивной, стратегии приращения

 

Тема 1.7. Разработка социального проекта

Содержание

 

 

1.

Схема социального проектирования. Этапы создания социального проекта: уяснение проблемы; социальный заказ; паспортизация объекта; цель социального проекта, ее обоснование; формулирование задач; прогнозирование.

Социальный проект как текст: концепция проекта, актуальность проекта, построение «дерева проблем, цель проекта, задачи проекта. Содержание работы по проекту: обоснование проекта (финансовое обоснование). Ожидаемые последствия.

Жизнеспособность проекта; планирование проекта, способы планирования, составление бюджета, окончательная форма проекта как текста. Методы коллективной работы над проектом. Мозговая атака. Метод синектики. Деловая игра. Метод фокальных объектов. Метод создания сценариев

6

 

 

Практические занятия

28

 

 

1.     Представление и анализ проекта муниципального уровня с точки зрения соответствия его текстового содержания требованиям.

2.   Создание презентации «Средства осуществления социального проектирования» (технические средства проектирования, автоматизированное проектирование

3.      Разработка социального проекта

 

Тема 1.8. Социальная диагностика жизнеспособности проекта

Содержание

 

 

 

1.

Необходимость диагноза и прогноза. Особенности социальной диагностики. Способы социальной диагностики.

Социальное прогнозирование. Понятие прогноза. Прогноз и глобалистика. Особенности прогнозирования социальных явлений и процессов.

Технология социального прогнозирования: поисковый прогноз; нормативный прогноз; верификация и корректировка прогнозов.

Неопределенность и многофакторность в социальном проектировании

6

 

Практическое занятие

1. Определение сущности и назначения процедуры экспертизы конкурсных проектов.

2. Выделение основных методов отбора экспертов. Представление примеров способов уменьшения субъективности экспертных оценок.

3. Изучение методов социальной экспертизы: Метод фокус-групп. Ситуационный анализ. Метод «Делфи». Методы активизации инновационных решений

6

 

 

Тема 1.9. Социальная экспертиза

Содержание

6

 

 

1.

 

Понятие социальной экспертизы. Цель и задачи социальной экспертизы. Организация социальной экспертизы. Модели социальной экспертизы

Методы социальной экспертизы. Сущность и понятие методов социальной экспертизы. Метод экспертной оценки.

Экспертиза конкурсных проектов Эксперты. Методы отбора экспертов. Уменьшение субъективности экспертных оценок.

Оформление результатов экспертизы. Методы обработки данных. Контент-анализ. Метод «репертуарных решеток». Создание экспертных систем. Итоги социальной экспертизы. Форма представления социальной экспертизы. Эффективность социальной экспертизы..

 

 

 

Практические занятия

2

 

 

1.       Проведение социальной экспертизы

 

Тема 1.10. Реализация социального проекта

Содержание

 

 

 

1.

Этапы реализации социального проекта. Защита проекта. Тактика презентации проекта. Организационный механизм реализации проекта. Управление проектами. Контроль за реализацией проекта. Коррекция проекта по итогам мониторинга.

Завершение работ по социальным проектам.

Методология возможных миров в социальном проектировании

6

 

 

Практические занятия

10

 

 

1.       Составление презентации для защиты разработанного социального проекта

2.       Защита разработанного проекта

 

Тема 1.11. Социальные проекты муниципального уровня

Содержание

7

 

 

1.

Реализация социальных программ на уровне местного самоуправления. Формирование социальных программ в Свердловской области. Поддержка некоммерческих организаций органами местного самоуправления. Правовая поддержка в ходе реализации социально значимых программ местного уровня.

Механизм размещения муниципального социального заказа. Создание органа по взаимодействию с некоммерческими организациями. Проведение конкурса на размещение социального заказа. Заключение контракта с победителем конкурса.

 

Практические занятия

8

 

1.    Разработка положения о конкурсе на размещение социального заказа.

2.    Разработка условий конкурса на размещение социального заказа.

 

Курсовая работа

8

 

Самостоятельная работа при изучении МДК.05.01

72

 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

2. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

3. Подготовка сообщений на темы: «Современные подходы к проблемам социальной работы».

4. Сопоставление трех основных подходов к социальному проектированию (объектно - проблемно - и субъектно - ориентированный подход) – в чем они существенно различаются?

5. Составление развернутого анализа проекта «Молодежная программа Всероссийского Выставочного Центра» с предоставлением отчета.

6. Разработка социального проекта (составление текстовое описания проекта, пользуясь моделью «концентрических кругов» - творческая работа в малых группах).

7. Подготовка доклада на тему «Социальное проектирование: предметная и проблемная область», «Основы теории социального проектирования», «Инструментарий социального проектрования», «Современные подходы к проблемам социальной работы»

8. Создание презентации на темы: «Классификации социальных проектов», «Системные основания проектирования», «Методики социального проектирования», «Коллективные методы принятия решений».

9. Оформление социального паспорта проекта (этапы создания социального проекта – общий эскиз).

 

МДК 05.02 Инновационная деятельность в социальной работе

 

 

Тема 2.1. Инноватика и нововведения

Содержание

8

 

1.

Сущность и основные понятия инноватики: (инноватика, предмет инноватики; соотношение понятий «новация», «инновация», «нововведение»). Основные характеристики и параметры нововведений Характеристика инновационной деятельности.

Классификация нововведений: (принципы построения классификации нововведений; классификация инноваций). Особенности социальных инноваций

 

 

 

Практические занятия

12

 

 

1.Содержание и структура инновационного процесса (понятие инновационного процесса и инновационного цикла; структура инновационного процесса)

 

 

Тема 2.2. Инновации в социальной сфере

Содержание

 

 

 

1.

Инновации в социальной сфере как сознательно организуемое нововведение: (сущность нововведений в социальной сфере; предпосылки инноваций в сфере социальной работы; факторы активизации инновационных процессов в социальной работе на современном этапе развития российского общества; ведущие направления инновирования; причины дефицита инноваций в социальной работе).

Причины торможения инноваций в социальной сфере: (факторы, влияющие на инновационный процесс; факторы торможения нововведений в социальной сфере; социально-психологическое обеспечение инновационной деятельности).

Сущность инновационных технологий в социальной сфере Особенности социальных инноваций. Структурные типы социальных инноваций.

Технологии социального прогнозирования Цель, содержание и основные аспекты социального прогнозирования Методы и процедуры прогнозирования Глобальное прогнозирование. Информационный аспект в технологиях социального прогнозирования..

33

 

 

Практические занятия

16

 

 

1.     Прогнозирование и моделирование вариантов решения проблем клиента.

2.     Метод моделирования социальных отношений и структур. Цели и задачи моделирования. Уровни и технологии социального моделирования.

3.     ИКТ в сфере социальной работы. Значение ИКТ в социальной сфере. Требования к созданию базы данных клиентов.

4.     Создание базы данных по различным категориям граждан, оказавшихся в ТЖС

 

Тема 2.3. Инновационная деятельность с различными категориями граждан

Содержание

36

 

1.

Изучение инновационных подходов в социальной работе с молодежью: (новые формы социальной работы с молодежью; опыт организации социальной работы с молодежью).

Изучение инноваций в сфере социальной защиты населения. Федеральные и региональные программы в сфере социальной защиты населения.

Изучение инновационных технологий в социальной работе с пожилыми людьми. Проблемы технологических инноваций в социальной работе с пожилыми людьми. Инновационные технологии обслуживания граждан пожилого возраста. Социальная технология работы с проблемой одиночества пожилых.

Изучение теории и практики внедрения инновационных технологий в пенитенциарную систему. Внедрение системы переговоров с использованием технических средств видеосвязи в режимное учреждение. (Использование Skype).

Изучение новых методов и технологий социального обслуживания на дому:основные направления организации предоставления услуг на дому; критерии нуждаемости населения в услуге на дому; новые методы и технологии социального обслуживания на дому.

Изучение новых моделей и методик работы с социально уязвимыми группами населения: модели и методики работы с инвалидами, брошенными детьми, людьми, подверженными проблемам алкоголизма и наркомании, ВИЧ-инфицированными, работа с жертвами терроризма и их семьями.

 

 

Практическое занятие

13

 

 

1.     Изучение и использование зарубежного опыта инноваций в социальной работе России.

2.    Инновационные практики социальной работы с разными группами населения

3.    Демонстрация презентаций по моделированию вариантов решения проблемы клиента (инвалидов, брошенных детей, людей, подверженных проблемам алкоголизма и наркомании, ВИЧ-инфицированных, жертвы терроризма и их семьи)

 

Курсовая работа

10

 

Самостоятельная работа при изучении МДК.05.02

54

 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.       Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

2.       Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

3.       Подборка материалов через систему Интернет по темам «Инновационные технологии в социальной сфере», «Опыт организации инновационной деятельности в сфере социальной работы».

4.       Подготовка письменных сообщений на темы: «Социально-конструктивное творчество», «Социальные проекты (программы) историко-культурной направленности», «Принципы социального проектирования», «Экономические и правовые аспекты инновационной деятельности».

5.       Составление глоссария дефиниций проектирования, «Инновационная деятельность в социальной работе» «Инновационная деятельность в социальной работе».

6.       Подготовка информационных листов на темы: «Средства социального проектирования», «Социальный эксперимент в инновационном процессе».

 

МДК 05.03. Менеджмент в

социальной работе

 

 

 

Тема 3.1. Менеджмент. Страницы истории менеджмента

Содержание

4

 

1.

Понятие менеджмента, его задачи и роль в развитии современного производства.

Понятие менеджмента. Менеджмент как наука и  искусство. Цели менеджмента. Задачи менеджмента. Роль менеджмента в развитии современного производства. Менеджер, его место и роль в организации. Типы и виды менеджмента. Принципы менеджмента

Эволюция управленческой мысли.

Основные подходы к менеджменту. Подход на основе школ: школа научного управления, школа административного управления, школа поведенческих наук, школа количественных методов. Процессный подход. Ситуационный подход. Системный подход.

Национальные особенности менеджмента.

Развитие менеджмента в Японии, США и России. Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента.

 

 

Тема 3.2. Внешняя и внутренняя среда организации

Содержание

4

 

 

1.

Характеристика внешней и внутренней среды организации.

Понятие «окружающая среда организации». Факторы внешней среды, их состав и  влияние на деятельность организации. Факторы внутренней  среды, их состав и влияние на деятельность организации.

 

 

Практическое занятие

Практическая работа № 1 «Люди как внутренняя переменная»

 Практическая работа № 2 «Анализ внешней среды организации».

4

 

 

Тема 3.3. Функции менеджмента

Содержание

8

 

1.

Цикл менеджмента.

Понятие цикл менеджмента. Краткая характеристика функций менеджмента: планирование, организовывание, мотивация, контроль.

Планирование в системе менеджмента.

Назначение планирования. Виды планирования: тактическое, стратегическое, бизнес-планирование. Технология стратегического планирования.

Организационные структуры управления предприятием.

Понятие и элементы организационных структур управления. Виды организационных структур управления: иерархические и органические структуры управления, их характеристика.

Мотивация.

Понятие мотивации. Элементы мотивации. Эволюция теорий мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

Контроль и его виды.

Понятие и назначение контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.

 

 

Практическое занятие

Практическая работа №3 «Влияние мотивации на деятельность организации».

Практическая работа №4 «Правила делегирования полномочий. .Поведенческие аспекты контроля».

 

4

 

 

Тема 3.4. Система методов управления

Содержание

2

 

1.

Характеристика методов управления.

Понятие метод управления. Система методов управления: административные, экономические, социально-психологические, их характеристика. Особенности применения тех или иных методов управления

 

 

Тема 3.5. Коммуникации в менеджменте

Содержание

2

 

 

1.

Информация и коммуникации в менеджменте.

Понятие и назначение информации и коммуникаций в менеджменте. Виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Элементы коммуникационного процесса. Барьеры в коммуникационном процессе.

 

 

Тема 3.6. Деловое общение

Содержание

2

 

 

1.

Правила проведения деловых бесед, совещаний, телефонных переговоров.

Деловое общение: понятие, назначение.

 

 

Практическое занятие

Практическая работа №5 «Правила общения по телефону. Работа с клиентами»

2

 

 

Тема 3.7. Процесс принятия управленческих решений

Содержание

4

 

 

1.

Управленческое решение. Методы и способы принятия решений.

Управленческое решение: понятие, классификация. Этапы принятия управленческого решения. Методы принятия управленческих решений.

 

 

Тема 3.8. Управление  конфликтами и стрессами

Содержание

 

 

 

1.

Конфликт: сущность, причины, классификация. Стрессы.

Конфликт: понятие. Причины конфликтов. Виды конфликтов. Последствия конфликтов. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Стрессы. Последствия стрессов. Методы борьбы  со стрессами.

4

 

 

Практические занятия

Практическая работа № 6 «Решение заданной конфликтной ситуации».

Практическая работа № 7 «Способы борьбы со стрессом»

4

 

 

Тема 3.9. Руководство: власть и партнёрство

Содержание

 

 

 

1.

Основы власти и влияния. Лидерство.

Власть: понятие. Формы власти. Лидерство. Типы лидеров. Качества лидера.

Стили руководства, их характеристика.

Стиль руководства: понятие, классификация. Одномерные стили руководства, их характеристика. Многомерные стили руководства, их характеристика Решётка менеджмента.

4

 

 

Практическая работа

Практическая работа №8 «Определение стиля руководства

2

 

 

Тема 3.10. Основы управления персоналом

Содержание

6

 

 

1.

Управление персоналом в современных социально-экономических  условиях.

История возникновения науки управления персоналом. Управление персоналом и эффективность деятельности организации. Осуществление деятельности по управлению персоналом.

Формы и методы подбора и отбора персонала.

Подбор и отбор персонала, понятие и назначение. Формы подбора персонала, из характеристика. Методы отбора, их характеристика.

Обучение персонала.

Профессиональное обучение и повышение квалификации.Направления и формы профессионального обучения.

 

 

Курсовая работа

18

 

 

Самостоятельная работа при изучении МДК.05.03

40

 

 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.       Выполнение домашних заданий по теме 1  (проработка конспектов занятий, учебной литературы, составление  таблицы:«Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента»).

2.       Подготовить доклады: «Портреты величайших менеджеров (Ф.У. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд)».

3.       Написать мини-сочинение «Образ современный менеджер?».

4.       Глоссарий

5.       Темперамент . Его влияние на производительность труда (работа в рабочей тетеради).

6.       Выполнение домашних заданий по теме 3.2  (работа в рабочей тетеради).

7.       Выполнение домашних заданий по теме 3.3  (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).

8.       «Метод ринги» «Моделирование и экспериментирование как методы решения управленческих проблем.

9.       Последствия конфликтов. Стресс и эффективность управления

10.    Составление презентации по теме

11.    Составление таблицы в рабочей тетради  на тему «Формы власти, используемые действующими политическими лидерами».

12.    Эссе на тему «Менеджмент и моя будущая профессиональная деятельность»

 

 

Практика

 

 

 

Учебная практика

Виды работ

Изучение состояния социально-проектной деятельности в условиях учреждений социального обслуживания населения. Изучение документации, нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию проектной деятельности.

Участие в деятельности органов социальной защиты населения по проведению в жизнь социально значимых проектов с различными группами населения.

Участие в разработке проектов, способствующих решению проблем граждан, попавших в ТМС.

Прогнозирование и моделирование вариантов решения проблем пожилых, детей, инвалидов, с учетом, имеющихся ресурсов. Наблюдение и анализ работы специалиста по социальной работе с проблемой клиента, находящегося в ТЖС.

Определение целей, задач и путей решения проблемы клиента.

Разработка анализа инновационной деятельности специалиста по социальной работе.

Оформление дневника наблюдения «Организация труда руководителя» «Организационная культура, миссия, философия, традиции». «Реализация организационных механизмов управления» «Система стимулирования труда в процессе управления организацией».

Анализ конкретной управленческой ситуации в организации.

36

 

 

Производственная практика (по профилю специальности)итоговая по модулю

Виды работ

1. Разработка социальных проектов, направленных на решение проблем различных групп населения.

2. Применение инновационных технологий в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиента.

3. Оформление документации специалиста по социальной работе.

4. Анализ собственной деятельности с последующей коррекцией.

5. Самостоятельное прогнозирование и моделирование вариантов решения проблем клиента с учетом имеющихся средств.

6. Самостоятельное исследование и анализ проблемной ситуации клиента с определением вариантов решения проблем.

7. Самостоятельная организация и проведение мероприятий ( деловых игр, тренингов, анкетирования) под руководством руководителя практикиправила культуры поведения; следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;

108

 

 

Всего

652

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. условия реализации  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Технология социальной работы с лицами из группы риска» и «Менеджмент в социальной работе».

Оборудование учебного кабинета:

ученические столы и стулья по количеству студентов в группе;

стол и стул преподавателя; доска;

шкафы для: учебно-методической литературы;

сборников нормативно-правовых актов, законов.

Тестовые задания по темам учебного предмета.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Презентации в электронном виде.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов н/Д., 2008 г.

2. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации, КноРус – 2010.

3. Грищенко В.И., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. СПб., 2008

 

Дополнительные источники:

1.    Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск, 2009.

2.    Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М., 2009.

3.    Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 2008.

4.    Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технологии прогнозных разработок социальных проектов. М., 2008.

5.    Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: Перспективные проблемы общества (Опыт систематизации). М., 2008.

6.    Бруиллинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 2009

7.    Виноградов В.Г., Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М., 2008

8.    Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. М., 2008

9.     Инновации в социальной сфере Рязанской области // Социальная работа, 2009, №6, С. 16

10.         Коротких В.П. Теория и практика внедрения инновационных технологий в пенитенциарную систему // Социальная работа 2010. №6. С.26 Минобрнауки России.

11.         Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. М., 2008

12.         Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М., 2008

13.         Курбатов В.И. 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы, КноРус - 2010

14.         Лакис П.П. Методологические и логические аспекты прогнозирования. Рига, 2008

15.         Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики: Методологические аспекты. М., 2008

16.         Методологические проблемы социального прогнозирования / Под ред. А.П. Казакова. Л., 2008

17.         Пикулева О.А. Социальное обслуживание на дому: о новых методах и технологиях // Социальная работа 2010, №4, С.28

18.         Прогнозное социальное проектирование в условиях ускоренного научно-технического прогресса. Кн. 1. М., 2009

19.         Рекомендации межрегиональной конференции «Инновационные технологии в организации надомного обслуживания пожилых людей и инвалидов» // Социальная работа 2010, №4, С.31

20.         Якушев А.В. ВПС. Социальная защита. Социальная работа. Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам, А-Приор – 2010

 

Интернет-ресурсы:

http://www.garant.ru/;

http://www.consultant.ru/;

http://www.fom.ru/;

База молодѐжных программ:

www.deptno.lipetsk.ru/eduportal/files/socproekt_rukovod.do

http://lider21vek.narod.ru/material.htm - сайт Всероссийского лагеря студенческого актива.

http://vsh.dvpion.ru/?main=kurs – сайт интернет-проект Виртуальная школа

www.rusal.ru/social_center.aspx - сайт центра Социальных программ в России.

http://socialproject.ru/socialproj/ - сайт, посвященный социальным проектам

http://nspt.ru/projects/ - сайт, посвященный новым социальным и педагогическим технологиям

http://lider21vek.narod.ru/CCY/10.htm - наглядная схема составление социального проекта

www.microsoft.com/Rus/SocialProjects/Default.mspx - примеры социальных проектов Microsoft

www.irex.ru/alumni/programs/smile/realizedprojects - примеры социальных проектов в рамках программы ProjectSmile в России

www.vd-spb.ru/index.php?id=113&rootid=3&lang=rus – социальных проект в СПб Социальная гостиница.

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС» является освоение учебной практики для получения профессиональных навыков в рамках профессионального модуля

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС» и специальности «Социальная работа». Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения).

Исследование и анализ ТЖС клиента в соответствии со статусом и видом жизнедеятельности.

- экспертная оценка деятельности обучающегося на практике; - формализованное наблюдение за деятельностью студента на практике;

ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента

- Цели и задачи работы с различными группами населения и их соответствие специфике организации и учреждения;

- экспертная оценка на практическом занятии, дифференцированном зачете, экзамене

ПК 5.3. Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

- программы по работе с клиентами различных социальных учреждений и их соответствие предварительному прогнозу и статистическим данным, финансовому и материально-техническому оснащению;

- социальные проекты и их соответствие имеющимся ресурсам организаций и учреждений социального обслуживания;

- экспертная оценка в процессе защиты социального проекта, социальных программ на практическом занятии, практике; дифференцированный зачет и экзамен

ПК 5.4. Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.

-технологии социальной работы и их соответствие новейшим достижениям в социальной сфере;

- планы по оказанию адресной помощи клиенту и их соответствие индивидуальным особенностям и конкретным

 

- экспертная оценка выполнения заданий на практическом занятии, дифференцированном зачете, экзамене;

- практико-ориентированный тест;

жизненным обстоятельствам

ПК 5.5Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом еѐ эффективности

Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом еѐ эффективности

Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом еѐ эффективности

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Суммирующее оценивание всех показателей деятельности студента за период обучения

Наблюдение, мониторинг, оценка содержания портфолио студента;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Выбор метода и способа решения профессиональных задач с согласно заданной ситуации. Оценка эффективности и качества выполнения согласно заданной ситуации;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельность обучающегося в процессе освоение профессионального модуля и образовательной программы

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в соответствии с поставленной задачей;

Экспертная оценка анализа педагогической деятельности, конкретных педагогических ситуаций в период педагогической практики, на практических занятиях;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Информация, подобранная из разных источников в соответствии с заданной ситуацией

Экспертная оценка в процессе защиты рефератов, докладов, выступлений, использование электронных источников

 


 

Скачано с www.znanio.ru



*Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.