Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Киевская основная общеобразовательная школа № 8
Лазовского района Приморского края
|
|
|
|
||
Рассмотрено
Фролова
Е.Б |
Согласовано: Протокол № _8 от 30.08.2016 г.
|
Утверждаю Директор МБОУ Киевской ООШ № 8
_____________ А.С. Долгова Приказ № 55 от 02.09.2020 г
|
|||
Рабочая программа по родному русскому языку
3 класс
Учитель: Радакаева Лариса Владимировна
Учебный год: 2020-2021
с. Киевка
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основе нормативных документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова
УМК «Перспектива» авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова
Учебник: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 3 класс. Учебное пособие.- М.: Просвещение. 2019.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часа (1 час в неделю первое полугодие) 34 (0,5 часа в год) учебные недели в 3 классе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Русский язык: прошлое и настоящее Ученик научится
- распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);
- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);
- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);
- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- различать эпитеты, сравнения;
- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;
- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
Язык в действии Ученик научится
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- различать по суффиксам различные оттенки значения слов;
-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);
- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);
- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
Секреты речи и текста Ученик научится
- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
-анализировать типичную структуру рассказа
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве - Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
Содержание курса
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.)
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема |
Основные виды учебной деятельности |
Примечание |
|
План |
Факт |
||||
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч) |
||||||
1 |
|
|
Где путь прямой, там не езди по кривой. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). |
Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; используют словарные статьи для определения лексического значения слова. |
|
|
2 |
|
|
Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми. |
Учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами. |
|
|
3 |
|
|
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления и растения. |
Обучающиеся познакомятся со словами, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). |
|
|
4 |
|
|
Сошлись два друга – мороз да вьюга. Слова, называющие природные явления и растения. |
Работают со словами, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). |
|
|
5 |
|
|
Ветер без крыльев летает. Слова, называющие природные явления и растения. |
Работают со словами, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). |
|
|
6 |
|
|
Какой лес без чудес. Слова, называющие природные явления и растения. |
Определяют понятие «лексическое значение слова», сочетаемость слов. Осуществляют анализ лексического значения слова. |
|
|
7 |
|
|
Дело мастера боится. Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник и др.). |
Используют словарные статьи для определения лексического значения слова. Выделяют существенную информацию из небольших читаемых текстов. |
|
|
8 |
|
|
Заиграйте, мои гусли… Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей |
Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике. |
|
|
9 |
|
|
Что ни город, то норов. Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии». |
Познакомятся с названиями старинных русских городов. Выполняют проектные задания (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). |
|
|
10 |
|
|
У земли ясно солнце, у человека – слово. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п. ). Представление проектов, результатов исследовательской работы. |
Научатся подбирать и употреблять метафоры, сравнения, эпитеты и олицетворение в устной и письменной речи. Работают со словарем синонимов. |
|
|
Раздел 2. Язык в действии (5 ч) |
||||||
11 |
|
|
Для чего нужны суффиксы. Как правильно произносить слова. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). |
Упражняются в словообразовании. Работают с морфемно-словообразовательным словарём.
|
|
|
12 |
|
|
Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? Специфика грамматических категорий русского языка. Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. |
Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. |
|
|
13 |
|
|
Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам? Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. |
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). |
|
|
14 |
|
|
Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных. |
Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). |
|
|
15 |
|
|
Зачем в русском языке такие разные предлоги? Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных. |
Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). |
|
|
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 ч) |
||||||
16 |
|
|
Создаем тексты-рассуждения. Особенности устного выступления. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации. Учимся редактировать тексты. |
Познакомятся со структурой текста-рассуждения. Составят рассуждение в художественном и научном стилях. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). |
|
|
17 |
|
|
Создаем тексты-повествования. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Представление проектов, результатов исследовательской работы. |
Учатся определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.