Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса по адаптированным образовательным программам (с интеллектуальными нарушениями)

  • docx
  • 01.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие психомоторики 2 класс.docx

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Пояснительная записка

Рабочая программа рассчитана на  3 года, 3 часа в неделю.

Предлагаемый курс  направлен на решение следующих задач:

·   формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

·   коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

·   формирование пространственно-временных ориентировок;

·   развитие слухоголосовых координаций;

·   формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

·   совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности;

·   обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

·   исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

 

          Планируемые результаты освоения учебного  предмета

 

   В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся

должны уметь

· узнавать предметы по заданным признакам;

· сравнивать предметы по внешним признакам;

· классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

· составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

· практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

· давать полное описание объектов и явлений;

· различать противоположно направленные действия и явления;

· видеть временные рамки своей деятельности;

· определять последовательность событий;

· ориентироваться в пространстве;

· целенаправленно выполнять действия по инструкции;

· самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

· опосредовать свою деятельность речью.

формирование точности и целенаправленности движений и действий.

 

Содержание программного материала

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

       — развитие моторики, графомоторных навыков;

       — тактильно-двигательное восприятие;

       — кинестетическое и кинетическое развитие;

      — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

       — развитие зрительного восприятия;

    — восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

       — развитие слухового восприятия;

       — восприятие пространства;

       — восприятие времени.

        При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму и  по  сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.

 

Раздел «Развитие моторики,  графомоторных  навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов.  Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.

   Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

 

 Основной задачей  раздела  «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»  является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов.  Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

Введение в программу раздела  «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

 

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.  Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.

Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

Работа над  разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях. Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.

Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.

 

 

Календарно-тематический план учебного предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», 2 класс

 

 

№ п/п.

Тема

Кол-во часов

ЦОР

Дата

План

Факт

 

1 четверть

 

 

 

 

1.

Обследование детей

1

 

 

 

2.

Комплектование групп для коррекционных занятий

1

Мультипликаци-онный фильм

 

 

3.

Развитие моторики и графомоторных навыков. Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

1

Использование предметной серии картинок

 

 

4-5.

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

2

Работа с распечатанным материалом

 

 

6.

Графический диктант (по показу).

1

Электронное пособие «Развиваем графику и моторику»

 

 

7-8.

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).

2

Серия предметных картинок

 

 

9.

Развитие точности движений.

1

Развивающая игра

 

 

10-11.

Индивидуальные занятия по развитию точности движений

2

Работа с распечатанным материалом

 

 

12.

Развитие координации движений.

1

Аудиозаписи

 

 

13-14.

Индивидуальные занятия по развитию координации движений.

2

Аудиозаписи и видеозаписи

 

 

15.

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога.

1

Развивающая игра

 

 

16-17.

Работа в технике объемной аппликации.

2

Иллюстрацион-ный материал

 

 

18.

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

1

Анимированная демонстрация образцов изделий

 

 

19-20.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (индивидуальные занятия)

2

Электронное пособие для учителя «Пальчики играют»

 

 

21.

Штриховка в различных направлениях и рисование по трафарету.

1

Работа с распечатанным материалом, образец

 

 

22-23.

Штриховка в различных направлениях и рисование по трафарету (индивидуальные занятия)

2

Демонстрация образца

 

 

24.

Упражнения на синхронность работы обеих рук.

1

Аудиозаписи

 

 

 

Итого:

24

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

ЦОР

Дата

План.

Факт

 

 

2 четверть

 

 

 

 

 

25.

Развитие тактильно – двигательного восприятия. Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).

1

Использование видеофрагментов, природного, упаковочного материала и бытовых мелочей

 

 

 

26-27.

Определение на ощупь формы предмета.

2

Использование видеофрагментов, природного, упаковочного материала и бытовых мелочей

 

 

 

28.

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

1

Иллюстрацион-ный материал

 

 

 

29-30.

Игры со средней мозаикой.

2

Тренажер

 

 

 

31.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

1

Работа с дидактическим материалом

 

 

 

32-33.

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

2

Иллюстрацион-ный материал, образцы изделий

 

 

 

34.

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).

1

Демонстрацион-ный материал

 

 

 

35-36.

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине.

2

Просмотр видеофрагментов

 

 

 

37.

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога.

1

Тренажер

 

 

 

38-39.

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога.

2

Логические задачи

 

 

 

40.

Кинестетическое и кинетическое развитие. Движение и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).

1

Видеофрагменты

 

 

 

41-42.

Движение и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений.

2

Развивающая игра

 

 

 

43.

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

1

Аудиозапись

 

 

 

44-45.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

2

Использование предметной серии картинок

 

 

 

46.

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

1

Серия сюжетных картинок

 

 

 

47-48.

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине.

Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

2

Работа с распечатанным материалом

 

 

 

 

Итого:

24

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

ЦОР

Дата

План

Факт

 

 

3 четверть

 

 

 

 

 

49-50.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

2

Серия предметных картинок. Демонстрацион-

ный ряд.

 

 

 

51.

Различение цветов и оттенков.

Подбор оттенков к основным цветам.

1

Видеоряд картинок

 

 

 

52-53.

Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали).

2

Серия сюжетных картинок

 

 

 

54.

Выделение и различение частей знакомых предметов.

1

Использование предметной серии картинок

 

 

 

55-56.

Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале.

2

Логические задачи, наглядный материал

 

 

 

57.

Развитие зрительного восприятия.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей

1

Аудиосказка

 

 

 

58-59.

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок).

2

Иллюстрацион-ный материал

 

 

 

60.

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4-5 предметов).

1

Развивающая игра

 

 

 

61-62.

Различение наложенных изображений предметов (2-3 изображения).

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

2

Дидактический материал, видеогимнастика для глаз

 

 

 

63.

Восприятие особых свойств предметов. Развития осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник).

1

Практический материал

 

 

 

64-65.

Различие вкусовых качеств (сладкое – горькое, сырое – вареное).

2

Практический материал

 

 

 

66.

Восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение ощущений.

1

Игра-презентация

 

 

 

67-68.

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений.

2

Работа с распечатанным материалом

 

 

 

69.

Развитие слухового восприятия.

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка,

бубен).

1

Аудиоряд, видеоряд музыкальных инструментов

 

 

 

70-71.

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Звуковая имитация (подражания звукам окружающей среды).

2

Аудиозвуки

 

 

 

72.

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений.

1

Прослушивание музыкальных произведений.

 

 

 

73-74.

Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.

2

Тренажер по развитию речи

 

 

 

75.

Ориентировка в школьном помещении, понятие «дальше – ближе».

1

Просмотр видеофрагментов

 

 

 

76-77.

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

2

Дидактический материал

 

 

 

78.

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение

пространственных отношений между предметами.

1

Иллюстрацион-ный материал

 

 

 

 

Итого:

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

ЦОР

Дата

План

Факт

 

 

4 четверть

 

 

 

 

 

79-80.

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием

предлогов.

2

Дидактический и раздаточный материал

 

 

 

81.

Восприятие времени.

Порядок месяцев в году.

1

Работа с распечатанным материалом

 

 

 

82-83.

Знакомство с часами (циферблат, стрелки).

2

Логические задачи

 

 

 

84.

Меры времени (секунда, минута, час, сутки).

1

Презентация «Весна»

 

 

 

85-86.

Определение времени по часам. Игра с моделью часов.

2

Аудиозаписи

 

 

 

87.

Развитие моторики, графомоторных навыков. Графический диктант (по показу).

1

Просмотр видеофрагментов

 

 

 

88-89.

Работа в технике объемной аппликации.

2

Мультипликаци-онный фильм

 

 

 

90.

Тактильно – двигательное восприятие.  Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).

Определение на ощупь формы предмета.

1

Практический материал

 

 

 

91-92.

Развитие зрительного восприятия. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

2

Визуальный материал (фото, иллюстрации)

 

 

 

93.

Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи».

1

Развивающая игра

 

 

 

94-95.

Звуковая имитация (подражания звукам окружающей среды)

2

Видеоряд сюжетных картинок

 

 

 

96.

Восприятие пространства. Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.

1

 

 

 

 

97-98.

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием

предлогов.

2

Электронное пособие «Что Где Находится»

 

 

 

99.

Восприятие времени. Времена года.

1

Видеофрагменты

 

 

 

100-101

Различение цветов и оттенков. Конструирование предметов из геометрических фигур (3-4 детали). Составление целого из частей (4-5 детали) на разрезном наглядном материале.

2

Визуальный материал (фото, иллюстрации)

 

 

 

102

Итоговое занятие

1

Игра-презентация

 

 

 

 

Итого:

24

 

 

 

 

 

Всего:

102