Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 3 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 3 класс

Оценка 4.8
docx
30.05.2024
Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 3 класс
Психомоторика 3 класс.docx

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

3 класс (Вариант 1)

Пояснительная записка

               Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ, утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 31.08.2023 г. № 370, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат».

Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 2

Количество часов в год - 68

        Целью данного курса является   максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта.

Основные задачи коррекционного курса:

-   способствовать  коррекции  недостатков  познавательной деятельности  обучающихся путем    целенаправленного    систематического    развития    у    них    правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;

- содействовать    развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;

-   исправлять    недостатки    общей    моторики    учеников,    совершенствовать    их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;

             -  развивать познавательные и эмоционально-волевые психические процессы младших школьников с нарушениями интеллекта;

-   способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 2 раза в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

При реализации программы используются следующие методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Используемые технологии обучения:

·         Здоровьесберегающие технологии обучения;

·         Игровые технологии;

·         Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;

·         Технология развития критического мышления;

·         Технология проблемного диалога.

 

Содержание учебного курса:

 

1. Развитие моторики, графомоторных навыков

2. Тактильно - двигательное восприятие

3. Кинестетическое и кинетическое развитие

4. Развитие зрительного восприятия

5. Восприятие формы, величины, цвета

6. Восприятие особых свойств предметов

7. Развитие слухового восприятия

8. Восприятие времени

9. Восприятие пространства

 

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы

 Личностные результаты освоения АООП:

― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать  элементарные решения;

― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

 

Предметные  результаты освоения АООП:

Развитие и коррекция  восприятия формы.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

Развитие и коррекция восприятия величины.

Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы.

Развитие восприятия пространства.

Упражнения на развитие восприятия звука.

Упражнения па развитие общей моторики и координации движений.

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев.

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления.

Формирование памяти, внимания, воображения.

Метапредметные результаты освоения АООП:

- Готовность сохранять цели учебной деятельности;

- готовность следовать заданному алгоритму действий при выполнении типовых учебных заданий;

- проявление начальных форм познавательной и личностной рефлексии при анализе типовых познавательных и жизненных ситуаций;

- готовность активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- построение элементарных рассуждений по заданному (или освоенному) алгоритму при решении стандартных практико-ориентированных задач и типичных жизненных ситуаций;

- овладение доступными начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и повседневной жизненной практикой.

                                                                                  Базовые учебные действия

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей; понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Календарно- тематическое планирование

п\п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

 

1 четверть (17 ч.)

 

 

 

 

Развитие моторики, графомоторных навыков

 

 

 

1

Обводка, штриховка по образцу.

1

 

 

2

Работа с мозаикой.

1

 

 

3

Работа с пазлами.

1

 

 

4

Конструирование из счетных палочек.

1

 

 

5

Работа с конструктором.

1

 

 

6

Лепка из пластилина.

1

 

 

7

Вырезание ножницами контурных предметов.

1

 

 

 

Тактильно - двигательное восприятие

 

 

 

8

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела.

1

 

 

9

Пальчиковая гимнастика.

1

 

 

10

Целенаправленность выполнения действий  и движений по двухзвенной инструкции педагога.

1

 

 

11

Развитие координации движений руки и глаза.

1

 

 

12

Определение на ощупь величины предмета.

1

 

 

13

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

1

 

 

14

Упражнения в раскатывании пластилина.

1

 

 

 

Кинестетическое и кинетическое развитие

 

 

 

15

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений

1

 

 

16

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений.

1

 

 

17

Движение и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений.

1

 

 

 

2 четверть (15 ч.)

 

 

 

1

Выразительность движений.

1

 

 

 

Развитие зрительного восприятия

 

 

 

2

Формирование навыков зрительного и анализа и синтеза.

1

 

 

3

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу.

1

 

 

4

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.

1

 

 

5

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).

1

 

 

6

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

1

 

 

7

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось».

1

 

 

8-9

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»).

2

 

 

10

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

 

 

 

Восприятие формы, величины, цвета

1

 

 

11

Работа с сенсорными эталонами плоскостных фигур.

1

 

 

12

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом.

1

 

 

13

Группировка предметов и их изображение по форме.

1

 

 

14

Сравнение двух предметов по высоте и длине.

1

 

 

15

Сравнение двух предметов по ширине и толщине.

1

 

 

 

3 четверть (19 ч.)

 

 

 

1

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.

1

 

 

2-3

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции.

2

 

 

4

Дидактическая игра «Часть и целое».

1

 

 

5

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

1

 

 

6

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

1

 

 

7

Узнавание основных цветов.

1

 

 

8

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

1

 

 

9

Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета.

1

 

 

 

Восприятие особых свойств предметов

 

 

 

10

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, солёный).

1

 

 

11

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.

1

 

 

12

Развитие осязания (теплее – холоднее); словесное обозначение.

1

 

 

13

Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

1

 

 

14

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче).

1

 

 

15

Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз».

1

 

 

 

Развитие слухового восприятия

 

 

 

16

Выделение и различие звуков окружающей среды

1

 

 

17

Определение направление звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади).

1

 

 

18

Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».

1

 

 

19

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный градус).

1

 

 

 

4 четверть (15 ч.)

 

 

 

1

Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков.

1

 

 

2

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики».

1

 

 

 

Восприятие времени

 

 

 

3

Определение времени по часам.

1

 

 

4

Сутки. Части суток. Понятия «сегодня», «завтра»,  «вчера».

1

 

 

5

Последовательность событий (смена времени суток).

1

 

 

6

Дни недели. Семь суток.

1

 

 

 

Восприятие пространства

 

 

 

7

Ориентировка на собственном теле

1

 

 

8

Ориентировка в пространстве относительно самого ребёнка

1

 

 

9-10

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

2

 

 

11

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».

1

 

 

12

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».

1

 

 

13

Ориентировка на листе бумаги. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

1

 

 

14

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

1

 

 

15

Ориентировка на лисе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.

1

 

 

 

Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса

       Учебные пособия: наглядный материал, музыкальные инструменты, ноутбук.

       Список литературы:

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2001.

     Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы у детей инвалидов-М.,  2001.

Цикото Г.В.   Коррекционно - развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста – М., 1991.

Чистякова М.И. Психогимнастика./ Под ред. М.И.Буянова.- М., 1990.


 

Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс (Вариант 1)

Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс (Вариант 1)

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 2 раза в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр , игр разной подвижности…

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 2 раза в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр , игр разной подвижности…

При реализации программы используются следующие методы обучения: наглядные, словесные, практические

При реализации программы используются следующие методы обучения: наглядные, словесные, практические

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы

Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы

Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы

Базовые учебные действия Личностные учебные действия

Базовые учебные действия Личностные учебные действия

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия:

Календарно- тематическое планирование № п\п

Календарно- тематическое планирование № п\п

Пальчиковая гимнастика. 1 10

Пальчиковая гимнастика. 1 10

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»)

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»)

Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз»

Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз»

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2024