Развитие психомоторики и сенсорных процессов
3 класс (Вариант 1)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ, утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 31.08.2023 г. № 370, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат».
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в год - 68
Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта.
Основные задачи коррекционного курса:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
- содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;
- исправлять недостатки общей моторики учеников, совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;
- развивать познавательные и эмоционально-волевые психические процессы младших школьников с нарушениями интеллекта;
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 2 раза в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.
При реализации программы используются следующие методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Используемые технологии обучения:
· Здоровьесберегающие технологии обучения;
· Игровые технологии;
· Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;
· Технология развития критического мышления;
· Технология проблемного диалога.
Содержание учебного курса:
1. Развитие моторики, графомоторных навыков |
2. Тактильно - двигательное восприятие |
3. Кинестетическое и кинетическое развитие |
4. Развитие зрительного восприятия |
5. Восприятие формы, величины, цвета |
6. Восприятие особых свойств предметов |
7. Развитие слухового восприятия |
8. Восприятие времени |
9. Восприятие пространства |
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Личностные результаты освоения АООП:
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
Предметные результаты освоения АООП:
Развитие и коррекция восприятия формы.
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины.
Развитие и коррекция восприятия величины.
Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы.
Развитие восприятия пространства.
Упражнения на развитие восприятия звука.
Упражнения па развитие общей моторики и координации движений.
Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев.
Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления.
Формирование памяти, внимания, воображения.
Метапредметные результаты освоения АООП:
- Готовность сохранять цели учебной деятельности;
- готовность следовать заданному алгоритму действий при выполнении типовых учебных заданий;
- проявление начальных форм познавательной и личностной рефлексии при анализе типовых познавательных и жизненных ситуаций;
- готовность активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- построение элементарных рассуждений по заданному (или освоенному) алгоритму при решении стандартных практико-ориентированных задач и типичных жизненных ситуаций;
- овладение доступными начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и повседневной жизненной практикой.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Календарно- тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||
|
1 четверть (17 ч.) |
|
|
|
|
Развитие моторики, графомоторных навыков |
|
|
|
1 |
Обводка, штриховка по образцу. |
1 |
|
|
2 |
Работа с мозаикой. |
1 |
|
|
3 |
Работа с пазлами. |
1 |
|
|
4 |
Конструирование из счетных палочек. |
1 |
|
|
5 |
Работа с конструктором. |
1 |
|
|
6 |
Лепка из пластилина. |
1 |
|
|
7 |
Вырезание ножницами контурных предметов. |
1 |
|
|
|
Тактильно - двигательное восприятие |
|
|
|
8 |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. |
1 |
|
|
9 |
Пальчиковая гимнастика. |
1 |
|
|
10 |
Целенаправленность выполнения действий и движений по двухзвенной инструкции педагога. |
1 |
|
|
11 |
Развитие координации движений руки и глаза. |
1 |
|
|
12 |
Определение на ощупь величины предмета. |
1 |
|
|
13 |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
1 |
|
|
14 |
Упражнения в раскатывании пластилина. |
1 |
|
|
|
Кинестетическое и кинетическое развитие |
|
|
|
15 |
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений |
1 |
|
|
16 |
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений. |
1 |
|
|
17 |
Движение и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений. |
1 |
|
|
|
2 четверть (15 ч.) |
|
|
|
1 |
Выразительность движений. |
1 |
|
|
|
Развитие зрительного восприятия |
|
|
|
2 |
Формирование навыков зрительного и анализа и синтеза. |
1 |
|
|
3 |
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. |
1 |
|
|
4 |
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. |
1 |
|
|
5 |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок). |
1 |
|
|
6 |
Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. |
1 |
|
|
7 |
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось». |
1 |
|
|
8-9 |
Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»). |
2 |
|
|
10 |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. |
1 |
|
|
|
Восприятие формы, величины, цвета |
1 |
|
|
11 |
Работа с сенсорными эталонами плоскостных фигур. |
1 |
|
|
12 |
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. |
1 |
|
|
13 |
Группировка предметов и их изображение по форме. |
1 |
|
|
14 |
Сравнение двух предметов по высоте и длине. |
1 |
|
|
15 |
Сравнение двух предметов по ширине и толщине. |
1 |
|
|
|
3 четверть (19 ч.) |
|
|
|
1 |
Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. |
1 |
|
|
2-3 |
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. |
2 |
|
|
4 |
Дидактическая игра «Часть и целое». |
1 |
|
|
5 |
Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. |
1 |
|
|
6 |
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. |
1 |
|
|
7 |
Узнавание основных цветов. |
1 |
|
|
8 |
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. |
1 |
|
|
9 |
Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета. |
1 |
|
|
|
Восприятие особых свойств предметов |
|
|
|
10 |
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, солёный). |
1 |
|
|
11 |
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. |
1 |
|
|
12 |
Развитие осязания (теплее – холоднее); словесное обозначение. |
1 |
|
|
13 |
Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). |
1 |
|
|
14 |
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче). |
1 |
|
|
15 |
Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз». |
1 |
|
|
|
Развитие слухового восприятия |
|
|
|
16 |
Выделение и различие звуков окружающей среды |
1 |
|
|
17 |
Определение направление звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). |
1 |
|
|
18 |
Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». |
1 |
|
|
19 |
Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный градус). |
1 |
|
|
|
4 четверть (15 ч.) |
|
|
|
1 |
Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков. |
1 |
|
|
2 |
Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики». |
1 |
|
|
|
Восприятие времени |
|
|
|
3 |
Определение времени по часам. |
1 |
|
|
4 |
Сутки. Части суток. Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». |
1 |
|
|
5 |
Последовательность событий (смена времени суток). |
1 |
|
|
6 |
Дни недели. Семь суток. |
1 |
|
|
|
Восприятие пространства |
|
|
|
7 |
Ориентировка на собственном теле |
1 |
|
|
8 |
Ориентировка в пространстве относительно самого ребёнка |
1 |
|
|
9-10 |
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. |
2 |
|
|
11 |
Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь». |
1 |
|
|
12 |
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». |
1 |
|
|
13 |
Ориентировка на листе бумаги. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. |
1 |
|
|
14 |
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. |
1 |
|
|
15 |
Ориентировка на лисе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты. |
1 |
|
|
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия: наглядный материал, музыкальные инструменты, ноутбук.
Список литературы:
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2001.
Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы у детей инвалидов-М., 2001.
Цикото Г.В. Коррекционно - развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста – М., 1991.
Чистякова М.И. Психогимнастика./ Под ред. М.И.Буянова.- М., 1990.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.