Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы Руководитель МО учителей русского языка и литературы
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература (русская)»
для 6 класса
на 2021-2022 учебный год
Составила
Бухтеева Ольга Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
2021 год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)»
6 г класс
Название учебного предмета |
«Родная литература (русская)» |
|
Класс |
6 |
|
Количество часов |
18 |
|
Учебное пособие |
Родная русская литература. 6 кл. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. Александровой О.М., Аристовой М. А. и др. – М.: Просвещение, 2021. |
|
Составители |
|
|
Цель курса |
•воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России; •формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию; •осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры; •развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве. |
|
Структура курса |
Россия – родина моя |
5 |
|
Русские традиции |
5 |
|
Русский характер – русская душа |
7 |
Родная литература (русская)
6 класс
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
• осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
• способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
• неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
• понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
• проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
• понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
• осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
• овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
• применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
• накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
2. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)».
РАЗДЕЛ 1 РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2 РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3 РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
3. Тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)», в том числе с учетом рабочей программы воспитания
Тематическое планирование по родной литературе (русской) для 6-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
3. Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
• к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
• к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
• к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
• к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
• к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
• к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
• к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
№п/п |
Наименование раздела, темы |
Общее количество часов |
Количество часов, отведенных на: |
||
контрольные работы |
практические работы |
проектную и исследовательскую деятельность |
|||
|
Россия – родина моя |
5 |
0 |
0 |
1 |
|
Русские традиции |
5 |
0 |
0 |
1 |
|
Русский характер – русская душа |
7 |
1 |
0 |
1 |
Модуль «Школьный урок» в программе воспитания предполагает свой воспитательный потенциал, который реализует учитель-предметник. Каждый урок предполагает следующие воспитательные аспекты:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даѐт им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
4. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)». 6 класс
Учебное пособие: Русский родной язык. 6 класс. Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И., Вербицкая Л. А., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Казакова Е. И., Васильевых И. П. - М: Учебная литература, 2021.
Количество часов в неделю по учебному плану – 1.
Количество часов по рабочей программе с учётом всех учебных календарных дней – 17.
Форма годовой промежуточной аттестации – итоговый срез знаний.
№ п\п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
план. |
факт. |
|||
РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (5) |
||||
Преданья старины глубокой |
||||
1. |
Русские былины: богатыри и богатырство. (Былина «Илья Муромец и Святогор».. ) |
1 |
|
|
2. |
Былинные сюжеты и герои в русской литературе (И. А. Бунин. «Святогор и Илья». М. М. Пришвин. «Певец былин»). |
1 |
|
|
Города земли русской |
||||
3. |
Русский Север: Архангельск в русской литературе (С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня). Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»). |
1 |
|
|
Родные просторы |
||||
4. |
Стихи русских поэтов о зиме (И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…», Н. М. Рубцов. «Первый снег».) |
1 |
|
|
5. |
По мотивам русских сказок о зиме (Е. Л. Шварц. «Два брата».) |
1 |
|
|
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5) |
||||
Праздники русского мира |
||||
6. |
Масленица (М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».) |
1 |
|
|
7. |
А. П. Чехов. «Блины». |
1 |
|
|
8. |
Тэффи. «Блины». |
1 |
|
|
Тепло родного дома |
||||
9. |
В. А. Рождественский. «Русская природа». К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок». |
1 |
|
|
10. |
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером». |
1 |
|
|
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7) |
||||
Не до ордена – была бы Родина |
||||
11. |
Оборона Севастополя (А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище». Рюрик Ивнев. «Севастополь».) |
1 |
|
|
Загадки русской души |
||||
12. |
Чудеса нужно делать своими руками (Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…» Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».) |
1 |
|
|
13. |
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной». |
1 |
|
|
О ваших ровесниках |
||||
14. |
Реальность и мечты. Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»). |
1 |
|
|
15. |
Реальность и мечты. Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент). |
1 |
|
|
Лишь слову жизнь дана |
||||
16. |
Итоговый срез знаний |
1 |
|
|
17. |
На русском дышим языке. К. Д. Бальмонт. «Русский язык».Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…» |
1 |
|
|
График проведения контрольных работ по учебному предмету
«Родная литература (русская)».
6 класс
№ п/п |
Тема |
Дата |
|
план. |
факт. |
||
1. |
Итоговый срез знаний. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.